Особенности и перспективы бюджетного планирования в РФ на региональном уровне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2014 в 23:58, курсовая работа

Краткое описание

Совершенствование бюджетной системы и системы межбюджетных отношений является составной частью социально-экономических преобразований в России. Успех экономической стабилизации во многом зависит от создания оптимальных форм бюджетных взаимоотношений, четкого механизма выравнивания горизонтальных и вертикальных дисбалансов в бюджетах всех уровней. Формирование такого механизма – непростая задача для любой страны и особенно для России, объединяющей 89 различных по статусу субъектов Федерации: 21 суверенную республику, 6 краев, 50 областей, 3 автономные области, 7 автономных округов и два мегаполиса: Москва и Санкт-Петербург.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ 6
1.1. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВ РЕГИОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 6
1.2. СУЩНОСТЬ И ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В РЕГИОНАХ РФ 13
1.3. ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ МЕТОД ПЛАНИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ 21
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО БЮДЖЕТА В РФ 32
2.1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЛАНИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ НА ПРИМЕРЕ БЮДЖЕТОВ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ В 2000-2004 ГГ. 32
ПОКАЗАТЕЛИ 40
2.2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО МЕТОДА ПЛАНИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО БЮДЖЕТА НА ПРИМЕРЕ БЮДЖЕТОВ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ В 2000-2004 ГГ. 41
ГЛАВА 3. СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В РЕГИОНАХ РФ 55
3.1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В 2000-2004 ГГ. 55
3.2. РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ, ИХ СВЯЗЬ С МЕХАНИЗМАМИ БЮДЖЕТНОГО МЕНЕДЖМЕНТА 62
3.3. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ИХ РАЗРЕШЕНИЮ 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 77

Вложенные файлы: 1 файл

Особенности и перспективы бюджетного планирования в РФ на региональном уровне.doc

— 441.50 Кб (Скачать файл)

 


 


Особенности и перспективы бюджетного планирования в РФ на региональном уровне за 2000-2004г. (по материала Минфина РФ)

 

Оглавление

 

Введение

 

Актуальность, цели и задачи данной курсовой работы обусловлены следующими положениями.

Совершенствование бюджетной системы и системы межбюджетных отношений является составной частью социально-экономических преобразований в России. Успех экономической стабилизации во многом зависит от создания оптимальных форм бюджетных взаимоотношений, четкого механизма выравнивания горизонтальных и вертикальных дисбалансов в бюджетах всех уровней. Формирование такого механизма – непростая задача для любой страны и особенно для России, объединяющей 89 различных по статусу субъектов Федерации: 21 суверенную республику, 6 краев, 50 областей, 3 автономные области, 7 автономных округов и два мегаполиса: Москва и Санкт-Петербург.

Существующая система фискального федерализма в значительной степени определяет экономическую политику, проводимую региональными властями. Налоговые полномочия регионов, порядок распределения федеральных налогов между центром и регионами, стабильность такого рода отношений определяют наличие и интенсивность стимулов к наращиванию налоговых поступлений в региональный бюджет, что может быть достигнуто как за счет увеличения ставок региональных и местных налогов, улучшения налогового администрирования, так и за счет увеличения налоговой базы путем создания условий роста экономической активности в регионе. Точно так же рассматриваемые особенности бюджетного устройства воздействуют на структуру и эффективность расходов бюджетов регионов.

Управление расходами бюджета представляет собой важную часть бюджетной политики и в значительной мере определяется состоянием бюджетного процесса, порядком планирования, утверждения и исполнения бюджета в части расходов, а также контролем над его исполнением. Таким образом, совершенствование практики бюджетирования следует рассматривать как важный инструмент повышения эффективности государственных расходов. Меры по повышению эффективности государственных расходов актуальны практически во всех странах, независимо от того, исполняется ли их бюджет с дефицитом или профицитом.

Приведенными положениями обусловлена актуальность выбранной темы данной курсовой работы.

Целью данной работы является анализ существующих особенностей и перспектив бюджетного планирования в Российской Федерации на региональном уровне.

