Государственное регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 20:48, контрольная работа

Краткое описание

Гос. Регулирование экономики представляет собой целенаправленное воздействие государства, направленное на обеспечение устойчивого социально-экономического развития страны.

Вложенные файлы: 1 файл

Ципин.docx

— 60.19 Кб (Скачать файл)

1. Содержание      и      этапы      эволюции      теории      государственного регулирования экономики

Гос. Регулирование экономики представляет собой целенаправленное воздействие государства, направленное на обеспечение устойчивого социально-экономического развития страны.

Основные этапы  эволюции теории государственного регулирования  экономики:

  • Меркантилизм ( теория основывалась на признании безусловной необходимости государственного регулирования для развития в стране торговли и промышленности).
  • Кейнсианство (одно из ведущих направлений экономической теории периода общего кризиса капитализма, обосновывающее необходимость вмешательства государства в процесс воспроизводства).
  • Классическая  школа А. Смита (необходимость вмешательства государства в  процесс капиталистического воспроизводства).
  • Неоклассическая теория
  • Командно-административное управление (сбалансирования деятельности государства и его роли в экономике Регулирующее воздействие государства -везде, где необходимо.).

Все инструменты  проведения экономической политики тесно взаимосвязаны. При принятии решений в одной сфере необходимо учитывать их влияние на другие. Так, изменения в государственных расходах и налогах, требует соответствующего изменения денежной массы. Изменения в фискальной и денежной политике повлияют на инвестиции, занятость, уровень доходов, объем национального производства и размеры чистого экспорта. Ни один из инструментов экономической политики не действует изолированно от других.

К функциям, выполняемым государством относятся, прежде всего, следующие:

  • формирование стратегии и тактики развития экономики;
  • обеспечение правовой основы функционирования экономики;
  • антимонопольное регулирование;
  • проведение политики макроэкономической стабилизации;
  • воздействие на размещение ресурсов;
  • деятельность в сфере распределения доходов;
  • деятельность государства, как субъекта имущественных отношений;
  • обеспечение национальной и экономической безопасности государства.

 

2. Меркантилизм  и   классическая  школа  А.Смита   в   государственном регулировании  экономики

Теория меркантелизма: сложился в период рыночных отношений в 17-18 вв. Он основывался на признании жесткой необходимости гос. регулирования экономики для развития в стране промышленности и торговли. Зарождающиеся предпринимательство в этот период нуждалось в защите государства, поэтому эта теория получила практическое применение.

Школа А. Смита: в 18 веке на базе развития рыночных отношений сложился класс  предпринимателей, которых не устраивало вмешательство государства в  их дела. Появилась теория экономичекого либерализма Адама Смита. В работе «Исследование о природе и причинах богатства народов». Суть: 1) рыночная система способна к саморегулированию, в основе которой лежит личный интерес, связанный с получением прибыли; 2) экономика, будет функционировать эффективнее, если прекратить ее регулирование государством; 3) государство в условиях рыночной системы, должно выполнять традиционные функции (энергетика, оборона, соц. сфера); 4) государство должно вмешиваться в ситуации, связанные с фиаско рынка.

Смит и его последователи  выдвинули теорию автоматического 

конца 20- начала 30 гг. 20 века доказали необходимость вмешательства государства  в  процесс капиталистического воспроизводства. Автором теории регулирования экономики: сторонники классической школы 19 в. Начала 20 в. До великой депрессии считали, что рыночная система обеспечивает полное использование ресурсов в экономике. Войны, перевороты и другие явления уводят экономику из состояния полной занятости. Однако присуще рыночной экономике способность к саморегулированию восстанавливает уровень производства при полной занятости автоматически с помощью инструментов: цены, з/п, ставка банковского %.

 

3. Теория государственного регулирования экономики Кейнса

Кейнсианство: мировой экономический  кризис и депрессия явился Джон Кейнс «Общая теория занятости, % и денег» (1936). 1929-1933 – крупномасштабный экон. Кризис. Результат 20 и более % спад экономики в США и ряде стран – идеи Смита не действенны. Основные идеи: 1) в условиях глубокого экономического кризиса необходимо вмешательство государства в развитие рыночной экономики с помощью косвенных методов; 2) рассматривать рыночную экономику как единое целое, макроэкономический подход; 3) рассматрение развитие рыночной эконосики на базе анализа национального дохода страны по воздействию комплекса различных факторов, прежде всего совокупность спроса и предложения на товары и услуги. Так как спрос и предложение не совпадают, это является причиной цикличности в развитии рыночной экономики.

