Налоговая система и пути ее реформирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 21:24, курсовая работа

Краткое описание

Налоги являются одним из основных источников формирования доходной части бюджета. Поэтому от эффективности работы государственных органов по сбору налогов зависит успешное разрешение многих проблем обеспечения финансовой стабильности и экономической безопасности в целом.

Содержание

Введение………...…………………………………………...………….
3
Глава 1. Понятие «налог» и объективная необходимость его существования……………………………………………………………….
5
Глава 2. . Структура налоговой системы РФ……………………………..
7
Глава 3. Основные итоги реализации налоговой политики в прошедшем периоде 2009и 2010 годов……………………………………
12
Глава 4. Меры в области налоговой политики, планируемые к реализации в 2011 году и в плановом периоде 2012 и 2013 годов………
26
Глава 5. Реализация налоговой политики РФ в рамках Костромской области……………………………………………………………………….
36
Заключение………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа экономика.docx

— 695.72 Кб (Скачать файл)

 

 

Задание на курсовую работу


 

 

 

Кафедра  _________________________________________________________

Специальность № ___________  ______________________________________

(название специальности)

Дисциплина _______________________________________________________

Студенту _______________________________________группы_________________

                                                  (ФИО)

  1. Тема работы

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Текстовые материалы

Задание. Реферат. Содержание. Введение.

Основная часть _______________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Заключение. Список использованных источников и литературы. Приложения

 

3. Рекомендуемая  литература

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

 

Дата выдачи задания ___________________  Срок  сдачи работы________________

 

Научный руководитель _________________  Зав. кафедрой ____________________

 

______________________________          ____________________________________

                       (ФИО, подпись)                                                  (ФИО, подпись)

Студент _______________________

                                (подпись) 

 

Оглавление

 

Введение………...…………………………………………...………….

3

Глава 1. Понятие «налог» и объективная необходимость его существования……………………………………………………………….

5

Глава 2. . Структура налоговой системы РФ……………………………..

7

Глава 3. Основные итоги реализации налоговой политики в прошедшем периоде 2009и 2010 годов……………………………………

12

Глава 4. Меры в области налоговой политики, планируемые к реализации в 2011 году и в плановом периоде 2012 и 2013 годов………

26

Глава 5. Реализация налоговой политики РФ в рамках Костромской области……………………………………………………………………….

36

Заключение………………………………………………………………

41

Список используемой литературы……………………………………

43


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

Налоги являются одним из основных источников формирования доходной части  бюджета. Поэтому от эффективности  работы государственных органов  по сбору налогов зависит успешное разрешение многих проблем обеспечения  финансовой стабильности и экономической  безопасности в целом.

Содержание функции налогообложения  составляют формирование и пополнение казны, прежде всего государственного бюджета, как федерального, так и  субъектов федерации, а также  муниципального бюджета за счет всех видов налогов, в том числе  налога на прибыль предприятий, основанных на всех формах собственности, налога на добавленную стоимость, акцизов, подоходного налога с граждан  и т.п., а также предусмотренных законом финансовых сборов, пошлин и платежей.

Современные кризисные явления  в экономике с особой остротой поставили перед рассматриваемой  функцией задачу оптимального сбора  налогов в казну. Однако одновременно с этим, по мере стабилизации обстановки, все полнее и целенаправленнее должно проявлять себя и такое важное назначение налоговой функции, как  ее регулирующее воздействие на экономику.

В Российской Федерации проводится, хотя и с определенными издержками, реформа налоговой системы. Приняты  основные законы, регулирующие правоотношения в сфере налогообложения. Законодательные  акты по мере развития общества уточняются, дополняются и изменяются.

Несмотря на принятые меры, собрать  налоги в полном объеме или хотя бы их большую часть не удается. Причин этого множество. Методы борьбы с  налоговыми правонарушениями, основывающиеся на применении финансовых санкций, не дали положительных результатов, что  послужило основанием для введения уголовной ответственности за налоговые  преступления. [2]

«Налоговая система и пути ее реформирования в РФ» эту тему для своей курсовой я выбрала не случайно, так как подолгу службы мне непосредственно приходится встречаться с методикой  начисления земельного налога, уточнением списков налогоплательщиков земельного налога при формировании базы земельного кадастра.

При написании курсовой работы я  пользовалась в основном Интернет ресурсами, так как, на мой взгляд, там я могла найти более свежую информацию. За основу курсовой  были взяты «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов», одобренные Правительством Российской Федерации 25 мая 2009 г, размещенные в журнале Экономика и Жизнь 04.06.2009 года [17]. А также сайты других экономических  интернет журналов таких как «Финансы», «Налоговая политика и практика». Для раскрытия темы в разрезе Костромской области использовала информацию с официальных сайтов Департаментов области. Кодексы и Федеральные Законы изучала с помощью компьютерной справочной правовой системы Консультант плюс.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие «налог» и  объективная необходимость его  существования.

