Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 20:42, реферат
Цель реферата:
1. Изучить виды управляющих воздействий в условиях разрешения конфликтных ситуаций;
2. Определить условия профилактики межличностных конфликтов;
3. Разработать систему ранней диагностики и выявления конфликтных ситуаций на ранних этапах развития с целью предотвращения межличностных конфликтов в процессе общения в коллективе;
4. Рассмотреть стили, методы, способы разрешения межличностных конфликтов.
Введение…………………………………………………………………......3
1..Культура общения в коллективе. Факторы и особенности формирования культуры.……………………….……….4
2. Природа конфликта в организации
2.1.Сущность конфликта……………………………………………............4 2.2.Типы конфликтов……….. ……………………………..….....................9
2.3. Основные причины возникновения конфликтов в организация.......16
3. Механизм управления конфликтом ……………………………......22
3.1. Предупреждение конфликтов…………………………………….......22
3.2. Основные методы разрешения конфликтных ситуаций………........23
Заключение…………...…………………………………………….…......
Список использованных источников…………………...….….............
Министерство Образования и Науки Российской Федерации.
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
Санкт-Петербургский Государственный Университет Сервиса иЭкономики
Реферат по дисциплине
«Экономика труда»:
на тему:
«Общая культура работников и предотвращение конфликтов
в коллективе».
Санкт-Петербург
2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1..Культура общения в коллективе. Факторы и особенности формирования культуры.……………………….……….4
2. Природа конфликта в организации
2.1.Сущность конфликта……………………………………………....
2.3. Основные причины возникновения конфликтов в организация.......16
3. Механизм управления конфликтом ……………………………......22
3.1. Предупреждение конфликтов……………………………………......
3.2. Основные методы разрешения конфликтных ситуаций………........23
Заключение…………...…………………………………
Список использованных источников…………………...….….......
ВВЕДЕНИЕ
Тема реферата «Общая культура работников и предотвращение конфликтов в коллективе» актуальна. В современных условиях проблема эффективного разрешения конфликтов приобретает актуальность не только в плане улучшения эмоционального климата межличностного взаимодействия, но и является необходимой составляющей успешного делового взаимодействия между людьми.
Формулировка темы работы подразумевает профилактику и урегулирование межличностных конфликтов. Знание конфликтологии помогает практически во всех моментах профессиональной деятельности. Одним из наиболее востребованных на настоящее время навыков и умений управленца (члена коллектива) является грамотное проведение профилактики конфликтов. Важно сформировать опыт взаимоотношений в условиях разрешения межличностных конфликтов. Прежде чем рассматривать технологии профилактики и разрешения конфликтов, необходимо отметить, что конфликт является неотъемлемой принадлежностью человеческого общества и не может рассматриваться как отклонение от нормального поведения людей, так как представляет собой вид общения, в основе которого лежат противоречия сторон при попытках их разрешения на фоне эмоциональных состояний.
Межличностный конфликт - это ситуация, которая характеризуется наличием противоречий между участниками какого-либо процесса, обусловленных несовпадением целей, мотивов, позиций и ценностей.
Проблема изучения связана с ответом на вопрос, как необходимо строить процесс общения, чтобы избежать межличностные конфликты.
Объектом изучения являются межличностные взаимоотношения в коллективе.
Предмет изучения: профилактика межличностных конфликтов.
Цель реферата:
1. Изучить виды управляющих
воздействий в условиях
2. Определить условия профилактики межличностных конфликтов;
3. Разработать систему ранней диагностики и выявления конфликтных ситуаций на ранних этапах развития с целью предотвращения межличностных конфликтов в процессе общения в коллективе;
4. Рассмотреть стили, методы, способы разрешения межличностных конфликтов.
Задачи:
1. Выявить характеристики
понятия «межличностный
2. Анализировать причины
и особенности возникновения
и протекания межличностных
3. Поиск путей их профилактики и разрешения.
1. Культура общения в коллективе. Факторы и особенности формирования культуры.
Во всех областях знаний
понятие культура широко распространено.
Например, говорят о культуре речи,
правовой культуре, физической культуре,
культуре общения. Культуру можно определить
как совокупность достижений человечества
в производственной деятельности, в общественном
и умственном отношении, как форму общения
между людьми. Культура служит проявлением
общественного сознания, отражающим процесс
самоорганизации общества. Формирование
культуры организации представляет собой
специфический процесс, которым нужно
управлять наряду с производством, маркетингом,
сбытом и.т.д. Ее нужно формировать
в соответствии с требованиями организации.
