Социальное страхование в системе социальной защиты населения РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 13:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение тенденций социального страхования в системе социальной защиты населения и разработка путей и направлений совершенствования социального страхования в Республике Беларусь.

Содержание

Введение………………………………………………………………………
3

1. Экономическая сущность социального страхования……………


6

2. Особенности организации социальной защиты населения в Республике Беларусь……………………………..………………………….
21

3. Международный опыт социального страхования..………………….


4. Тенденции и направления совершенствования социального страхования в Республике Беларусь..…………………………………….
46

Заключение…………………………………………………………………...
58

Список использованных источников……………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

Учреждение образования.doc

— 213.50 Кб (Скачать файл)

Учреждение образования

 

«БЕЛОРУССКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ»

 

Кафедра финансов и кредита

КУРСОВАЯ   работа

 

 

на тему: «Социальное страхование  в системе социальной защиты населения  РБ»

 

 

 

Гомель 2006

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

  

 

Введение……………………………………………………………………… 

3

 

1. Экономическая    сущность    социального страхования…………… 

 

 

6

 

2. Особенности   организации   социальной   защиты   населения   в Республике Беларусь……………………………..…………………………. 

21

 

3. Международный опыт социального страхования..…………………. 

 

 

4. Тенденции   и   направления   совершенствования   социального  страхования в Республике Беларусь..……………………………………. 

46

 

Заключение…………………………………………………………………... 

58

 

Список использованных источников…………………………………….. 

62

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

 

Актуальность темы. Тема курсовой работы «Социальное страхование  в системе социальной защиты населения» является актуальной и современной, так как наличие системы социальной защиты населения характерно практически  для всех стран и необходимость  в ней для конкретного гражданина обусловлена наступлением обстоятельств, исключающих возможность создания его трудом условий, обеспечивающих ему основные жизненные потребности.

 

Значение и уровень системы  социальной защиты населения предопределены факторами личного характера, системными изменениями экономико-политического плана, природно-географическими и культурно-историческими особенностями государств. В период обострения экономических проблем и социальной напряженности необходимость ее расширения и совершенствования становится наиболее значимой и ак­туальной.

 

Оценка современного состояния  решаемой проблемы. На сегодняшний  день система социального страхования  Беларуси переживает не лучшие времена. В наиболее сложном положении  находится главная ее составляющая - пенсионная система. Она унаследовала многие недостатки пенсионной системы бывшего Советского Союза. В то время через пенсионное обеспечение нередко решались несвойственные ему задачи путем установления различных льгот и привилегий. Такая система гасит инициативу платить страховые взносы и, по определению международных экспертов, дает "чересчур рано, слишком многим и совсем мало". При этом сохраняется анахроническая щедрость условий предоставления пенсий.

 

Цели и задачи.  Целью курсовой работы является изучение тенденций социального страхования в системе социальной защиты населения и разработка путей и направлений совершенствования социального страхования в Республике Беларусь.

 

Исходя из поставленной цели вытекают основные задачи курсовой работы,  которые  сведены к следующим:

 

·  ознакомление с теоретическими аспектами социального страхования;

 

·  изучение особенностей организации  социальной защиты населения в Республике Беларусь;

 

·  ознакомление с международным  опытом социального страхования;

 

·  изучение тенденций и направлений совершенствования социального страхования в Республике Беларусь.     

 

Предмет исследования. Предметом исследования курсовой работы явились методологические, практические вопросы совершенствования  социального страхования в Республике Беларусь.

 

Объектом исследования. Объектом  является социальное страхование в  системе социальной защиты населения  РБ.

 

Основные и исходные данные для  разработки темы. Основными законодательными  актами, используемыми в курсовой работе являются: О пенсионном обеспечении: закон Республики Беларусь от 17апреля 1992 г. № 596-ХП  [18], Об основах государственного социального страхования: закон Республики Беларусь от 31 января 1995 г. № 3563-XII [15]. Также в курсовой работе использовались данные, тактических и стратегических прогнозов экономического и социального развития, внеучетные источники информации.

