Проблема развития здравоохранения в условиях вступления России в ВТО
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 09:17, курсовая работа
Краткое описание
Цель курсовой работы –выявить последствия перехода России на условия ВТО в сфере здравоохранения. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи: - Изучить структуру и объем фармацевтического рынка в РФ; - Проанализировать импорта/экспорта лекарственных средств в России; - Определить направления развития России после вступления в ВТО и последствия для сферы медицины.
Содержание
Введение Глава 1. ВТО и ее роль в мировой экономике 1.1 ВТО и экономические реформы 1.2Анализ ограничений, возникающих после присоединения к ВТО 1.3Анализ последствий присоединения РФ к ВТО Глава 2. Медицина и фармацевтический рынок 2.1 Структура и объем фармацевтического рынка в России 2.2 Импорт лекарственных средств на территорию РФ 2.3 Экспорт фармацевтических средств 2.4 Медицинская промышленность и ВТО Глава 3. Влияние вступления РФ в ВТО на перспективы развития рынка фармацевтических товаров 3.1 Направления и меры, совершенные внешнеторговой политикой РФ 3.2 Программа развития и поддержки медицины и фармацевтической промышленности 3.3 Перспективы России как полноправного члена ВТО Заключение Список литературы
Министерство образования и науки Российской
Федерации
Федеральное государственное автономное
образовательное учреждение высшего профессионального
образования
«Уральский федеральный университет
имени первого Президента
России Б.Н. Ельцина»
Высшая школа экономики и менеджмента
Департамент экономики
Кафедра международной экономики
Оценка работы _______________
Члены
комиссии: _____________
_____________________________
«____»
_______________2015г.
Проблема
развития здравоохранения в условиях
вступления России в ВТО.
Курсовая работа
Студента
4 курса
Белобородовой
Я.В.
Допустить к защите:
__________________
Научный руководитель:
К.э.н.,
доцент,
Разлетовская
Е.В.
Екатеринбург
2014
год
Оглавление
Введение
2
Глава 1. ВТО и ее роль в мировой экономике
1.1 ВТО и экономические реформы
1.2 Анализ ограничений, возникающих
после присоединения к ВТО
1.3 Анализ последствий присоединения
РФ к ВТО
3
3
5
9
Глава 2. Медицина и фармацевтический
рынок
2.1 Структура
и объем фармацевтического рынка в России
2.2 Импорт лекарственных
средств на территорию РФ
2.3 Экспорт фармацевтических
средств
2.4 Медицинская промышленность и ВТО
18
33
42
44
Глава 3. Влияние вступления РФ в ВТО на перспективы
развития рынка фармацевтических товаров
3.1 Направления и меры,
совершенные внешнеторговой политикой
РФ
3.2 Программа развития и поддержки
медицины и фармацевтической промышленности
3.3 Перспективы России
как полноправного члена ВТО
53
53
55
57
Заключение
59
Список литературы
61
Введение
Россия, заявив о своем стремлении
к интеграции в мировое экономическое
сообщество, последовательно проводит
реформирование национальной экономики,
формирует инфраструктуру и условия для
развития рыночных отношений.
Присоединение к Всемирной
торговой организации (ВТО) для России
- это не технический этап внешнеторгового
сотрудничества, а этап национального
выбора стратегии развития для страны
и общества.
Уже сегодня Российская экономика
открыта для международной торговли. За
счет импорта формируется более 50% розничной
торговли. Уровень тарифной защиты промышленности
за последние десять лет сократился почти
в 2 раза.
Присоединение России к ВТО,
в целом, отвечает долгосрочным интересам
экономического и социального развития
страны, является неотъемлемой частью
курса на интеграцию России в Мировую
экономическую систему и более эффективное
использование всех преимуществ международного
разделения труда.
Именно поэтому оценка последствий
вступления России в ВТО особенно актуальна
и имеет огромное значение. Предметом
данной работы являются вопросы перехода
экономики России на условия ВТО, объектом
исследования- вопросы здравоохранения.
Цель курсовой работы – выявить
последствия перехода России на условия
ВТО в сфере здравоохранения.
