Налоговая система и контроль за соблюдением налогового законодательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 13:40, реферат

Краткое описание

В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики.
Цель данной работы – проанализировать теоретические основы налогового обложения и пронаблюдать их практическую реализацию в налоговой системе России.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Понятие налоговой системы…………………………………………………4-6
Структура налогообложения РФ…………………………………………….7-10
Виды ответственности за нарушение налогового законодательства в Российской Федерации………………………………………………………11-15
Принципы построения системы налоговой службы РФ…………………..16-21
Заключение…………………………………………………………………...22-23
Список литературы…………………………………………………………..24

Вложенные файлы: 1 файл

ФДОК!.docx

— 47.56 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное образовательное  бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

«Финансовый университет  при Правительстве Российской

Федерации»

(Финуниверситет)

 

Самарский финансово-экономический  колледж

(Самарский филиал Финуниверситета)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

по учебной дисциплине: «Финансы, денежное обращение и кредит»

на тему: «Налоговая система и контроль за соблюдением налогового законодательства»

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                         Выполнила студентка 2 курса:

Демина Галина 208 группа

Проверяла:

Суханова С.В.

 

 

 

Самара

2013

Содержание

Введение………………………………………………………………………3

Понятие налоговой системы…………………………………………………4-6

Структура налогообложения РФ…………………………………………….7-10

Виды ответственности за нарушение  налогового законодательства в                    Российской Федерации………………………………………………………11-15

Принципы  построения системы налоговой службы РФ…………………..16-21

Заключение…………………………………………………………………...22-23

Список литературы…………………………………………………………..24

 

 

 

 

                                                                                                                         

 

                                                                                 

                                                                                                                           

                                                                                                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Взимание налогов – древнейшая функция и одно из основных условий  существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Как  известно, налоги появились с разделением  общества на классы и возникновением государственности, как взносы граждан, необходимые для содержания публичной  власти. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку  для выполнения своих функций  по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма  денежных средств, которые могут  быть собраны только посредством  налогов. Исходя из этого минимальный  размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, - чем больше функций  возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

В условиях рыночных отношений и  особенно в переходный к рынку  период налоговая система является одним из важнейших экономических  регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования  экономики. От того, насколько правильно  построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Именно налоговая система на сегодняшний  день оказалась, пожалуй, главным предметом  дискуссий о путях и методах  реформирования, равно как и острой критики.

Цель данной работы – проанализировать теоретические основы налогового обложения  и пронаблюдать их практическую реализацию в налоговой системе России.

                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие налоговой системы.

Сущность налогов и  их роль в экономике государства.

В широком смысле под налогами понимаются обязательные платежи в бюджет, осуществляемые юридическими и физическими лицами. Социально-экономическая сущность, внутреннее содержание налогов проявляется  через их функции. Налоги выполняют  три важнейшие функции:

1. Обеспечение финансирования государственных  расходов (фискальная функция );

2. Поддержание социального равновесия  путем изменения соотношения  между доходами отдельных социальных  групп с целью сглаживания  неравенства между ними ( социальная  функция );

3. Государственное регулирование  экономики (регулирующая функция  ).

Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в  первую

очередь выполняли фискальную функцию, т.е. обеспечивали финансирование общественных расходов, прежде всего расходов государства.

Все налоги содержат следующие элементы:

- объект налога – это имущество  или доход, подлежащие обложению;

- субъект налога – это налогоплательщик, т.е. физическое или юридическое  лицо;

- источник налога – т.е. доход,  из которого выплачивается налог;

- ставка налога – величина  налога с единицы объекта налога;

- налоговая льгота – полное  или частичное освобождение плательщика  от налога.

Налоги бывают двух видов. Первый вид  – налоги на доходы и имущество: подоходный налог и налог на прибыль  корпораций (фирм ); на социальное страхование  и на фонд заработной платы и рабочую  силу ( так называемые социальные налоги, социальные взносы ); поимущественные  налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и  другую недвижимость; налог на перевод  прибыли и капиталов за рубеж  и другие. Они взимаются с конкретного  физического или юридического лица, их называют прямыми налогами.

Второй вид – налоги на товары и услуги: налог с оборота –  в большинстве развитых стран  заменен налогом на добавленную  стоимость; акцизы ( налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги ); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными  бумагами и другие. Это – косвенные  налоги. Они частично или полностью  переносятся на цену товара или услуги.

Прямые налоги трудно перенести  на потребителя. Из них легче всего  дело обстоит с налогами на землю  и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.

Косвенные налоги переносятся на конечного  потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем  большая часть налога перекладывается  на потребителя. Чем менее эластично  предложение, тем меньшая часть  налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя  перекладывается все большая  часть косвенных налогов.

В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может  привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения  – к сокращению чистой прибыли, что  вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности.

Налоги – это один из экономических  рычагов, при помощи которых государство  воздействует на рыночную экономику. В  условиях рыночной экономики любое  государство широко использует налоговую  политику в качестве определенного  регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся  налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в  условиях рынка.