Культура общения исследуется как культура
организации, основанная на общечеловеческих
ценностях. Взаимоотношения людей в процессе
совместной деятельности, которой каждый
человек посвящает значительную часть
своей жизни, всегда вызывает особый интерес
и внимание. Совместная деятельность людей
не может быть нейтральной по отношению
к нравственности. Современному руководителю
необходимо устанавливать контакт со
своими подчиненными, создавать благоприятный
социально-психологический климат в коллективе,
ведь именно такие действия - залог увеличения
производительности труда, стабильной
работы предприятия (учреждения, фирмы),
а следовательно, получение большей прибыли
- главной цели всех коммерческих организаций.
Успехи же любой организации находятся
в прямой зависимости от качества управления.
Однако на пути руководителей в работе
по развитию своей организации сегодня
встает ряд барьеров: 1. Высокий уровень
напряженности в коллективе. Трудно рассчитывать
на энтузиазм и существенную поддержку
со стороны коллектива, охваченного страхами,
недовольством. 2. Недостаточная заинтересованность
значительной части работников в проводимых
преобразованиях. Часто люди просто не
видят, чем конкретно для них будет выгодна
работа в новых условиях. 3. Низкий уровень
доверия между администрацией и рядовыми
работниками. 4. Руководители среднего
уровня часто практически полностью выключены
из процесса подготовки организационных
изменений и относятся к ним почти с таким
же недоверием, как и подчиненные. Это
часто делает их потенциальными противниками
проводимых изменений. В одиночку же рассчитывать
на успех руководителю не приходится.
Ему нужна команда единомышленников. В
современных условиях, когда человеческий
ресурс становится основным ресурсом
предприятия, значение приобретает деятельность
каждого члена коллектива. Находясь в
организации, любой начальник вынужден
считаться с нормами и правилами того
коллектива, к которому он принадлежит.
Поэтому важно рассматривать поведение
каждого сотрудника через призму всего
коллектива в целом. Не каждую группу можно
назвать коллективом, а только ту, которая
прошла ряд этапов в своем развитии и имеет
благоприятный психологический климат,
дружеские отношения. Сплоченность
коллектива и участие каждого работника
в достижении общего результата, умение
работать в команде, забота о повышении
квалификации работников позволяет быстро
и с низкими затратами решать текущие
и перспективные задачи, что повышает
конкурентоспособность. Выработка решений
должна соответствовать принципам целесообразности
и справедливости.
Важным качеством считается готовность
работника к изменениям, вызванным требованиями
времени, а также ориентация на динамичность
и творческое исполнение заданий.
При решении проблем и задач любого уровня
поощряется инициатива работника. Сотрудников
отличает внимание к коллегам, а также
нацеленность на совместную эффективную
работу.
Таким образом, корпоративную культуру
можно определить как набор базовых ценностей,
убеждений, негласных соглашений и норм,
разделяемых всеми членами организации.
Это своего рода система общих ценностей
и предложений о том, что и как делается
в организации, которая познается по мере
того, как приходится сталкиваться с внешними
и внутренними проблемами. Она помогает
предприятию выжить, победить в конкурентной
борьбе, завоевать новые рынки и успешно
развиваться.
2. Природа конфликта в организации.
2.1. Сущность конфликта.
Практика деятельности
организаций свидетельствует, что
современным руководителям
Современная наука управления признает, что конфликт является неотъемлемой частью жизнедеятельности организации. Что же такое конфликт?
Как и многие понятия
в теории, социологии и психологии
управления, конфликт имеет немало
различных определений и
Но здесь конфликт ассоциируется с враждой и конфронтацией. Между тем конфликт – это не обязательно негативное явление. Многие социологи и политологи считают, что общество не может существовать без конфликтов. Наиболее отчетливо этот подход представлен в трудах Г. Зиммеля, Р. Дарендорфа, Л. Козера. Отечественный социолог И.Д. Ладанов считает, что конфликт помогает участникам трудового процесса, когда они попадают в конфликтные ситуации, лучше осознать цели организации, обратиться с своим неиспользованным резервам и сделать многое для того, что кажется невозможным в обычных условиях. Различают два теоретических подхода к понятию конфликта.
1. Конфликт – это столкновение, противоречие, борьба, противодействие (личностей, сил, интересов, позиций, взглядов). Соответственно, конфликт социальный – попытка достижения вознаграждения путем подчинения, навязывания своей воли, удаления или даже уничтожения противника, стремящегося достичь того же вознаграждения.
2. Конфликт – это система отношений, процесс развития и взаимодействия, заданные различиями субъектов, участвующих в нем (по интересам, ценностям, деятельности). Сторонники этого подхода считают конфликт естественным условием существования взаимодействующих людей, инструментом развития организации, любого сообщества. Конфликтология выработала две модели описания конфликтов: процессуальную и структурную. В процессуальной модели акцент делается на динамике конфликта, зарождении конфликтной ситуации, переходе конфликта из одной фазы в другую, формах конфликтного поведения, исходе конфликтного взаимодействия. Структурная модель описывает условия, лежащие в основе конфликта, определяет его параметры и основные черты.