 

По данной теме была использована научная литература таких авторов  как  В. И. Роик [20], О. Ананич [4], Л. Г. Колпина [12], В. В. Николаевский [14], И. Н. Алешкевич [3] и других авторов.

 

Перечень примененных методов  исследования. В процессе исследования данной курсовой работы были использованы как общенаучные, так и специальные  методы исследования : анализ, синтез, сравнение, а также экономико-статистический и метод технико-экономических расчетов.

 

Характеристика объема и структуры  работы. Основная часть курсовой работы содержит четыре главы. В первой главе  курсовой работы рассматриваются теоретические, методические и правовые аспекты  экономической сущности социального страхования. Во второй главе курсовой работы анализируется особенности организации социальной защиты населения в Республике Беларусь. В третьей главе рассматривается международный опыт социального страхования. В четвертой –  раскрываются возможные пути, тенденции и направления совершенствования социального страхования в Республике Беларусь. В заключении излагаются теоретические выводы, вытекающие из результатов исследования. Список использованных источников включает в себя перечень использованных в курсовой работе законодательных актов Республики Беларусь, перечень научных статей, учебников, методических пособий по написанию курсовой работы.

 

 

 

1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО  СТРАХОВАНИЯ

 

 

 

Одним из объективных факторов развития общества является необходимость материального обеспечения лиц, которые в силу определенных причин не участвуют в общественном труде и не могут за счет оплаты по труду поддерживать свое существование. На содержание таких членов общества направляется часть созданного валового продукта, специально обособляемая обществом для этих целей. В условиях функционирования товарно-денежных отношений эта часть общественного продукта используется посредством формирования и использования определенных денежных фондов.

 

Таким образом, социальное страхование — это система отношений, с помощью которой формируются и расходуются фонды денежных средств для материального обеспечения лиц, не обладающих физической трудоспособностью или располагающих таковой, но не имеющих возможности реализовать ее по различным причинам.

 

Сущность социального страхования  характеризуется рядом признаков, принципов и функций. К основным признакам относятся [21, с.136]:

 

•  наличие риска случайного характера и страха его проявления с соответствующими негативными последствиями;

 

•    повторяемость и предсказуемость  страховых событий;

 

•  инверсия эксплуатационного  цикла (опережение платы за страховую  защиту по отношению к выплате  страхового возмещения);

 

•    договорной характер отношений  между страхователями и страховщиками;

 

•    эквивалентность и  замкнутость отношений страховщика  и страхователя, означающие выплату  страхового возмещения при наличии  договора страхования, уплаты страхового взноса (премии) и в соответствии с объемом страховой защиты;

 

•    свобода в выборе страхователями страховщика, объектов страхования и страховой суммы при добровольной форме страхования.

 

Организация социального страхования  базируется на следующих основных принципах [12, с. 104]:

 

·  личная ответственность –  сами работники участвуют в финансировании страхования, размер выплат зависит от предварительных взносов работников и их страхового стажа;

 

·  солидарность –  работодатели, трудящиеся и государство принимают  финансовое участие в страховании, оказывая своими взносами материальную помощь (при наступлении страховых случаев) менее обеспеченным;

 

·  организационное самоуправление – руководство органами социального  страхования осуществляется полномочными представителями работников и работодателей, что укрепляет солидарность двух социальных субъектов и страховых сообществ, делает систему социального страхования “прозрачной” для общественности, способствуя социальной стабильности, формированию демократического сознания населения;

 

·  всеобщность – социальное страхование распространяется на самые широкие круги нуждающихся в нем, что выражается в законодательном закреплении гарантий реализации прав застрахованных, порядка осуществления соответствующих выплат и предоставления услуг;

 

·  обязательность (принудительность) социального страхования независимо от воли и желания работодателей и застрахованных, что находит выражение в обязательном характере (по закону) уплаты страховых взносов работодателями и работниками, а также в определенных случаях и государством (из государственного бюджета);

 

·  государственное регулирование - законодательное закрепление гарантий прав в области страховой защиты, уровня выплат и качества услуг, условий  назначения пособий, контроля за правильностью  использования финансовых средств.

