Проблемы и перспективы развития потребительского кредита в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2013 в 17:28, курсовая работа

Краткое описание

Потребительский кредит является одним из самых распространенных видов банковских операций в развитых странах Запада. При этом следует под¬черкнуть, что сфера действия потребительского кредита намного шире, чем только покупки то¬варов длительного пользования (durable goods), таких как автомашины, бытовая техника и т. п. Так: покупка недвижимости в рассрочку, по существу, также является одной из разновидностей долгосроч-ного потребительского кредитования; текущие покупки посредством дебетовых кре¬дитных карточек по своей значимости и распрост¬раненности не уступают использованию потреби¬тельского кредита при крупных покупках.

Содержание

Введение
1 Понятие, экономическая сущность и особенности потребительского кредита
1.1 Понятие потребительского кредита и его роль в экономике
1.2 Классификация потребительского кредита
2 Анализ рынка потребительского кредитования в РФ
2.1 Риски потребительского кредитования
3 Проблемы и перспективы развития потребительского кредита в РФ
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая1.doc

— 425.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

1 Понятие, экономическая сущность и особенности потребительского кредита

1.1 Понятие потребительского кредита и его роль в экономике

1.2 Классификация потребительского кредита

2 Анализ рынка потребительского кредитования в РФ

2.1 Риски потребительского кредитования

3 Проблемы и перспективы развития потребительского кредита в РФ

Заключение

Список использованных источников

Введение

 

Развитие банковского  сектора экономики России в течение  последних 15 лет было крайне неравномерным. Крупные кризисы в экономике страны (например, кризисы 1998 или 2008 года) приводили к банкротству крупнейших банков.

Проводимая  в стране экономическая реформа  открыла новый этап и задачи в  развитии банковского дела. И докризисное  состояние экономики страны стимулирует увеличение количества ссуд, выдаваемых физическим лицам, - потребительских кредитов.

Потребительский кредит является одним из самых распространенных видов банковских операций в развитых странах Запада. При этом следует  подчеркнуть, что сфера действия потребительского кредита намного шире, чем только покупки товаров длительного пользования (durable goods), таких как автомашины, бытовая техника и т. п. Так: покупка недвижимости в рассрочку, по существу, также является одной из разновидностей долгосрочного потребительского кредитования; текущие покупки посредством дебетовых кредитных карточек по своей значимости и распространенности не уступают использованию потребительского кредита при крупных покупках.

Потребительский кредит получил такое широкое распространение в промышленно развитых странах в первую очередь потому, что посредством использования данной технологии финансирования покупок резко расширяется емкость рынка по целому спектру потребительских товаров и недвижимости.

В России до кризиса 2008 года наблюдается стремительный рост потребительского кредитования.  Можно выделить несколько причин подобного роста: во-первых, некоторая стабилизация экономического положения и политической жизни России постепенно возвращают людям чувство уверенности, во-вторых, отмечается рост благосостояния населения и, как следствие, появление желания покупать более дорогие вещи, не являющиеся вещами первой необходимости (машины, бытовую технику, новую мебель), в-третьих, опыт последних лет показал неэффективность простого накопления денег вследствие инфляции и колебаний валютных курсов, и, все чаще, предпочтение отдается вложениям в те или иные товары.

Основная  роль потребительского кредитования состоит  в  повышение уровня жизни населения  страны, стимулировании эффективности труда,  уменьшении текучести кадров, и, как следствие, снижение социальной напряженности в обществе.

Актуальность  темы заключается в том, что потребительское  кредитование является формой обслуживания населения, оно стимулирует спрос населения на товары, способствуя увеличению их производства и реализации.

Цель работы – провести анализ потребительского кредитования в России и отразить проблемы и перспективы развития. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

1. Отразить теоретические аспекты потребительского кредитования, включая понятие потребительского кредита и его роль в экономике, классификацию потребительских кредитов, правовое обеспечение потребительского кредитования;

2. Исследовать  состояние потребительского кредитования в РФ, включая анализ рынка потребительского кредитования, оценку надежности банков с помощью системы CAMEL, анализ кредитоспособности заемщика, формы и методы минимизации банковских рисков в системе потребительского кредитования;

3. Показать тенденции и перспективы развития рынка потребительского кредитования в России.

