Роль местного бюджета в решении социальных и экономических задач районов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 18:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - рассмотрение формирования местного бюджета, так как он является важнейшим звеном финансовой системы и обеспечивает органы государственной власти денежными средствами для осуществления функций, предусмотренных Конституцией РФ и другими законодательными актами. Из данной цели вытекают задачи, такие как сущность государственных и муниципальных финансов, так как они охватывают ту часть денежных отношений, которая следит за распределением и перераспределением валового внутреннего продукта. Денежные средства в установленном размере аккумулируется в руках органов государственной власти и местного самоуправления для покрытия расходов, необходимых для выполнения государством и муниципалитетом своих функций.

Содержание

Введение……………………………………………………………….стр. 3
Глава 1. Сущность и роль территориальных финансов
в социально-экономическом развитии административно-
территориальных образований…………………………………………стр. 5
1.1. Состав территориальных финансовых ресурсов………….…стр. 6
1.2. Правовая основа территориальных финансов
Российской Федерации………………………………………………….стр. 7
1.3. Финансовая база территориальных органов власти…………стр. 12
Глава 2. Местный бюджет: содержание и функционирование…….стр. 13
2.1. Доходная часть местного бюджета……………………..……стр. 17
2.2. Расходная часть местного бюджета………………………….стр. 20
2.3. Анализ бюджета г. Мурманска ……………………………….стр. 23
2.3. Составление местного бюджета на основе
социальных стандартов………………………………………..стр. 28
Заключение…………………………………………………………….стр. 32
Используемая литература………………………………………..стр. 34

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по ФИНАНСАМ.doc

— 251.50 Кб (Скачать файл)


 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ  ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  ЦЕНТРОСОЮЗА  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

«МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ»

МУРМАНСКИЙ ФИЛИАЛ

Кафедра экономики, финансов и кредита

 

К У Р С О В А Я  Р А Б О Т А

           по дисциплине:    Финансы.

на тему: « Роль местного бюджета в решении социальных и экономических задач районов»

 

Студентка  3   курса, шифр 386

Группа  ФС1 –А-05           

Специальность: финансы и  кредит

Дорофеева Ольга Сергеевна

Руководитель:

к. э. н. Воробьёва Валентина Григорьевна

 

 

 

 

 

 

 

 

Мурманск

2006 г.

 

 

Содержание.

 

Введение……………………………………………………………….стр. 3

Глава 1. Сущность и роль территориальных  финансов

в социально-экономическом развитии административно-

территориальных образований…………………………………………стр. 5

   1.1.   Состав территориальных финансовых ресурсов………….…стр. 6

1.2.         Правовая основа территориальных финансов

Российской Федерации………………………………………………….стр. 7

   1.3.    Финансовая база территориальных органов власти…………стр. 12

Глава 2. Местный бюджет: содержание и функционирование…….стр. 13

2.1.          Доходная  часть местного бюджета……………………..……стр. 17

2.2.          Расходная часть местного бюджета………………………….стр. 20

   2.3.   Анализ бюджета г. Мурманска ……………………………….стр. 23

2.3.     Составление местного бюджета на основе

социальных стандартов………………………………………..стр. 28

Заключение…………………………………………………………….стр. 32

Используемая литература………………………………………..стр. 34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

В XX столетии во всем мире ускорился процесс развития демократических принципов в государственном устройстве и управлении. Во многих странах обязательным компонентом де­мократического государственного строя является местное само­управление, осуществляемое самим населением через свободно избранные им представительные органы. В Конституции Российской Федерации также заложена гарантированность местного самоуправления - самостоятельная деятельность населения по решению вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

В условиях демократии одной из важнейших составных час­тей финансовой системы государства являются территориальные финансы, которые охватывают территориальные бюджеты. В Рос­сийской Федерации — это собственно республиканские в соста­ве РФ, краевые, областные и окружные бюджеты, бюджеты рай­онов, городов, поселков, сельских поселений и финансы субъ­ектов хозяйствования, используемые для удовлетворения терри­ториальных потребностей.

Территориальные финансы обеспечивают финансирование широкого круга мероприятий, связанных с социально-культурным и коммунально-бытовым обслуживанием населения.

В последние десятилетия во многих государствах наблюдается регионализация экономических и социальных процессов. Все в большей мере функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к территориал­ьным. Поэтому роль территориальных финансов усиливается, а сфера их применения расширяется. Величина территориальных финансов растет, и во многих странах это превалирующая часть финансовых ресурсов государства.

