Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 17:23, курсовая работа
Малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться, создавать атмосферу конкуренции, и это, пожалуй, самое важное, без которых рыночная экономика невозможна.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ МАЛОГО БИЗНЕСА………………………………………………………………………….…5
1.1 Малый бизнес: сущность, роль и значение……………………………...5
1.2 Правовые формы малых предприятий. Создание и ликвидация малого бизнеса……………………………………………………………………................10
1.3 Система налогообложения малого бизнеса…………………………....13
ГЛАВА 2. ПОДДЕРЖКА МАЛОГО БИЗНСА………………………….....17
2.1 Государственная поддержка малого бизнеса ……………………...….17
2.2 Нормативная база на поддержку малого бизнеса……………… …….22
2.3 Влияние малого бизнеса на развитие региональной экономики……..27
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО БИЗНЕСА………………………….....32
3.1 Проблемы малого бизнеса и пути их преодоления……………………32
3.2 Перспективы развития малого бизнеса………………………………...36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..
Введение
Малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться, создавать атмосферу конкуренции, и это, пожалуй, самое важное, без которых рыночная экономика невозможна.
Как
убедительно показала мировая практика,
именно малые предприятия позволяют
в кратчайшие сроки осуществить
структурную перестройку
Предприятия малого бизнеса являются гибкой и динамичной формой реализации предпринимательской деятельности, позволяющей свободно выразить деловой и творческий потенциал, иметь определенные заработки для достойного образа жизни. Создание сети подобных предприятий способствует обеспечению занятости населения, увеличению на рынке товарной массы.
Размеры предприятий зависят от специфики отраслей, их технологических особенностей, от действия эффекта масштабности. Есть отрасли, связанные с высокой капиталоемкостью и значительными объемами производства, и отрасли, для которых не требуются предприятия больших масштабов; напротив, именно малые оказываются для них более предпочтительными.
Для
современной экономики
С
одной стороны, устойчивой тенденцией
научно-технического прогресса является
концентрация производства. Именно крупные
фирмы располагают большими материальными,
трудовыми и финансовыми
С другой стороны, в последнее время выявился небывалый рост малого и среднего предпринимательства, особенно в тех сферах, где не требуется значительных капиталов, больших объемов оборудования и кооперации множества работников. Малых и средних предприятий особенно много в наукоемких видах производства, а также в отраслях, связанных с производством потребительских товаров и оказанием услуг.
Эффективное
функционирование малых предприятий
определяется рядом их преимуществ
по сравнению с крупным
Особое
место в современной экономике
России принадлежит малому предпринимательству
и определению его
Актуальность исследования избранной темы обусловлена тем, что становление малого бизнеса в Российской Федерации происходит в жестком противостоянии бюрократическим структурам, в преодолении сложившейся структуры экономики, особенностью которой является преобладание крупных предприятий. Развитие малого бизнеса является одним из приоритетных направлений экономического развития страны, так как именно он играет важную роль в обеспечении стабильности экономического развития, повышении гибкости и адаптивности национальной экономики к изменяющимся внешним и внутренним условиям.
Целью
данной курсовой работы является изучение
положения и значения малого предпринимательства
в современной экономике
Предметом курсовой работы выступает роль и функции малых предприятий в современной экономике России.
Объектом курсовой работы являются предприятия малого бизнеса.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- изучить теоретические основы малого бизнеса;
- рассмотреть как осуществляется поддержка малого бизнеса;
-
рассмотреть проблемы и особенности
развития малого бизнеса в регионе.
ГЛАВА
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
1.1 Малый бизнес: сущность, роль и значение
Термин «бизнес» имеет английское происхождение и в языке оригинала означает дело, деятельность, занятие [1].
Предпринимательская деятельность - самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск и под личную имущественную ответственность деятельность отдельных граждан, направленная на получение прибыли или экономической выгоды в иной форме.
В одном из современных экономических словарей сущность малого предприятия трактуется следующим образом: «Малое предприятие - небольшое предприятие любой формы собственности, характеризуемое, прежде всего, ограниченным числом работников и занимающее крайне небольшую долю, в общем, по стране, региону в объеме деятельности, являющейся профильной для предприятия».
В
большинстве определений
К
малому предприятию относится
Предприниматели без образования юридического лица (ПБЮЛ) также относятся к малому бизнесу.
Экономика любого государства не может нормально развиваться без оптимального сочетания крупного, среднего и малого бизнеса. Это доказывает вся история экономического развития ведущих стран мира.
