Малый бизнес: значение, проблемы, перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 12:55, курсовая работа

Краткое описание

Экономика любой страны не может нормально развиваться без оптимально сочетания крупного, среднего и малого бизнеса. Это доказывает мировая практика. Неотъемлемой частью рыночных отношений является малый бизнес. Переход к рыночным отношениям в России снял многие препятствия в развитии малого предпринимательства. В тоже время многие фирмы разорились из-за недостаточного финансирования или недоработок в системе налогообложения. В настоящее время существует острая необходимость в пересмотре реформ касающихся развития и поддержки малого сектора на уровне государства.

Содержание

Введение 3
1 Сущность и роль малого бизнеса в экономике 5
2 Развитие малого предпринимательства в Российской Федерации 14
3 Государственное регулирование малого бизнеса в России 21
Заключение 33
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

КР Малый бизнес.doc

— 174.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство  по образованию РФ

Орловский государственный технический  университет

Институт бизнеса и права 

                                                                        Кафедра 

                                                                      «Экономическая теория и

                                                                        управление персоналом»

 

 

 

 

 

Курсовая работа

«Малый бизнес: значение, проблемы, перспективы»

 

 

 

                                                       Выполнил                              Михеева М. Н.

                                                        Специальность             080601 «Статистика»

                                                         Руководитель работы          Скоблякова И. В.

                                                       Должность     кандидат экономических наук

                                                                                 доцент

       Оценка работы

 

 

 

 

Орел 2008

Содержание

Введение                                                                                                                   3

1 Сущность и роль малого бизнеса  в экономике                                                  5

2 Развитие малого предпринимательства  в Российской Федерации                14

3 Государственное регулирование  малого бизнеса в России                            21

Заключение                                                                                                             33

Литература                                                                                                             34

Приложение А                                                                                                        36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы курсовой работы «Малый бизнес: значение, проблемы, перспективы» обусловлена той ролью, которую играет малый бизнес во всех экономически развитых странах. Россия не является в этом смысле исключением, так как развитие малого бизнеса поможет России решить многие важные вопросы, касающиеся развития, процветания и поднятия экономики России на более высокий уровень.

 Экономика любой страны не может нормально развиваться без оптимально сочетания крупного, среднего и малого бизнеса. Это доказывает мировая практика. Неотъемлемой частью рыночных отношений является малый бизнес. Переход к рыночным отношениям в России снял многие препятствия в развитии малого предпринимательства. В тоже время многие фирмы разорились из-за недостаточного финансирования или недоработок в системе налогообложения. В настоящее время существует острая необходимость в пересмотре реформ касающихся развития и поддержки малого сектора на уровне государства.

От процветания и  нормального функционирования данного  сектора в экономике зависит благосостояние населения и страны в целом. Малый бизнес является важным звеном экономики,  ему присуща особая мобильность, гибкость и высокая эффективность. Предпринимательство не только способствует повышению материального и духовного потенциала общества и создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого гражданина, но и ведет к единению нации сохранению ее национального духа и национальной гордости. Малые предприятия создают благоприятные условия для оздоровления экономики, поскольку развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, активнее идет структурная перестройка, расширяется потребительский сектор. Кроме того, развитие малого бизнеса ведет к насыщению рынка товарами и услугами, к повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных ресурсов. Малые предприятия  могут создаваться в любом секторе экономики в ответ на неудовлетворенные потребности населения - что является отличительной и важной особенностью. Малый бизнес является таким источником развития, от которого Россия не может отказаться ни сейчас, ни в будущем.

Предметом исследования курсовой работы является:

- определение роли  и значения малого бизнеса  для развития экономики;

- рассмотрение проблем,  тормозящих развитие малого бизнеса;

- меры и цели государственного  регулирования этого сектора  экономики. 

Цель работы – охарактеризовать малое предпринимательство, выделить его особенности и обозначить основные наиболее острые его проблемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Сущность  и роль малого бизнеса в экономике

 

С переходом экономики  Российской Федерации на рыночные отношения, а в связи с этим  и началом  развития малого бизнеса, в научную  литературу и официальные документы  прочно стали входить такие понятия  как «малый бизнес», «малые предприятия», «предприниматели малого бизнеса», «предпринимательство и малый бизнес» и другие. К сожалению, многие эти понятия не унифицированы и поэтому в научной литературе они трактуются далеко не однозначно.

Термин «бизнес» имеет  английское происхождение и в языке оригинала означает дело, деятельность, занятие.

Бизнес – самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск и под личную имущественную ответственность  деятельность отдельных граждан, направленная  на получение прибыли или экономической выгоды в иной форме[7, с. 14].

В настоящее время  в экономике России функционируют  крупные, средние и малые предприятия. Размеры предприятий зависят  от специфики отраслей, технологических  особенностей и других факторов. В  последние несколько десятилетий  мировая экономика характеризуется высокими темпами роста числа малых и средних предприятий. Особенно в тех сферах предпринимательской деятельности, где не требуется значительных первоначальных капиталов и больших объемов финансовых и материальных ресурсов. Возможность эффективного функционирования малых предприятий определяется рядом преимуществ, по сравнению с крупным бизнесом:

- близость к местным  рынкам и приспособления к  запросам клиентуры;

- производство малыми  партиями, что невыгодно крупным  организациям;

- исключение лишних звеньев управления, что отражается на себестоимости товаров.