Применение налогов является одним  из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных  интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно- правовой формы предприятия. С помощью  налогов определяются взаимоотношения  предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных  инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

В условиях перехода от административно-директивных  методов управления к экономическим  резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития ее приоритетных отраслей. Через налоги государство может проводить  энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных  предприятий.

                       

Правовое значение объекта  налогообложения.

Налоги являются обязательными  платежами (взносами) в пользу государственной  или муниципальной казны. Обязательный их характер определяется тем, что взносы осуществляются независимо от желания  субъекта платежа (налогоплательщика). Однако это вовсе не означает, что  каждый плательщик уплачивает все установленные  государственные и местные налоги, ибо последние взимаются в  порядке и на условиях, определяемых законодательными актами.

Основным условием, порождающим  для конкретного лица обязанность  платить тот или иной предусмотренный  законом налог, является наличие  объекта налогообложения. Это –  главный юридический факт, порождающий  налоговую обязанность. И хотя такие  обстоятельства связаны с волеизъявлением  плательщика (получением дохода, реализацией  товаров, владением имуществом и  т.д.), в то же время физические лица и организации не создают их специально, для возникновения налогового правоотношения, напротив, как известно, у носителей  налоговой обязанности имеется  стремление, если не к уклонению  от нее, то к максимально возможному снижению объема налогового платежа. Это  настоятельно требует четкого и  полного изложения в налоговом  законодательстве тех самых условий  и порядка, в соответствии с которыми взимаются налоги. И так, основное правовое значение объекта налогообложения  заключается в том, что он порождает  налоговые правоотношения и налоговую  обязанность, является фактическим  основанием для взимания налога. Именно поэтому налоги чаще всего получают свое наименование от объекта налогообложения (подоходный, на имущество, земельный  и т.д.), что, впрочем, может быть нехарактерным  для целевых налогов, наименование которых ничего не скажет об объекте ( налог на пользователей автодорог ). Законодательство в рамках налогового производства устанавливает необходимость  учета объектов налогообложения, отражения  их в соответствующих документах самим налогоплательщиком, налоговым  агентом, либо налоговым органом.

Но объект налогообложения, кроме  того, наряду с другим элементом  налогового состава – ставкой  налога, определяет также и объем  налоговой обязанности (размер налогового платежа). Чем больше количественные характеристики (проявления ) объекта  налога, тем значительнее объем налоговой  обязанности. В этом проявляется  учет возможностей налогоплательщика, что в свою очередь выражает один из существенных признаков налогов (или принципов налогообложения ).

Для целей налогообложения объект подлежит измерению. Единицей измерения  могут избираться разные, например: доход – рубли или минимальный  размер оплаты труда, транспортные средства – рубли (когда учитывается стоимость ) или лошадиные силы ( при учете  мощности двигателя) и т.д. В результате формируется налогооблагаемая база, которая наряду со ставкой определяет размер налогового платежа. Например, в Федеральном законе от 21 июля 1997 г. говорится, что им вводится налог на операции по покупке наличной иностранной валюты (ст. I), а налогооблагаемой базой является сумма, уплачиваемая при покупке (ст. II).

                              

 

 

 

 

Налоговая система Российской Федерации.

Структура налогообложения  РФ.

С 1992 года в нашей стране действует  новая налоговая система. Основные принципы ее построения определил Закон  « Об основах налоговой системы  в РФ » от 27.12.91 г. Он установил  перечень идущих в бюджетную систему  налогов, сборов, пошлин и других платежей; определил плательщиков, их права  и обязанности, а также права  и обязанности налоговых органов.

В соответствии с законом под  налогом, сбором, пошлиной и другими  платежами понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и  на условиях, определенных законодательными актами. Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых  в установленном порядке, образуют налоговую систему.

Возглавляет налоговую систему  Государственная налоговая служба РФ, которая входит в систему центральных  органов государственного управления России, подчиняется Президенту и  Правительству РФ и возглавляется  руководителем в ранге министра.

Главной задачей Государственной  налоговой службы РФ является контроль за соблюдением законодательства о  налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных  налогов и других платежей, установленных  законодательством.

Под термином « налоговое законодательство » понимаются только законы Российской Федерации, решения органов власти субъектов Федерации, которые изданы на основе Конституции и федеральных  законов и в пределах полномочий, предоставленных этим органам Конституцией Российской Федерации.

Согласно ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные  налоги. Конституционный суд РФ в  постановлении от 04.04.96 г. указал, что  “ установить налог или сбор можно  только законом. Налоги, взимаемые не на основе закона, не могут считаться  « законно установленными ». Данное положение имеет значение как  для признания конституционного закона, в том числе закона субъекта Российской Федерации, устанавливающего конкретный налог, так и при оценке конституционности полномочия органа государственной власти на установленные  налоги. Конституция РФ исключает  установление налогов органами исполнительной власти ” ( п. 4 Постановления ).

Таким образом, понятие « законно  установленный » включает в себя и вид правового акта, на основании  которого взимается налог и сбор. Таким актом может быть только закон. Конституция РФ не допускает  взимания налога или сбора на основе указа, постановления, распоряжения и  т.п.

Информация о работе Налоговая система и контроль за соблюдением налогового законодательства