Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 13:15, курсовая работа
Центральной частью финансовой системы государства являются государственные финансы с их ведущим звеном - государственным бюджетом как сводным балансом доходов и расходов государства. Важнейшим инструментом государственного регулирования экономики, формирующим государственный бюджет является фискальная политика государства.
КУРСОВАЯ РАБОТА
«Государственный бюджет и влияние на него фискальной политики»
Введение
Центральной частью финансовой системы государства являются государственные финансы с их ведущим звеном - государственным бюджетом как сводным балансом доходов и расходов государства. Важнейшим инструментом государственного регулирования экономики, формирующим государственный бюджет является фискальная политика государства.
Анализ влияния фискальной политики на формирование государственного бюджета имеет высокую степень актуальности, так как фискальная политика представляет собой совокупность мероприятий правительства государства по регулированию государственных расходов, налогообложения и состояния государственного бюджета, направленных на стабилизацию экономики.
Целью исследования является рассмотрение государственного бюджета и его роли как инструмента государственного регулирования и изучение бюджетно-налоговой, или так называемой фискальной политики государства. Роль фискальной политики в целостном экономическом управлении велика. Являясь одним из важнейших инструментов государственного регулирования экономики, она непосредственно формирует государственный бюджет, государственные денежные доходы. В условиях рынка фискальная политика является стержневой частью государственной экономической политики.
В рамках поставленной цели необходимо рассмотреть следующие задачи:
- показать роль государственного бюджета как инструмента макроэкономического регулирования и рассмотреть его с точки зрения структуры доходной и расходной части;
- рассмотреть основные виды и инструменты фискальной политики;
- определить основные цели бюджетной политики России на современном этапе;
- изучить основные направления фискальной политики России в посткризисный период.
Объектом исследования данной курсовой работы является государственный бюджет.
Предметом исследования - влияние фискальной политики на формирование государственного бюджета.
1. Государственный бюджет и теоретические основы фискальной политики
1.1 Государственный бюджет, его структура и основные макроэкономические функции
бюджет фискальный государственный макроэкономический
В формировании и развитии экономической и социальной структуры общества большую роль играет государственное регулирование. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества. Центральное место в системе финансов принадлежит государственному бюджету.
Государственный бюджет - это баланс доходов и расходов государства за определенный период времени, представляющий собой основной финансовый план страны, который после его принятия законодательным органом власти приобретает силу закона и обязателен для исполнения.
С помощью государственного бюджета государственные власти получают финансовые ресурсы для содержания государственного аппарата, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т.е. для выполнения государством возложенных на него функций.
Как экономическая категория бюджетные отношения являются составной частью финансовых отношений.
Построение бюджета
- единство бюджетной системы;
- разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;
- самостоятельность бюджетов разных уровней;
- полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
- сбалансированность бюджета;
- эффективность и экономность использования бюджетных средств;
- общее покрытие расходов бюджета;
- гласность;
- достоверность бюджета;
- адресность и целевой характер использования бюджетных средств.
В связи с необходимостью реализации экономической сущности бюджета, государственный бюджет выполняет следующие макроэкономические функции:
- перераспределительную, в соответствии с которой национальный доход делится между производственной и непроизводственной сферами в территориальном и отраслевом разрезах, наиболее значимыми в данный период отраслями экономики, их видами и подвидами;
- регулирующую, отражающую направление денежных средств на развитие приоритетных отраслей и проявляющуюся в возможности целенаправленно и непосредственно воздействовать через государственные расходы на различные стадии общественного воспроизводства, совокупные спрос и предложение, накопления и сбережения;
- социальную, заключающуюся в повышении жизненного уровня населения, социальной поддержке слабо защищенных слоев, предоставлении гарантий социальных и экономических прав граждан, проведении активной социальной политики;
- контрольную, включающую надзор общества за целевым и адресным расходованием бюджетных средств, соответствием размера централизуемых финансовых ресурсов государства объему его потребностей, действенностью бюджетного процесса [14, с. 106-114].
Государственный бюджет состоит
из двух взаимосвязанных и
Главными источниками дохода государственного бюджета являются налоги, которые делятся на:
1. налоги на доходы физических и юридических лиц;
2. налоги на товары и услуги (НДС, налог с продаж, акцизы, пошлины);
3. налоги на капитал (на наследство, имущество, землю и т.д.)
Налоги делятся на прямые,
которые взимаются с физических
и юридических лиц, и косвенные,
которые взимаются путем
Неналоговые доходы весьма разнообразны: доходы от приватизации, сдачи в аренду государственной и муниципальной собственности, предоставления домохозяйствам и фирмам платных услуг [2, с. 64].
С макроэкономической точки зрения все государственные расходы делятся на:
- государственные закупки товаров и услуг (их стоимость включается в ВВП);
- трансферты (их стоимость не включается в ВВП, поскольку они являются результатом перераспределения национального дохода);
- выплаты процентов по государственным облигациям, т.е. Обслуживание государственного долга (эти расходы также не входят в ВВП, так как выплачиваются из доходов государственного бюджета) [2, с. 67].
