Налогооблажение малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 05:00, реферат

Краткое описание

Значение малого бизнеса в рыночной экономике очень велико. Без малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие его – одна из основных проблем экономики. Целью данной работы является исследование механизма функционирования налогообложения предприятий малого бизнеса, последовательность образования налоговых ставок. Задачи работы – анализирование существующих концепций налогообложения, формирование налогооблагаемой базы и исчисление налогов, варианты возможного развития налоговой системы России. Выбранную тему я считаю актуальной, так как проведение рыночных преобразований в экономике немыслимо без создания эффективной системы налогообложения.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат налогооблажение малого бизнеса.docx

— 62.95 Кб (Скачать файл)


Введение.

    Значение малого бизнеса в  рыночной экономике очень велико. Без малого бизнеса рыночная  экономика ни функционировать,  ни развиваться не в состоянии.  Становление и развитие его  – одна из основных проблем  экономики. Целью данной работы  является исследование механизма функционирования налогообложения предприятий малого бизнеса, последовательность образования налоговых ставок. Задачи работы – анализирование существующих концепций налогообложения, формирование налогооблагаемой базы и исчисление налогов, варианты возможного развития налоговой системы России. Выбранную тему я считаю актуальной, так как проведение рыночных преобразований в экономике немыслимо без создания эффективной системы налогообложения. Эта система – основной проводник государственных интересов при регулировании экономики, формировании доходов бюджета, ограничении роста цен и торможении инфляции.

 Малый  бизнес в рыночной экономике  - ведущий сектор, определяющий темпы  экономического роста,  структуру  и  качество валового национального продукта;  во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60 -  70  процентов  ВНП. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса.

   Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка,  придает рыночной экономике необходимую гибкость.

   Существенный вклад вносит малый бизнес в  формирование  конкурентной среды.

   Нельзя также забывать,  что малые предприятия оказывают меньше воздействие и на экологическую обстановку.

   Немаловажна роль  малого  бизнеса в осуществление прорыва по ряду важнейших направлений НТП, прежде всего в области электроники, кибернетики и информатики. В нашей стране эту роль трудно переоценить, имея в виду, развернувшийся процесс конверсии. Все эти и многие другие свойства малого бизнеса делают его развитие существенным фактором и составной частью реформирования  экономики России.

   Чтобы глубже  и  подробнее  разобраться и понять необходимость малого бизнеса, безусловно, необходимо рассмотреть опыт ведущих зарубежных стран по развитию малого бизнеса. Во всех зарубежных странах с нормально развитой рыночной  экономикой существует мощная государственная поддержка малого бизнеса. Например,  в Германии субсидии малым предприятиям составляют около 4 млрд. марок  ежегодно. В конгрессе США проблемами малого бизнеса заняты  два  комитета. Во  главе  стоит  Администрация по делам малого бизнеса.  В каждом штате есть региональные отделения по 30-40 человек. Цель Администрации -  поддержка  малого  бизнеса  на государственном уровне. В Японии,  где  особенно  высоко количество малых предприятий, специально выделены те из них, которые в условиях рыночной экономики без помощи государства развиваться не могут1.

   Стимулирующим фактором в развитии малого бизнеса является  налоговая политика государства. Суть налоговой политики  заключается  в  поэтапном  уменьшении предельных ставок  налогов и снижении прогрессивности налогообложения при достаточно узкой налоговой  базе  и  широкой  сфере применения налоговых льгот. Уменьшение ставки налогов в зависимости от размеров предприятия является одним из методов налогообложения малых предприятий.

  Среднее время  жизни малых предприятий примерно 6 лет.  Но число новых предприятий превышает число закрывшихся.

   Все малые предприятия довольно быстро реагируют на внешние условия и видоизменяют конечную продукцию,  следуя за спросом, осваивая новую

 продукцию.  Например, малые предприятия в  Японии способны завершить опытное  производство в течение недели,  в то время как  на крупных предприятиях это заняло бы гораздо больше времени.  Малые предприятия специализируются и на выпуске конечной  продукции, ориентированной  в  основном  на  местные рынки сбыта.  В основном это  скоропортящиеся  продукты,  ювелирные   изделия, одежда, обувь и многое другое.

    Современная структура рыночной экономики в масштабах России  предполагает 10-12 миллионов малых предприятий,  работающих на предпринимательских началах,  в то время, как их фактически насчитывается 300-400 тысяч. Это означает, что малое предпринимательство как особый сектор рыночной экономики еще  не  сформировался,  а значит, фактически не используется его потенциал.

