Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 21:42, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть налоги как инструмент государственного регулирования экономики.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1.На основании теоретического анализа изучения проблемы, систематизировать знания об основах деятельности налоговой системы;
2.Рассмотреть налоговую политику Республики Беларусь как регулятор бюджета страны;
3.Систематизировать и обобщить существующие в специальной литературе, научные подходы к данной проблеме.
ВВЕДЕНИЕ
3
1.
НАЛОГИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ
5
2
НАЛОГИ КАК ИНСРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕНОГО ВОЗДЕЙСВИЯ НА РЕШЕНИЯ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ
9
2.1 Организационно-экономический механизм государственного налогового регулирования
2.2 Налоговая нагрузка
9
14
3
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЛОГОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
20
3.1 Формы государственного регулирования налоговых отношений
3.2 Методы государственного регулирования налоговых отношений
20
22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
26
ПРИЛОЖЕНИЯ
АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра
экономической теории
Специальность
______________________________
Специализация
______________________________
КУРСОВАЯ
РАБОТА
Налоги
как инструмент государственного регулирования
экономики
Автор работы
___________________
группа,
курс
Руководитель
____________________
ученая степень, звание (подпись) (инициалы, фамилия)
МИНСК 2010
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ | 3 | |
1. | НАЛОГИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ | 5 |
2 | НАЛОГИ КАК ИНСРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕНОГО ВОЗДЕЙСВИЯ НА РЕШЕНИЯ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ | 9 |
2.1
Организационно-экономический
механизм государственного
налогового регулирования
2.2 Налоговая нагрузка |
9 14 | |
3 | ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЛОГОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ | 20 |
3.1
Формы государственного
регулирования налоговых
отношений
3.2 Методы государственного регулирования налоговых отношений |
20
22 | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 24 | |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ | 26 | |
ПРИЛОЖЕНИЯ |
В начале своей курсовой работы я хотела бы обосновать выбор мною данной темы. Одна из самых острых проблем нашей экономики - это нехватка финансовых ресурсов (надо заметить, что такая проблема существует в нашей стране уже давно). Сейчас наиболее приемлемым способом решения данной проблемы может быть налоговое регулирование. Это - система особых мероприятий в области налогообложения, направленных на вмешательство государства в рыночную экономику в соответствии с принятой правительством концепцией экономического роста. Налоговое регулирование охватывает всю экономику в целом. Одним из аспектов налогового регулирования является взимание налогов с населения. В мировой практике взимания налогов играют если не определяющую, то одну из главных ролей в регулировании экономики. Через систему косвенного и подоходного налогообложения государство воздействует на личное потребление и платежеспособный спрос населения путем установления необлагаемых минимумов, освобождения (полного или частичного) отдельных доходов и групп товаров от соответствующих налогов. Через регулирование платежеспособного спроса населения государство влияет на производство и предложение товаров и услуг, на личные сбережения и инвестиции.
Тема работы является актуальной, так как в условиях рыночного хозяйства первостепенную значимость по своему воздействию на национальную экономику имеет регулирующая функция налогов. Представить себе экономику, не регулируемую государством, невозможно, ибо все процессы общественного воспроизводства вкупе с их социально-гуманитарными составляющими в той или иной мере подвержены воздействию государственного участия.
Реформам налоговой системы должны предшествовать реформы в экономике государства. Для этого необходимо использовать налоги, как механизм воздействия на экономику, а не только как средство пополнения государственного бюджета. И в конце следует отметить, что вопрос о методах государственного регулирования экономики будет стоять остро до тех пор, пока они будут не только успешно функционировать, но и будут доступны и понятны для каждого участника налоговых отношений. [10, с.54].
Данная тема достаточно подробно освещена в научных трудах следующих авторов: Алле М., Балтина А.М., Климова М. А., Мороз Л.Н., Владыка М.В., Шевелев, А.Е., Юткина, Т.Ф. и др.
Объект исследования – налоги в современной экономике государства.
Предмет исследования – государственная фискальная политика.
Актуальность данного исследования определила цель и задачи работы:
Цель работы – рассмотреть налоги как инструмент государственного регулирования экономики.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1.На основании теоретического анализа изучения проблемы, систематизировать знания об основах деятельности налоговой системы;
2.Рассмотреть налоговую политику Республики Беларусь как регулятор бюджета страны;
3.Систематизировать
и обобщить существующие в специальной
литературе, научные подходы к данной
проблеме.