Государственный бюджет может иметь следующие состояния:
1. Сбалансированный бюджет, когда доходы бюджета равны его расходам.
2. Дефицит - когда расходы превышают доходы бюджета.
3. Профицит - когда доходы превышают расходы бюджета.
Бюджетный дефицит - это сумма, на которую в данном году расходы бюджета превышают его доходы.
Причины дефицита могут быть различными:
- низкая эффективность общественного производства, его спад;
- нерациональная структура бюджетных расходов (огромные военные расходы, крупные государственные инвестиции, «раздутые» социальные программы);
- массовый выпуск «пустых денег»;
- оборот «теневого» капитала в огромных масштабах;
- чрезвычайные ситуации (войны, природные катаклизмы, стихийные бедствия) и др.
Нередко дефицит может
быть связан с необходимостью осуществления
крупных государственных
Однако дефицит может
отражать кризисные явления в
экономике, её развал, неэффективность
финансово-кредитных связей, неспособность
правительства держать под
Любое государство стремиться если не покрыть полностью, то частично уменьшить дефицит бюджета следующими способами:
1. Государственные займы.
Этот способ покрытия дефицита
бюджета не приводит к
- выпуск государственных ценных бумаг, как в собственной, так и в иностранной валюте;
- заимствование средств как у отечественных банков, так и у внешних кредиторов;
- ссуды, полученные от бюджетов других уровней.
2. Ужесточение налогообложения.
Повышение налогов может
3. Эмиссия денег является
самым быстрым способом
4. Секвестирование - пропорциональное сокращение расходных статей бюджета на определенную величину в рамках определенного финансового года (нередко на ежемесячной основе). Эта мера даёт текущий эффект;
Чтобы получить более долговременный эффект, необходимо использовать различные виды экономической политики по оздоровлению экономики.
Бюджетным профицитом называется такое состояние бюджета, когда доходы государства превышают его расходы. Основными причинами профицита государственного бюджета являются:
- экономический рост в стране, так как в данном случае даже без изменения системы налогообложения существенно могут вырасти налоговые поступления, которые составляют основную долю доходов бюджета;
- благоприятная конъюнктура мирового рынка по товарам, являющимся основными статьями экспорта данной страны;
- уменьшение «теневого» сектора экономики.
Если бюджетный профицит вызван экономическим ростом, то дополнительные доходы государство может использовать на различные цели, и это не будет вызывать инфляционных процессов в экономике. Бюджетный профицит, вызванный благоприятной конъюнктурой на мировом рынке, может наполнять денежное обращение излишней денежной массой, поэтому встаёт вопрос о его правильном использовании.
Как правило управление бюджетным профицитом предполагает следующие меры:
- повышение определенных расходных статей бюджета;
- кредитование других государств или бюджетов других уровней;
- создание Стабилизационного (Резервного) фонда [15, с. 136].
Таким образом, государственный
бюджет имеет основополагающее значение
для развития экономической и
политической ситуации в государстве.
Именно бюджет, показывая размеры
необходимых государству
1.2 Сущность и
основные виды фискальной
Экономическая политика - совокупность государственных мер, направленных на упорядочение хода экономических процессов, оказание на них влияния или предопределение их результатов.
В зависимости от области государственного воздействия на экономические процессы и способов, инструментов осуществления государственной экономической политики различают разные ее виды. Единой, общепринятой классификации видов экономической политики не существует, разные авторы по-разному называют отдельные ее виды и по-разному формируют общий перечень составных частей экономической политики государства. В укрупненном плане принято выделять:
- фискальную (финансово-бюджетную политику);
- монетарную (кредитно-денежную);
- внешнеэкономическую политику.
В макроэкономике нет однозначной формулировки термина фискальной политики, существует много ее определений:
- фискальная политика представляет собой формирование государственного бюджета через систему налогообложения и манипулирование средствами государственного бюджета для достижения поставленных целей (рост производства, занятости, снижения темпов инфляции);
- фискальная политика государства представляет собой систему регулирования экономики посредством государственных расходов и налогов, т.е. она сводится к манипулированию налогами и государственными расходами;
- фискальная политика - это совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию правительственных доходов и расходов;
- фискальная политика - это меры правительства по изменению государственных расходов, налогообложения и состояния государственного бюджета, направленные на обеспечение полной занятости, равновесия платежного баланса и экономического роста при производстве неинфляционного валового внутреннего продукта.
Все несколько вышеперечисленных
определений, несмотря на некоторые
различия в формулировках, отражают
сущность фискальной политики. Из этих
определений следует, что фискальная
политика представляет собой совокупность
мероприятий правительства
Важным моментом при определении сущностной характеристики фискальной политики являются ее цели. Выделяют следующие цели фискальной политики:
- сглаживание колебаний экономического цикла,
- обеспечение устойчивого экономического роста,
- достижение высокого уровня занятости при умеренных темпах инфляции.
Важнейшая задача фискальной
политики - это привлечение денежных
ресурсов и формирование централизованных
государственных фондов, которые
позволяют проводить
Информация о работе Государственный бюджет и влияние на него фискальной политики