Оптовая торговля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 10:38, курсовая работа

Краткое описание

Рыночные отношения, движущей силой которых является конкуренция, должны опираться на хорошо развитую структуру товарного рынка, важнейшим элементом которой является оптовая торговля. Как свидетельствует опыт экономически развитых государств (США, Германия, Япония и др.), в современных условиях существование внутреннего рынка страны немыслимо без участия оптовой торговли, в которых она стала подлинным организатором рыночной системы товародвижения и обеспечения товарами и услугами потребителей. При этом наблюдается такая тенденция: чем выше уровень развития производства и сложнее, разветвленная структура договорных связей в экономике, тем значительнее роль оптовых организаций и разнообразнее формы их деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
СУЩНОСТЬ И ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ
1.1 Понятие, сущность оптовой торговли…………………………….7
1.2. Система организации оптовой торговли…………………………12
1.3. Оптовая торговля и ее роль в рыночной экономике……………25
1.4. Современное состояние и проблемы развития оптовой торговли в России ……………………………………………………………………………30
ГЛАВА 2.СУБЪЕКТЫ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ
2.1.Понятие и основные признаки субъекта оптовой торговли………36
2.2.Классификация субъектов оптовой торговли…………………….40
ГЛАВА 3.ПРАВАВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
3.1.Понятие торгового законодательства как источника коммерческого (торгового) права………………………………………………………………49
3.2. Перспективы развития торгового законодательства в РФ……….54
3.3.Роль и значение правового регулирования в оптовой торговле…..60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….62
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………….……65

Вложенные файлы: 1 файл

витя диплом.docx

— 128.35 Кб (Скачать файл)

                                              СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ

  1.1 Понятие, сущность оптовой торговли…………………………….7

            1.2. Система организации оптовой торговли…………………………12

            1.3. Оптовая торговля и ее роль в рыночной экономике……………25

            1.4. Современное состояние и проблемы развития оптовой торговли в России ……………………………………………………………………………30

ГЛАВА 2.СУБЪЕКТЫ ОПТОВОЙ  ТОРГОВЛИ

            2.1.Понятие и основные признаки  субъекта оптовой торговли………36

           2.2.Классификация субъектов оптовой торговли…………………….40

ГЛАВА 3.ПРАВАВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ  ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ЕГО  СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

          3.1.Понятие торгового законодательства как источника коммерческого (торгового) права………………………………………………………………49

          3.2. Перспективы развития торгового законодательства в РФ……….54

          3.3.Роль  и значение правового регулирования  в оптовой торговле…..60

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….62

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………….……65

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

           Рыночные отношения, движущей силой которых является конкуренция, должны опираться на хорошо развитую структуру товарного рынка, важнейшим элементом которой является оптовая торговля. Как свидетельствует опыт экономически развитых государств (США, Германия, Япония и др.), в современных условиях существование внутреннего рынка страны немыслимо без участия оптовой торговли, в которых она стала подлинным организатором рыночной системы товародвижения и обеспечения товарами и услугами потребителей. При этом наблюдается такая тенденция: чем выше уровень развития производства и сложнее, разветвленная структура договорных связей в экономике, тем значительнее роль оптовых организаций и разнообразнее формы их деятельности. Это обусловливается теми радикальными преобразованиями, которые произошли на товарных рынках ряда европейских стран на рубеже 60-70 годов прошлого века, когда приоритет во взаимоотношениях сторон по купле-продаже был перенесен с производителей (поставщиков) на покупателей. Теперь покупатель становится главным действующим лицом на рынке, а продаваться стал не только сам товар, но и удобства по его приобретению, которые в полном объеме способны предложить лишь крупные оптовые организации в силу своего профессионализма и функциональной специализации.

У нас в стране на современном  этапе развития рыночных отношений  осуществление подобных функций  оптовой торговле не под силу вследствие ее деформированного состояния в  результате проведенных в 90-годах  прошлого века непродуманных, без достаточного теоретического обоснования и правового  обеспечения преобразований. Из единой целостной системы она в одночасье  превратилась в хаотичную и неуправляемую  массу множества мелких и средних (за небольшим исключением) «фирмочек» без необходимой материально-технической  базы, с числом работающих в несколько человек и различного рода посредников (комиссионеров, агентов, дилеров и пр.).

Серьезную опасность представляет и стихия, царящая на оптовом рынке  страны (беспорядочное размещение оптовых  организаций, диспропорциональность  функциональных видов, огромное количество посредников и перекупщиков, а  также «перерождение» оптовой торговли - большинство ее субъектов занимается не реальным продвижением товаров, а  многократной их перепродажей, осуществлением других «выгодных» им операций, дающих быструю прибыль и не требующих  каких-либо ощутимых материальных затрат). При этом такая направленность деятельности оптовой торговли с каждым годом  приобретает все более ярко выраженную тенденцию.