     По закону, малые предприятия могут создаваться на основе любых форм собственности  и  осуществлять все виды хозяйственной деятельности, если они не запрещены законом.

   Можно указать на четыре недостатка правительственной  программы, тормозящих сегодня развитие малого бизнеса.

   Первый фундаментальный недостаток - это сверхвысокие  налоговые ставки  с  предпринимателей  и  населения,  которыми правительство пытается обеспечить  финансовую  сбалансированность  и бездефицитность бюджета. Малое предпринимательство душат многочисленные налоги и поборы, нередко оставляющие ему 5-10% прибыли. В  результате  малые  предприятия становятся на грань банкротства независимо от их народнохозяйственной значимости.

   Второй фундаментальный  недостаток  реформы  связан  с логикой развертывания преобразований. Основное противоречие сегодняшней политики -  попытка  обеспечить  переход к рынку административно-командными методами сверху, игнорируя основу рыночной системы - интерес предпринимателя.  Сама же логика создания рыночной экономики требует движения "снизу вверх" - от интереса предпринимателя к  централизованному  созданию рыночной инфраструктуры (налоговая, кредитная политика, банки, биржи) обслуживающей и реализующей этот интерес.

   Третий недостаток реформы - практическая ликвидация источников формирования первоначального капитала для малого предпринимателя на старте.  Существует три источника капитала,  необходимого для начала бизнеса:  собственные сбережения населения, кредиты, приватизационные чеки. Первый источник (400-500 млрд. рублей) был уничтожен гиперинфляцией, сократившей данный ресурс во многие десятки раз.  Второй источник практически закрыт для малого предпринимательства гигантским процентом за кредит и нежеланием коммерческих банков,  вкладывать деньги в  малый  бизнес  из-за большого риска и отсутствия гарантий. Третий источник, тоже пока не работает,  кроме того,  нужно учитывать их уровень  -  10 тыс. рублей.  Выступить инвестиционным ресурсом они не могут, в лучшем случае это  будет  маленькое  единовременное  социальное пособие. Недостаток  финансовых ресурсов и сложность их легального приобретения  у  государства,  могут  подтолкнуть  малые предприятия к  контактам  с  теневой  экономикой  и  мафиозными структурами, и дать последним возможность постепенно внедряться в малые предприятия, постепенно подчиняя их себе.

   Четвертый фундаментальный недостаток - отсутствие систем государственной и общественной поддержки малого бизнеса.  С большим запозданием создан государственный орган, призванный содействовать становлению  и развитию малого бизнеса - Комитет поддержки малых предприятий и предпринимательства при Госкомимуществе  РФ.

  Статус этого  комитета,  его подчиненность одному из российских министерств, скудность его финансовых ресурсов  свидетельствуют о крайней ограниченности возможностей,  предоставленных данному органу. Обращает на себя внимание и некоторая неопределенность в ориентации деятельности данного комитета.  Судя по его наименованию, ему вменяется в обязанность поддержка не только малого бизнеса, но и предпринимательства в целом, а оно, как известно, опирается  не на малый лишь,  но и на средний и крупный бизнес.

 Такая  задача невыполнима никаким комитетом.  Ее в состоянии решить  лишь  целенаправленная политика правительства  в целом, и притом за весьма  продолжительное время.

   Местные власти не обеспокоены тем,  чтобы снизить  уровень отчислений малых предприятий в местные бюджеты.  Власти не желают связывать перспективы развития собственного района с малым бизнесом. Власти не всегда бывают заинтересованы в развитии наукоемких производств,  так как они не приносят районам прямой выгоды. Местные   власти   охотней   регистрируют  предприятия, способствующие в благоустройстве района.

   Очень часто  малые предприятия  создаются  на  базе старых государственных предприятий.  Например,  в Москве 60% кооперативных кафе преобразовано вместо государственных предприятий общепита. В итоге,  количество кафе  не  увеличилось,  а  цены  поднялись достаточно высоко 2.  Такая форма кооперации приводит не к ослаблению государственной монополии,  а к новым формам его проявления. Государственные  научно-исследовательские  и проектные учреждения - монополисты в своей области. Сотрудники этих организаций, объединившись  в  предприятия,  сами решают какие заказы делать как государственной предприятие,  а какие как фирма,  по

 более  высоким ценам.

   Эти основные недостатки,  да и многие другие сдерживают развитие малого бизнеса в нашей стране. Достаточно сказать, что процесс  образования  малых  предприятий в производственной сфере, начавший набирать силу в 1991  году,  в  1992  году  фактически прекратился.