 

 

 

 

4.Рейганомика  и основные направления ее  реализации, неоклассическая школа

В буржуазной политэкономии середины  70-80х  годов ХХ века усилились консервативные тенденции. Последние проявились в  резкой критике государства  и  государственного вмешательства, в  восхвалении капитализма, свободной  конкуренции, в попытках обосновать такую модель государственно-монополистического  регулирования, которая, сводя к  минимуму его социальные реформы, обеспечивала бы максимальный простор действию рыночных сил и частичному накоплению капитала. Консерватизм, взяв на вооружение такие  теории, как монетаризм, и теория «предложения» оказал в начале 80-х гг. огромное влияние на экономическую политику таких стран, как США и Англия (Рейгономика, Тэтчеризм).

Теоретическую основу Рейгономики обеспечили элементы экономической теории, ориентированной на предложение. Сторонники теории предложения отмечали, что рост  влияния государства вызвал увеличение суммы налоговых платежей страны. В отличие от Кейнса сторонники этой теории были убеждены, что рано или поздно большая часть налогов трансформируется в издержки предприятия и перекладывается на потребителя в форме более высоких цен. Налоги вызывают эффект ускорения инфляции, издержек.

Рейгономика включала в себя следующие 4 направления экономической политики:

  1. рост государственного вмешательства в экономику был представлен за счет замораживания и сокращения расходов на социальные программы  и программы поддержания уровня жизни. Расходы на оборону были , однако, значительно увеличены.
  2. Произошло значительное сокращение масштабов государственного регулирования частного предпринимательства.
  3. Администрация поощряла федеральную систему сдерживать темп роста массы денег на уровне , который рассматривался бы как не инфляционный, хотя и достаточный для обеспечения роста экономики.
  4. Начиная с 1981 г. ставки личного подоходного налога и налога на прибыль корпораций резко сократились. В 1986 г. налоговая система была реформирована таким образом, что предельная ставка налога на доходы состоятельных налогоплательщиков упала с 50 до 28 %.

 Несмотря  на критику консерватизма теории  предложения и Рейгономики нельзя не учитывать , что именно эти теории и их воплощение в Рейгономике послужили базой расцвета экономики США в последние 15 лет 20 столетия.

 

5. Командно-административная доктрина регулирования экономики при социализме

Сложилась начиная с 1917 года при социалистической системе хозяйствования. Можно представить в виде пирамиды. Из вершины пирамиды поступали планы, приказы, указания, которые должны были выполнять предприятия и организации. В основании этой пирамиды находились предприятия, организации, учреждения. Информация о произведенных работах и выпущенной продукции поступала наверх на вершину пирамиды и сверху централизованно распространялась, распределялась и перераспределялась продукция, товары и услуги между предприятиями и организациями в основании пирамиды. Указания о структуре хозяйственных связей и порядке взаимодействия организаий также поступали сверху, то есть в системе управления действовали вертикальные связи. Развитие экономике во второй половине 20 века выявило тенденцию сбалансирования деятельности государства и его роли в экономике. При этом наибольшая экономическая эффективность достигается в условиях действия конкурентного рыночного механизма. Цель государства создать условия для рыночого механизма свободно функционировать: конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно. Регулирующее воздействие государства-везде, где необходимо.

 

6.Формирование стратегии  и тактики государственного регулирования

Выбор стратегии и тактики развития определяет поступательное движение экономики  любой страны, в том числе РФ на перспективу. Решение этой проблемы в РФ требует в первую очередь:

  • определить ключевые направления развития науки и техники;
  • сформировать стратегию развития промышленности и других отраслей    экономики;
  • реструктурировать предприятия;
  • обеспечить техническое перевооружение промышленности и на этой основе других отраслей экономики;
  • развивать малый бизнес.

Формирование  стратегии развития по этим направлениям требует разработки на государственном уровне долгосрочных (на 10-15 лет) и среднесрочных (на 5-7 лет) программ развития экономики РФ.

