Влияние малого бизнеса на развитие экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 19:04, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной дипломной работы является определение степени влияния малого бизнеса на развитие экономики Читинской области на современном этапе и поиск неиспользованных возможностей для увеличения его роли в экономической жизни
региона.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ............................4
1. МАЛЫЙ БИЗНЕС И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИИ..6

1.1. Экономическая сущность малого бизнеса ..............6

1.2. Значение малого бизнеса в социально-экономической жизни
зарубежных стран .........................8
1.3. Роль и место малого бизнеса в российской экономке........11
1.3.1. Особенности функционирования малого бизнеса в России........11
1.3.2 . Развитие сектора малого бизнеса в 1990 -е годы...........13
1.3.3. Вклад малого бизнеса в развитие российской экономики........16
1.4 Влияние малого бизнеса на развитие региональной экономики.....22
2. АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА НА РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ......27

2.1 Развитие малого бизнеса в Читинской области............27
2.2 Удельный вес субъектов малого бизнеса в общем числе
хозяйствующих субъектов....................34
2.3 Влияние малого бизнеса на занятость населения...........36
2.4 Роль малого бизнеса в формировании фонда оплаты труда......40
2.5 Место малых предприятий в производстве товаров и услуг.....42
2.6. Инвестиционная активность малых предприятий............48
2.7. Региональная политика в области развития и поддержки малого
бизнеса ............................51
2.7.1. Мероприятия по поддержке и развитию малого
предпринимательства ....................51
2.7.2. Анализ кредитной деятельности Фонда поддержки
малого предпринимательства..................54
2.7.3. Анализ программы поддержки и развития малого
предпринимательства в Читинской области на 2001-2002г.г...61
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА С
ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ЕГО РОЛИ
В ЭКОНОМИКЕ ОБЛАСТИ.....................65
3.1. Необходимость совершенствования механизма государственной
поддержки малого бизнеса..................65
3.2. Участие малых предприятий в выполнении областного
государственного заказа....................71
3.3. Расчет экономической эффективности при размещении
областного государственного заказа на малом предприятии......74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................86
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..............89

Вложенные файлы: 1 файл

экономика.docx

— 214.58 Кб (Скачать файл)

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

           Влияние малого бизнеса на развитие экономики           

                         Читинской области                        

Исполнитель                      студент группы ГМУ-96  Е.Л.Новикова

Руководитель                     профессор                         В.Е.Ломако

Консультант                       начальник отдела малого предпринимательства и

                                       лицензирования               В.Л.Казакова

Рецензент                           заместитель главы администрации области,

председатель        Комитета экономики

                                                                  Т.И.Майзлингер

К защите допускаю:

Зав. кафедрой                              к.э.н., доцент

В.В.Макарова

                                    ЧИТА 2001                                   

    

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ............................4

                                                                                                                                                    

1. МАЛЫЙ БИЗНЕС И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ  РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИИ..6

    

1.1. Экономическая  сущность малого бизнеса ..............6

                                                  

1.2. Значение малого бизнеса в  социально-экономической жизни

зарубежных стран .........................8

1.3. Роль и место малого бизнеса  в российской экономке........11

1.3.1. Особенности функционирования  малого бизнеса в России........11

1.3.2 . Развитие сектора малого  бизнеса в 1990 -е годы...........13

1.3.3. Вклад малого бизнеса в  развитие российской экономики........16

1.4 Влияние малого бизнеса на  развитие региональной экономики.....22

2. АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА  НА РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ ЧИТИНСКОЙ  ОБЛАСТИ......27

    

2.1 Развитие малого  бизнеса в Читинской области............27

 

2.2 Удельный вес субъектов малого  бизнеса в общем числе

хозяйствующих субъектов....................34

2.3 Влияние малого бизнеса на  занятость населения...........36

2.4 Роль малого бизнеса в формировании  фонда оплаты труда......40

2.5 Место малых предприятий в  производстве товаров и услуг.....42

2.6. Инвестиционная активность малых  предприятий............48

2.7. Региональная политика в области  развития и поддержки малого

бизнеса ............................51

2.7.1. Мероприятия по поддержке  и развитию малого

предпринимательства ....................51

2.7.2. Анализ кредитной деятельности  Фонда поддержки

малого предпринимательства..................54

2.7.3. Анализ программы поддержки  и развития  малого

предпринимательства в Читинской области на 2001-2002г.г...61

3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ  МЕХАНИЗМА  ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО  БИЗНЕСА С

ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ЕГО РОЛИ

В ЭКОНОМИКЕ ОБЛАСТИ.....................65

3.1. Необходимость совершенствования  механизма государственной

поддержки малого бизнеса..................65

3.2. Участие малых предприятий  в выполнении областного

государственного заказа....................71

3.3. Расчет экономической эффективности  при размещении

областного государственного заказа на малом предприятии......74

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................86

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..............89

                                    ВВЕДЕНИЕ                                   

В становлении и развитии социально-ориентированной рыночной экономики

немаловажная роль отводится малому бизнесу. Малый бизнес или малое

предпринимательство (далее – МП)  является существенной составляющей и

массовой субъектной базой  цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемым

элементом присущего ему конкурентного механизма.

Предпринимательский характер малого бизнеса придает рыночной экономике

должную гибкость, мобилизует крупные финансовые и производственные ресурсы

населения, несет в себе мощный антимонопольный потенциал. Малый бизнес служит

также серьезным фактором структурной перестройки, во многом решает проблему

занятости и другие социальные проблемы рыночного хозяйства.

В условиях современного российского общества энергичное развитие сектора

малого бизнеса может быть единственным источником реальной реструктуризации

общества, обеспечивающей ориентацию всех основных участников экономических и

социальных процессов на объективно определенное участие в функционировании

рыночного механизма.

В настоящее время почти треть трудоспособного населения России в той или иной

мере связано с малым бизнесом /6/. В эту группу входят несколько миллионов

реальных собственников, менеджеров, финансистов, организаторов производства,

прошедших и ежедневно проходящих суровую школу выживания в российских

условиях.

Таким образом, малый бизнес превращается в значительное социально-

экономическое и политическое явление, оказывающее многообразное и

возрастающее воздействие на все стороны жизни российского общества.

Целью данной дипломной работы является определение степени влияния малого

бизнеса на развитие экономики Читинской области на современном этапе и поиск

неиспользованных возможностей для увеличения его роли в экономической жизни

региона.

В первой главе дипломной работы раскрыта экономическая сущность малого

бизнеса, с учетом опыта развитых стран приведена оценка потенциального

значения малого бизнеса для экономики страны. При рассмотрении роли малого

бизнеса в российской экономике определены особенности функционирования малых

предприятий и результаты их влияния на уровень экономического развития

страны. На примере Иркутской и Новосибирской областей рассмотрено влияние

малого бизнеса на развитие региональной экономики.

Во второй главе дипломной работы проведен анализ уровня развития малого

предпринимательства в Читинской области, степени его влияния на развитие

экономики области в целом и в разрезе ее отраслей. При рассмотрении

региональной политики в области развития и поддержки малого

предпринимательства показано ее влияние на усиление позиций малого бизнеса в

экономике региона.

В третьей главе данной дипломной работы на основе прогнозной оценки

дальнейшего влияния малого бизнеса на развитие экономики области доказана

необходимость совершенствования механизма государственной поддержки малого

предпринимательства на уровне региона. В качестве дополнительной возможности

для увеличения роли малого бизнеса в экономической жизни области рассмотрена

возможность участия субъектов малого предпринимательства в выполнении

областного государственного заказа на поставку продукции для областных

государственных нужд.

            1 МАЛЫЙ БИЗНЕС И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИИ           

              

1.1  Экономическая  сущность малого бизнеса

              

Так называемая малая экономика – важный сектор полноценного рынка. Без малого

бизнеса невозможно становление цивилизованной рыночной экономики.

Как известно, малый бизнес состоит из самого многочисленного слоя мелких

собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют

социально-экономический и политический облик страны. По своему уровню жизни и

социальному положению они принадлежат к большинству населения, одновременно

являясь как непосредственными производителями, так и потребителями широкого

спектра товаров и услуг. Сектор МП образует самую разветвленную сеть

предприятий, действующих в основном на местных рынках и непосредственно

связанных с массовым потребителем товаров и услуг. В сочетании с небольшими

размерами предприятий, их технологической цепочкой, производственной и

управленческой гибкостью - это позволяет чутко и своевременно реагировать на

изменяющуюся конъюнктуру рынка.

Высокая приспособляемость малого бизнеса и массовый охват практически всех

сфер производства, внутреннего рынка обеспечивает устойчивость развития

экономики и способствует стабильности социального и политического климата.