1.
НАЛОГИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕНОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ
По
мере развития рыночного хозяйства
возникали и обострялись
Даже
в рамках наиболее абстрактного представления
о рыночной системе фактически предполагается
наличие государства как
Более широкое понимание роли государства становится необходимым, когда в поле зрения попадают макроэкономические процессы. Возникают вопросы, касающиеся воздействия на экономический рост, стабилизационной политики и т.д. Сбои в функционировании рыночного хозяйства обуславливают необходимость государственного регулирования экономики.
Государственное
регулирование экономики в
В качестве национальной модели развития Республики Беларусь определена социально-ориентированная рыночная экономика, которая призвана сочетать социальные и экономические критерии развития, преимущества рыночной конкуренции и эффективной системы социальной защиты, идеи рыночного саморегулирования и государственного управления.
Рыночное хозяйство олицетворяет хозяйственную свободу. Термин же "социальный" означает, что рыночное хозяйство
Одними из основных целей социального рыночного хозяйства являются социальная обеспеченность, социальная справедливость и социальный прогресс, что прежде всего означает справедливое распределение доходов[11, с.54].
В
соответствии с Декларацией социального
прогресса и развития, провозглашенной
резолюцией Генеральной ассамблеи
ООН, основным инструментом справедливого
распределения и
Так, за счет государственного бюджета осуществляется финансирование социально-экономических, организационно-правовых и других мероприятий. Помимо прямого финансирования из бюджета государство прибегает к использованию косвенных методов регулирования экономики и социальных процессов. Аккумулирование финансовых ресурсов в бюджете для выполнения общегосударственных программ происходит преимущественно посредством налогообложения.
Таким образом, основным инструментом экономической политики является налоговая политика.
Налоговая политика в настоящее время в большинстве стран с развитой рыночной экономикой ориентируется в основном на теоретические постулаты экономики предложения (ЭП). Экономика предложения - это направление одной из школ современной экономической мысли, сутью которого является усиление в макроэкономической политике роста естественного уровня национального продукта за счет стимулирующей роли сокращения предельной доли налога. Это направление возникло в связи с кризисными явлениями, поразившими экономику ведущих промышленно развитых стран в конце 1970-х - начале 1980-х гг.
Такие проблемы экономики как инфляция, снижение темпов экономического роста, безработица, рост "теневой" экономики и пр. данная теория предлагает решать путем радикального снижения предельных налоговых ставок.
Главный теоретический постулат ЭП отражает знаменитая кривая Лаффера. Кривая Лаффера демонстрирует существующую взаимосвязь между налоговыми поступлениями государственного бюджета, налоговыми ставками и уровнем национального производства. Согласно разработкам Лаффера повышение ставок налогов выше определенного уровня будет способствовать сокращению налоговых поступлений бюджета за счет подрыва налоговой базы плательщиков, лишению их стимула к производственной деятельности. Другими словами - как пишет Ф.И. Шамхалов, - отрицательное сальдо бюджета может быть реально использовано главным образом для уменьшения отрицательного воздействия высоких налогов на деловую активность, обеспечивающую улучшение экономической конъюнктуры. Было высказано предположение, что чрезмерное повышение налоговых ставок на доходы в конечном счете отрицательно влияет на уровень инвестиций. А это, тем самым, может послужить главным тормозом для экономического роста, и следовательно, сокращения общего объема налоговых поступлений в бюджет [8, с.86].
Таким образом, усиление государственного регулирования в налоговой политике, которая ориентирована на низкие налоговые ставки положительно отразится на:
-
увеличении потребления
- более эффективном использовании государственного бюджета, что приведет к увеличению государственных доходов (за счет роста национального дохода), ограничит необходимость государственного вмешательства в благоприятные сектора экономики;
Графическое выражение экономического смысла ЭП дает модель, представленная на рисунке в Приложении А.
При
снижении предельных налоговых ставок
возрастут предложение труда
и стимулы к
Таким образом, государственное регулирование при помощи налогового механизма создает для экономики страны широкие возможности для прогресса экономики и реализации макроэкономических целей правительства развитых стран.
Информация о работе Налоги как инструмент государственного регулирования экономики