Для достижения данной цели
были поставлены следующие задачи:
- Изучить структуру и объем
фармацевтического рынка в РФ;
- Проанализировать импорта/экспорта
лекарственных средств в России;
- Определить направления развития
России после вступления в ВТО и последствия
для сферы медицины.
Теоретической основой выполнения
работы послужили работы отечественных
авторов, научные доклады и постановления
Правительства.
Глава 1. ВТО и ее роль
в мировой экономике
1.1 ВТО и экономические
реформы
ВТО призвана регулировать
торгово-политические отношения участников
Организации на основе пакета Соглашений
Уругвайского раунда многосторонних торговых
переговоров (1986-1994 гг.) и эти документы
являются правовым базисом современной
международной торговли.
Соглашение об учреждении ВТО
предусматривает создание постоянно действующего
форума стран-членов для урегулирования
проблем, оказывающих влияние на их многосторонние
торговые отношения, и контроля за реализацией
соглашений и договоренностей Уругвайского
раунда. ВТО функционирует во многом так
же, как и ГАТТ, но при этом осуществляет
контроль за более широким спектром торговых
соглашений (включая торговлю услугами
и вопросы торговых аспектов прав интеллектуальной
собственности) и имеет гораздо большие
полномочия в связи с совершенствованием
процедур принятия решений и их выполнения
членами организации. Неотъемлемой частью
ВТО является уникальный механизм разрешения
торговых споров.
Главной задачей этой влиятельной
международной экономической организации
является либерализация мировой торговли
[3].
Рассмотрим общие преимущества
от членства в ВТО для России:
- Укрепление международной
стабильности.
- Повышение эффективности внешнеэкономической
деятельности.
- Защита от лоббирования и коррупции.
- Новые технологии и
лучшая защита интеллектуальной
собственности.
- Выгоды для производителей.
- Выгоды для потребителей.
- Рост занятости.
Таблица 1.Основные направления
деятельности ВТО
Основные направления деятельности
ВТО:
1. Контроль за принятием и применением
многосторонних торговых соглашений,
составляющих правовую основу ВТО;
2. Выполнение роли форума для
проведения многосторонних торговых переговоров;
3. Урегулирование торговых
споров между странами-членами;
4. Наблюдение за торговой политикой
стран-членов;
5. Сбор, изучение и предоставление
информации по вопросам развития и использования
механизмов международной торговли и
торговой политики.
Источник: на основе логического
размышления и представленной выше информации.
Практически всякое государство,
претендующее на создание современной,
эффективной экономики и равноправное
участие в мировой торговле, стремится
стать членом ВТО. Россия в этом смысле
не является исключением.
Конкретными преобразованиями
после вступления России в ВТО можно считать
следующие:
Получение лучших в сравнении
с существующими и недискриминационных
условий для доступа российской продукции
на иностранные рынки;
Доступ к международному механизму
разрешения торговых споров;
Создание более благоприятного
климата для иностранных инвестиций в
результате приведения законодательной
системы в соответствие с нормами ВТО;
Расширение возможностей для
российских инвесторов в странах-членах
ВТО, в частности, в банковской сфере;
Создание условий для повышения
качества и конкурентоспособности отечественной
продукции в результате увеличения потока
иностранных товаров, услуг и инвестиций
на российский рынок;
Участие в выработке правил
международной торговли с учетом своих
национальных интересов;
Улучшение имиджа России в мире
как полноправного участника международной
торговли.
1.2 Анализ ограничений,
возникающих после присоединения к ВТО
Главным последствием вступления
РФ в ВТО для экономики России стало не
столько снижение пошлин, сколько установление
формальных ограничений для экономической
политики всех будущих правительств России.
С какими переменами столкнулись
отечественные предприятия уже в ближайшее
время, что делать, какие у них перспективы
на международных рынках производственной
кооперации, какие новые факторы будут
влиять на развитие отечественной экономики,
какие появятся новые проблемы и возможности,
кто больше выиграет от вступления в ВТО.
Неверно мнение, что, вступив
в ВТО, мы лишаемся возможности защищать
свой рынок. Это допускается и российским
законодательством, и правилами ВТО.