 

 

1 Понятие, экономическая сущность и особенности

потребительского кредита

1.1 Понятия потребительского кредита и его роль в экономике

 

Кредит выступает как  передача во временное пользование материальных ценностей в денежной или товарной форме. При этом кредитные отношения проявляются в виде конкретных кредитных сделок, формы и условия которых отличаются значительным многообразием. Сущность же кредита всегда устойчива и неизменна независимо от специфики проявления, всегда сохраняет черты, присущие экономическим отношениям, лежащим в основе кредита.

Субъектами кредитных  отношений могут быть в принципе любые юридически самостоятельные  хозяйственные субъекты и дееспособные физические лица, вступающие в отношения по поводу временного заимствования стоимости в денежной или товарной форме. Специфика кредитного отношения заключается в том, что его субъекты выступают кредиторами и заемщиками и в качестве таковых обладают характерными чертами.

Кредитор — это  субъект кредитного отношения, предоставляющий стоимость во временное пользование. Заемщик — субъект кредитного отношения, получающий ссуду.

Под потребительскими кредитами  понимаются кредиты, предоставляемые  физическим лицам (потребителям) в целях приобретения товаров (работ, услуг) для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности1.

При определении понятия  потребительского кредита также  можно сослаться на письмо Банка  России от 05.05.08 № 52-Т "О "Памятке заемщика по потребительскому кредиту"2, где потребительский кредит - это кредит, предоставляемый банком на приобретение товаров (работ, услуг) для личных, бытовых и иных непроизводственных нужд.

Можно найти и еще  одно понятие потребительского кредита: потребительский кредит представляет собой процесс отсрочки платежа за потребительские товары, предоставляемые торговым предприятием или же процесс выдачи потребителю банковской ссуды, нужной на покупку необходимых товаров или услуг.3

Особенности потребительского кредита:

  1. Предоставляется в рублях или иностранной валюте, и только гражданам России;
  2. Учитывая общую тенденцию к старению банковских клиентов, кредиты предоставляются как молодым гражданам (от 18 лет), включая студентов, так и пожилым людям (до 70 лет) учитывая, что срок возврата кредита по договору наступает до исполнения заемщику 75 лет;
  3. К потребительским кредитам относятся кредиты, предоставляемые населению, в том числе кредиты на приобретение товаров длительного пользования, ипотечные кредиты, кредиты на неотложные нужды, на образование, оказание услуг и на прочие потребности, имеющие целью их удовлетворение посредством необходимого дополнительного финансирования;
  4. Необходимость кредитов вызвана не только удовлетворением потребительских нужд населения, но и интересами производителей с целью обеспечения непрерывности процесса воспроизводства при реализации товаров;4
  5. Играет важную роль в социально-экономической жизни страны:5

- развитие  потребительского кредита способствует расширению покупательского спроса на услуги,  товары длительного пользования, ускоряя их реализацию и увеличивая доходную часть федерального бюджета;

- государство  имеет возможность определять  реальную социальную политику (повышение  культурно-образовательного уровня населения, помощь молодым семьям, материальная поддержка переселенцам, беженцам и др.)

  1. Предоставляется как в денежной, так и в товарной форме. В денежной форме кредит выдается населению в основном кредитными организациями. Товарную форму имеет кредит, предоставляемый населению торгующими организациями в виде приобретения товаров длительного пользования и проката предметов потребления - с рассрочкой платежа;
  2. Значительную роль в реализации потребительского кредита играют коммерческие банки. Покупая кредитные контракты у различных предпринимателей, они осуществляют косвенное кредитование. Развитию косвенного кредитования способствуют методы продажи и характер спроса на товары длительного пользования. Большинство покупателей приобретают товар, а затем оформляют финансовые обязательства. Это выгодно и продавцам, которые предлагают товары в кредит, чтобы увеличить товарооборот, а из-за ограниченных финансовых средств обращаются за ссудами в коммерческие банки для покрытия дебиторской задолженности по предоставленным кредитам.

Классификация потребительских  ссуд заемщиков и объектов кредитования может быть проведена по ряду признаков, в том числе по типу заемщика, видам обеспечения, срокам погашения, методам погашения, целевому направлению  использования, объектам кредитования, объему и так далее.6

По направлениям использования (объектам кредитования) в России потребительский кредит подразделяют на неотложные нужды; на строительство и приобретение жилья; на капитальный ремонт индивидуальных жилых домов, их газификацию и присоединение к сетям водопровода и канализации.

