Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 12:57, курсовая работа
Целью настоящей работы является изучение текущего состояния осуществления деятельности по дебюрократизации государственного аппарата в РБ, выявление проблемных аспектов деятельности государственных органов по осуществлению административных процедур, а также определение необходимых мер для их устранения.
Задачи курсовой работы:
рассмотреть сущность, причины возникновения и направления преодоления бюрократизма государственного аппарата;
изучить отечественный и зарубежный опыт дебюрократизации государственного аппарата;
Введение…………………………………………………………………………...3
Дебюрократизация государственного аппарата как необходимое условие обеспечения эффективности государственного управления………………..5
Причины возникновения и основные последствия бюрократизма в органах государственной власти………………………......…………………..5
1.2 Направления дебюрократизации государственного аппарата: отечественный и зарубежный опыт …….............................................……….7
1.3 Организационно-правовая основа дебюрократизации государственного аппарата в Республике Беларусь……………………………………………10
2 Организация работы местных органов власти с обращениями граждан (на примере Гомельского облисполкома)……………………………………....17
Административные процедуры в работе органа местной власти с обращениями граждан..................................................………………...…….17
Организации работы с обращениями граждан в Гомельском областном исполнительном комитете…….…………………………………..……….…24
Проблемы в работе местных органов власти с обращениями граждан.30
3 Направления совершенствования работы местных органов власти по дебюрократизации административных процедур…………………………..33
Заключение……………………………………………………………………….40
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1.2 Направления дебюрократизации
государственного аппарата: отечественный
и зарубежный опыт ……............................
1.3 Организационно-правовая
основа дебюрократизации
2 Организация работы местных
органов власти с обращениями
граждан (на примере Гомельского облисполкома)……………………………………...
3 Направления совершенствования работы местных органов власти по дебюрократизации административных процедур…………………………..33
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников……………………………………….…..
Приложения……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Новый этап научно-технического
прогресса и задачи становления
социально-ориентированной
В Республике Беларусь борьба с бюрократизмом поставлена в ранг государственной политики и определена как приоритетное направление совершенствования государственного управления.
Несмотря на это, в настоящее время на всех уровнях государственного управления в стране всё же имеет место бюрократизм, который проявляется в следующем: недостаточная компетентность отдельной части чиновников и низкая культура общения с гражданами; решение возникающих проблем внеправовыми (авторитарными) способами; общий рост документооборота, усложнение процедуры согласования принятых решений; отсутствие контроля за деятельностью аппарата управления со стороны общественности и средств массовой информации и др.
Объектом исследования данной работы является основные направления дебюрократизации государственного аппарата в Республике Беларусь. Предмет исследования – взаимодействие государственных органов с гражданами Республики Беларусь.
Целью настоящей работы является изучение текущего состояния осуществления деятельности по дебюрократизации государственного аппарата в РБ, выявление проблемных аспектов деятельности государственных органов по осуществлению административных процедур, а также определение необходимых мер для их устранения.
Задачи курсовой работы:
Курсовая работа содержит три главы.
В первой главе курсовой работы «Дебюрократизация государственного аппарата как необходимое условие обеспечения эффективности государственного управления» определена сущность бюрократии, изложены концептуальные основы рациональной бюрократии. Помимо этого рассматривается такое негативнее явление в государственном аппарате как бюрократизм, причины его возникновения, его социальная опасность. Также в первой главе определены основные направления преодоления бюрократизма.
Во второй главе курсовой работы «Организация работы местных органов власти с обращениями граждан» рассматриваются особенности деятельности государственных органов по созданию необходимых условий для удовлетворения потребностей граждан, а именно: осуществление работы по обращениям граждан, реализация принципа «одного окна», функционирование общественных приёмных и горячих телефонных линий, осуществление приёма по личным вопросам. Помимо этого производиться анализ организации работы с обращениями граждан в Гомельском областном исполнительном комитете.
В третьей главе «Направления совершенствования работы местных органов власти по дебюрократизации административных процедур» анализируется текущее состояние осуществления деятельности по дебюрократизации государственного аппарата в Республике Беларусь; выявляются проблемные аспекты деятельности государственных органов по осуществлению административных процедур и работе с обращениями граждан; определяются необходимые меры для их устранения.