Малый бизнес – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях, конституционирующих сущность этого понятия[2, с. 23-25]

Субъектами малого предпринимательства  признаются коммерческие организации, соответствующие определенным критериям, а также физические лица, которые занимаются предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Это установлено подпунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», который продолжает действовать и после 1 января 2003 года. 21 марта 2003 года в Закон № 88-ФЗ были внесены изменения, которые не привнесли ничего принципиально нового и были связаны лишь с необходимостью приведения законодательных актов в соответствие с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц».

Критерии, в соответствии с которыми организации могут  рассматриваться в качестве субъектов малого предпринимательства, также определены Законом № 88-ФЗ и подразделяются:

      • по цели деятельности.

Малыми предприятиями могут признаваться только коммерческие организации, основной целью деятельности которых является извлечение прибыли.

      • по составу учредителей.

Малыми предприятиями  могут являться только коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов. В свою очередь к юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде[9, с. 20].

Кроме того, доля иностранных  юридических лиц в уставном капитале предприятия также не должна превышать 25 процентов. При участии в уставном капитале иностранных физических лиц организация может являться субъектом малого предпринимательства независимо от доли иностранного капитала.

Следует обратить внимание, что согласно данному критерию - как, впрочем, и в соответствии с другими из ряда рассматриваемых, - не предусмотрено никаких ограничений в аспекте организационно-правовой формы предприятия.

      • по средней численности работников за отчетный период.

Малыми предприятиями  могут считаться только коммерческие организации, в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:

  • в промышленности - 100 человек;
  • в строительстве - 100 человек;
  • на транспорте - 100 человек;
  • в сельском хозяйстве - 60 человек;
  • в научно-технической сфере - 60 человек;
  • в оптовой торговле - 50 человек;
  • в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;

          - в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек[14, с. 9-13].

Среди всех выше перечисленных  критериев во всех странах мира определяющим является численность работников за отчетный период.

Приведу критерии отнесения  предприятий к малому бизнесу, применяемые  в странах с развитой рыночной экономикой. Итак, в Европейском сообществе с 1 января  1995 г. к малым предприятиям относятся те, которые не превышают следующих показателей:

  • количество занятых работников до 50 чел.;
  • годовой оборот менее 4 млн. ЭКЮ;
  • сумма баланса менее 2 млн. ЭКЮ.

При определении мер  поддержки субъектам малого бизнеса на уровне стран ЕС могут применяться и другие показатели, а страны, входящие в ЕС, могут использовать и свои показатели при отнесении предприятий к малым. Другие экономические организации устанавливают свои меры отнесения фирм к категории малого бизнеса. Так международная Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР), в которую входят экономически высокоразвитые страны, определяет предприятия с числом занятых до 19 чел. как “весьма малые”, до 99 чел. как “малые”, от 100 до 499 чел. как “средние” и свыше 500 чел. как крупные.

В Великобритании отнесение предприятий  к субъектам малого бизнеса основывается на данных оборота и численности  занятых (различных по отраслям экономики). К мельчайшим относят фирмы с  числом занятых от 1 до 25 чел., к мелким – от 25 до 99. При этом в обрабатывающей промышленности малыми считаются фирмы с занятостью ниже 200 человек, в то время как в торговле это предприятие с годовым оборотом менее 400 тыс. фунтов стерлингов. Согласно Закону “О компаниях”, в Великобритании малое предприятие должно соответствовать двум из следующих критериев:

- оборот не более 2,3 млн. ЭКЮ;

- активы не более 1,5 млн. ЭКЮ;

- средняя численность занятых до 50 чел.

Во Франции малыми считаются предприятия, на которых  численность занятых не превышает 500 чел. и годовой оборот до взимания налогов, оцененный на момент закрытия итогового баланса, ниже 200 млн. франков. Причем в различных отраслях экономики размер фирмы оценивается по-разному. Если в сельском хозяйстве и пищевой промышленности фирмы с занятостью свыше 200 чел. считаются крупными, то в отрасли производства оборудования порог численности – 500 чел.

В Соединенных Штатах Америки федеральным  законом о малом бизнесе установлено, что малая фирма – это фирма  имеющая одного или нескольких владельцев, с числом занятых не больше 500 чел., величиной активов не больше 5.000.000 $ и годовой прибылью не свыше 2.000.000 $. В зависимости от  количества нанятых работников все предприятия в США делятся на:

  • наименьшие – 1 – 24 занятых;
  • малые – 25 – 99 занятых;
  • промежуточные – 100 – 499 занятых;
  • крупные – 500 – 999 занятых;
  • крупнейшие – 1000 и более занятых.

Следует отметить что  здесь, как и во многих других странах, играет роль и отраслевая структура  предприятия. Причем в одних отраслях играет определяющую роль количество занятых (обрабатывающая и добывающая промышленность), а в других – величина оборота (строительство, торговля, услуги). Нормы критериев различны для предприятий, работающих в разных отраслях экономики США.

Информация о работе Малый бизнес: значение, проблемы, перспективы