Цель данной работы -  рассмотрение формирования местного бюджета, так как он является  важнейшим звеном финансовой системы и обеспечивает органы государственной власти денежными средствами для осуществления функций, предусмотренных Конституцией РФ и другими законодательными актами. Из данной цели вытекают задачи, такие как сущность государственных и муниципальных финансов, так как они охватывают ту часть денежных отношений, которая следит за распределением и перераспределением валового внутреннего продукта. Денежные средства в установленном размере аккумулируется в руках органов государственной власти и местного самоуправления для покрытия расходов, необходимых для выполнения государством и муниципалитетом своих функций.

Как известно через местный бюджет формируется значительная часть общественных фондов потребления, при этом на народное образование, жилищно-коммунальное хозяйство и  здравоохранение выделяется из местных бюджетов почти 100% всех бюджетных средств.

Актуальность моей курсовой работы в том, что сегодня успехи развития местного самоуправления в Российской Федерации  зависят во многом от того, есть ли у его органов материальные ресурсы, необходимые для осуществления своих функций.

Объем и структура курсовой работы обусловлены целью и задачами. Работа состоит из введения, двух глав и заключения.

В введении обоснована актуальность выбранной темы, сформированы цель и задачи работы. Первая глава раскрывает особенности бюджетного процесса в целом, его принципы и этапы. Во второй главе рассмотрены особенности формирования доходной и расходной частей местного бюджета, выделены проблемы, связанные с местным самоуправлением.

В заключении сформулированы основные выводы и предложения по результатам проведенного исследования.

  

 

 

 

 

 

Глава 1. Сущность и роль территориальных  финансов  в социально-экономическом развитии административно-территориальных образований.

 

Территориальные финансы — это система эко­номических отношений, посредством которой распределяется и перераспределяется национальный доход; фонд денежных средств, используемых на экономическое и социальное развитие территорий.

Через территориальные финансы государство активно проводит социальную политику. На основе предоставления террито­риальным органам власти средств для их бюджетов осуществля­ется финансирование муниципального народного образования, здравоохранения,    коммунального    обслуживания    населения, строительства и содержания дорог. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется. За счет средств территориаль­ных бюджетов стали финансироваться не только общеобразова­тельные школы, но и высшие и средние специальные учебные заведения, крупные объекты здравоохранения, мероприятия по внутренней  безопасности,  правопорядку,   охране  окружающей среды и др.

С помощью территориальных финансов государство осуще­ствляет выравнивание уровней экономического и социального развития территорий, которые в результате исторических, географических, военных и других условий отстали в своем экономическом и социальном развитии от других районов страны. Для преодоления такой отсталости разрабатываются региональ­ные программы. Средства на их осуществление формируются за счет источников доходов бюджетов соответствующих админист­ративно-территориальных единиц, а также налогов вышестоящих бюджетов. При этом территориальным бюджетам выделяются отчисления от определенных налогов, а также субвенции, т. е. финансовые ресурсы, предоставляемые из вышестоящих бюджетов на определенные цели (развитие здравоохранения, дорожное строительство, коммунальные объекты и др.).

 

1.1  Состав территориальных финансовых ресурсов.

Территориальные финансы можно охарактеризовать и как совокупность денежных средств, используемых на экономическое и социальное развитие территорий. Главное направление использо­вания территориальных финансов — финансовое обеспечение социальной и частично производственной инфраструктуры. Ос­новным источником ее финансирования стали бюджетные ас­сигнования и средства субъектов хозяйствования (предприятия, организации).

Региональные бюджеты — основная составная часть террито­риальных финансов. В современных условиях все в большей степени территориальные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомст­венных территориях. Значительно возрастает их координацион­ная функция в экономическом и социальном развитии террито­рий. Указанные факторы вызывают необходимость дальнейшего расширения и укрепления финансовой базы территориальных органов власти, решения ряда проблем, связанных с совершен­ствованием методов формирования и использования финансо­вых ресурсов территорий.

Средства субъектов хозяйствования — также составная часть территориальных финансов. К таким средствам относятся:

1)  финансовые ресурсы предприятий, находящиеся в муниципальной собственности (как правило, это коммуналь­ные предприятия);

2)  финансовые ресурсы предприятий, фирм, организаций, используемые ими на финансирование социально-культурных и жилищно-коммунальных объектов.

Субъекты хозяйствования для социальной поддержки своих работников строят и приобретают жилые дома, квартиры, дет­ские дошкольные учреждения, медицинские учреждения и объекгы для отдыха. В нашей стране, особенно в новых городах, возникших на базе строящихся предприятий, нередко почти вся социальная инфраструктура находится в ведомственном подчи­нении. Поэтому нередко в общем объеме территориальных фи­нансов превалируют средства предприятия, направляемые на социальное развитие.

