Оценка конкурентоспособности чая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 19:30, курсовая работа

Краткое описание

С конца ХХ века и по настоящее время в связи с развитием международной торговли очень большое внимание производителей пищевых продуктов и контролирующих организаций уделяется повышению качества и конкурентоспособности пищевых продуктов отечественного производства.

Содержание

Введение
1 Анализ конкурентоспособности чая и молочных консервов на российском рынке
1.1 Состояние и перспективы развития чая и молочных консервов
1.2 Конкурентоспособность товаров на российском рынке
1.3 Оценка конкурентоспособности чая и молочных консервов
2 Анализ конкурентоспособности чая и молочных консервов на примере магазина «Продукты»
2.1 Характеристика магазина
2.2 Оценка конкурентоспособности чая в магазине
2.3 Оценка конкурентоспособности молочных консервов
3. Выводы и предложения
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 455.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

3

1 Анализ конкурентоспособности  чая и молочных консервов на  российском рынке

 

5

1.1 Состояние и перспективы развития  чая и молочных консервов

5

1.2 Конкурентоспособность товаров  на российском рынке

13

1.3 Оценка конкурентоспособности чая и молочных консервов

18

2 Анализ конкурентоспособности  чая и молочных консервов на  примере  магазина «Продукты»

 

22

2.1 Характеристика магазина

22

2.2 Оценка конкурентоспособности  чая в магазине

24

2.3 Оценка конкурентоспособности  молочных консервов

29

3. Выводы и предложения

31

Список литературы

33


 

Введение

 

С конца ХХ века и по настоящее  время в связи с развитием  международной торговли очень большое  внимание производителей пищевых продуктов  и контролирующих организаций уделяется  повышению качества и конкурентоспособности пищевых продуктов отечественного производства.

Товар – это главный объект на рынке. Он имеет стоимость и потребительскую  стоимость (или ценность), обладает определенным качеством, техническим  уровнем и надежностью, задаваемой потребителями полезностью, показателями эффективности в производстве и потреблении, другими весьма важными характеристиками. Именно в товаре находят отражение все особенности и противоречия развития рыночных отношений в экономике. Товар является точным индикатором экономической силы и активности производителя. Действенность факторов, определяющих позиции производителя, проверяется в процессе конкурентного соперничества товаров в условиях развитого рыночного механизма, позволяющего выявить отличия данного товара от товара-конкурента. Для этого товар должен обладать определенной конкурентоспособностью.

В общем смысле, конкурентоспособность  товара – это такой уровень  его экономических, технических  и эксплуатационных параметров, который  позволяет выдержать соперничество с другими аналогичными товарами на рынке. Кроме того, конкурентоспособность – это сравнительная характеристика товара, содержащая комплексную оценку всей совокупности производственных, коммерческих, организационных и экономических показателей относительно выявленных требований рынка или свойств другого товара. Она определяется совокупностью потребительских свойств данного товара-конкурента по степени соответствия общественным потребностям с учетом затрат на их удовлетворение, цен, условий поставки и эксплуатации в процессе производительного и (или) личного потребления.

Чай является самым любимым напитком россиян, по уровню его потребления  на душу населения Россия занимает одно из лидирующих мест в мире, значительно  уступая лишь Англии и Турции. За год «среднестатистический» житель России заваривает чуть больше 1 кг. чая.

Чай занимает особое положение среди  импортируемых продовольственных  товаров - он фактически единственный включается в продовольственную  корзину, состоящую из предметов  первой необходимости для российского населения. Вследствие своей социальной важности как самого дешевого напитка, чай в магазинах всегда был в наличие даже в эпоху товарного дефицита. Но тогда магазинам предлагалось 1 - 3 популярных сорта чая.

На сегодняшний день ассортимент чая поражает многообразием и обилием видов и сортов, начиная с традиционных и заканчивая всевозможными чайными блендами.

Еще одной основной тенденцией последних  лет является непрерывный рост емкости  внутреннего рынка молочно-консервной продукции (как в натуральном, так и стоимостном выражении) с продолжающимся ростом отечественного производства молочных консервов.

В последние 10 лет в России активно  развиваются новые направления  производства, связанные с выработкой продуктов из натурального молока и молока с пищевыми наполнителями. Большой интерес к производству таких продуктов обусловлен формированием новых взглядов на рациональное питание, развитием современных технологий. Дефицитом качественного молочного сырья и высокой его стоимостью, ростом конкуренции со стороны импортной продукции.