Роль и значение малого предпринимательства, необходимо рассматривать с нескольких позиций: экономической, научно-технической, социальной, политической.
С экономической стороны роль и значение малого бизнеса можно определить с помощью таких показателей, как:
-
доля валового внутреннего
- доля национального дохода, создаваемого в малом бизнесе;
- доля мелких предприятий в общем количестве коммерческих, предприятий;
-
доля трудоспособного
-
доля малого бизнеса в
- доля налогов, поступающих от малого бизнеса, в их общей величине и др.[2].
С увеличением значений этих показателей, естественно, возрастает роль малого бизнеса в экономике страны.
Развитие в России малого бизнеса имеет большое народнохозяйственное значение в силу следующих обстоятельств:
-
мелкий бизнес позволяет
- для создания мелких фирм не требуются крупные инвестиции и дли-тельный срок их сооружения;
-
развитие мелкого бизнеса - это
одно из действенных
-
мелкие предприятия проще в
управлении, им не требуется создавать
сложные управленческие
-
мелкие фирмы могут быстрее
и дешевле перевооружаться,
-
развитие мелкого бизнеса
-
с развитием мелкого бизнеса
появляется средний класс и
класс мелких собственников,
-
малый бизнес отличается от
среднего и крупного бизнеса,
прежде всего гибкостью и
-
в современных условиях
Практика показывает, что технический прогресс, наиболее полное удовлетворение потребительского спроса, сегодня во многом определяются эффективностью работы небольших предприятий. Высокие темпы внедрения нововведений, мобильность технологических изменений, быстрый рост сферы услуг и занятости, острая ценовая и неценовая конкуренция, ведущая, с одной стороны, к снижению цен, а с другой — к тому, что потребитель получает продукцию и услуги высокого качества, возможность для государства получать большие средства и форме налоговых поступлений — все это и составляет вклад малых предприятий в экономику страны.
Социальная значимость малого бизнеса имеет разноплановый характер. В результате развития малого бизнеса она проявляется по следующим направлениям:
- снижения уровня безработицы;
-
более полное удовлетворение
потребностей граждан в
-
улучшение качества
-
более высокая
- формирование среднего класса в обществе как основы для развития экономики и повышения жизненного уровня граждан;
-
формирование многочисленного
-
снижение забастовок и
Малый бизнес в Российской Федерации стал развиваться с 1988 г., но особенно интенсивно – начиная с 1990 г. На начало 2003 г. уже насчитывалось 882,3 тыс. малых предприятий. За анализируемый период среднегодовой темп их прироста составил 8,5%. Малые предприятия в Российской Федерации уже создают 10-11% ВВП, в них занято свыше 7,2 млн. человек, а с учетом индивидуальных предпринимателей – более 11 млн. чел., что составляет 16,9% общего количества занятых в экономике. Эти показатели ниже уровня развитых зарубежных стран в 5-6 раз, а, следовательно, в Российской Федерации далеко не использован имеющийся огромный потенциал для развития малого бизнеса. Реализация этого потенциала возможна только в том случае, если в нашей стране будут созданы благоприятные условия, в том числе оказана государственная поддержка развитию малого бизнеса.
Важная роль малого бизнеса заключается в том, что он обеспечивает значительное количество новых рабочих мест, насыщает рынок новыми товарами и услугами, удовлетворяет многочисленные нужды крупных предприятий, выпускает специальные товары и услуги[4].
Подводя итог вышеизложенному, следует сказать, что малое предпринимательство является неотъемлемой частью рыночной экономики. Для него характерна особая мобильность, гибкость и высокая эффективность. Малые предприятия могут создаваться в любом секторе экономики в ответ на неудовлетворенные нужды населения.
Помимо преимуществ, у малых предприятий имеются и уязвимые места. Главное из них – малая величина индивидуального капитала. Для подавляющего большинства малых предприятий основным источником стартового капитала или пополнения средств, уже вложенных в бизнес, является самофинансирование, и лишь в случае достаточно успешного ведения деловых операций появляется возможность использовать банковский кредит. Но коммерческие банки всегда неохотно взаимодействуют с малыми предприятиями, потому что для них мелкие ссуды менее выгодны, чем кредиты крупным предприятиям, и сопряжены с гораздо большим риском. Как свидетельствует опыт, трудности доступа к коммерческому кредиту порождают у многих малых предприятий хроническую нехватку оборотного капитала, что и становится причиной большей части банкротств. Финансовое положение малых предприятий особенно уязвимо в условиях инфляции, поскольку – в отличие от крупных – они имеют ограниченные возможности перекладывать рост своих издержек на потребителей.