   Сложившаяся экономическая  обстановка  подрывает   стимулы   к предпринимательской  деятельности,  которые только и могут привести к образованию рыночной экономики. Ясно, что в сегодняшней экономической ситуации одной инициативы, идущей от малых предприятий, недостаточно.  Должна  быть мощная государственная поддержка малых предприятий. Только правильные шаги в области экономических  реформ,  могут  привести к развитию малого бизнеса, что и приведет к развитию рыночной экономики в целом.

 

Глава 1. Налоги и налоговая система.

1.1. Сущность налогов и налоговой системы.

Налоги и налоговая  система-это не только источники  бюджетных поступлений, но и важнейшие  структурные элементы экономики  рыночного типа. Очевидно, что без  формирования рациональной налоговой системы, не угнетающей предпринимательскую деятельность и позволяющей проводить эффективную бюджетную политику, невозможны полноценные преобразования экономики России.

Налоги  известны людям с глубокой древности, когда они фигурировали в форме дани, подати. Возникновение налогов связано с необходимостью содержания государства. Их неизбежность настолько очевидна, что еще в 1789 году Бенджамин Франклин, один из авторов Декларации независимости США, писал: «В этом мире ни в чем нельзя быть твердо уверенным, за исключением смерти и налогов».

Налоги  представляют собой обязательные платежи, взимаемые центральными и местными органами государственной власти с  юридических и физических лиц  и поступающие в бюджеты различных  уровней. Существование налогов экономически оправдано постольку, поскольку оправдано существование государства. Налоги –это экономическая база содержания государственного аппарата, армии, непроизводственной сферы.

Налоги  сегодня являются главным инструментом перераспределения доходов и финансовых ресурсов. Такое перераспределение осуществляют государственные органы в целях обеспечения средствами тех лиц, предприятий , программ, секторов и сфер экономики, которые испытывают потребность в ресурсах, но не в состоянии обеспечить ее из собственных источников. Другими словами, налоговое регулирование доходов ставит своей основной задачей сосредоточение в руках государства денежных средств, необходимых для решения проблемы социального, экономического, научно-технического развития страны, региона или отрасли.

Совокупность  взимаемых в государстве налогов  и других платежей (сборов, пошлин) образует налоговую систему. Это понятие  охватывает также и свод законов, регулирующих порядок и правила  налогообложения. А также структуру  и функции государственных налоговых органов. Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства  (например Закон Российской Федерации «Об основах налоговой системы в РФ»), которые устанавливают конкретные методы построения и взимания налогов, то есть определяют элементы налогов 3. Налоговая система включает также органы сбора налогов и надзора за их внесением в лице налоговой инспекции и налоговой полиции.

В элементы налоговой системы входят:

Субъект налогообложения – юридической или физическое лицо, являющееся плательщиком налога. Существуют определенные механизмы переложения налогового бремени и на других лиц, поэтому специально выделяется такое понятие, как носитель налога.

Носитель  налога – лицо, которое фактически уплачивает налог.

Объект  налогообложения – доход (прибыль), имущество (материальные ресурсы), цена товара или услуги, добавленная стоимость, на которые начисляется налог. Объект налогообложения не всегда совпадает  с источником взимания налога, то есть доходом, из которого выплачивается налог.

Налоговая ставка – это величина налога на единицу обложения (доход, имущество). Различают предельную ставку, ставку обложения налогом дополнительной единицы дохода и среднюю, соотношение  суммы налогов к величине доходов. Если предельная ставка растет вместе с доходом, то и средняя растет по мере роста доходов. Налоговая ставка, устанавливаемая в процентах к доходу, называется налоговой квотой.

Налоговая льгота представляет собой полное или  частичное освобождение от налога4. Совокупность налоговых ставок и налоговых льгот составляет налоговый режим.

Налоговые системы в  разных странах отличаются по видам  налогов, уровню налоговых ставок и  по многим другим параметрам. Налоговая  система России сформирована в ее основных чертах осенью 1991 года для обеспечения деятельности государства в критических условиях. По своей структуре и принципам построения российская налоговая система, сложившаяся к середине 90-х годов, в основном соответствует общераспространенным в мировой практике налоговым системам, однако она недостаточно эффективна и нуждается в реформировании. Для этой цели служит Налоговый кодекс5, в котором должны быть четко закреплены контуры российской налоговой системы, соответствующей экономике рыночного типа.

Информация о работе Налогооблажение малого бизнеса