Понятно, что следствием такой высокой  концентрации товаров и товаропроизводителей на одном рынке, будет их острое конкурентное соперничество, вынуждающее товаропроизводителей «выискивать» новые возможности  повышения конкурентоспособности их продукции, а предприятия розничной торговли - формировать торговый ассортимент с учетом уровня конкурентоспособности каждого товара-претендента.

Поэтому целью курсовой работы является оценка конкурентоспособности чая и молочных консервов как основных часто употребляемых товаров в России.

 

1 Анализ конкурентоспособности чая и молочных консервов на российском рынке

 

1.1 Состояние и перспективы  развития чая и молочных консервов

Чай – напиток, получаемый варкой, завариванием или настаиванием листа чайного куста, который предварительно подготавливается специальным образом. Чаем также называется сам лист, предназначенный для приготовления этого напитка.

В 2007-2011 гг. предложение чая на российском рынке уменьшилось почти на 8%: со 197,5 млн. т. до 181,9 млн. т. На протяжении 2007-2009 гг. предложение ежегодно снижалось. Наибольший темп снижения объёма предложения относительно предыдущих лет наблюдался в кризисный 2009 г., когда он составил 14,5%. Начиная с 2010 г объём предложения чая в России начал увеличиваться.

Рост в 2010 и 2011 гг. составил 7,8% и 4,2% соответственно относительно предыдущих лет.

Внутреннее производство вносит максимальный вклад в предложение чая на российском рынке. По оценкам BusinesStat, в 2007-2011 гг. доля внутреннего производства чая составляла в среднем 61,3% от объёма предложения. Необходимо отметить, что собственного чая в России крайне мало: он выращивается только в Краснодарском крае. Более чем 95% потребляемого в России чая покупается на чайных аукционах по месту выращивания (в Шри-Ланке, Индии, Кении и др.) и импортируется в виде промышленного сырья. На российских предприятиях импортный чай обрабатывается и фасуется в мелкую упаковку для розничной торговли [15]

Рынок чая в России последние 7 лет  в целом сохраняет стабильность. В стране, где этот напиток пьет почти 100% населения, такой результат скорее хорош, чем плох, ведь он сигнализирует о явной приверженности продукту, не зависящей, по большому счету, даже от всеобщих экономических проблем. Среди качественных изменений – растущий спрос потребителей на пакетированный чай и возвращение интереса к премиальным продуктам.

Россия продолжает оставаться одним из лидеров потребления чая в мире.

По объемам потребления чая  Россия занимает четвертое место в мире после Индии, Китая и Турции - чай в стране потребляет около 98% населения [16].

По данным BusinesStat, потребителями чая являются 96% населения страны.

Стоимостный объем экспорта представлен в табл. 1

Таблица 1. Экспорт чая, РФ, 2007-2011 гг (млн долл; %)

Параметр

2007

2008

2009

2010

2011

Экспорт (млн долл)

60,19

76,29

62,96

71,34

69,30

Динамика экспорта (% к  предыдущему

году)

-

26,8

-17,5

13,3

-2,9


 

Показатель «Экспорт чая» получен  умножением веса «нетто» груза (тонн) на цену тонны груза (долл / т). Учитывается вес всех перевозимых через границу России грузов в течение года.

Единицы учета экспорта чая: все  предприятия, занимающиеся внешнеэкономической деятельностью в России.

Прогноз экспорта чая РФ представлен в табл. 2

Таблица 2. Прогноз экспорта чая, РФ, 2013-2016 гг. (млн долл.; %)

Параметр

2013

2014

2015

2016

Экспорт (млн долл)

77,74

83,28

89,76

97,7

Динамика экспорта (% к  предыдущему

году)

6,6

7,1

7,8

8,9


 

В таблице 3 приведен наибольший объем экспорта чая по странам мира за 2007-2011 гг.

Таблица 3. Экспорт чая по странам мира, РФ, 2007-2011 гг. (тыс. долл.)

Страна

2007

2008

2009

2010

2011

Абхазия

-

33,59

280,54

313,16

429,00

Азербайджан

5,28

62,23

34,35

302,17

405,13

Армения

165,51

157,82

153,15

325,35

248,14

Бельгия

-

-

-

-

584,07

Болгария

-

-

-

-

32,12

Венгрия

-

59,28

8,19

84,83

56,00

Германия

918,29

1139,45

1039,81

1245,12

1537,3

Греция

7,1

25,74

9,66

-

-

Грузия

144,96

481,92

209,51

237,29

669,04

Израиль

67,31

154,41

125,95

237,29

669,04

Испания

-

-

15,29

21,98

-

Казахстан

6810,00

7644,68

8807,04

22183,80

18801,6

Канада

3,35

11,49

27,35

132,28

64,84

Киргизия

263,83

447,65

466,61

966,52

1242,58

Латвия

706,64

499,8

864,93

1696,35

1956,76

Литва

182,21

101,32

261,7

277,1

297,21

Молдова

2026,28

2366,00

3141,73

4489,99

4886,99

Монголия

636,07

475,94

401,49

494,96

650,38

Польша

46,17

49,4

150,91

181,89

277,14

Румыния

-

14,8

50,4

217,74

177,77

Сингапур

-

-

-

10,61

159,9

США

122,05

79,48

115,13

166,16

180,93

Таджикистан

4,23

12,47

46,8

75,86

207,12

Туркмения

0,49

3,28

166,18

147,21

128,88

Украина

47077,97

61180,59

46170,42

36851,17

35308,13

Шри-Ланка

-

-

-

62,9

5,03

Эстония

955,8

1242,68

348,21

535,58

685,01

Все страны мира

60188,46

76293,35

62963,67

71330,49

69301,93


 

Объем российского чайного рынка  в 2011 году составил 1,5 млрд. долларов.

Эксперты, однако, предупреждают, что чайный рынок  в России практически насыщен. Спрос  на чай падает. Так, с 2006 по 2010 год  он снизился на 16-17%, ожидается, что снижение продлится и далее.

По мнению аналитиков компании BusinesStat, продажи чая в России в 2013-2015 гг. будут медленно снижаться в среднем на 2% в год, и в 2015 году объем продаж составит всего 117 тыс. тонн. Аналитики объясняют сокращение рядом причин. Первая и самая главная заключается в том, что рынок чая в России насыщен, и увеличение продаж за счет роста числа потребителей невозможно. Усугубляет ситуацию ежегодное снижение численности населения в стране, что тоже ведет к неизбежному сокращению количества потребителей чая. Другая причина - в росте популярности пакетированного чая: это ведет к более экономичному расходу чая потребителями [15]. На долю чая в пакетиках уже, по данным компании АС Nielsen, приходится 56,2% продаж в натуральном выражении и 69,8% в стоимостном.

Все это значит, что конкуренция на чайном рынке  обострится. "Чайной войны", конечно, не будет, но борьба за место на полках магазинов ожидается серьезная.

Рынок чая в  России является одним из самых консолидированных, если в начале 1990-х годов в чайном бизнесе работало примерно 800 компаний, то сегодня, по разным оценкам, от 50 до 70. Но контролируют российский рынок чая всего пять компаний - "Орими Трэйд", "Май", Unilever, Ahmad Tea Ltd и "Сапсан". Эта "большая пятерка" контролирует 80% рынка в натуральном выражении и 77% - в стоимостном. Остальные 20-25% рынка занимают средние и небольшие производители.

Рост спроса потребителей на премиальные продукты в стране становится все более заметным. Так, по данным AC Nielsen, их доля уже составляет до 30% в натуральном выражении  и до 48% - в денежном. Среди продвинутых молодых людей заметен интерес к фруктовым, травяным и экзотическим разновидностям чаев, которые позиционируются как полезные для здоровья. Именно фруктовые и травяные разновидности чая в ближайшие годы будут расти в наибольшей степени - на 10% в год. Пока распределение между черным и зеленым чаем у нас составляет 90 к 10%, но доля классического черного чая медленно снижается.

Почти все сырье  для производства чая поступает  из-за рубежа. Россия по импорту чая  стоит на первом месте в мире. Основными поставщиками чайного сырья в Россию являются Шри-Ланка (33% в 2011 году), Индия (25,2%), Китай (9,5%), Кения (9,4%), Вьетнам (8,7%), Индонезия (6,2%) и Азербайджан (2,2%). В структуре импорта 90% приходится на черный чай, 10% - на зеленый.

Розничные цены на чай во многом зависят от ситуации в странах-поставщиках сырья. Так, к примеру, из-за засухи в Кении и дождей в Шри-Ланке цены на чай в прошлом году возросли до максимума за 2,5 года (самый элитный сорт черного чая вырос в цене на 41%, до четырех долларов за кг). Связанное со вступлением нашей страны в ВТО снижение таможенных пошлин на импортный чай с нынешних 20 до 12,5% за четыре года однозначно приведет к увеличению поставок.

Информация о работе Оценка конкурентоспособности чая