Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 17:02, контрольная работа
Стратегия банка - это формализовано закрепленная в документах банка совокупность наиболее значимых целей его функционирования на рынке и подходов к их практической реализации.
Примечание: вторая составляющая данного определения столь же важна, как и первая. Формулируя конкретный подход к реализации поставленной цели, разработчик стратегии фактически подтверждает возможность ее практической реализации. Определение же стратегии как «набора целей» превращает ее из рабочего документа в перечень пожеланий (некий «протокол о намерениях»), с соответствующей практической ценностью.
Стратегия банка - это формализовано закрепленная в документах банка совокупность наиболее значимых целей его функционирования на рынке и подходов к их практической реализации.
Примечание: вторая составляющая данного определения столь же важна, как и первая. Формулируя конкретный подход к реализации поставленной цели, разработчик стратегии фактически подтверждает возможность ее практической реализации. Определение же стратегии как «набора целей» превращает ее из рабочего документа в перечень пожеланий (некий «протокол о намерениях»), с соответствующей практической ценностью.
Ориентация стратегических целей, определяемых миссией банка:
- внешняя ориентация – (
- внутренняя ориентация – (например, цели кадровой стратегии).
Варианты выбора подходов, закрепленных в стратегии банка:
- на альтернативной основе (два принципиально противоположенных варианта и, возможно, компромисс между ними);
- на приоритетной основе (могут использоваться все сформулированные варианты достижения поставленной стратегической цели, но один из них определяется в качестве приоритетного).
В рамках финансовой стратегии:
Методические основы стратегии
финансового менеджмента в
Стратегия финансового менеджмента – приоритетное направление стратегии банка, определяющее ключевые цели его финансовой деятельности и пути их практической реализации.
Приоритетный характер данной стратегии определяется тем, что финансовая деятельность является основным направлением работы любых типов кредитных организаций. Это отражается во всех аспектах их функционирования:
Главная стратегическая цель финансового менеджмента – обеспечение рационального для конкретного банка и на конкретный момент времени соотношения между:
Основные требования к стратегии финансового менеджмента:
ПРИМЕР: наиболее очевидно данное требование проявляется в необходимости постоянной координации процессов привлечения и размещения средств (следовательно, всех основных финансовых операций банка) для обеспечения его ликвидности.
ПРИМЕР: у производственных подразделений предприятий большинства других отраслей нет собственных финансовых целей, следовательно, потенциальных противоречий с корпоративными задачами в данной области. Бизнес-отделы банка такие цели имеют. Так, кредитный отдел не заинтересован в передачи отделу ценных бумаг части управляемых им активов, даже если такое решение диктуется изменением конъюнктуры соответствующих рынков.
ПРИМЕЧАНИЕ: дополнительная актуальность данного требования для отечественных банков определяется нестабильностью не только финансовых рынков, но и финансово-кредитной политики государства.
ПРИМЕР: практическая реализация целей финансовой стратегии невозможна без эффективных стратегий маркетинга, безопасности и т.п. В свою очередь обеспечить их должную эффективность можно лишь при достаточном финансировании соответствующих направлений, что прямо зависит от результатов финансовой стратегии.
Отраслевая специфика
ПРИМЕЧАНИЕ:
в отличие от хозяйствующих субъектов
большинства других отраслей, банк
управляет преимущественно
ПРИМЕЧАНИЕ: в отличие от физических лиц, управляющих просто денежными средствами, и от большинства юридических лиц, управляющих процессами формирования и распределения фондов денежных средств, банк управляет непрерывным движением финансовых потоков. Любые задержки в этом процессе увеличивают долю неработающих активов, следовательно, снижают рентабельность банка.
