Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 18:40, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Финансы"
Финансы
1. Сущность финансов, их место и роль в системе товарно-денежных отношений рыночного хозяйства.
Финансы (франц. finances – денежные средства, от старофранц. finer – платить, оплачивать), совокупность экономических отношений в процессе создания и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств
Финансы – это система ден. отношений, связанных с формированием и использованием фондов денежных. средств .
Ден. фонды формируются на макро- и микроуровнях. На макроуровне к ним относятся гос. бюджет, гос. внебюджетные фонды, гос. фонды страхования, которые представляют собой систему ден. отношений между государством, с одной стороны, и юр. и физ. лицами - с другой. С помощью публичных финансов исследуется процесс формирования и использования государственных доходов и расходов.
На микроуровне - это
фонды собственных, заемных и
привлеченных средств. Ден. отношения
на микроуровне включают в себя отношения
между поставщиком и
Признаки финансов:
1)денежный характер: финансы-это всегда ден. отношения, но не любое ден. отношение - всегда финансовое отношение.
2)распределительный (пере-)
хар-р (2-ая стадия
Сферой возникновения и функционирования финансов является вторая стадия общественного воспроизводства, где происходит распределение ВВП по целевому назначению (на фонды возмещения, потребления и прибыль) и субъектам хозяйствования. Благодаря финансам осуществляются многообразные процессы перераспределения стоимости общественного продукта во всех звеньях народного хозяйства и непроизводственной сфере.
3)фондовый характер (ден.фонды):
использование фин. ресурсов
4)формирование доходов в форме фин.ресурсов
5)регулирование гос-вом (налоги, учетная ставка)
Важным условием возникновения
и развития финансов является сфера
распространения товарно-
Роль финансов:1)фин.
4)фин.стимулирование эффект. использования всех видов эконом.ресуров
2. Финансовые
ресурсы, их виды, источники, факторы
роста. Резервы увеличения
Финансовые ресурсы — это совокупность всех денежных средств, которые имеются в распоряжении государства, предприятий, организаций, учреждений для формирования необходимых активов в целях осуществления всех видов деятельности как за счёт доходов, накоплений и капитала, так и за счёт различного вида поступлений.Они образуются:
- у предприятий в форме прибыли, остающейся в их распоряжении и амортизационных отчислений (чистый денежный поток);
-у работников (домохозяйств) в форме чистой оплаты труда, остающейся после уплаты налогов и обязательных платежей, выплат из чистой прибыли акционерам и участникам, оплаты труда бюджетникам, выплат из внебюджетных фондов социального направления;
- у государства - фин. ресурсы принимают форму бюджетных и внебюджетных фондов, имеющих строго целевое назначение
Фин. ресурсы образуются у хозяйствующих субъектов (предприятий и корпораций) из выручки от продажи товаров (работ, услуг), а у государства за счет налогов и сборов, взимаемых с юр. и физ. лиц в бесспорном порядке.
Виды фин.ресурсов:
1) по праву собственности
а) собственные фин. ресурсы принадлежат самому хозяйствующему субъекту и их использование не влечет за собой возможности утери контроля над деятельностью предприятия (прибыль, А-ые отчисления)
б) заемные ресурсы не являются собственность данного предприятия и предоставляются на условиях срочности, платности, возвратности (кредиты)
в)привлеченные ресурсы – средства, не принадлежащие предприятию, но временно находящиеся в его обороте (задолженность по оплате труда работникам, задолженность в бюджет и внебюджетные фонды).
На предприятии основа нормал. функционирования -наличие достаточного объема финансовых ресурсов - это все источники ден.средств, аккумулируемых предприятием для формирования необходимых ему активов в целях осуществления всех видов деятельности как за счет собственных доходов и накоплений, так и за счет различного вида поступлений. Первоначально фин. ресурсы появляются в момент создания предприятия и отражаются в уставном фонде. Исходя из целесообразности, предприятия могут создавать или не создавать фонды и резервы из нераспределенной прибыли, используемые как дополнительные источники финансирования затрат:1) фонд накопления -используется на научно-исследов. работы, освоение новых видов продукции, технологич. процессов, т.е.на расширение произ-ва.2) фонд потребления- источник средств предприятия для социального развития, материального стимулирования работающих.3)резервные или страховые фонды - формируется предприятием в размерах 10-50% (при соответствующих формах собственности создание резерва обязательно, пример - акционерные общества). Необходимость создания резерва заключается в том, что в рыночной экономике предприятия являются субъектами рисковой деятельности, поэтому создается резерв на случай прекращения деятельности предприятия для покрытия возможной кредиторской задолженности. Помимо прибыли предприятие может зачислять в фонд эмиссионных доход - разницу между номинальной и продажной ценой акций (добавочный капитал) и др.
3. Основные
направления использования
Субъект хозяйствования: в процессе использования доходов предприятия происходит:
♦ его распределение (первичное разделение на составляющие элементы (С + V+m));
♦ перераспределение - при уплате налогов из прибыли в бюджетную систему государства;
♦ конкретное расходование образованных за счет прибыли денежных фондов, которое сопровождается встречным движением стоимости в товарной форме (Д - Т и Т - Д);
♦ приобретение за счет средств, направляемых на капитальные вложения, проектно-сметной документации, материалов и оборудования для строительства. В этой функции финансы определяют превращение денежной формы стоимости в товарную и обратно.
Затраты предприятия, осуществляемые в процессе хозяйственной деятельности:
1) на воспроизводство произв-ых
фондов обеспечивают
Субъект власти: гос-во за счет полученных доходов (в форме налогов и сборов) осуществляет их использование на цели, предусмотренные в федеральном и региональных бюджетах.
Гос. расходы предназначены для удовлетворения потребностей общества в области развития эк-и и соц. сферы, управления гос-вом, укрепления его обороноспособности и национальной безопасности и др. При этом конкретные направления гос. расходов определяются различными функциями (эконом., соц., управленческой, оборонной, политической), выполняемыми гос-ом.
Фин-ие расходов бюджетов в части превышения их объема над величиной доходов осущ-ся за счет поступлений из источников финансирования дефицита бюджетов: привлечение ден. средств в формах займов, осуществляемых путем размещения гос. ц. б., и кредитов, полученных от кредитных организаций; получения бюджетных ссуд и бюджетных кредитов из бюджетов других уровней; поступления средств от продажи имущества, находящегося в гос. собственности, и др.
Необходимость в муницип. расходах обусловлена удовлетворением потребностей граждан, связанных с местом непосредственного проживания (содержание муницип. жилищного фонда, транспортное обслуживание населения, благоустройство территорий, охрана общественного порядка и др.). Многообразие видов муницип. расходов зависит от функций органов местного самоуправления; уровня социально-экономического развития муницип. образования; задач, решаемых органами местного самоуправления на том или ином этапе развития.
С целью сбалансированности местных бюджетов органы местного самоуправления осуществляют привлечение средств на внутреннем фин. рынке (в формах размещения муницип. ц.б, бюджетных ссуд и бюджетных кредитов из бюджетов других уровней) и возмездное отчуждение муницип. имущества (путем его продажи).
4. Современная финансовая система России, характеристика ее сфер и звеньев. Перспективы развития финансовой системы России.
Финансовая система - форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта.
Фин. система имеет много звеньев, каждое из которых представляет сферу фин.отношений. Она включает:
1) децентрализованные финансы-в
распоряжении предприятия из
доходов (звенья-коммерческие
2) централизованные финансы -
3)финансы домашний хозяйств
Целевое назначение любой сферы финансовой системы определяется ее ролью в воспроизводственном процессе:
1)гос. финансы аккумулируют и
используют ресурсы для
2) назначение фин. ресурсов
сферы страхования – создание
фонда средств для
3) финансы предприятий,
учреждений, организаций служат
цели производства и
4)выделение сферы
Перспективы: в большинстве современных национальных фин. систем доминирует одна из двух основных моделей фин. рынков: банковская (континентально-европейская) или фондовая (американская). Для банковской модели финансовых рынков характерно преобладание в качестве основных фин. посредников депозитных институтов (коммерческих и сберегательных банков, кредитных союзов), концентрирующих потоки сбережений и осуществляющих финансирование инвестиций в экономике. В странах, где сложилась фондовая модель фин. рынков, трансформация сбережений в инвестиции происходит на фондовых рынках. Основными фин. посредниками являются страховые компании, пенсионные, венчурные, взаимные фонды, инвестиционные банки.
Главную роль в развитии российской финансовой системы, должно сыграть улучшение информационного обеспечение фин. рынка и его сегментов: необходимо создать разветвленную рыночную инфраструктуру, позволяющую заемщику найти соответствующего инвестора, инвестору – долг для эффективного размещения своих средств и, возможно, его рефинансирование, не затрачивая на это избыточного времени и средств.
5. Финансовое регулирование, его роль и формы. Механизм государственного финансового регулирования на макро- и микро- уровнях.
Гос.финансовое регулирование – это метод осуществления государством функций управления экономическими и социальными процессами при использовании финансов. Объектом его приложения является бюджет, гос. долг, налоговая и банковская системы, рынок, кредитные отношения. Фин. регулирование – это регулирование гос. бюджета, его дефицита или профицита, а также гос. долга. Экономическое (косвенное) регулирование в широком смысле слова включает в себя бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику.
1)бюджетно-налоговое
Процесс фин. регулирования основан на использовании системы аккумуляции средств и их расходования. Сильная сторона политики изъятия средств - эффективность воздействия на конъюнктурные колебания. Политика же фин. затрат позволяет поддерживать общее развитие страны.
2)кредитно-денежное, осн.направления:
-важнейшим инструментом
стабилизац. ден. политики являются
операции на открытом рынке
ц.б. Объектом сделок, как правило,
являются краткосрочные
- политика учетной ставки (дисконтная политика) или ставки рефинансирования
- изменение нормы обязательных резервов банков, т. е. той суммы, которую коммерч. банки обязаны хранить в ЦБРФ
Воздействие гос-ва на экономику осуществляется через систему законодательных актов, гос. и муницип. законодательных и представительных органов власти, посредством цен и тарифов, экспортных и импортных пошлин. Гос.финансовое регулирование заключается в регламентировании распределительных отношений в обществе и на отдельных предприятиях. Так, при создании и распределении стоимости ВВП в рамках конкретного предприятия РФ гос-во сегодня регулирует:
1) состав затрат, относимых на себестоимость продукции;
2) размер некоторых
видов затрат, относимых на себестоимость
продукции в целях начисления
налогооблагаемой прибыли (