В соответствии с указанной целью при выполнении данной курсовой работы был поставлен ряд взаимосвязанных задач, в соответствии с последовательным которых выстроена структура данной работы:

  • исследование основных положений о региональной бюджетной политике в субъектах Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством;
  • изучение сущности и особенностей бюджетного планирования в регионах РФ;
  • анализ существующих методов планирования региональных бюджетов и исследование особенностей программно-целевого метода  планирования бюджета;
  • исследование особенностей применения программно-целевого метода  планирования бюджета на примере одного субъекта РФ – Орловской области;

 

 

1. Основы региональной бюджетной  политики в России

Бюджет – это  роспись денежных доходов (поступлений) и расходов (использования), составляемая для государства, местных органов управления, фирм, предприятий, учреждений, семей или отдельного лица на определенный период (год, квартал, месяц). Приходная и расходная части бюджета содержат указания на источники поступления и направления расходования денежных средств. Если расходы превышают доходы, то баланс бюджета сведен с дефицитом. Превышение же доходов над расходами образует положительный остаток. Бюджет является основным финансовым планом государства.

Бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты) по своему формальному содержанию представляют фонды денежных средств, предназначенных для реализации задач и функций, возлагаемых на органы государственной власти соответствующих субъектов Федерации.

 Содержание и внутренняя структура региональных бюджетов полностью отражают все основные стороны федерального бюджета. Их формирование происходит в тесной взаимосвязи с развитием федерального бюджета. Бюджеты субъектов Федерации — один из главных каналов доведения до населения конечных результатов общественного производства. Через них общественные фонды потребления распределяются между отдельными административно-территориальными единицами и социальными группами населения. Кроме того, из данных бюджетов финансируется и развитие отраслей производственной сферы, объем продукции и услуг которых выступает важным показателем благосостояния народа.

Статья 15 Бюджетного кодекса РФ законодательно регламентирует понятия «бюджет субъекта Российской Федерации» и «консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации». В соответствии с текстом указанной статьи, бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Российской Федерации. Бюджет субъекта Российской Федерации и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации.

На рисунке 1 приведена схема структуры консолидированного бюджета области, который выполняет функцию объединения бюджетных показателей территории какой-либо области. В нем находят отражение результаты разработки и реализации бюджетно-финансовой политики в регионе; условия сбалансированности доходов и расходов в целом по бюджету субъекта РФ.

 

Рисунок 1. Структура консолидированного бюджета области

 

Регулирование регионального развития не может быть результативным, если не будет основываться на строгих теоретических представлениях о сути этого развития и смысле его регулирования. Для определения сущности регулирования регионального развития необходимо определить, конечно, сам смысл и цель регионального развития. Сущность регионального развития адекватна сути и цели государственного регулирования, которая будет определять конкретные формы (структуру) государственного регулирования.

Ежегодный бюджетный процесс, рост цен на товары и услуги естественных монополий, изменение налоговой политики и прочее происходят скорее всего по политическим соображениям вопреки экономической теории. Конечно, это делается в интересах построения нового общества с устойчивой экономикой. Какие экономические отношения можно считать устойчивыми и системообразующими общества. Все экономические средства условно делятся на личные доходы, капиталы предпринимателей и общественные бюджеты. Доходы граждан многоканальны и включают натуральную продукцию и деньги теневой экономики. В государстве созданы юридические основы предпринимательской деятельности, но не обоснованы механизмы роста капитала. Для нашего государства сохраняется важная роль за бюджетами всех уровней.

Одним из важных вопросов управления экономикой является группировка субъектов федерации по однородности доходной и расходной частей бюджетов. В настоящее время субъекты федерации делятся в соответствии с Конституцией РФ на республики, края, области, автономные округа. В прошлом они объединялись по экономическим районам, а в настоящее время - по федеральным округам. По этим трем моделям классификации были рассчитаны статистические показатели доходности бюджетов в расчете на 1 жителя и 1 кв.км.

По конституционной классификации наибольшей доходностью на 1 кв.км. обладают города федерального значения. Другие субъекты федерации, за исключением автономных округов, имеют сопоставимый порядок чисел, т.е. примерно равную доходность. Интересно, что статус республики или края не выделяет их по доходности бюджета от многочисленных областей РФ. Еще меньшее различие в доходности бюджета на 1 человека по конституционной классификации, за исключением автономных округов.

Наибольшее различие между медианой и средней арифметической по доходности на 1 кв.км. у автономных округов (1,5 – 1,9 раза), менее у республик России (1,5 – 1,6) и краев (1,4) и минимальный у областей - (1,2 – 1,3).

Удельная доходность бюджетов в расчете тыс.руб. на 1 жителя не отличалась между республиками, областями и краями России, как по средней арифметической, так и по медиане и находилась в диапазоне 4,079 - 8,497 тыс.руб. на человека. По федеральным городам этот показатель в 2 раза выше (при сохранении равенства между медианой и средней величиной). Наибольшая доходность по автономным округам в расчете на 1 жителя 33 – 55 тыс.руб.

