Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2014 в 14:04, курсовая работа
В последние годы российское законодательство развивалось в направлении совершенствования правовых основ бюджетной системы, а такой вопрос, как бюджетный процесс, до сих пор занимает одно из главных мест бюджетной политики. Несмотря на принятие значительного количества изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, направленных на реализацию порядка использования бюджетных средств, правоприменительная практика выявила недостатки, требующие совершенствования не только бюджетного, но и всего финансового законодательства с целью развития государственных финансов России.
Целью работы является исследование бюджетного процесса субъекта Российской Федерации на примере Пермского края.
Объектом исследования является Пермский край.
Введение……………………………………………………………………………..… 3
Глава 1. Сущность и назначение бюджета РФ………………………………..…….. 4
Особенности бюджетной системы РФ………………………………… …….4
Правовые основы бюджетного процесса РФ………………………………… 6
Экономическая сущность бюджета РФ……………………………………. 10
Глава 2. Особенности бюджетного процесса в Пермском крае…………………… 19
2.1. Стадии бюджетного процесса в Пермском крае…………………………………19
2.2. Анализ основных характеристик бюджета Пермского края на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов………………………………………………..…23
2.2.1. Основные направления бюджетной и налоговой политики Пермского края на 2012-2014 годы……………………………………………………………………….. 23
2.2.2. Анализ доходов бюджета Пермского края на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов………………………………………………………………………….... 27
2.2.3. Анализ расходов бюджета Пермского края на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов………………………………………………………………………….. 31
Глава3. Разработать основные направления совершенствования бюджетного процесса………………………………………………………………………..……… 36
Заключение……………………………………………………………………………. 48
Список литературы……………………………………………………………………. 49
О Г Л А В Л Е Н И Е
с.
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Сущность и назначение бюджета РФ………………………………..…….. 4
Глава 2. Особенности бюджетного процесса в Пермском крае…………………… 19
2.1. Стадии бюджетного процесса в Пермском крае…………………………………19
2.2. Анализ основных характеристик бюджета Пермского края на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов………………………………………………..…23
2.2.1. Основные направления
2.2.2. Анализ доходов бюджета Пермского края
на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов…………………………………………………………………
2.2.3. Анализ расходов бюджета
Пермского края на 2012 год и
плановый период 2013 и 2014 годов…………………………………………………………………
Глава3. Разработать основные направления
совершенствования бюджетного процесса…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Бюджетная система является одним из важнейших институтов государства. На протяжении тысячелетий его существования финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетный фонд, обеспечивают государственным, территориальным и местным органам власти выполнение возложенных на них функций.
В настоящее время значительно возрастает роль бюджетной системы при осуществлении государственного регулирования экономики. Она позволяет управлять экономическими и социальными процессами в интересах членов общества. От того, насколько эффективно формируется, утверждается и исполняется бюджет, от правильного использования налоговых поступлений зависит экономическое развитие предприятий и организаций, снижение социальной напряженности в стране. Это предопределяет место, которое бюджетная система занимает в экономике страны.
В последние годы российское законодательство развивалось в направлении совершенствования правовых основ бюджетной системы, а такой вопрос, как бюджетный процесс, до сих пор занимает одно из главных мест бюджетной политики. Несмотря на принятие значительного количества изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, направленных на реализацию порядка использования бюджетных средств, правоприменительная практика выявила недостатки, требующие совершенствования не только бюджетного, но и всего финансового законодательства с целью развития государственных финансов России.
Целью работы является исследование бюджетного процесса субъекта Российской Федерации на примере Пермского края.
Объектом исследования является Пермский край.
Глава 1. Сущность и назначение бюджета субъекта РФ
1.1. Особенности бюджетной системы РФ
Бюджетная система страны, в первую очередь, определяется действующим государственным устройством. В унитарных государствах бюджетная система имеет два уровня - государственный бюджет и многочисленные местные бюджеты. В федеративных же государствах, к которым относится и Россия, бюджетная система состоит из трех звеньев: государственный бюджет (или федеральный бюджет, или бюджет центрального правительства); бюджеты членов Федерации (субъектов Федерации); местные бюджеты.
Основой функционирования и развития бюджетной системы Российской Федерации выступает Бюджетный кодекс Российской Федерации, в котором бюджетная система определена как: «основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов». В каждом государстве в зависимости от бюджетной системы и принципов ее построения определяется его бюджетное устройство. Бюджетное устройство является ядром бюджетной политики, поскольку определяет организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношения между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств.
Бюджетная система РФ, как система любого федеративного государства, состоит из бюджетов трех уровней (рис.1.):
Рис. 1. Структура бюджетной системы Российской Федерации
С помощью региональных бюджетов государство осуществляет выравнивание уровней экономического и социального развития территорий, которые в результате исторических, географических, военных и других условий отстали в своем экономическом и социальном развитии от других районов страны. Для преодоления такой отсталости разрабатывается региональные программы, финансируемые из региональных бюджетов;
Бюджетная система Российской Федерации чрезвычайно сложна, как сложны и все ее составляющие: федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации, местные бюджеты. Федеральный бюджет балансирует доходы и расходы государства в целом, осуществляет необходимое перераспределение доходов между социальными группами, между регионами. Территориальные же бюджеты способствуют осуществлению конкретных программ на местах. И то, и другое жизненно важно для функционирования экономики страны и успешного ее развития.