Владельцы малых предприятий, с одной стороны, являются мелкими собственниками

и объединены едиными корпоративными интересами. С другой стороны,

представителей малого бизнеса отличает то, что условия их жизни и

деятельности, а также положение активного производителя и одновременно

потребителя на внутреннем рынке понуждает их в повседневной деятельности к

упрочению связей со своими постоянными и потенциальными клиентами из

различных социальных групп. Все изложенное и определяет общественное

поведение представителей малого бизнеса, основанное на прямой зависимости от

местных и национальных условий и интересов.

Из трех групп предприятий владельцы малых предприятий наиболее

непосредственным образом приближены к своей собственности и чаще всего прямо

участвуют в ее предпринимательском использовании.

Жесткие условия функционирования малых предприятий в сочетании со столь

тесным контактом владельцев со своей собственностью предъявляют высокие,

притом весьма специфические, требования к личным качествам малого

предпринимателя, без соответствия  которым деятельность предприятия не может

быть успешной. Именно в малом предпринимательстве вырастают настоящие

закаленные и опытные лидеры, способные добиться больших успехов. Не случайно

хрестоматийными примерами явились истории становления и развития крупнейших и

наиболее агрессивных в технологической сфере корпораций - "Форд", "Сони",

"Майкрософт" /6/.

Характерной особенностью малого предприятий является высокая интенсивность

использования всех видов ресурсов и постоянное стремление к оптимизации их

количества, обеспечению их наиболее рациональных для данных условий

пропорций. Практически это означает, что на малом предприятии не может быть

лишнего оборудования, избыточных запасов сырья и материалов, лишних

работников. Данное обстоятельство является одним из важнейших факторов

достижения рациональных показателей экономики в целом.

Малые предприятия представляют собой вполне самостоятельную и наиболее

типичную форму организации экономической жизни общества в условиях развитого

рыночного хозяйства. Они обладают своими специфическими отличительными

особенностями, преимуществами и недостатками, присущими только им внутренними

закономерностями развития. Функционирование главным образом на конкретном

локальном рынке, быстрое реагирование на изменение конъюнктуры этого рынка,

узкая специализация на определенном сегменте рынка товаров и услуг,

непосредственная связь с потребителем, потребность в относительно небольшом

стартовом капитале – эти характеристики МП являются его достоинствами,

повышающими устойчивость и живучесть этих предприятий в качестве структурного

элемента экономики. Однако, при определенных условиях такие характеристики

приобретают негативную значимость, тормозят развитие конкретного предприятия,

ставят под угрозу его существование. Гибкость МП, его мобильность позволяют

быстро приспособиться к изменениям внешней среды, однако оно оказывается

особенно сильно уязвимым для колебаний конъюнктуры рынка, изменений локальных

условий функционирования, динамики общих социально-экономических и

политических условий. Относительно небольшой капитал сужает рамки

производства, ограничивает возможности для привлечения дополнительных

ресурсов при необходимых ситуациях. Ограниченный масштабы производства и

небольшое количество занятых обусловливают простоту и эффективность

управления предприятием. Однако, характерное для МП совмещение функций

собственника и менеджера, установление личных связей с работниками

предприятия снижают управленческие издержки, но могут привести в

самоэксплуатации и нарушению норм трудового законодательства.

     1.2 Значение малого бизнеса в социально-экономической жизни зарубежных стран

Для сравнительной оценки  степени влияния МП на развитие экономики  в разных

странах следует учитывать, что в мировой практике существуют различные

критерии и подходы к классификации и определению малых предприятий. В основу

классификации может быть положена численность работников, объем производства

товаров и услуг, годовой оборот, размер уставного капитала или общая сумма

активов и т. д. Наиболее часто в качестве критерия используются данные о

количестве работников, при этом различия между странами и отдельными

отраслями внутри страны в предельных показателях могут быть весьма

существенными. Подходы к определению основных параметров малого бизнеса

зависят от сложившейся в стране практики, структурных особенностей

производства, а также целей государственной политики в отношении МП.

Необходимо отметить, что при теоретическом анализе зарубежные специалисты

обычно увязывают сферу малого бизнеса со сферой среднего бизнеса, поскольку

основы их формирования, развития имеют значительное сходство. Обычно

Информация о работе Влияние малого бизнеса на развитие экономики