Доходность бюджета по территории с делением по экономическим районам имеет существенное различие от максимальных средних значений для Северо – Западного района (16000 – 21000 тыс.руб. на кв.км) до минимальных – для Восточно - Сибирского (15 – 23). Между этими крайними районами другие расположились в следующей убывающей последовательности: Центральный, Поволжский, Северо-Кавказский, Центрально-Черноземный, Волго-Вятский, Уральский, Западно-Сибирский, Северный и Дальневосточный районы. Для всех экономических районов характерно приблизительное равенство между средней арифметической и медианой за исключением Северо-Западного Центрального и Поволжского районов.

Доходность бюджета в расчете на 1 жителя максимальна в Восточно-Сибирском, Дальневосточном и Западно-Сибирском экономических районах 13 – 21 тыс.руб.) и минимальна в Северо-Кавказском, Волго-Вятском и Центрально-Черноземном экономических районах (3,4 – 5,2 тыс.руб). Другие экономические районы России расположились в следующей убывающей последовательности: Северный, Северо-Западный, Центральный, Уральский и Поволжский.

Бюджетное планирование осуществляется органами государственной власти и управления. Бюджетное планирование включает бюджетный процесс как порядок составления и исполнения бюджетов разного уровня, его нормативно-правовую базу и организационную основу, а также вопросы теории и методологии составления бюджетов страны. Основы бюджетного планирования определяются Конституцией и законами страны.

Небезынтересными являются также следующие две дефиниции.

1. Бюджетное планирование на нулевой основе – в этом случае планирование начинается с посылки, что в основе бюджета какого-либо правительственного агентства отсутствует финансирование. Поэтому до того, как расходы этих агентств будут включены в бюджет, по каждой программе агентства или ее компоненту по определенным критериям должна быть проведена оценка и сравнениес другими программами или программами других агентств. Метод оценки при этом используется на основе анализа затрат-результатов.

2. Бюджетное планирование по программам (система планирования и финансирования) – целью этого метода планирования является совершенствование принятия решений и распределения ресурсов в сфере государственных финансов для повышения эффективности федеральных бюджетных процедур. При этом структурирование бюджетных расходов осуществляется на основе целей (программ).

Бюджетный процесс в регионе (субъекте) Российской  Федерации – это регламентируемая нормами бюджетного права деятельность органов государственной власти субъекта Российской  Федерации, а также других участников бюджетного процесса по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению  бюджета субъекта Российской Федерации, контролю за его исполнением, а также по заключению данного бюджета. Следует иметь в виду, что само понятие «бюджетный процесс» применяется в финансово-правовой литературе в двух значениях. В первом значении им обозначают разновидность бюджетной деятельности. Именно в этом значении раскрыто понятие бюджетного процесса в приведенном выше определении. Во втором значении под бюджетным процессом понимают институт бюджетного права (как раздела финансового права), регулирующего данный вид бюджетной деятельности.

Бюджетный процесс в субъекте Российской  Федерации осуществляется на определенных принципах. К числу этих принципов можно отнести следующие.

1. Принцип ежегодности бюджета.

Этот принцип означает, что бюджет (как финансовый план) разрабатывается и утверждается ежегодно (желательно, до начала планируемого года). Все стадии бюджетного процесса повторяются из года в год, в той же последовательности и периодичности как они проходили в прошлом, так же они будут осуществляться и в будущем.

2. Принцип гласности и публичности бюджетного процесса.

Этот принцип означает:

а) обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проекту бюджета, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа  государственной власти субъекта Российской  Федерации, либо между законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти данного субъекта Российской  Федерации;

б) обязательное опубликование в открытой печати утвержденного бюджета субъекта Российской  Федерации и отчетов о его исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджета, а также доступность иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной власти субъекта Российской  Федерации.

3. Принцип разграничения компетенции между исполнительными и законодательными органами субъекта Российской  Федерации на всех стадиях бюджетного процесса. Так, разработка проекта бюджета осуществляется только исполнительным органом государственной власти субъекта Российской  Федерации, утверждение бюджета – только законодательным (представительным) органом этого субъекта, исполнение бюджета – вновь возлагается на исполнительный орган, утверждение отчета об исполнении бюджета – находится в исключительной компетенции законодательного органа. В таком разграничении проявляется и конституционный принцип разделения государственной власти на законодательную и исполнительную.

Информация о работе Особенности и перспективы бюджетного планирования в РФ на региональном уровне