Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 15:42, дипломная работа
Целью работы является выявление особенностей взимания НДС с налогоплательщиков страны-участницы ТС при перемещении ими товаров между государствами-членами ТС и перемещении товаров через границу ТС.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
.Проанализировать правовое регулирование налогообложения НДС в ТС. Выявить взаимосвязи и взаимодействие российского законодательства с нормами и институтами права ТС в части взимания НДС.
Введение
.Таможенный союз: этапы, структура и правовое администрирование
.1 Этапы формирования и структура таможенного союза
.2 Администрирование НДС в таможенном союзе
.Правоотношения, возникающие при взимании НДС при перемещении товаров через таможенную границу таможенного союза
.1 Возникновение и прекращение обязанности по уплате НДС на границах таможенного союза
.2 Порядок взимания НДС при импорте и экспорте товаров в РФ из третьих стран
.Особенности взимания НДС в системах национальных налоговых законодательств государств - членов таможенного союза
.1 Правовое регулирование взимания НДС в Российской Федерации
.2 Правовое регулирование взимания НДС в Республике Казахстан
.3 Правовое регулирование взимания НДС в Республике Беларусь
Заключение
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
на тему: «Порядок взимания НДС в таможенном союзе»
Содержание
Введение
.Таможенный союз: этапы, структура и правовое администрирование
.1 Этапы формирования и структура таможенного союза
.2 Администрирование НДС в таможенном союзе
.Правоотношения, возникающие
при взимании НДС при
.1 Возникновение и прекращение обязанности по уплате НДС на границах таможенного союза
.2 Порядок взимания НДС
при импорте и экспорте
.Особенности взимания
НДС в системах национальных
налоговых законодательств
.1 Правовое регулирование взимания НДС в Российской Федерации
.2 Правовое регулирование взимания НДС в Республике Казахстан
.3 Правовое регулирование взимания НДС в Республике Беларусь
Заключение
Список используемой литературы
ВВЕДЕНИЕ
Обеспечение устойчивого социально-экономического развития российского общества базируется в том числе на межнациональных связях в рамках интеграции рациональных объединений на постсоветском пространстве, включая ЕврАзЭС, что создало предпосылки для формирования таможенного союза (ТС) - единой таможенной территории Российской Федерации (РФ), Республики Беларусь и Республики Казахстан.
Создание ТС, в свою очередь обусловило появление нового нормативно-правового регулирования экономических отношений на межгосударственном пространстве, введение новых механизмов взаимодействия систем стран - участниц ТС в значительной мере таможенных и налоговых. Разработка и реализация нормативных документов создали особые благоприятные условия при перемещении товаров между этими государствами, создана также система обеспечивающая функционирование единого законодательства ТС. Таким образом, появилась еще одна сфера таможенно-налоговых правовых отношений, регулирующая отношения между странами-участницами ТС и создающая основу формирования Единого экономического пространства (ЕЭП) с 2012 года.
Среди них важнейшим элементом действия являются совокупность правовых норм, регулирующих порядок взимания таможенных пошлин и налогов включая отношения, возникающие у налогоплательщиков НДС государств-членов ТС при перемещении товаров чрез границы. Они разделились на отношения при перемещении товаров внутри страны, перемещения товаров в страны ТС и отношения возникающие при перемещении товаров через таможенную границу ТС в третьи страны. Выявление и анализ особенностей взимания НДС, возникающие в последних двух означенных отношениях является приоритетным в данной работе. При администрировании НДС значимым звеном системы является система информационно-налогового обмена, а также круг вопросов, определяющих актуальность и тематику данной работы, структурно-содержательная составляющая распределения и зачета взимаемых платежей и налогов в ТС.
Целью работы является выявление особенностей взимания НДС с налогоплательщиков страны-участницы ТС при перемещении ими товаров между государствами-членами ТС и перемещении товаров через границу ТС.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
.Проанализировать правовое регулирование налогообложения НДС в ТС. Выявить взаимосвязи и взаимодействие российского законодательства с нормами и институтами права ТС в части взимания НДС.
.Исследовать специфику
определения порядка взимания
НДС в ТС при перемещении
товаров между странами-
.Проанализировать особенности
формирования нормативно-
.Выявить сходства и
различия в части налогового
нормативно-правового
Структура работы включает в себя введение, три главы, заключение, список литературы.
Теоретико-методологическую основу данной работы составляют законодательные акты таможенного законодательства таможенного союза, законодательства РФ, налоговое законодательство стран-участниц ТС, а также статистические, аналитические, информационные материалы официальных органов, министерств и ведомств.