Такое состояние оптовой торговли сегодня дорого обходится обществу значительный рост торговых наценок  и цен, замедление товарооборота, ухудшение  качества товаров, проникновение на рынок опасной, некачественной продукции  и пр.

На крайне низком уровне находится  и ее правовое обеспечение. Сегодня  правовую базу оптовой торговли составляют нормы общей части договорного  и обязательственного права, договора поставки ГК РФ и некоторые другие, которые в неполной мере учитывают  особенности оптовой деятельности. Торговое же законодательство разрозненное, со многими неточностями и противоречиями, носит фрагментарный характер, а  ряд вопросов вообще не урегулированы. Принятый ФЗ РФ от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» оптовую торговлю не регламентирует, а дает лишь ее определение.

Актуальность. Новизна, не исследованность темы, неудовлетворительное состояние оптовой торговли, ее огромная значимость в формировании современного цивилизованного товарного рынка, разрозненность торгового законодательства и несоответствие правового регулирования требованиям современного торгового оборота и предопределили выбор настоящего исследования.

Степень научной разработанности  проблемы. В дореволюционный период торговля была предметом пристального внимания таких корифеев цивилистики, как Г.Ф. Шершеневич, А.И. Каминка, П.П. Питович и др.

В советское время весьма весомый  вклад в исследование проблем  торговли внесли В.А. Язев, Я.Л. Куник, З.Г. Крылова, Э.А. Зинчук.

В современный период проблемы коммерческого (торгового) права исследуются известными учеными-коммерциалистами Б.И. Путинским, Л.В. Андреевой, В.Ф. Попондопуло, О.М. Олейник, И.В. Цветковым, И.М. Рассоловым, М.И. Илюшиной, а также другими авторами (Ю.Е. Булатецкий, Т.Э. Сидорова, В.А. Самара, В.В. Кулаков.).

Цель выпускной квалификационной работы: заключается в комплексном исследовании правового регулирования оптовой торговли.

Исходя из указанных целей, основными задачами,  являются:

- анализ состояния оптовой торговли  и проблем ее дальнейшего развития;

- теоретическое осмысление сущности  и правовой природы торговли;

- обоснование нового концептуального  подхода к пониманию сущности  субъекта оптовой торговли и  его основных признаков;

- исследование правовой  сущности новых интеграционных  структур в торговле, проблем  их правового регулирования и  дальнейшего развития.

Объект исследования: правовое регулирование оптовой торговли.

Предмет исследования является оптовая торговля, как важнейший сектор рыночного распределения и продвижения товаров из сферы производства в сферу обращения, ее понятие, экономическая и правовая сущность, функциональные особенности, структурное построение, правовое регулирование, роль в условиях рыночных отношений, перспективы дальнейшего развития и совершенствования правовой базы.

Методологическую основу исследования,  определяющую общую направленность работы, составляет формально-юридический, статистический, метод исследования документов, сравнительный общенаучный, исторический, сравнительно – правовой, диалектический метод познания, на основе которого торговля (и ее оптовое звено) рассматривается как постоянно развивающаяся и совершенствующаяся отрасль экономики, выявляются общие тенденции ее развития, объективный подход к ней в ее динамике, взаимосвязи в реально сложившихся условиях.

Практическая  значимость состоит в использовании результатов исследования при разработке учебно-методической документации по соответствующим курсам (коммерческое (торговое), предпринимательское, хозяйственное право), в учебном процессе (при чтении лекций, проведении семинарских (практических) занятий, выполнении рефератов, и курсовых работ.

Структура выпускной  квалификационной  работы: состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ

                 1.1.Понятие, сущность, роль и функции  оптовой торговли

 

Оптовая торговля оказывает  услуги производителям товаров и  оптовой торговле. В результате её деятельности товар приближается к  потребителю, но ещё не попадает в  сферу личного потребления.

Важнейшая задача оптовой  торговли – планомерно регулировать товарное предложение в соответствии со спросом. Объективная возможность  успешно решить эту задачу, обусловлена промежуточным положением оптовой торговли: в ней концентрируется значительная часть товарных ресурсов, что позволяет не ограничиваться операциями пассивного характера, а активно влиять на сферу производства, розничную торговлю и через неё – на сферу потребления1.