1.1 Определение понятия «налог», роль и функции  налогов в экономике.

Налог- обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или внебюджетный фонд, осуществляемый экономическими субъектами в законодательном порядке.

Функции налогов:

  1. Фискальная;
  2. Социальная;
  3. Регулирующая.

Критерии налогообложения:

  1. Справедливость (равенство)
  2. Эффективность

1.2Принцепы и механизм  налогообложения

Два основных этических  принципа:

  • принцип горизонтальной справедливости;
  • принцип вертикальной справедливости.
  • Рис.1

С помощью кривых Лоренца  можно также наглядно продемонстрировать процесс выравнивания доходов через  проведение мер налоговой и социальной политики. Так, например, с более высоких доходов при прогрессивном налогообложении взимается более высокий налог, а такие правительственные программы, как социальное страхование, выплата различных пособий, продовольственная помощь, увеличивают доходы относительно бедных слоев населения. При наличии соответствующих данных можно построить кривые Лоренца, отражающие уровни доходов до выплаты налогов, доходов за вычетом налогов и доходов после получения различных выплат и пособий в соответствии с социальными программами (рис. 1), и, сравнив соответствующие коэффициенты концентрации, сделать выводы о влиянии проводимой налоговой и социальной политики на процесс выравнивания доходов населения.

1.3 Виды налогов и их классификация

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Структура налоговой системы РФ

Основы налоговой системы. Налоговая  система России Возможности финансовой стабилизации, во всяком случае- состояние  доходной части бюджета, будет зависеть в основном от двух весьма влияющих друг на друга критериев. Первый и  основной из них - развитие налоговой  базы, т.е. общая ситуация в экономике, особенно в ее базовых отраслях; второй - налоговая система страны. Ибо от того, насколько оптимально выбраны объекты налогообложения, установлена величина налоговых  ставок, отлажен механизм взимания налогов и т. д., зависит обратное воздействие налоговой системы  на налоговую базу. Есть еще и  третий критерий - организация и  эффективность налоговой службы государства. Основы ныне действующей  налоговой системы Российской Федерации  заложены в 1992 г., когда был принят большой пакет законов РФ об отдельных  видах налогов. За прошедшие годы было много, видимо, даже слишком много  отдельных частных изменений, но основные принципы сохраняются. Первые попытки перейти к налоговой  системе, отказавшись от порочной практики установления дифференцированных платежей из прибыли предприятий в бюджет, были сделаны еще во второй половине 1990-1991 гг. в рамках союзного государства. Но плохо подготовленные половинчатые шаги в этом направлении были заменены с 1992 г. более стройной структурой российского  налогового законодательства. Общие  принципы построения налоговой системы, налоги, сборы, пошлины и другие обязательные платежи определяет Закон РФ "Об основах налоговой системы, в  Российской Федерации"[3].

[11].

Проанализировав  диаграмму поступления  налогов в консолидируемый бюджет Костромской области  по состоянию  на 01.05.2010 года, мы видим, что больший  процент налогов  это налог  на добавленную стоимость физических лиц и налог на прибыль, далее  идут налоги на имущество, природные  ресурсы и прочие налоги.

Что касается России в целом  по свидетельству  интернет газеты «Финансы» 25.02.10— В статье Глеба Климентьева

Кризис изменил структуру налоговых поступлений в бюджет: из-за дешевой нефти доля основного налога (НДПИ) сократилась и почти уступила первое место НДС. Подобная рокировка выгодна бюджету, поскольку НДС, по сути, является налогом на потребление, которое более устойчиво к экономическим шокам, объясняют эксперты. Впрочем, выйдя из кризиса, Россия вернется к прежней структуре налогов.

В 2009 году поступления в федеральный  бюджет сократились на 26% и составили  около 3 трлн рублей, сообщил глава  Федеральной налоговой службы (ФНС) Михаил Мокрецов. Но даже такой результат  порадовал налоговиков, поскольку  превзошел их ожидания. Впрочем, этому  есть простое объяснение: в первой половине 2009 года было принято решение  об изменении основных параметров бюджета. В частности, уровень планируемых  доходов был сокращен до 2,6 трлн рублей. Благодаря пересмотру параметров доходов  «мы избежали самого неприятного  — агрессивно истеричного исполнения доходов», сказал Мокрецов.

Кризис изменил и структуру  налоговых поступлений. Так, доля НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых), формирующего значительную часть бюджета, сократилась с 39% до 33%. Уменьшились  и поступления от налога на прибыль  — с 19% до 7%.