ГЛАВА 1. ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ: ЭТАПЫ, СТРУКТУРА И ПРАВОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ
.1 ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ И СТРУКТУРА ТС
Основываясь на Договоре об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 года в целях обеспечения свободного перемещения товаров во взаимной торговле, а также экономической интеграции сторон Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация заключили 6 октября 2007 года Договор о создании единой таможенной территории и формировании ТС. Документом определено, что «таможенный союз - форма торгово-экономической интеграции, предусматривающая единую таможенную территорию в пределах которой во взаимной торговле товарами, происходящей с единой таможенной территории, а также происходящими из третьих стран и выпущенными в свободное обращение на этой таможенной территории, не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных мер. При этом стороны договора применяют единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли со странами, не являющимися участниками договора».
1 июля 2010 года введен в
действие Таможенный кодекс
Основные черты характеризующие ТС как объединение являются:
единая таможенная территория и Единый таможенный тариф (ЕТТ ТС);
применение единых мер нетарифного регулирования (лицензирование, квотирование) во взаимной торговле;
реализуется система мер, направленная на упрощение и последующую отмену таможенного контроля на внутренних таможенных границах;
используются унифицированные механизмы регулирования экономики и торговли, базирующиеся на универсальных рыночных принципах хозяйствования и гармонизированном экономическом законодательстве;
сформированы единые органы управления и таможенная политика.
Экономический суммарный интеграционный эффект от создания ТС измеряемый дополнительным производством валового внутреннего продукта по весьма значительным расчетам ученых Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, к 2015 году составит примерно 400 млрд. долл. США. Государства-участники ТС за счет интеграционного фактора получат дополнительно около 15% прироста ВВП к 2015 году. Речь идет о возможностях повышения в среднесрочной перспективе темпов экономического роста в 1,5-2 раза за счет восстановления кооперационных связей и общего экономического пространства. График суммарного внешнеторгового оборота государств - членов ТС за период 2007 - 2011 гг.
Важность участия Республики Беларусь в ТС отметил Президент Республики Беларусь А. Лукашенко в своем ежегодном Послании: «Мы должны сохранить и укрепить те достижения и наработки, которых добились как в рамках самого продвинутого интеграционного объединения на постсоветском пространстве - Союзного государства, так и в рамках ТС Беларуси, России и Казахстана. Среди ярчайших примеров успешного белорусско-российского взаимодействия - обеспечение равных прав и создание единой системы социальных гарантий гражданам двух стран. Геополитическое положение Беларуси обусловливает необходимость ее вовлечения в интеграционные процессы. Этим вызвано участие нашей страны в Таможенном союзе Беларуси, Казахстана и России, а в недалеком будущем - в Едином экономическом пространстве. По сути, мы создаем условия для свободного движения услуг, капитала, рабочей силы. В рамках ТС уже устранены многие барьеры во взаимной торговле».
Положительную динамику общих итогов торговли стран ТС видно из представленных таможенной статистикой данных об общих итогах торговли ТС как со всеми странами, так и со странами дальнего зарубежья.
Очевидно, что формирование единой таможенной территории создает условия для восстановления научно-технического и производственного потенциалов предприятий, выпускающих продукцию с высокой добавленной стоимостью. Снижение издержек производственной кооперации благодаря устранению таможенных, торговых и технических барьеров повышает конкурентоспособность и способствует экономическому росту государств-участников. При этом нельзя не указать на проблемы, с которыми столкнутся предприятия и государства-члены ТС, очевидно, что вместе с формированием общего рынка трех государств в некоторых отраслях возрастет конкуренция. Согласно имеющимся договоренностям, все поступления от взимания импортных пошлин будут распределяться по согласованному макроэкономическому критерию вне зависимости от страны назначения товара, экспортные пошлины - по стране происхождения. Таким образом, доходы российского бюджета могут уменьшиться, во-первых, вследствие отмены экспортных пошлин на нефть и ряд других товаров. Во-вторых, вследствие снижения ставок импортного тарифа, которое произошло в результате согласования Единого таможенного тарифа ТС. В-третьих, возможно снижение доходов по НДС в случае перераспределения импортных потоков на единую таможенную территорию через Казахстан, в котором ставка НДС ниже чем в России и составляет 13%, в РФ ставка НДС - 18%. Вместе с тем, в отношении перераспределения импортных потоков во взаимной торговле сохраняется взимание НДС согласно нормам национальных законодательств. По некоторым оценкам краткосрочная потеря части поступлений по экспортным пошлинам будет компенсирована за счет расширения налогооблагаемой базы благодаря росту экономической активности вследствие углубления интеграции.
Современные условия валантильности геополитического и геоэкономического пространства обусловили необходимость поиска путей, которые обеспечивали стабилизацию как глобальной экономики в целом, так и национальных хозяйств, а также отдельных предприятий. Несомненной динамикой этого процесса явилось формирование в рамках ЕврАзЭС образование ТС России Казахстана и Беларуси. Его функционирование не только минимизирует последствия начавшегося недавно экономического кризиса, но и консолидирует взаимные усилия стран в посткризисном восстановлении национальных экономик.
