Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 08:12, курсовая работа
Целью работы является исследование механизмов ценообразования и разработка теоретических подходов к формированию модели установления цен на услуги в коммерческих банках.
Задачи:
– исследование теоретических основ современного рыночного ценообразования применительно к коммерческим банкам;
– изучение специфики ценообразования банковских услуг и ее проявления в условиях рыночных отношений;
– выявление и характеристика основных факторов ценообразования в коммерческих банках;
– определение места России в современной банковской системе;
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1 Теоретические основы ценообразования банковского продукта……5
Специфика ценообразования в банковской сфере…………………………5
1.2 Этапы разработки цен на банковские услуги……………………………...10
Глава 2 Современное ценообразование в банковской сфере………………....25
2.1 Российский опыт ценообразования в банковской сфере………………….25
2.2 Пути решения проблем при ценообразовании банковского продукта…...30
Заключение……………………………………………………………………….34
Библиографический список…………………………………
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1 Теоретические основы ценообразования банковского продукта……5
1.2 Этапы разработки цен
на банковские услуги…………………………
Глава 2 Современное ценообразование в банковской сфере………………....25
2.1 Российский опыт
2.2 Пути решения проблем при ценообразовании банковского продукта…...30
Заключение……………………………………………………
Библиографический список……………………………………………………..36
Введение
Рынок банковских услуг является
одной из важнейших и неотъемлемых
составляющих современной рыночной
экономики. Поэтому сегодня возрастает
интерес к различным аспектам
деятельности банковских систем и методов
управления ими. Банки постепенно превратились
в основных посредников в
Актуальность проблемы банковского ценообразования состоит в том, что от правильности установления цен во многом зависят рентабельность банков, его конкурентоспособность и многие другие показатели его деятельности. Поэтому изучение ценообразования и совершенствование системы ценообразование необходимо.
Экономические преобразования, происходящие последние десять лет в России, носят характер коренных реформ, направленных на изменение социально-экономического положения в стране. Реформы проникли во все области российской экономики, затронули интересы общества в целом.
Основополагающим изменением
в банковском секторе за истекший
период стал переход от устоев плановой
экономики к рыночным принципам.
Это многогранный процесс, вобравший
в себя как институциональные
изменения формирование двухуровневой
банковской системы с кардинально
изменившейся ролью Центрального банка,
так и установление принципиально
иных в сравнении с плановым хозяйством
взаимоотношений банков с экономикой.
В этот период большинство коммерческих
банков, не преодолев трудности, остановились
в своем развитии, что оценивается
как следствие общей
Сложившаяся ситуация диктует
коммерческим банкам настоятельную
необходимость изменений
Развитие процессов в
области ценообразования
Целью работы является исследование механизмов ценообразования и разработка теоретических подходов к формированию модели установления цен на услуги в коммерческих банках.
Задачи:
– исследование теоретических основ современного рыночного ценообразования применительно к коммерческим банкам;
– изучение специфики ценообразования банковских услуг и ее проявления в условиях рыночных отношений;
– выявление и характеристика основных факторов ценообразования в коммерческих банках;
– определение места России в современной банковской системе;
Предмет исследования –
экономические отношения, связанные
с формированием системы
Объект исследования – система ценообразования, процессы и факторы, формирующие цену банковских услуг.
Теоретической основой курсовой работы являются исследования Дорошев В.И., Есипов В.Е., Кантарович В.С., Липсиц И.В., Немчинов В.С., Новожилов В.С., Слепов В.Н.
Данная курсовая работа включает в себя введение, две главы, заключение и библиографический список.
Глава 1 Теоретические основы ценообразования банковского продукта
1.1 Специфика ценообразования в банковской сфере
Специфика банковского ценообразования
предопределяется особенностями банковского
продукта. Можно предложить такое
определение рассматриваемого явления:
Банковский продукт (услуга) – разнообразные
действия на финансовом рынке, денежные
операции, осуществляемые коммерческими
банками за определенную плату по
поручению и в интересах своих
клиентов, а также действия, имеющие
целью совершенствование и
В настоящее время кредитные учреждения в странах с развитой рыночной экономикой осуществляют обслуживание физических и юридических лиц, предоставляя им около 270 видов различных услуг.
Особенности банковских услуг состоят в следующем.
– они в основе абстрактны, не имеют материальной субстанции;
– оказание банковских услуг связано с использованием денег в различных формах и качествах;
– абстрактные банковские услуги приобретают конкретный характер на основе договорных отношений;
– купля-продажа большинства банковских услуг характерна протяженностью во времени.
Важной чертой продукта банка является его имидж. Имидж – это распространенное и достаточно устойчивое представление об отличительных либо же исключительных характеристиках продукта, придающих последнему особое своеобразие и выделяющих его из ряда аналогичных продуктов.
Имидж продукта складывается под воздействием следующих факторов:
имидж банка, разрабатывающего либо же реализующего данный продукт;
качество продукта; характеристики аналогичного продукта других банков;
критерии, нормы и предпочтения клиентов, пользующихся указанным продуктом.