Члены ВТО для защиты своих
рынков умело используют такие легальные
в рамках организации барьеры, как ответные
меры на субсидированный импорт (в виде
компенсационных пошлин) и защитные меры
(если импорт угрожающе повышается). Так,
антидемпинговые меры в последние годы
выросли по сравнению с 90-ми годами почти
на треть, по сравнению с 80-ми - более, чем
в 2 раза.
Запреты, возникающие после
вступления России в ВТО:
автономно повышать импортные
таможенные тарифы выше уровня, согласованного
с членами ВТО;
дискриминировать импортные
товары на всех стадиях транспортировки
и продажи;
применять количественные ограничения,
за исключением случаев применения специальных
защитных мер;
применять максимальные или
минимальные обязательные цены (энергетические
товары);
ограничивать транзит и доступ
к транзитным сетям;
увязывать импорт (товаров,
капиталов, услуг) с обязательством экспорта
(энергетический сектор);
включать в инвестиционные
и иные соглашения обязательства инвестора
приобретать товары на внутреннем рынке;
применять экспортные субсидии
в любых формах;
применять меры, ограничивающие
торговлю, без их заблаговременного опубликования;
предоставлять привилегии государственным
предприятиям или монополиям, вовлеченным
в торговлю;
ограничивать текущие платежи
по внешнеторговым сделкам;
дискриминировать товары и
услуги и их поставщиков одних стран по
сравнению с товарами и услугами и их поставщиков
других стран по любым признакам (за исключением
товаров, поставляемых в рамках соглашений
о свободной торговле и таможенном союзе);
ухудшать условия доступа на
рынок и деятельность на рынке услуг по
сравнению с параметрами, установленными
соглашениями;
лицензировать или иным образом
ограничивать деятельность поставщика
услуги, если это выходит за рамки цели
обеспечить компетентность поставщика
и качество самой услуги;
Необходимо обратить внимание
на то, что если в субъектах федерации
имеются отличные от федеральных меры
регулирования (что в ВТО не приветствуется),
то они должны фиксироваться в перечне
специфических обязательств страны.
Уточним средства, которыми
будет располагать Россия для защиты отечественных
производителей после принятия ее в ВТО.
Таблица 2.Средства защиты отечественных
производителей
Статья/соглашение
Содержание
VI ГАТТ 1994
антидемпинговые пошлины
VI ГАТТ 1994
компенсационные пошлины
XII ГАТТ 1994
ограничения в целях обеспечения
платежного баланса
XIX, XX, XXI ГАТТ 1994 [20]
другие защитные меры
Источник: на основе логического
размышления и представленной выше информации.
Правила ВТО предоставляют
возможность получения компенсаций за
ущерб, нанесенный в результате расширения
таможенных союзов (например, при ухудшении
условий доступа на рынки стран Прибалтики
и Восточной Европы после принятия их
в ЕС).
Нужно предвидеть те последствия,
которые наступят в результате вступления
России в ВТО. Так, нашей медицинской промышленности
будет трудно конкурировать с потоком
продукции из Китая. Но торговую войну
Китаю по товарам широкого потребления
проиграл весь мир. Отечественные предприятия
этой отрасли уже давно работают не просто
в условиях абсолютно свободного рынка,
а по сути в условиях протекционизма по
отношению к импортерам, и в то же время
российские поставки на рынки США и ЕС
строго квотированы. Этой отрасли пойдет
на пользу вступление РФ в ВТО, поскольку
появится возможность в соответствии
с правилами ВТО отстаивать интересы наших
производителей в стране и за рубежом.
Требуется предоставить равные условия
работы на российском рынке отечественным
предпринимателям и импортерам.
Многие ограничения ВТО, которые
весьма жестки по отношению к политике
правительства и по отношению к бюджету,
можно обойти мерами денежно-кредитной
политики. Российские товаропроизводители,
бизнесмены говорят о неравных условиях
доступа к кредитам. Те процентные ставки
и те возможности получения кредита, которые
есть у отечественных предприятий, ни
в какое сравнение не идут с теми, которые
есть в Европе, Америке, Японии или даже
в Китае.
Поэтому активизация денежно-кредитной
политики, ее переориентация на организацию
реального кредита отечественным предприятиям
может во многом компенсировать и даже
существенно продвинуть государственную
поддержку экономического роста за счет
организации российского национального
кредита, который вообще никак не подпадает
под ограничения ВТО.