Что касается этапов формирования ТС, то необходимо отметить следующее: как уже было отмечено, созданию таможенного союза предшествовало создание ЕврАзЭС на базе которого он и сформирован. ТК ТС устанавливает функционирование единого постоянно действующего органа, которому государства-члены ТС делегировали свои функции в части проведения внешнеторговой политики - Комиссии ТС. Структура евразийского экономического сообщества и структура секретариата комиссии ТС на 2011 год представлена в Приложении 4. Комиссии ТС переданы следующие функции:
. ведение Единого таможенного тарифа;
. решение вопросов
. установление порядка
применения единых мер
. формирование и ведение
единого перечня товаров, к которым
применяются запреты или
. ведение статистики ТС;
. формирование и реализация
порядка предоставления
Система комиссии ТС, являясь постоянно действующим органом, не прекращает свою работу по усовершенствованию регулирования всех сфер в ТС. Так в перспективе развития с 2013 года вместо трех тарифов: экспортного, импортного и внутригосударственного будет применяться один унифицированный. По транзиту, с 1 января 2013 года между странами ЕЭП не будет транзитного тарифа, и, следовательно, будет применяться унифицированный тариф каждого государства. По исключительным тарифам - с 1 января 2013 года стороны могут устанавливать исключительные тарифы только по согласованию с Комиссией ТС. При этом стороны разрабатывают данные правила до 1 июля 2012 года.
Характеризуя Законодательство ТС, следует отметить, что оно формировалось исходя из общепринятых норм международного права, в том числе в соответствии с нормами Всемирных торговой и таможенной организаций. Разработка законодательства строилась в соответствии с нормами Венской конвенции о праве международных договоров купли-продажи. Также необходимо было разработать нормы таможенного регулирования, которые бы однозначно толковались, носили характер прямого действия и соответствовали мировым стандартам. Кроме того, необходимо было урегулировать взаимодействие систем и законодательств разных стран входящих в ТС, посредством гармонизации. Для сближения национальных экономик 26 февраля 1999 года была разработана и принята Программа гармонизации национальных законодательных и иных нормативных правовых актов государств - участников Договора о ТС и Едином экономическом пространстве, которая представляет собой системы взаимосогласованных государствами-участниками взглядов на общие цели и приоритеты формирования правовой основы ТС, пути, мероприятия, механизм и этапы их практического осуществления.
Необходимо сказать, что Программа гармонизации предусматривает добровольность и самостоятельность государств в определении направлений и глубины участия в процессах сближения, унификации национальных законодательств. Целью гармонизации является установление единообразного порядка регулирования правоотношений на основе принципов: согласованности правового регулирования, синхронности принятия актов, последовательности этапов гармонизации по юридической значимости, приоритетности общепринятых принципов международного права над национальным законодательством. Среди основных аспектов, подлежащих гармонизации, в документе выделен аспект регулирования систем налогообложения и общие принципы ценообразования в правоотношениях. Системы взимания косвенных налогов подлежат гармонизации в большей степени, так как они оказывают наибольшее влияние на ценообразование и составляют наибольший удельный вес в объеме налоговых поступлений всех государств - участников ТС. Основным направлением гармонизации является исключение двойного налогообложения при переходе на взимание по принципу «страны назначения».
.2 АДМИНИСТРИРОВАНИЕ НДС В ТАМОЖЕННОМ СОЮЗЕ
К правовой основе регулирования основных доходов косвенного налогообложения во взаимной торговле в ТС следует отнести, прежде всего, Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в ТС от 25.01.2008 (Соглашение) и принятые к нему межправительственные протоколы:
- Протокол о порядке
взимания косвенных налогов и
механизме контроля за их
Протокол о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в ТС от 11.12.2009 (Протокол 2).
Указанные Протоколы направлены на улучшение качества налогового администрирования и предусматривают унификацию перечня документов, порядка и сроков возврата НДС по экспортным операциям, а также организацию информационного обмена между налоговыми органами.
Организация информационного обмена играет важную роль в функционировании системы, регулирующей торговые отношения в ТС. Сама информация в налоговых органах формируется путем группировки данных в форме реестров заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, налоговых льготах.
Исчисление налогов по принципу страны назначения без участия таможенных органов производятся уже довольно давно, с 2005 года. Механизм отработан, действует четко. Не только специалисты центральных аппаратов, работники региональных налоговых служб наших стран напрямую общаются, переписываются, обмениваются информацией в электронном виде. Технически такое сотрудничество налажено и с коллегами из Казахстана. Пробные обмены электронной информацией осуществлялись еще до июня 2010 года.