ПРИМЕЧАНИЕ:
централизованное регулирование финансовой
деятельности предприятий большинства
отраслей ограничивается вопросами
налогообложения и легитимности
получаемых доходов. В банковском секторе
экономики оно касается, прежде всего,
поддержания ликвидности и
Дополнительная отечественная специфика финансовой стратегии банка определяется следующими факторами:
ПРИМЕР: вынужденная ориентация большинства отечественных банков на
высокодоходные, а следовательно, высокорискованные финансовые операции; специфическая эмиссионная и дивидендная политика и т.п.
ПРИМЕР: так, в кредитной политике банка указанные диспропорции определяют стратегическую ориентацию на краткосрочные операции и клиентуру, представляющую преимущественно сферу обращения.
ПРИМЕР: так, для процентной политики отечественных банков будет особо
актуален стратегический подход, связанный с использованием механизма «плавающих» процентных ставок (необходимость защиты от высоких темпов инфляции).
В кредитной политике основным критерием кредитоспособности выступает наличие ликвидного залога, а не иных форм обеспечения (необходимость защиты от недостаточной финансовой устойчивости и деловой порядочности хозяйствующих субъектов).
Основные направления финансовой стратегии банка
ПОЛИТИКА
ПОДДЕРЖАНИЯ ТЕКУЩЕЙ
Практическая значимость данного направления рассматриваемой здесь стратегии определяется ролью управления ликвидностью в системе финансового менеджмента кредитной организации. Ликвидность отражает способность хозяйствующего субъекта своевременно и в полном объеме рассчитываться по принятым на себя обязательствам. С учетом специфики уставной деятельности банка как финансового посредника она выступает одним из важнейших показателей, характеризующих не только текущее, но и перспективное состояние кредитной организации.
Особое внимание к управлению ликвидностью обусловлено жесткими требованиями со стороны Банка России именно к этому параметру финансового состояния коммерческих банков. Нарушение установленных им нормативов грозит банку самыми тяжелыми последствиями, вплоть до приостановления действия и последующего отзыва лицензии.
Таким образом, поддержание собственной ликвидности, по крайней мере, на нормативном уровне, является одной из трех важнейших стратегических задач кредитной организации по рассматриваемому направлению деятельности. При формировании соответствующей политики необходимо выбрать оптимальный с позиции внешних и внутренних условий работы банка стратегический подход к решению этой задачи.
ПЕРВЫЙ ПОДХОД связан с использованием метода «общего фонда средств».
Принцип реализации: Подход предполагает, что все свободные средства банка аккумулируются в едином финансовом фонде с их последующим размещением в режиме активных операций. Каких-либо специальных ограничений при этом, за исключением ранее установленного соотношения доходности и ликвидности конкретных типов операций, не устанавливается. Таким образом, любой из бизнес-отделов банка может воспользоваться этим фондом как источником финансирования операций.
Преимущества:
методическая
простота применения (отсутствие дополнительных
условий привлечения и
оперативность управленческих решений (отсутствие промежуточных управляющих инстанций);
Недостатки:
ПРИМЕР: по состоянию на начало расчетного периода основная часть заемных средств привлечена банком на короткие и средние сроки (на расчетные счета, краткосрочные депозиты и т.п.). В то же время, в силу имеющегося спроса, ранее привлеченные на этих условиях ресурсы были размещены преимущественно на среднесрочной и долгосрочной основе. В результате наступает момент, когда банк не сможет выполнить свои обязательства на рынке пассивных операций. В этом случае он вынужден будет срочно искать дополнительные источники привлечения средств, чаще всего – ссуды по «межбанку», либо краткосрочные высокодоходные векселя. В случае успеха такого поиска для оплаты этих ресурсов ему придется использовать будущую прибыль, что ухудшит конечные финансовые результаты. При невозможности срочно привлечь дополнительные средства дальнейшая судьба кредитной организации в комментариях не нуждается.
Рекомендации по применению: Подход целесообразен для крупных банков, в силу своего имиджа на банковском рынке располагающих надежными и относительно дешевыми источниками привлечения дополнительного капитала. В условиях ухудшения рыночной конъюнктуры рассматриваемый подход становится опасным даже для крупных банков.