Итак, бюджеты субъектов Российской Федерации входят во второй уровень бюджетной системы РФ. Бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ.
1.2. Правовые основы бюджетного процесса РФ
Законодательная база осуществления бюджетного процесса в РФ строится с учетом федеративного устройства государства. Действующей нормативно-правовой базой, регулирующей бюджетный процесс в РФ, является иерархия правовых актов (рис. 3.):
Рис. 3. Иерархия правовых актов, регламентирующих бюджетный процесс
Бюджетный процесс в России регулируют более двадцати нормативных актов, многие положения которых неадекватно отражают характер реальных противоречивых процессов в экономике России и в отдельных ее регионах. Данное обстоятельство определяет исключительные трудности процесса формирования и исполнения бюджетов различных уровней.1
Важнейшим источником правого регулирования процесса формирования и исполнения бюджета является Конституция РФ. Конституция - это основной закон государства, который выражает волю народа и закрепляет в интересах каждого из нас важнейшие начала общественного строя и государственной организации страны, это основной правовой акт, который стоит на первом месте в законодательстве страны и обладает всеми чертами, которые присущи закону. Все конституции, уставы и законы субъектов РФ должны соответствовать Конституции РФ и федеральным законам.
Действующая в настоящее время Конституция РФ была принята 12 декабря 1993 года всенародным голосованием и вступила в силу с момента опубликования результатов голосования - 25 декабря 1993 года. В ней закреплено федеративное устройство нашего государства, которое основано на государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, в том числе в области бюджета. Каждый субъект РФ имеет свой бюджет, средства которого предназначены для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам его ведения.
В развитие основных положений в области бюджетного права, зафиксированных в Конституции РФ, издаются специальные законодательные акты. Наиболее важным и емким из законодательных актов, изданных в области бюджетного права, является Бюджетный кодекс РФ.
Бюджетный кодекс РФ служит целям финансового регулирования, устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, определяет основы бюджетного процесса в Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.
Бюджетный кодекс РФ - основной документ, регулирующий бюджетный процесс в РФ. Принятие данного закона – попытка окончательно разрешить многие проблемы бюджетного процесса в Российской Федерации. В частности, ежегодно меняющийся порядок организации взаимоотношений между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ при составлении и утверждении федерального бюджета, формировании бюджетов территорий указывает на необходимость закрепления основных принципов этих взаимоотношений в постоянно действующем акте. Чрезвычайно остро стоит проблема ответственности участников бюджетного процесса за неполное и несвоевременное финансирование, нецелевое использование бюджетных средств, невозврат бюджетных ссуд, другие нарушения бюджетных процедур.
Бюджетный кодекс определил круг бюджетных правоотношений, т.е. отношений, возникающих между субъектами бюджетного права в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения и исполнения бюджетов, контроля за исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга. Он также определил структуру бюджетного законодательства, установил вертикальное распределение компетенций между уровнями власти.
Для того, чтобы обеспечить сопоставимость показателей бюджетов всех уровней при составлении и исполнении бюджетов используется единая бюджетная классификация для бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.
Бюджетная классификация является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней с присвоением объектам классификации группировочных кодов, обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней. Бюджетная классификация устанавливает единство формы бюджетной документации, представления необходимой информации с одного уровня бюджета на другой для составления консолидированных бюджетов Российской Федерации, согласованных принципов бюджетного процесса.
Бюджетная классификация осуществляет группировку доходов и расходов, а также источников покрытия его дефицита по следующим направлениям:
Перечисленные направления являются едиными на всей территории Российской Федерации и используются при составлении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней и составлении консолидированных бюджетов всех уровней.
Органы власти субъектов Федерации самостоятельно осуществляют законодательное регулирование бюджетного устройства и бюджетного процесса на соответствующей территории, исходя из рамочных условий, установленных законодательством РФ. Законодательство субъектов РФ определяет виды бюджетов, порядок составления, утверждения, исполнения бюджетов, осуществление контроля. На практике в бюджетных законах перечисляются бюджеты, существующие на территории; определяются основы формирования их доходов и расходные полномочия; устанавливается распределение прав по бюджетному процессу.
Основным документом, регламентирующим процесс формирования и исполнения бюджета в Пермском крае, является Закон Пермского края «О бюджетном процессе в Пермском крае». Закон определяет бюджетное устройство, которое основывается на принципах единства, гласности и самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему края, четкого разграничения функций между бюджетами разного уровня, равноправия муниципальных образований в бюджетной сфере.
Информация о работе Особенности бюджетного процесса в Пермском крае