Правовая основа деятельности государственных внебюджетных фондов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 11:05, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы –закрепление теоретического материала по предмету, более глубокое освоение. Изучить сущность и правовую основу деятельности государственных внебюджетных фондов.
Задачи курсовой:
1) Изучить сущность, понятие внебюджетных фондов;
2) Рассмотреть правовой статус и классификацию внебюджетных фондов;
3) Изучить правовую основу функционирования государственных внебюджетных фондов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Общая характеристика и правовой статус государственных внебюджетных фондов………………………………………………………..…..5
1.1 Понятие и классификация государственных внебюджетных фондов..5
1.2 Общие принципы и правовой статус государственных внебюджетных фондов………………………………………………………………………..……8
Глава 2. Правовая основа деятельности государственных внебюджетных фондов……………………………………………………………………..……..11
2.1 Пенсионный фонд…………………………………………………….….11
2.2 Фонд социального страхования…………………………………….….14
2.3 Фонд обязательного медицинского страхова………………….….….18
2.4 Взносы в ПФР, ФСС, ФОМС……………………………………..….…21
Заключение………………………………………………………………..…..….32
Список литературы…………………………………………………………..…..33

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по финансам.docx

— 60.46 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Общая характеристика и правовой статус государственных   внебюджетных фондов………………………………………………………..…..5

      1.1 Понятие и классификация государственных внебюджетных фондов..5

      1.2 Общие принципы и правовой статус государственных внебюджетных            фондов………………………………………………………………………..……8

Глава 2. Правовая основа деятельности государственных внебюджетных фондов……………………………………………………………………..……..11

     2.1 Пенсионный фонд…………………………………………………….….11

     2.2 Фонд социального страхования…………………………………….….14

     2.3 Фонд обязательного медицинского страхова………………….….….18

     2.4  Взносы  в ПФР, ФСС, ФОМС……………………………………..….…21

Заключение………………………………………………………………..…..….32

Список литературы…………………………………………………………..…..33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

       Государственный бюджет всегда являлся важным инструментом воздействия на развитие экономики и социальной сферы.                                                            Функционирование государственного бюджета происходит посредством экономических форм - доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта. Доходы и расходы бюджета - это объективно обусловленные категории, каждая из которых имеет специфичное общественное значение; доходы служат финансовой базой деятельности государства, расходы - удовлетворению общегосударственных потребностей. Именно с помощью бюджета государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Ни одно из звеньев финансов не осуществляет такого многовидового и многоуровневого перераспределения средств, как бюджет. Вместе с тем, отображая экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики, бюджет дает четкую картину того, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, показывает, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей.

       Переход к рыночной экономике сопровождался формированием принципиально новой финансовой системы, важным звеном которой являлись и являются в настоящее время внебюджетные фонды государства - совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении федеральных, региональных органов власти или местных органов самоуправления и имеющих целевое назначение.

      Первоначально внебюджетные фонды появились в виде специальных фондов или особых счетов задолго до возникновения бюджета. Государственная власть с расширением своей деятельности нуждалась во все новых расходах, требовавших средств для своего покрытия. Эти средства концентрировались в особых фондах, предназначенных для специальных целей. Такие фонды носили, как правило, временный характер. С выполнением государством намеченных мероприятий фонды заканчивали свое существование. В связи с этим количество фондов постоянно менялось.

     С укреплением централизованного государства начинался период унификации специальных фондов. На основе объединения различных фондов был создан государственный бюджет. В современных условиях наряду с бюджетом вновь повышается значение внебюджетных фондов.

     Внебюджетные фонды в финансовой системе России созданы в соответствии с Законом РСФСР "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР" (от 10 октября 1991 г.). Главная причина их создания - необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными источниками дохода.

    Анализ направлений и результатов деятельности внебюджетных фондов является актуальной задачей. Ее значение в настоящее время существенно в связи с постоянным дефицитом бюджета страны и необходимостью целенаправленного решения социальных проблем, финансируемых за счет этих фондов.

    Объект исследования - государственные внебюджетные фонды.

    Предмет исследования - правовая основа деятельности государственных внебюджетных фондов.

    Цель курсовой работы –закрепление теоретического материала по предмету, более глубокое освоение. Изучить сущность и правовую основу деятельности государственных внебюджетных фондов.

   Задачи курсовой:

1) Изучить сущность, понятие  внебюджетных фондов;

2) Рассмотреть правовой  статус и классификацию внебюджетных  фондов;

3) Изучить правовую основу  функционирования государственных  внебюджетных фондов.

Структура работы - введение, две главы, заключение, список литературы.

 

 

 

 

Глава 1. Общая характеристика и правовой статус государственных  внебюджетных фондов

1.1 Понятие и классификация  государственных внебюджетных фондов

          Внебюджетные фонды создаются федеральным и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления для аккумуляции в них денежных средств, поступающих как в обязательном порядке, так и на добровольной основе. Расходование средств этих фондов осуществляется по строго целевому назначению - на государственное социальное страхование, дополнительное финансирование затрат на укрепление материально-технической базы и социальное обеспечение фискальных и правоохранительных органов, на развитие социальной и производственной инфраструктуры территории и др. Государственные и местные внебюджетные фонды являются составной частью подсистемы государственных и муниципальных финансов.

     Внебюджетные фонды - это своеобразная форма аккумуляции перераспределения денежных средств, используемых, во-первых, для финансирования конкретных социальных потребностей общегосударственного значения и, во-вторых, для дополнительного финансирования территориальных нужд, осуществляемого органами исполнительной власти субъекта РФ и органами самоуправления.             Внебюджетные фонды создаются по решению Федерального Собрания России на федеральном уровне, по решению законодательных органов власти субъектов РФ - на региональном уровне и по решению органов местного самоуправления - на муниципальном уровне. Порядок формирования внебюджетных фондов и контроль за использованием средств в них на местном уровнях регулируется Законом РФ «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления» (от 15 апреля 1993 г.)

     Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение и управляются автономно. По признаку целевой направленности расходования средств их можно объединить в три группы. Первая включает внебюджетные фонды социального страхования, имеющие общегосударственное значение. Вторая группа охватывает внебюджетные фонды межотраслевого и отраслевого назначения. В третью входят различные внебюджетные фонды территориального назначения. (19, с. 88)

   Государственные внебюджетные фонды первой группы.

   Конституция РФ гарантирует каждому гражданину социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, устанавливаемых законом (ст.29). Каждый имеет право: на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст.41,п. 1), на защиту от безработицы (ст.37 п.3). Финансовой основной реализации конституционных гарантий и прав российских граждан являются государственные внебюджетные фонды социального страхования. Основные принципы их функционирования:

    - всеобщность - охватывает всех граждан, независимо от пола, национальности, вероисповедания, места проживания;

   - необлагаемость налогом;

   - общедоступность, многообразие видов социального обеспечения;

   - гласность, демократический характер. (17, с. 45)

    В первую группу входит также Республиканский фонд социальной поддержки населения, созданный Указом Президента РФ от 26.12.91. В отличие от предыдущих четырёх фондов, формируемых в основном за счёт обязательных страховых взносов работодателей и работников, доходы этого фонда складываются за счёт добровольных и иных поступлений.

    Доходы внебюджетных фондов социального страхования формируются за счёт постоянного источника - обязательных страховых взносов работодателей, а в Пенсионный фонд - ещё и взносов работников. Тарифы устанавливаются Федеральным собранием РФ и отличаются большей стабильностью по сравнению с налогами. Сроки уплаты страховых взносов, как правило, один раз в месяц.

     Плательщики обязаны зарегистрироваться в территориальном органе каждого фонда. Вновь созданные предприятия регистрируются в качестве плательщиков в 30-дневный срок со дня учреждения. Не являются плательщиками страховых взносов: воинские формирования РФ - по денежному довольствию военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и Федеральной службы налоговой полиции; общественные организации инвалидов и находящиеся в их собственности предприятия, созданные для осуществления уставных целей учредителей.

   Каждый из государственных внебюджетных фондов является самостоятельным финансово-кредитным учреждением. Средства расходуются на уставную деятельность, обусловленную социальным назначением фонда. Кроме того, как финансово-кредитное учреждение внебюджетный фонд может выступать на финансовом рынке в качестве инвестора, приобретая государственные ценные бумаги с целью получения дохода и увеличения финансовых ресурсов.

    Внебюджетные фонды межотраслевого и отраслевого назначения создаются на федеральном уровне для финансирования затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), стабилизацию и развитие хозяйственной отрасли, социальное и материально-техническое обеспечение отдельных ведомств.

    Территориальные внебюджетные фонды отличаются названиями, определяющими их целевую направленность, но суть их одна:

    1) аккумулировать некоторые неналоговые доходы на специальных счетах, открываемых органом исполнительной власти субъекта РФ или органами местного самоуправления в банковских учреждениях;

    2) расходовать средства по своему усмотрению в соответствии с положением о данном фонде.

      Наиболее распространены территориальные фонды социальной поддержки населения, функционирующие под руководством соответствующих органов исполнительной власти и органов социальной защиты населения, а также фонды развития жилищного строительства.

    Решение об образовании фонда принимают законодательные органы власти субъектов РФ, органы местного самоуправления. В Положении о фонде определяется порядок формирования и расходования фонда, механизм контроля за целевым использованием средств. (16, с. 69)

     Государственными внебюджетными фондами Российской Федерации являются: Пенсионный фонд Российской Федерации; Фонд социального страхования Российской Федерации; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

 

1.2 Общие принципы и  правовой статус государственных  внебюджетных фондов

   

       Политика внебюджетных фондов не может быть абсолютно независимой к налогово-бюджетным (фискальным) мероприятиям. Колебания федерального бюджета от его дефицита до образования излишков и обратно на долгосрочных временных интервалах влияют на объем производства, занятость населения, уровень доходов, а, следовательно, на наполняемость внебюджетных фондов. В свою очередь денежные средства фондов выполняют сглаживающую и стабилизирующую роль при резких колебаниях в доходной части государственного бюджета, основанной на налоговых сборах.

     Поскольку плательщиками взносов во внебюджетные фонды являются юридические и физические (предприниматели) лица, т.е. потребители социальных гарантий, то вопросы уплаты и распределения денежных средств фондов касаются всех граждан России, и поэтому проявляется их заинтересованность в оптимальном функционировании системы внебюджетных фондов.

    Вне федерального бюджета образуются государственные фонды денежных средств, управляемые органами государственной власти Российской Федерации и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на:

   - социальное обеспечение по возрасту;

   - социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о социальном обеспечении;

   - социальное обеспечение в случае безработицы;

   - охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи.

 Каждый фонд имеет особенности при формировании и использовании средств, но есть общие черты для всех фондов:

   - гос. регулирование системы страхования;

   - гос. гарантии соблюдения прав застрахованных лиц, т.е. выполнения страховщиком своих обязательств, независимо от его финансового положения;

   - внебюджетные фонды являются общедоступными и охватывают всех граждан, независимо от пола, национальности и мест проживания;

   - единый механизм формирования фондов из относительно надежной облагаемой базы фонда оплаты труда, что создает возможность самоиндексации доходов фонда;

   - отчисления в фонды осуществляют работодатели от всех сумм оплаты труда, выплаченных работникам, тем самым работодатели страхуют своих работников;

Информация о работе Правовая основа деятельности государственных внебюджетных фондов