 

Чтобы определить и проанализировать задачи социального страхования необходимо отметить его основные функции и виды.

 

К важнейшим  функциям социального страхования, как составляющей социальной политики относятся [23, с. 234]:

 

·  защитная функция заключается в поддержании  сложившегося материального уровня застрахованного, если обычный источник дохода становится для него недоступным, а также, когда ему предстоят дополнительные непредвиденные расходы, не предусмотренные в его привычном бюджете;

 

·  компенсирующая функция состоит в возмещении ущерба утраты трудоспособности и ущерба здоровью с помощью материального возмещения утраты заработка, а также оплаты услуг в связи с лечением и реабилитацией;

 

·  воспроизводственная  функция заключается в том, что  социальное страхование призвано обеспечивать застрахованным (и членам их семей) покрытие всех расходов, достаточных для нормального протекания воспроизводственного цикла (что охватывает практически весь жизненный цикл) в случае болезни, старости, инвалидности, безработицы, беременности;

 

·  перераспределительная  функция определяется тем, что социальное страхование значительно влияет на общественное распределение и  перераспределение. Социальные выплаты  увеличивают долю вновь созданной  стоимости, направляемой на потребление  застрахованным. Сущность функции заключается в разделении материальной ответственности за социальные риски между всеми застрахованными, всеми работодателями и государством;

 

·  стабилизирующая  функция заключается в согласовании интересов социальных субъектов  по ряду принципиальных для жизнедеятельности наемных работников вопросов – уровню социальной защиты; кругу лиц, подлежащих социальному страхованию; распределению финансовой нагрузки между социальными субъектами; участию в управлении социальным страхованием.

 

Так как  каждый вид социального риска  имеет свою природу и по-разному  проявляется для разных категорий  трудящихся, то и формы защиты, а  значит, и организация социального  страхования, различаются по видам, которые имеют свои особенности.

 

Только  таким образом можно четко рассчитывать финансовые средства, необходимые для страхования отдельных рисков, и только так будет исключено скрытое перераспределение средств при страховании различных рисков.

 

В республике действуют три вида социального  страхования [15]:

 

1. а) пенсионное страхование;

 

б) страхование по временной нетрудоспособности, в связи с беременностью и  родами, рождением ребенка и уходом за ним до достижения возраста 3 лет, в связи со смертью застрахованного  или члена его семьи (далее - социальное страхование).

 

2.   Страхование от безработицы.

 

3.  Страхование от производственного  травматизма и профзаболеваний.

 

Средства на эти виды страхования  образуются за счет уплачиваемых работодателями обязательных страховых взносов. По первому виду страхования взносы платят также и работающие граждане.

 

Объектом для начисления обязательных страховых взносов являются:

 

• для работодателей и работающих граждан - заработная плата и другие выплаты работникам, кроме утвержденного  Советом Министров республики перечня  выплат, на которые взносы не начисляются; эти перечни утверждены по каждому виду страхования отдельно и несколько различаются между собой;

 

• для физических лиц, самостоятельно уплачивающих обязательные страховые  взносы, а также членов крестьянских (фермерских) хозяйств - определяемый ими доход.

 

Размер страхового взноса по первому  из названных видов (пенсионное и  социальное страхование) составляет 36%. Из них 30% направляется на цели пенсионного  страхования (29% - доля работодателя и 1% - работающих граждан), 6% - на социальное страхование. Согласно законодательству некоторые категории плательщиков имеют льготные страховые тарифы: работодатели, занятые производством сельскохозяйственной продукции, члены крестьянских фермерских хозяйств, коллегии адвокатов. Все эти взносы поступают в бюджет фонда социальной защиты населения.

 

По страхованию от несчастных случаев  и профессиональных заболеваний  утверждены дифференцированные тарифы от 0,1 до 3,2% в зависимости от класса профессионального риска отрасли. Некоторым страхователям утверждены льготы по страховым взносам: 50% установленного размера. Страховщиком по этому виду является Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах» (БРУСП «Белгосстрах»).

Информация о работе Социальное страхование в системе социальной защиты населения РБ