Гражданам, проживающим  в сельской местности, кроме того выдаются кредиты на строительство  надводных построек для содержания скота и птицы и приобретение средств малой механизации для  выполнения работ в личном подсобном хозяйстве. Членам садоводческих кооперативов и товариществ предоставляются долгосрочные ссуды на приобретение или строительство садовых домиков и на благоустройство садовых участков.

По субъектам  кредитной сделки (по облику кредитора и заемщика) различают:

- банковские  потребительские ссуды;

- ссуды торговых  организаций населению;

- потребительские   ссуды   кредитных   учреждений   небанковского   типа (ломбарды, пункты  проката, кассы взаимопомощи и  другие); 

- личные или  частные потребительские ссуды, предоставляемые частными лицами;

- потребительские   ссуды   заемщикам   от   организаций,   в   которых   они работают.

По срокам кредитования потребительские кредиты  подразделяются на краткосрочные (до 1 года); среднесрочные (до 5 лет); долгосрочные (свыше 5 лет).

В настоящее  время в России в связи с  общей экономической нестабильностью  деление потребительских ссуд по срокам носит условный характер. Банки, предоставляя ссуды, обычно делят их на краткосрочные (до 1 года) и долгосрочные (свыше 1 года).

В зависимости  от способа предоставления потребительские  кредиты делятся на целевые и  нецелевые (на неотложные нужды, овердрафт  и другое).

По обеспечению  различают кредиты необеспеченные (бланковые) и обеспеченные (залогом, гарантиями, поручительствами, страхованием).

Главная причина, по которой  банк требует обеспечение, - риск понести  убытки в случае нежелания или  неспособности заемщика погасить срок полностью, что и послужило началу экономического кризиса. Обеспечение  не гарантирует погашение кредита, но уменьшает риск, так как в случае ликвидации банк получает преимущество перед другими кредиторами в отношении любого вида активов, которые служат обеспечением банковского кредита.

По методу погашения кредиты делятся на погашаемые единовременно и кредиты с рассрочкой платежа.

Кредиты без рассрочки  платежей имеют важную особенность: по таким кредитам погашения задолженности  и процентов осуществляется единовременно. Примером таким кредитов могут служить  так называемые бриджинг - кредиты, которые выдаются для покупки нового дома частным лицом в сумме разницы стоимости нового и старого дома владельца.

Кредиты с рассрочкой платежа включают:7

  • кредиты с равномерным периодическим погашением кредита (ежемесячно, ежеквартально и так далее);
  • кредиты с неравномерным периодическим погашением (сумма платежа в погашение кредита меняется возрастает или снижается в зависимости от определенных факторов).

При выдаче кредита с  рассрочкой платежа действует принцип, согласно которому сумма кредита  списывается частями на протяжении периода действия договора.

В зависимости  от метода взимания процентов выделяют кредиты:                    

- с удержанием  процентов в момент предоставления  кредита;

- с уплатой  процентов в момент погашения  кредита;

- с уплатой  процентов равными взносами на протяжении всего срока пользования.

Классификация потребительских  кредитов, выдаваемых коммерческими  банками, осуществляется также по типу заемщика: всем слоям населения, VIP-клиентам, студентам, молодым семьям и т.д.

Классификация, представленная на рисунке 1 наиболее полно отражает экономический и социальный смысл потребительского кредитования.

Группа кредитов, предоставляемых на собственно потребительские  нужды, ускоряет реализацию товарных запасов, услуг и тем самым увеличивает платежеспособный спрос населения, стимулируя продажи и обеспечивая расширенное воспроизводство в экономике страны. Например, за счет увеличения количества продаж, фирма имеет возможность увеличить скорость оборота активов и обеспечить непрерывность воспроизводственных процессов, а также повысить свою прибыль, что является важнейшим стимулом производства. Таким образом, происходит ускорение оборачиваемости денежных средств, а значит, и ведут к значительному стимулированию финансово-банковской сферы. С другой стороны, увеличивая платежеспособный спрос населения, кредит позволяет получать материальные блага, товары без предварительного накопления средств.


 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1 - Виды потребительских кредитов8

Информация о работе Проблемы и перспективы развития потребительского кредита в РФ