При этом доля доходов от налога на добавленную стоимость (НДС) увеличилась  с 24% до 29%. «Изменилась структура  потребления, а вслед за ней отреагировала  и структура налоговых поступлений. На фоне одновременного сокращения продаж и падения цен на сырье продавцы придерживали товар в ожидании улучшения  внешних условий. На фоне мирового кризиса  заметно упали выручки практически  по всем видам бизнеса, а затраты  нельзя урезать так же быстро —  вот и налог на прибыль упал вместе с валовой прибылью», —  объясняет юрист консалтинговой группы «Налоговик» Дмитрий Липатов. «При этом обороты компаний снизились  не так значительно, как прибыль, а где-то и возросли. Поэтому НДС, как косвенный налог, увеличил свою долю», — говорит эксперт по налогообложению  компании BDO в России Николай Симоянов.

По словам министра финансов Алексея  Кудрина, в кризисный период НДС  сохранил свой уровень по отношению  к ВВП, в то время как другие налоги «серьезно изменили свою долю к ВВП». По своей сути, НДС является долей ВВП, объясняет Липатов: «Поскольку каждый переработчик вкладывает свои затраты и прибыль в исходное сырье, то именно стоимость вложенного (иными словами — добавленная  стоимость) и становится базой налога, и в то же время эта стоимость, суммированная в масштабе государства, и есть ВВП». Другие налоги с ВВП  связаны иными, косвенными способами, потому и нет прямой зависимости.

«Даже несмотря на особенности сбора, НДС — налог на потребление. А  потребление, как правило, более  устойчиво к шокам, что подтверждается и текущим кризисом», — говорит  эксперт Экономической экспертной группы Анна Васильева. Однако, как  только Россия оправится от негативных последствий кризиса, она вернется к прежней структуре налоговых поступлений, сожалеют эксперты.

«Если ничего не изменится в самой  структуре государственной экономики  и в системе налогообложения, то, как и сейчас, на первом месте  будет оставаться НДПИ, что характерно для сырьевой модели экономики», —  говорит Липатов. Это осознают в  Минфине: по словам Кудрина, необходимо не только совершенствовать подход к  налогообложению сырьевого сектора, но и обеспечивать эффективность  и нейтральность несырьевых налогов, таких как НДС, НДФЛ, налог на прибыль, на имущество, акцизы.

Но даже с учетом улучшения налогообложения  добиться докризисных показателей  сбора налоговики смогут нескоро. «В бюджет уже заложен дефицит, так  что от ФНС потребуется немало сил на то, чтобы затыкать финансовые «дыры»», — говорит Липатов. «А с  учетом последних изменений, увеличивающих  нагрузку на бизнес в части страховых  взносов, можно ожидать ухудшения  собираемости налогов» [6]..

А уже по свидетельствам в статье Александра Самойлова, "Российская газета" - Федеральный выпуск №5243 (164) от 27 июля 2010 г. мы наблюдаем что в начале 2010 года картина в собираемости налогов в РФ была уже иная. Цитирую: «Поступления налогов и сборов в консолидированный бюджет РФ за первое полугодие 2010 года выросли на 30 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 3,74 триллиона рублей. Такие данные обнародовала Федеральная налоговая служба (ФНС).

При этом в федеральный  бюджет поступило 1,56 триллиона рублей - это на 39 процентов больше, чем  за аналогичный период прошлого года. Поступления в бюджеты субъектов  Федерации увеличились на 24,4 процента - до 2,18 триллиона рублей.

Налог на добавленную стоимость  на товары, производимые в РФ, принес 647,4 миллиарда рублей (плюс 17 процентов) Налога на прибыль было перечислено  в федеральный бюджет 117,5 миллиарда  рублей (спад на 0,4 процента), в бюджеты  регионов - 817,6 миллиарда рублей (рост на 60,1 процента).

Поступления по акцизам в  федеральный бюджет составили 53,6 миллиарда  рублей (45,6 процента), в бюджеты регионов - 156,4 миллиарда рублей (33,6 процента). Лидером по "взносу" в казну остается налог на добычу полезных ископаемых. Поступления НДПИ в консолидированные бюджеты составили 12,5 миллиарда рублей (64,2 процента), в федеральный бюджет - 664,8 миллиарда рублей, в том числе налог на добычу нефти - 607,8 миллиарда рублей. Такой рост обусловлен повышением цены на нефть в 1,7 раза (с 45,6 доллара за баррель в мае 2009 года до 75,6 доллара за баррель в декабре 2009 года - мае 2010 года)» [10].

Информация о работе Налоговая система и пути ее реформирования