Имидж продукта не занимает пассивной позиции по отношению к отмеченным факторам. Он сам, в свою очередь, оказывает на них существенное влияние, что приводит к их трансформации. Данные факторы в свою очередь находятся в активном взаимодействии и воздействуют как друг на друга, так и на всю совокупность данных факторов. В отличие от имиджа банка, обычно связанного с ролью, которую он играет в жизни общества, экономике, с философией руководства банка, с его миссией, особенностями конкурентной борьбы, с уникальностью решаемых им задач и т.д., имидж продукта в концентрированном виде выражает отличительные особенности продукта, выделяющие его в кругу аналогов, либо же наделяющие его потребительские функции особыми, специфическими качествами. В рыночной экономике коммерческий банк существует постольку, поскольку имеется спрос на его товар (услуги). В зависимости от спроса банк вырабатывает конкретную маркетинговую политику и придерживается ее в процессе своей деятельности. Главное направление в стратегии развития банки уделяют ныне разработке новых банковских продуктов (или их модернизации), так как расценивают их как важнейшее средство обеспечения стабильности своего функционирования, экономического роста и конкурентоспособности. Без этого на современном рынке просто невозможно.
Для успешного внедрения нового продукта на рынок, он должен отвечать следующим основным положениям:
– самое главное – любой вид продукции должен полностью соответствовать запросам потребителей;
– продукт должен опираться на сильные стороны деятельности банка или его подразделения;
– продукция кредитного учреждения призвана быть лучше предложений его конкурентов;
– любая новая продукция, которую банк предоставляет клиентам, должна пользоваться поддержкой его руководства;
– разрабатываемые продукты (услуги) обязаны иметь упреждающий (стратегический) характер.
Для банка внедрение в практику бизнеса новых продуктов – возможность проникновения на новые рынки, их освоение, удовлетворение вновь появившихся пожеланий клиентов и получение на этой основе новых прибылей. Особенно высокие доходы имеют место обычно тогда, когда банк выходит на рынок с совершенно новым продуктом, который другие банки пока не использовали и на определенном этапе становится монополистом, что дает возможность некоторое время получать монопольно высокую прибыль. Этот период обычно невелик, поскольку другие банки стараются быстро наверстать упущенное, разработать, подготовить и предложить своим клиентам аналогичную услугу. Но и за короткое время можно, особенно в российских условиях, сделать «большие деньги», а, главное, привлечь к себе новых клиентов, существенно пополнить клиентскую базу.
Коммерческий банк обязан предлагать клиентам набор услуг, который может быть реализован рентабельно. Указанные услуги предоставляются в такой форме, по такой цене, в такое время и в таком месте, которые отвечают запросам клиентуры.
Процесс создания, внедрения и снятия банковского продукта (услуги) проходит ряд этапов:
– поисковые исследования, выработка идей нового или совершенствование существующего продукта;
– отбор оригинальных идей;
– маркетинговые исследования;
– разработка нового или совершенствование существующего продукта;
– испытание продукта в рыночных условиях и анализ результатов;
– выведение продукта на рынок;
– модернизация продукта или снятие его с рынка.
Цена кредита определяется на рынке ссудных капиталов под влиянием ряда факторов и зависит от объема ссудного капитала, который имеется на сегодня в данной стране. Ссудный капитал – это временно свободные денежные ресурсы, который освобождаются в процессе кругооборота капитала, обслуживающего движение ВВП. Естественно, что размер ссудного капитала всегда меньше стоимости ВВП, так как временно свободными все денежные ресурсы ВВП быть не могут. Отдельные стоимостные составляющие ВВП (ВВП = c + v + m) имеют разную скорость оборота в производственном процессе.
c – перенесенная стоимость оборотного и основного капитала, оборачивается по-разному в разных отраслях, но закономерность общая: оборотный капитал оборачивается быстрее основного и создается видимость, что и временно свободным он может быть в большей мере. Но такой подход чисто производственный, с позиций одного производственного цикла. Временно свободным денежным ресурсом выступает не оборотный капитал, а основной в части амортизации и стоимости ценных бумаг, выпущенных под основные фонды. Поэтому чем больше накоплен основной капитал в стране, тем больше кредитный ресурс, который может быть задействован в экономике. Большое значение имеет его оценка – капитализация.
v – стоимость необходимого продукта, выражаемая в заработной плате. В качестве кредитного ресурса она тесно связана со сбережениями населения, а также с той системой общественных распределительных отношений, которые сложились в сфере содержания неработающей части населения (пенсионные фонды, фонд занятости и всевозможные фонды социального назначения). Если социальные проблемы общества решаются централизованно, путем перераспределения через государственный бюджет и внебюджетный фонды, то ресурс сбережений населения для кредитования как источник ссудного капитала сокращается. Если же эти средства децентрализованы, то они в большей мере оседают в страховых фондах и выступают альтернативой ссудному капиталу.
Поэтому v всегда является источником ссудного капитала, но его размеры всецело зависят от сложившейся системы общественного распределения в стране. Российская практика показывает, что делать упор на сбережения населения как основной ресурс ссудного капитала пока нецелесообразно.
Прибавочный продукт m – это важный, но небольшой по своему объему кредитный ресурс общества, так как в нашей стране он переводится во всевозможные резервные фонды, через которые и происходят утечки капитала за рубеж.
Но это внутренние ресурсы ссудного капитала в России, которые определяют его уровень без учета потоков капитала с международных рынков ссуд. Есть основания утверждать, что оценивать объем ссудного капитала принимая во внимание только внутренние источники, неправомерно. Существенна роль внешних факторов, международных заимствований в формировании и спроса, и предложения ссудного капитала. Как в зарубежной, так и в российской практике методов определения процентных ставок или цены кредита разработано много. И это неудивительно, ведь процентная политика составляет основу всей системы цен в банковской сфере.
Процент за кредит связан со всей системой цен, действующей в стране. Классифицируем эту систему по следующим признакам:
Информация о работе Современное ценообразование в банковской сфере