Определение ключевых направлений развития науки  предполагает построение дерева целей развития науки и техники на уровне государства с привлечением к этой работе Академии наук, вeдyщиx учeных и спeциaлиcтoв промышленности и других отраслей экономики. 4 стратегии экономики: Сырьевая стратегия (направление) промышленной политики; стратегия дублирования; стратегия авангардных технологий, комбинированная стратегия. Стратегия комбинирования – обеспечение оптимального сочетания сырьевой стратегии для разработки наиболее перспективных запасов сырьевых и топливно-энергетических ресурсов (нефть, газ, золото). Стратегия дублирования – для развития отставшего, либо разрушенного машиностроения. Комбинированная стратегия – обеспечение оптимального сочетания сырьевой стратегии для разработки наиболее перспективных запасов сырья и топливно-энергетических ресурсов и дублированная стратегия для развития отставшего или разрушевшегося машиностроения.

7. Формирование   правовой   базы   и   антимонопольное   регулирование экономики

Право создает  единую базу для регулирования отношений  предприятий, организаций и частных  лиц с государством и друг с  другом.

Правовую  базу функционирования экономики и  принятия соответствующих решений в этом плане образуют следующие основные отрасли права:

хозяйственное, гражданское, трудовое, бюджетное, законодательное, международное, частное и т.п.

Каждая из этих отраслей регулирует свое правовое поле деятельности, оперирует  своими терминами и понятиями.

Становление цивилизованного рынка в России немыслимо без развития конкурентной борьбы. Именно она является стимулом к дальнейшему совершенствованию  производства, повышению качества продукции, снижению цен, а в конечном итоге - росту жизненного уровня населения.

Когда же предприниматели  заключают между собой гласное (или негласное) соглашение о разделе рынка или уровне цены, то потребители вынуждены платить большую цену за товар и сокращать объем потребления. Цены в этом случае становятся искусственно высокими, и не все покупатели могут позволить себе приобретать тот же самый товар в желаемых объемах. Потребители несут экономические убытки от подавления конкуренции. Важно и то,  что устранение конкуренции нарушает равновесие спроса и предложения, что приводит к нерациональному использованию и без того ограниченных производственных ресурсов общества. Чтобы избежать этих негативных явлений, государство вмешивается в рыночные процессы, используя антимонопольное регулирование: административный контроль над монополизированными рынками, организационный механизм и антимонопольное законодательство.

Административный контроль монополизированных рынков объединяет способы воздействия на монополизированное производство. Организационный механизм имеет своей целью антимонопольную профилактику путем последовательной либерализации рынков. Наиболее эффективной и развитой формой государственного регулирования монопольной власти является антимонопольное законодательство. Его цель - регулирование структуры отрасли через запрещение предполагаемых слияний крупных фирм, если оно ведет к существенному ослаблению конкуренции или установлению монополии.

 

8. Макроэкономическая стабилизация и размещение ресурсов

Макроэкономическая стабилизация – мероприятия Правительства, направленные на обеспечение экономического роста, полной занятости и стабильного  уровня цен. Главные инструменты  в решении этой задачи : фискальная и денежная политика. Согласно общим рекомендациям, для стабилизации необходимо: увеличить гос. расходы и уменьшать налоги для стимулирования расходов частного сектора в периоды высокой безработицы или кризисы, или сокращать гос. расходы и повышать налоги тем, чтобы сокращая расходы частный сектор в периоды, когда государство больше всего инфляция и перегрев экономики в период подъема.

 

9.Регулирование социальной  сферы

Во  всех странах Запада государство  активно регулирует не только собственно экономику, но и социальные процессы. в этих странах в послевоенный период созданы, достаточно эффективно (хотя и не без проблем) функционируют и продолжают развиваться разветвленные системы социального страхования: пенсионного, медицинского и по безработице. Общее состояние социальной сферы характеризуется и другими показательями: оплата труда, безработица, уровень инфляции, заболеваемости населения. Важную роль в регулировании социальной сферы играют: перераспределение доходов и регулирование рынка труда. Важную роль в решении социальных вопросов играет перераспределение доходов. Распределение, которое обеспечивает конкурентный механизм, приводит к социальному расслоению и бедности в силу обстоятельств, находящихся вне контроля человека, неподвластных ему. Общество берет на себя заботу о неимущих гражданах через налоговое перераспределение доходов, .принятие программ социальной защиты. Государством финансируются программы, обеспечивающие возможность получения образования вне зависимости от доходов семьи, субсидий на поддержание цен на ряд сельскохозяйственных продуктов и т.д. Не менее важное значение имеет регулирование рынка труда.

Информация о работе Государственное регулирование