Теоретической и методологической основой работы послужили книги, статьи из периодических изданий, электронные источники и законодательные акты, освещающие проблемы дебюрократизации государственного аппарата, рассмотренные в данной курсовой работе. Исследованию проблемы дебюрократизации государственного аппарата Республики Беларусь посвящены публикации учёных-экономистов Голованова В. Г., Лугвина С, Дориной, Е. Б, Вертинской Т. С, Василевич Г. А и др.
Внимания заслуживают статьи в журналах «Проблемы управления», «Экономика управления», «Банковский вестник», в которых дается оценка текущей работе по дебюрократизации государственного аппарата, рассматривается правовая основа её деятельности, изменения в законодательстве Республики Беларусь за последние несколько лет, а также пути совершенствования деятельности государственных органов по работе с обращениями граждан.
КАК НЕОБХОДИМОЕ
УСЛОВИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1.1 Причины возникновения и основные последствия бюрократизма в органах государственной власти
Существование общества без специального административного аппарата невозможно. Он включает в себя подготовленные профессиональные кадры, для которых управление является видом трудовой деятельности и источником существования. Современный административный аппарат может быть только бюрократическим [1, с. 16-17].
Однако следует различать понятия «бюрократия» и «бюрократизм». Если первое понятие служит для обозначения определённой организации, системы работы аппарата управления (рациональная бюрократия), то второе - применяется в негативном смысле как групповая монополия управляющих на функции управления и власти (иррациональная бюрократия) [2, с. 253].
По определению, бюрократия ( от франц. – канцелярия и греч. – власть) означает господство конторы, власть аппарата управления, власть должностной позиции. Таким образом, бюрократия не что иное, как специализированное управление на основе правил и предписаний, осуществляемое чиновниками-профессионалами [1, с. 17].
Концептуальные основы рациональной бюрократии еще в начале XX в. были разработаны немецким социологом М. Вебером. По мнению Вебера, основными характеристиками бюрократии являются:
Суть бюрократии как социального
явления Вебер определил
В свою очередь практическое осуществление бюрократических властных полномочий может рассматриваться с трёх позиций:
Согласно Веберу на всех уровнях служебной иерархии должны быть четко распределены права и ответственность должностных лиц, деятельность всех должностных лиц должна базироваться на формальных правилах, инструкциях и предписаниях, в которых закрепляются стандарты поведения, призванные обеспечить единообразие их подходов в различных ситуациях. Это означает, что в бюрократическом аппарате власть деперсонализирована, т.е. не принадлежит индивиду как таковому, а той должности, которую он занимает.
Согласно теории «рациональной
бюрократии» кандидаты на должность
в бюрократический аппарат
Каждый служащий обязан следовать служебной дисциплине, принятой в данном учреждении. Дисциплина обязывает подчиняться даже тем приказам, которые лично ему кажутся ошибочными. Будучи убежденным в ошибке, он может уведомить об этом вышестоящие инстанции.
В своей модели «рациональной бюрократии» М. Вебер выразил основные нормативные требовании, предъявляемые к структуре государственного управления индустриального общества. В его представлении деятельность «рациональной бюрократии» в сущности ничем не отличается от работы хорошо отлаженной и отрегулированной машины: и та и другая принципиально безличны и рационалистичны, полностью предвидимы и высокоэффективны. По мысли ученого, «рациональная бюрократия» является одной из важнейших опор современного государства и рыночной экономики.
В дальнейшем веберовская
концепция «рациональной
Следует отметить, что социально опасной бюрократия становится тогда, когда происходит тотальное обюрокрачивание управленческого аппарата. Подобные структуры управления нежизнеспособны, в них правила и задачи функционирования главным образом подчиняются целям сохранения и укрепления самих этих структур. Можно выделить «вынужденный» (патерналистский) и «сознательный» бюрократизм. «Вынужденный» бюрократизм формируется помимо воли конкретного работника-управленца, в случае серьёзных изъянов в самой системе управления, при этом управленец не может рационально реализовывать свои властные функции. «Сознательный» бюрократизм возникает на основе реализации и защиты специфических интересов чиновничества.
С организационно-технической точки зрения бюрократическая модель управления содержит предпосылки для развития бюрократизма.
Во-первых, поскольку первая
задача чиновника – обеспечение
соблюдение единых, общих для всех
формальных правил, то эти правила
превращаются в самоцель. Рациональная
форма приобретает черты
Таким образом, бюрократизм включает в себя следующие компоненты: