Понятие розничных торговых сетей в Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 13:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - изучить состояние и перспективы развития розничных торговых сетей в Республики Беларусь.
Реализация этой цели обусловила решение следующих задач:
- изучить понятие и значение розничных торговых сетей;
- охарактеризовать развития розничных торговых сетей за рубежом;
- изучить отечественный опыт развития розничных торговых сетей;
- определить проблемы и тенденции развития розничных торговых сетей;

Вложенные файлы: 1 файл

ТЕКСТ.doc

— 178.00 Кб (Скачать файл)


ВВЕДЕНИЕ 

 

  Торговля является одной из важнейших сфер деятельности, в которой пересекаются интересы многих отраслей, предприятий и населения.

  Розничная торговля - это завершающая форма продажи товаров  конечному потребителю в небольших объемах через магазины, павильоны, лотки, палатки  и другие пункты сети розничной торговли. Розничные   торговые   предприятия   реализуют   товары непосредственно   населению,  то  есть  физическим  лицам,  применяя   свои, специфические способы и методы  розничной продажи,  окончательно  завершают обращение от изготовителя продукции.

Основным  звеном, завершающим процесс обращения, является розничная торговая сеть, составляющая основную (примерно 2/3) часть материально-технической базы розничной торговли.

Процессы хозяйственной деятельности, основанные на разделении и кооперации труда, в любой отрасли народного хозяйства, в том числе и в торговле, нуждаются в определенной организации.

 Главная цель развития  торговой отрасли состоит в  совершенствовании ее деятельности, обеспечении платежеспособного спроса различных категорий населения высококачественными товарами и услугами в широком ассортименте, активном продвижении отечественных товаров на внутренний рынок.

Торговое  обслуживание  населения  предполагает  наличие   специально устроенных  и  оборудованных  помещений,  приспособленных   для   наилучшего обслуживания покупателей, подбора и формирования  торгового  ассортимента  и возможности  его  оперативного  изменения  в  соответствии  с   изменившимся спросом  населения, постоянного изучения и  учета  потребительских  запросов покупателей,  умения  предложить  и  продать товар   каждому   конкретному человеку.

Процесс торговли, то  есть  процесс  купли-продажи  товаров  является функцией торгового  предприятия, которое осуществляет  свою  деятельность  на основе полного хозяйственного  расчета.  Розничные  торговые  предприятия  в условиях   функционирования   рыночной    экономики    представляют собой самостоятельное звено торговли и сферы услуг.

Торговая сеть обеспечивает возможность быстро, удобно, с минимальной затратой сил и временем приобретать нужные товары и услуги в условиях свободного выбора и широкого ассортимента,   недалеко от места работы и жилья в удобном и нужном количестве.

Тема курсовой работы является актуальной, так как правильная организация  розничных торговых сетей способствует  росту товарооборота и достаточно  полному удовлетворению  совокупного спроса   всех категорий населения республики, а, следовательно, получению наибольшей прибыли субъектами хозяйствования.   

Цель курсовой работы - изучить состояние и перспективы развития розничных торговых сетей в Республики Беларусь.

Реализация этой цели обусловила решение следующих задач:

- изучить понятие и значение розничных торговых сетей;

-  охарактеризовать развития розничных торговых сетей за рубежом;

- изучить отечественный опыт развития розничных торговых сетей;

- определить проблемы и тенденции развития розничных торговых сетей;

При написании   теоретических   разделов   работы   использовались статьи и литературные источники отечественных и зарубежных авторов С.Н. Виноградовой, В.Н. Платонова, О.В. Пигуновой. и др., а так же материалы статистических источников Республики Беларусь, интернет- ресурсы.

Курсовая работа состоит  из введения, четырех глав, заключения, списка использованной литературы. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ПОНЯТИЕ РОЗНИЧНЫХ ТОРГОВЫХ

СЕТЕЙ

 

Розничная торговля завершает  процесс товарного обращения, с ее помощью товары, произведенные в промышленности и сельском хозяйстве, доводятся до потребителей [5, с. 30].

Розничная торговая сеть представляет собой совокупность торговых предприятий и торговых единиц. Магазин, имеющие статус торгового предприятия, должны обеспечивать экономическими, организационными и правовыми признаками.   Они  наделены  основными и  оборотными средствами, состоят на хозяйственном расчете, имеют самостоятельный баланс, свою внутреннюю структур единое управление, пользуются правом юридического лица. Структурные подразделения торговых предприятий объединены экономически. Их деятельность регламентируется уставом или положением. Таким образом, к магазинам – торговым предприятиям могут быть отнесены только крупные магазины, их объединения.  

Переход к рыночным отношениям ведет к демонополизации розничных торговых предприятий розничной торговли и появлению предприятий различных форм собственности. В сфере торговли имеются наиболее благоприятные условия для развития частной собственности. Это приводит к появлению большого числа хозяйствующих субъектов торговли, имеющих право юридического лица. На смену монопольной системе государственной и кооперативной торговли медленно, но неизбежно приходит система свободного предпринимательства, основанная на самостоятельности и независимости хозяйствующих субъектов.

Розничная торговля осуществляется через торговые объекты (магазин, павильон, киоск, палатку, лоток, торговый автомат, автомагазин и иные объекты).

С учетом особенностей торгового  обслуживания населения розничная торговая сеть делится на стационарную, передвижную, посылочную.

Ведущая роль в обслуживании населения принадлежит стационарной сети, к которой относятся магазины и мелкорозничная сеть.

Через магазины реализуется основная часть товаров. Они имеют наибольший удельный вес в общем количестве розничной торговой сети. Такое положение обусловлено рядом преимуществ: в них концентрируется более широкий ассортимент товаров, расширяется возможность преставления дополнительных услуг, внедрения современной технологии и механизации торговых процессов, улучшения условий труда, повышения культуры обслуживания населения.

К мелкорозничной торговой сети относятся павильоны, палатки, киоски, а также торговые автоматы. В отличие от магазинов они не имеют торговых залов и сооружены из легких конструкций. Мелкорозничная торговая обладает большой гибкостью, возможностью быстрого развертывания и максимального приближения к населению, не требует больших затрат при сооружении и эксплуатации. Она дополняет сеть магазинов в период сезонной торговли овощами, фруктами, цветами, напитками, состоятельная сеть павильоны, пала-тки, киоски, ларьки и используются для торговли табачными, кондитерским изделиями, книжной, журнальной продукцией, газетами, мороженым.

Недостатками мелкорозничной торговой сети являются узость ассортимента, отсутствие удобств для покупателей при выборе товара, сложность в создании надлежащих условий для хранения товаров и для торгового персонала. Разновидностью мелкорозничной торговой сети являются торговые автоматы. Торговые автоматы могут быть использованы для продажи штучных, фасованных товаров, жидких продуктов, напитков в местах скопления людей: в школах, в местах отдыха, на предприятиях, крупных фермах, на территориях рынков, центральных улицах и площадях городов и поселков.

Передвижная торговая сеть имеет важное значение при обслуживании сельских тружеников. Она подразделяется на развозную (автомагазины, судолавки) и разносную. Используется она для обслуживания малых сел и деревень, не имеющих стационарной торговой сети.

Автомагазины используются для торгового обслуживания населенных пунктов, не имеющих стационарной торговой сети; работников в местах проведения сельскохозяйственных работ во время посевных, уборочных; на фермах и отгонных пастбищах; в местах заготовок; осуществляют торговое обслуживание массовых мероприятий (ярмарок, базаров, выставок-продаж, мест массового отдыха населения и т.д.).

Для обслуживания рыбаков  во время путины, экспедиций, речников используют судолавки, небольшие суда, приспособленные для торговли. Их ассортимент состоит из продовольственных и непродовольственных товаров первой необходимости. Могут быть предложены и необходимые виды услуг.

Для продажи кондитерских, табачных изделий, мороженого, книг, газет и других товаров применяется разносная торговля.

Розничная   посылочная   торговля   осуществляется предприятиями-изготовителями, оптовыми базами, оптово-торговыми фирмами через почту. Это удобная для населения форма продажи товаров, и в перспективе она до на получить широкое развитие. Выбор товаров при такой форме их продажи осуществляется по специальным логам, выполняющим рекламную роль и имеющим необходимую   информацию.   Удовлетворение   индивидуального заказа населения должно осуществляться в достаточно короткие сроки, точно в соответствии с требованиями заказчика, наложенным платежом.

Все рассмотренные виды торговой сети должны применяться в комплексе. Они дополняют друг друга, позволяют повысить уровень торгового обслуживания, учитывать условия труда и быта сельского населения.

Основными показателями, характеризующими розничную сеть, являются:

- фактическая обеспеченность населения торговой площадью в квадратных метрах на 1000 жителей;

- плотность розничной торговой сети (количество магазинов на 100 км  территории);

- уровень специализации;

- средний размер магазина (по площади, по товарообороту);

- пропускная способность магазинов;

- радиус обслуживания.

Ниже приведены формы  торговли и их общая характеристика (табл. 1.1) [4, с.309]

 

Таблица 1.1. - Формы торговли и их общая характеристика [4, с.309]

 

Оптовая, розничная торговля

Комиссионная торговля

Основание — договор  комиссии

Торговля на конкурсах

Оптовая торговля

 

Заключаются договоры на торгах с субъектом, предложивши лучшие условия

Торговля на аукционах

Оптовая, розничная торговля

 

Товары реализуются на торгах субъекту, предложившему наивысшую цену

Торговля по образцам

Оптовая, розничная торговля

 

Выбор товаров по образцам, описаниям, которые имеются в каталогах, проспектах, рекламе, буклетах и т.д.

Торговля с использованием автоматов

Розничная торговля

 

Использование торговых автоматов

Выездная торговля

Оптовая, розничная торговля

 

В установленных местах, на определенной территории, вне постоянного  расположения торгового объекта

Посылочная торговля

Оптовая, розничная торговля

 

Доставка товаров осуществляется с использованием   посылок,   бандеролей,   других почтовых отправлений

 

Выбор товаров по каталогам

 

Оптовая, розничная торговля

Биржевая торговля

Договоры купли-продажи  заключаются на биржевых торгах

Электронная торговля

Оптовая, розничная торговля

 

Заказ, покупка, продажа  товаров с использованием информационных сетей

Торговля на рынке

Оптовая, розничная торговля

 

Сельскохозяйственной  продукцией, дикорастущими плодами, ягодами, иными продовольственными и непродовольственными товарами и животными

Иные формы торговли, не запрещенные законодательством

 

  1. РАЗВИТИЕ РОЗНИЧНЫХ ТОРГОВЫХ СИТЕЙ ЗА РУБЕЖОМ

 

Одной из наиболее существенных тенденций в развитии торговой сети за рубежом является усиление процесса концентрации капитала в розничной торговле. Процесс концентрации капитала проявляется главным образом в систематическом сокращении численности магазинов. Наиболее интенсивно этот процесс идет в США, ФРГ, где наблюдается непрерывное вытеснение мелких магазинов крупными. Только в 1999 г. количество магазинов в США, например, сократилось на 1500 единиц.

Другой характерной  особенностью концентрации капитала в  розничной торговле является укрупнение размеров предприятий, что проявляется в быстром росте числа торговых центров. В США, например, насчитывается до 30 тыс. торговых центров. Причина растущей популярности торговых центров в том, что они объединяют мелкие и крупные торговые предприятия, а также предприятия сферы услуг и общественного питания.

В зарубежной практике торговые центры могут быть подразделены на три типа:

- мелкие, или местные, рассчитанные на обслуживание до 40 тыс. человек, проживающих в радиусе до 10 мин ходьбы. Они включают 10-15 магазинов с торговой площадью 5-7 тыс. м2;

- средние, или общинные, обслуживающие районы с населением 40-100 тыс. человек, проживающих в радиусе 10 мин езды на автомобиле и включающие 30-40 магазинов с торговой площадью 15-30 тыс. м2;

- крупные, или региональные, рассчитанные на обслуживание более 250 тыс. человек, имеющие как минимум 50 магазинов, расположенных в радиусе 30 мин езды на автомобиле.

Примером развития торговых центров может служить один из крупнейших в мире торговых центров  в Эдмонте (Канада), занимающий около 50 га, имеющий автостоянку почти на 15 тыс. автомобилей, включающий 828 магазинов площадью 280 тыс. м-, с количеством работающих 15 тыс. человек и рассчитанный на ежегодное посещение 8 млн человек.

Важное место в развитии розничной торговой сети занимает типизация  и специализация предприятий. Наиболее распространенными типами магазинов (особенно за рубежом) являются супереты, супермаркеты, суперсторы, универмаги, специализированные магазины различного товарного профиля.

Супереты - это магазины самообслуживания с небольшой торговой площадью (120-400 м2) и преимущественно (90-95 %) продовольственным ассортиментом товаров.

Супермаркеты – это магазины самообслуживания с торговой площадью 400-2500 м2, торгующие всеми продовольственными товарами и широким ассортиментом непродовольственных товаров повседневного спроса, на долю которых приходится 7-12 % товарооборота магазина. В странах Запада через эти магазины в настоящее время реализуется 50-80 % продовольственных товаров.

Информация о работе Понятие розничных торговых сетей в Республики Беларусь