Наиболее конфликтогенной в социальных взаимодействиях является сфера управления и управленческих отношений. Управление как один из самых сложных видов социальных отношений, связано с большим количеством проблем и противоречий, создающих систему предпосылок конфликтности в этой сфере.
Под конфликтами в сфере управления необходимо понимать конфликты, возникающие в системах социального взаимодействия субъектов и объектов управления. Источниками любых конфликтов в сфере управления являются противоречия, которые переходят в конфликт, как только для этого сформируются определенные условия и возможности. Каждому виду и типу конфликтов соответствуют свои, специфические противоречия. Эти противоречия, в конечном счете, обусловлены структурой и содержанием социального взаимодействия – спецификой управления.
Сущность конфликта в современной организации. Организация – это сложное целое, которое включает в себя не только индивидов с различными статусами, социальными установками и интересами, но и различные социальные образования, стремящиеся занять более высокое место в структуре организации, изменить существующие нормы деятельности или систему отношений внутри организационной структуры. Кроме того, различные подразделения организации могут подвергаться управленческому воздействию в различной степени. Таким образом, имеют место неравенство в распределении ресурсов, а также различия в возможностях высшего руководства реализовать властные функции.
Являясь важнейшей ячейкой общества, организация соединяет и координирует поведение людей, специализирующихся на разных типах деятельности, включает их в единый трудовой процесс, решает не только производственные задачи, но и создает условия для развития своих членов. Взаимные связи и отношения складываются не только на основе производственной деятельности, но и под влиянием реальных условий жизни: политических, психологических, нравственных и др. Людей сплачивают общие интересы, идеи, цели, нравственные нормы и принципы. Однако наряду с солидарностью в трудовом коллективе возникают и конфликтные ситуации.
Конфликт в организации – это открытая форма существования противоречий интересов, возникающих в процессе взаимодействия людей при решении вопросов производственного и личного порядка; это столкновение противоположно направленных действий участников конфликта, вызванное расхождением интересов, норм поведения и ценностных ориентации. Такое рассогласование происходит:
1) когда работник не
выполняет, игнорирует
2) когда требования, предъявляемые к работнику, противоречивы и неконкретны. Например, низкое качество должностных инструкций или непродуманное распределение должностных обязанностей может привести к конфликту;
3) когда имеются должностные,
функциональные обязанности,
Организационные конфликты содержат проблемы, связанные в первую очередь с организацией и условиями деятельности. Ситуацию здесь определяют: состояние оборудования и инструмента, планирования и техдокументации, норм и расценок, заработной платы и премиальных средств; справедливость оценки «лучших», «худших»; распределение заданий и загрузка людей; выдвижение и повышение и т. д.
По оценке С.С. Фролова общей чертой всех организационных конфликтов является реальная или мнимая блокада потребностей (или препятствие удовлетворению потребностей) отдельного члена организации или социальной группы. Если блокада потребностей осознана членами организации или социальной группы и произошла идентификация источника блокады потребностей (например, члены группы осознали, что их значимые потребности блокированы представителями администрации), то далее следует реакция на блокаду, которая может быть двух типов – отступление или агрессия.
Отступление – это реакция на блокаду потребностей, которая сводится к кратковременному или долговременному отказу от удовлетворения этих потребностей. Очевидно, что при такой реакции на блокаду не происходит конфликта в организации. Отступление может быть двух видов:
• сдерживание – состояние, при котором индивид (или социальная группа) отказывается от удовлетворения потребности из страха, в надежде получить определенные блага в другой области (заменителей) или удовлетворить потребность спустя какое-либо время более легким путем, с меньшими издержками.
• подавление – уход от реализации целей при удовлетворении потребности под воздействием внешнего принуждения, когда индивид постоянно испытывает чувства несправедливости, обиды, возмущения, а также постоянное желание немедленного удовлетворения потребностей (или эти чувства существенно изменяют коллективное сознание группы), но эти чувства и желания загоняются вглубь и могут в любой момент выйти наружу в форме агрессии при определенных, благоприятных для этого условиях.
Агрессия – это ответная реакция на блокаду, которая может привести к конфликту. Агрессия – враждебная внутренняя установка или враждебный тип действий по отношению к другому индивиду (или другой социальной группе). Выражается она в поведении, направленном на нанесение физического и морального вреда или ущерба другому. Агрессивные действия вызывают ответную агрессивную реакцию у другого индивида (или социальной группы), и с этого момента начинается социальный конфликт. Но даже очень сильная агрессия может не привести к социальному конфликту, если она не вызывает соответствующей агрессивной ответ ной реакции.
Информация о работе Общая культура работников и предотвращение конфликтов в коллективе