Территориальные внебюджетные фонды — третий компонент территориальных финансов. Источниками формирования таких фондов служат добровольные взносы предприятий и населения, специальные сборы и др. Внебюджетные фонды чаще всего имеют целевое назначение.

 

1.2. Правовая основа территориальных финансов Российской Федерации.

Правовой основой функционирования территориальных фи­нансов являются законодательные акты, изданные в России за период с 1991 по 1997 гг.

1. В Законе РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР» от 6 июня 1991 г. вопросам финансов местного самоуправления посвящен отдельный раздел, определяющий состав финансовых ресурсов местного самоуправления, которые формируются за счет бюджетных и внебюджетных средств территориальных органов власти, кредитных ресурсов, валютных средств самоуправления.

В соответствии с Законом для определения общего объема финансовых ресурсов, созданных и используемых на соответст­вующей территории, территориальными органами власти со­ставляется территориальный сводный финансовый баланс. При этом государственные и общественные органы, предприятия, учреждения и организации представляют в территориальные органы власти сведения, необходимые для его составления.

В Законе зафиксированы положения о том, что территориальные органы власти самостоятельно разрабатывают, утверждают и исполняют свои бюджеты, при этом вмешательст­во вышестоящих органов в бюджетный процесс не допускается.

В целях социальной защищенности населения в Законе за территориальными органами власти закреплено право на мини­мальный размер местных бюджетов в части текущих расходов.

Впервые в Законе признано право территориальных органов на создание и использование внебюджетных фондов финансо­вых ресурсов, а также валютных фондов, на объединение фи­нансовых ресурсов территориальных органов власти и предпри­ятий для финансирования общерегиональных мероприятий.

2. В Законе РФ «Об основах бюджетных прав и прав по форми­рованию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе РФ, автономных областей, автономных округов, краев, об­ластей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления», изданном 15 апреля 1993 г., конкретизированы и развиты права территориальных органов власти в области фи­нансово-бюджетных отношений.

В общих положениях Закона сформулированы новые поня­тия минимальных социальных и финансовых норм, средней фи­нансовой обеспеченности, принципы самостоятельности бюдже­тов и регулирования финансовых отношений. В нем отражены вопросы определения уровня закрепленных доходов, который должен быть не менее 70% доходной части минимальных бюджетов, порядок предоставления и использования дотаций и суб­венций, принципы определения и утверждения нормативов отчислений от регулирующих налогов, распределение доходов между различными видами бюджетов.

В Законе регламентируется исполнение бюджета, контроль за использованием внебюджет­ных и валютных фондов, определены гарантии бюджетных прав территориальных органов власти, их ответственность за приня­тые ими решения по бюджетным вопросам, а также их право обращаться в арбитражный суд в случае нарушения вышестоя­щим органом власти их бюджетных прав.

3.  Вопросы, касающиеся территориальных финансов, отражены в Законе РСФСР «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (от 27 декабря 1991 г.). Все налоги, входящие в налоговую систему Российской Федерации, разделены на три группы: 1) федеральные налоги, 2) налоги республик в составе РФ.и налоги краев, областей, автономных областей, автономных округов, 3) местные налоги. Установлена компетенция каждого органа власти, в том числе и территориальных органов, по отношению к соответствующим налогам, т. е. право этих органов вводить на подведомственной территории налоги, устанавливать ставки налогов, предоставлять плательщикам налоговые льготы,  контролировать взимание налогов и т. д.

4.  В Законе РФ «О субвенциях республикам в составе РФ, кра­ям, областям, автономной области, автономным округам, городам
Москве и Санкт-Петербургу» (от 15 июня  1992 г.) определены
права территорий на получение финансовой помощи в виде це­левых субвенций из вышестоящих бюджетов и внебюджетных фондов, общие условия предоставления и использования субвенций, ответственность за соблюдение этих условий.

5. Дальнейшим  шагом  в развитии  финансово-бюджетных прав стал Закон «Об общих принципах организации местного само­управления в Российской Федерации» (от 28 августа 1995 г.). В Зако­не зафиксировано,  что федеральные органы  государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ обеспечивают территориям  минимальные  местные бюджеты,  и  минимально необходимые расходы местных бюджетов устанавливают­ся законами субъектов РФ на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности.

Информация о работе Роль местного бюджета в решении социальных и экономических задач районов