Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 20:48, контрольная работа
Гос. Регулирование экономики представляет собой целенаправленное воздействие государства, направленное на обеспечение устойчивого социально-экономического развития страны.
1. Содержание и этапы эволюции теории государственного регулирования экономики
Гос. Регулирование экономики представляет собой целенаправленное воздействие государства, направленное на обеспечение устойчивого социально-экономического развития страны.
Основные этапы эволюции теории государственного регулирования экономики:
Все инструменты проведения экономической политики тесно взаимосвязаны. При принятии решений в одной сфере необходимо учитывать их влияние на другие. Так, изменения в государственных расходах и налогах, требует соответствующего изменения денежной массы. Изменения в фискальной и денежной политике повлияют на инвестиции, занятость, уровень доходов, объем национального производства и размеры чистого экспорта. Ни один из инструментов экономической политики не действует изолированно от других.
К функциям, выполняемым государством относятся, прежде всего, следующие:
2. Меркантилизм и классическая школа А.Смита в государственном регулировании экономики
Теория меркантелизма: сложился в период рыночных отношений в 17-18 вв. Он основывался на признании жесткой необходимости гос. регулирования экономики для развития в стране промышленности и торговли. Зарождающиеся предпринимательство в этот период нуждалось в защите государства, поэтому эта теория получила практическое применение.
Школа А. Смита: в 18 веке на базе развития рыночных отношений сложился класс предпринимателей, которых не устраивало вмешательство государства в их дела. Появилась теория экономичекого либерализма Адама Смита. В работе «Исследование о природе и причинах богатства народов». Суть: 1) рыночная система способна к саморегулированию, в основе которой лежит личный интерес, связанный с получением прибыли; 2) экономика, будет функционировать эффективнее, если прекратить ее регулирование государством; 3) государство в условиях рыночной системы, должно выполнять традиционные функции (энергетика, оборона, соц. сфера); 4) государство должно вмешиваться в ситуации, связанные с фиаско рынка.
Смит и его последователи выдвинули теорию автоматического
конца 20- начала 30 гг. 20 века доказали
необходимость вмешательства
3. Теория государственного регулирования экономики Кейнса
Кейнсианство: мировой экономический кризис и депрессия явился Джон Кейнс «Общая теория занятости, % и денег» (1936). 1929-1933 – крупномасштабный экон. Кризис. Результат 20 и более % спад экономики в США и ряде стран – идеи Смита не действенны. Основные идеи: 1) в условиях глубокого экономического кризиса необходимо вмешательство государства в развитие рыночной экономики с помощью косвенных методов; 2) рассматривать рыночную экономику как единое целое, макроэкономический подход; 3) рассматрение развитие рыночной эконосики на базе анализа национального дохода страны по воздействию комплекса различных факторов, прежде всего совокупность спроса и предложения на товары и услуги. Так как спрос и предложение не совпадают, это является причиной цикличности в развитии рыночной экономики.
4.Рейганомика и основные направления ее реализации, неоклассическая школа
В буржуазной
политэкономии середины 70-80х
годов ХХ века усилились консервативные
тенденции. Последние проявились в
резкой критике государства и
государственного вмешательства, в
восхвалении капитализма, свободной
конкуренции, в попытках обосновать
такую модель государственно-
Теоретическую основу Рейгономики обеспечили элементы экономической теории, ориентированной на предложение. Сторонники теории предложения отмечали, что рост влияния государства вызвал увеличение суммы налоговых платежей страны. В отличие от Кейнса сторонники этой теории были убеждены, что рано или поздно большая часть налогов трансформируется в издержки предприятия и перекладывается на потребителя в форме более высоких цен. Налоги вызывают эффект ускорения инфляции, издержек.
Рейгономика включала в себя следующие 4 направления экономической политики:
Несмотря
на критику консерватизма
5. Командно-административная доктрина регулирования экономики при социализме
Сложилась начиная с 1917 года при социалистической системе хозяйствования. Можно представить в виде пирамиды. Из вершины пирамиды поступали планы, приказы, указания, которые должны были выполнять предприятия и организации. В основании этой пирамиды находились предприятия, организации, учреждения. Информация о произведенных работах и выпущенной продукции поступала наверх на вершину пирамиды и сверху централизованно распространялась, распределялась и перераспределялась продукция, товары и услуги между предприятиями и организациями в основании пирамиды. Указания о структуре хозяйственных связей и порядке взаимодействия организаий также поступали сверху, то есть в системе управления действовали вертикальные связи. Развитие экономике во второй половине 20 века выявило тенденцию сбалансирования деятельности государства и его роли в экономике. При этом наибольшая экономическая эффективность достигается в условиях действия конкурентного рыночного механизма. Цель государства создать условия для рыночого механизма свободно функционировать: конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно. Регулирующее воздействие государства-везде, где необходимо.
6.Формирование стратегии
и тактики государственного
Выбор стратегии и тактики развития определяет поступательное движение экономики любой страны, в том числе РФ на перспективу. Решение этой проблемы в РФ требует в первую очередь:
Формирование стратегии развития по этим направлениям требует разработки на государственном уровне долгосрочных (на 10-15 лет) и среднесрочных (на 5-7 лет) программ развития экономики РФ.
Определение ключевых направлений развития науки предполагает построение дерева целей развития науки и техники на уровне государства с привлечением к этой работе Академии наук, вeдyщиx учeных и спeциaлиcтoв промышленности и других отраслей экономики. 4 стратегии экономики: Сырьевая стратегия (направление) промышленной политики; стратегия дублирования; стратегия авангардных технологий, комбинированная стратегия. Стратегия комбинирования – обеспечение оптимального сочетания сырьевой стратегии для разработки наиболее перспективных запасов сырьевых и топливно-энергетических ресурсов (нефть, газ, золото). Стратегия дублирования – для развития отставшего, либо разрушенного машиностроения. Комбинированная стратегия – обеспечение оптимального сочетания сырьевой стратегии для разработки наиболее перспективных запасов сырья и топливно-энергетических ресурсов и дублированная стратегия для развития отставшего или разрушевшегося машиностроения.
7. Формирование правовой базы и антимонопольное регулирование экономики
Право создает единую базу для регулирования отношений предприятий, организаций и частных лиц с государством и друг с другом.
Правовую базу функционирования экономики и принятия соответствующих решений в этом плане образуют следующие основные отрасли права:
хозяйственное, гражданское, трудовое, бюджетное, законодательное, международное, частное и т.п.
Каждая из этих отраслей регулирует свое правовое поле деятельности, оперирует своими терминами и понятиями.
Становление
цивилизованного рынка в России
немыслимо без развития конкурентной
борьбы. Именно она является стимулом
к дальнейшему
Когда же предприниматели заключают между собой гласное (или негласное) соглашение о разделе рынка или уровне цены, то потребители вынуждены платить большую цену за товар и сокращать объем потребления. Цены в этом случае становятся искусственно высокими, и не все покупатели могут позволить себе приобретать тот же самый товар в желаемых объемах. Потребители несут экономические убытки от подавления конкуренции. Важно и то, что устранение конкуренции нарушает равновесие спроса и предложения, что приводит к нерациональному использованию и без того ограниченных производственных ресурсов общества. Чтобы избежать этих негативных явлений, государство вмешивается в рыночные процессы, используя антимонопольное регулирование: административный контроль над монополизированными рынками, организационный механизм и антимонопольное законодательство.
Административный контроль монополизированных рынков объединяет способы воздействия на монополизированное производство. Организационный механизм имеет своей целью антимонопольную профилактику путем последовательной либерализации рынков. Наиболее эффективной и развитой формой государственного регулирования монопольной власти является антимонопольное законодательство. Его цель - регулирование структуры отрасли через запрещение предполагаемых слияний крупных фирм, если оно ведет к существенному ослаблению конкуренции или установлению монополии.
8. Макроэкономическая стабилизация и размещение ресурсов
Макроэкономическая
9.Регулирование социальной сферы
Во всех странах Запада государство активно регулирует не только собственно экономику, но и социальные процессы. в этих странах в послевоенный период созданы, достаточно эффективно (хотя и не без проблем) функционируют и продолжают развиваться разветвленные системы социального страхования: пенсионного, медицинского и по безработице. Общее состояние социальной сферы характеризуется и другими показательями: оплата труда, безработица, уровень инфляции, заболеваемости населения. Важную роль в регулировании социальной сферы играют: перераспределение доходов и регулирование рынка труда. Важную роль в решении социальных вопросов играет перераспределение доходов. Распределение, которое обеспечивает конкурентный механизм, приводит к социальному расслоению и бедности в силу обстоятельств, находящихся вне контроля человека, неподвластных ему. Общество берет на себя заботу о неимущих гражданах через налоговое перераспределение доходов, .принятие программ социальной защиты. Государством финансируются программы, обеспечивающие возможность получения образования вне зависимости от доходов семьи, субсидий на поддержание цен на ряд сельскохозяйственных продуктов и т.д. Не менее важное значение имеет регулирование рынка труда.