Оптовая торговля как никакое  другое звено, связанное с реализацией  товаров, способна активно регулировать региональные и отраслевые рынки  за счёт накопления и перемещения  товаров. Это направление работы и должно занять определяющее место  во всей её деятельности. Оптовые предприятия  призваны совершенствовать звенность  товародвижения, развивать централизованную поставку и кольцевой завоз товаров. В настоящее время наряду с  положительным в деятельности оптовых  предприятий имеются существенные недостатки. Нередко не соблюдаются  сроки поставки товаров, нарушаются договорные обязательства по объёму, ассортименту и качеству поставляемых товаров.

Основной показатель хозяйственной  деятельногти предприятий и организаций  оптовой торговли – оптовый товарооборот. Он представляет собой продажу товаров  народного потребления и производственного  назначения для последующей реализации населению, а также поставку для  внерыночных потребителей и экспорта. Оптовый товарооборот отражает переход товаров из сферы производства в сферу обращения и их движение внутри сферы обращения. Его объём, структура, виды и формы товародвижения предопределяют другие важнейшие показатели хозяйственной деятельности.

Основная цель анализа  торговой деятельности оптовых предприятий  – выявление, изучение и мобилизация  резервов развития товарооборота, улучшения  обслуживания покупателей, совершенствования  товародвижения. В процессе анализа  необходимо дать оценку выполнения планов оптового товарооборота и поставки товаров покупателям; изучить их в динамике; выявить и измерить влияние факторов на развитие оптового товарооборота; изучить причины  недостатков в торгово-коммерческой деятельности, если они имеются, и  разработать меры по их устранению и предупреждению; определить стратегию  и тактику маркетинговой деятельности оптового предприятия. Анализ должен показать, как оптовое предприятие в  своей хозяйственной деятельности учитывает социально-экономическое  развитие обслуживаемого региона, производственные возможности промышленных предприятий  и других поставщиков, наличие у  них товарных ресурсов, объём и  структуру предполагаемого поступления  товаров из других регионов области, ближнего и дальнего зарубежья.

Оптовая торговля играет существенную роль в системе экономических  связей между районами страны, отраслями  производства, изготовителями товаров  и оптовой торговлей. Напр., закупая  у колхозов и совхозов лён и  реализуя его предприятиям текстильной  промышленности, оптовая торговля становится связующим звеном между сельским хозяйством и промышленностью. Дальнейшее движение выработанной ткани, в частности  поставки её швейникам, также обслуживается  оптовой торговлей. Тем самым  она соединяет текстильную и  швейную отрасли. Наконец, продавая оптовой

торговле готовую одежду, предприятия оптовой торговли поддерживают связь между лёгкой промышленностью  и торговлей2.

Осуществляя хозяйственные  связи с промышленностью и  сельским хозяйством, оптовая торговля выступает в качестве заказчика  товаров народного потребления, в её функции входят закупка и  завоз товаров от предприятий-изготовителей. Следует отметить, что она призвана активно вовлекать в товарооборот местные товарные ресурсы и проводить  децентрализованные закупки товаров  из различных источников. Организуя  завоз товаров, торговля контролирует, соблюдает ли промышленность договорные обязательства по поставкам товаров  соответствующего ассортимента и качества, строго в обусловленные сроки. На складах оптовых предприятий  закупленные товары разбраковываются, уцениваются в случае их несоответствия запросам покупателей, снижения потребительских  качеств.

Оптовая торговля может и  должна активно влиять на объём и  ассортимент производимой продукции, требовать замены выпуска товаров, не пользующихся спросом, на товары, потребности  в которых удовлетворяются не полностью, добиваться улучшения качества и расширения ассортимента изделий. Оптовая торговля имеет право  прекращать приёмку и возвращать промышленности товары низкого качества, что заставляет промышленные предприятия  улучшать их потребительские свойства.

Роль оптовой торговли предусматривает её активное участие  в обеспечении устойчивой реализации товаров потребителям. Предприятия  оптовой торговли контролируют полноту  ассортимента в магазинах обслуживаемой  зоны, добиваясь постоянного наличия  в продаже товаров, имеющихся  на складах, участвуют совместно  с промышленностью в рекламных мероприятиях, организуют перепродажу излишне закупленных магазинами товаров в другие районы, где на них имеется спрос.

На макроуровне оптовая  торговля выполняет различные рыночные функции:

  • интегрирующую – по обеспечению взаимосвязи между партнёрами-производителями, продавцами и покупателями – по нахождению оптимальных каналов сбыта продукции;
  • оценочную – по определению уровня общественно необходимых затрат труда через ценообразование;
  • организующую и регулирующую – по обеспечению рационального построения и гармоничного функционирования экономической системы с помощью импульсов, стимулирующих структурные изменения.

Информация о работе Оптовая торговля