Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 19:16, курсовая работа
Целью исследования является анализ показателей производительности и эффективности труда, освоение методов планирования производительности труда.
Задачи исследования:
изучить понятия производительности и эффективности труда и их особенности в торговле;
проанализировать показатели производительности и эффективности труда объекта исследования;
Введение 3
1 Сущность производительности труда
1.1 Показатели эффективности использования человеческих ресурсов 5
1.2 Производительность труда работников и определяющие ее факторы 7
2 Анализ производительности труда торговых работников на примере магазина «Продукты» 17
2.1 Краткая характеристика предприятия 17
2.2 Анализ показателя производительности труда 19
2.3 Оценка эффективности труда 20
3 Планирование производительности труда 26
Заключение 35
Список использованных источников
Содержание
Введение
1 Сущность производительности труда
2 Анализ производительности
труда торговых работников на
примере магазина «Продукты»
2.1 Краткая характеристика
предприятия
2.2 Анализ показателя
производительности труда
2.3 Оценка эффективности
труда
3 Планирование
Заключение
Список использованных
источников
Введение
Важнейшая цель современного этапа развития торговли — создание благоприятных условий для эффективной деятельности торговых предприятий. Достижение этой цели предполагает, с одной стороны, совершенствование законодательной, финансовой, налоговой среды, в которой функционируют торговые предприятия, а с другой — требует серьезного улучшения работы самих предприятий в условиях рыночных отношений.
Максимальное
использование рыночных и финансовых
механизмов, при которых самостоятельность
предприятий в осуществлении
торгово-производственного проц
Суть этого вида деятельности составляют товарно-денежные отношения и товарообменные операции.
Мелкие торговые предприятия наилучшим образом приспособлены к удовлетворению тех потребностей, которые не могут в полном объеме обеспечить крупные и средние. Для них характерны простота в организации товародвижения и учета, работа на местный рынок, высокая гибкость, вплоть до полной смены вида деятельности, профиля, ассортимента товаров, более экономное использование ресурсов, низкие управленческие расходы, повышенная скорость оборота капитала, заинтересованность каждого работника в конечных результатах труда и другие факторы, обеспечивающие конкурентоспособность. Но именно небольшие предприятия в максимальной степени не защищены от внешних, не зависящих от них факторов. Им труднее получить кредит, наладить рекламу; больше средств требуется на изучение рынка, получение необходимой коммерческой и научно-технической информации; невозможно проводить независимую ценовую политику.
Особенности торгово-технического процесса, связанного с обслуживанием потребителей, а также сложность и многообразие видов трудовой деятельности торговых работников не позволяют с помощью одного универсального показателя охарактеризовать трудовой потенциал предприятия в полной мере. Объективная оценка использования трудовых ресурсов возможна только на основе системы показателей, в совокупности отражающих специфику трудовой деятельности работников торгового предприятия. Такая система наряду с количественными параметрами трудовых показателей включает и качественные критерии, характеризующие эффективность использования трудовых ресурсов.
Производительность труда выступает в качестве главного качественного показателя использования трудовых ресурсов.
Объектом исследования является торговое предприятие магазин «Продукты».
Предмет исследования — производительность и эффективность труда работников данного торгового предприятия.
Целью исследования является анализ показателей производительности и эффективности труда, освоение методов планирования производительности труда.
Задачи исследования:
Курсовая работа состоит из трех глав. В первой главе даны теоретические понятия производительности и эффективности труда. Во второй главе проведен анализ и оценка этих показателей. В третьей главе отражен процесс планирования производительности труда.
1 Сущность производительности и эффективности труда
Важнейшим требованием
устойчивости функционирования любой
хозяйственной системы в
Эффект — это определенный результат, полученный в течение какого-либо периода, выраженный абсолютной величиной (например, размер товарооборота, прибыли и т. д.).
Эффективность — относительный показатель, получаемый при сопоставлении эффекта (результата) и затрат, вызвавших этот эффект (рентабельность, фондоотдача, производительность труда и т. д.).
Эффективность = Эффект (результат) / Затраты.
Сопоставление показателей эффекта (величины товарооборота, прибыли) и затрат (численности работников, издержек обращения, стоимости основных и оборотных средств и т. д.) позволяет рассчитать целый ряд общих и частных показателей эффективности, использования ресурсного потенциала торгового предприятия.
К показателям, характеризующим трудовые ресурсы, относятся:
расходы на оплату труда (сумма, уровень, структура, средняя заработная плата, эффективность использования расходов на оплату труда и т.п.).
Рисунок 1 - Взаимосвязь состояния внешней среды и экономической устойчивости торгового предприятия
Показатель эффективности трудовой деятельности:[1]
где — показатель эффективности трудовой деятельности;
Ч — среднесписочная численность;
— средняя заработная плата 1 работника.
Этот показатель
характеризует прирост
Показатель эффективности трудовой деятельности также может быть рассчитан как отношение объема розничного товарооборота к сумме расходов на оплату труда:
Кроме производительности труда эффективность использования человеческих ресурсов характеризуют следующие показатели:[чернов]
- темпы роста производительности труда;
- прирост товарооборота за счет повышения производительности труда;
- относительная экономия живого труда работников в отчетном периоде по сравнению с условиями базисного периода;
- относительная экономия фонда заработной платы;
- соотношение темпов прироста производительности труда и средней заработной платы.
Повышение
эффективности использования
Производительность
труда всегда выступает как
ПТ= Q/T,
где ПТ — производительность труда;
Q — количество произведенной продукции;
Т — общие затраты на производство продукции.
В торговле, в отличие от других отраслей, основным результатом труда работников является не количество продукции, а объем реализованных товаров в стоимостном выражении, достигнутый за определенный период времени и характеризующий итог трудовой деятельности персонала предприятия. В связи с этим производительность труда в торговом предприятии определяется стоимостным показателем выработки, отражающей объем реализации товаров и услуг в расчете на одного работника. Это самый распространенный показатель, в соответствии с которым производительность труда определяется как отношение величины товарооборота предприятия за определенный период времени к среднесписочной численности работников. Помимо численности могут быть использованы суммарные затраты рабочего времени, связанные с достижением данного объема товарооборота. В этом случае выработка определяется в расчете на один отработанный человекочас, на один человекодень, на общее число отработанных часов за конкретный период (например, за год).
Гораздо меньшее распространение в торговых предприятиях получил показатель трудоемкости, являющийся обратным по отношению к производительности труда. Трудоемкость выступает как показатель затрат труда, выраженный рабочим временем в расчете на единицу объема работы, и, следовательно, предполагает наличие норм выработки (в чел./днях или чел./часах) по разновидностям производимой продукции (товаров, услуг).
Отсутствие в торговле потоварных норм выработки не позволяет производить расчеты трудоемкости в ее общепринятом понимании. Однако в связи с необходимостью учета фактора трудоемкости продажи товаров в торговых предприятиях может использоваться показатель трудоемкости товарооборота, отражающий численность работников, требующихся для реализации товаров на определенную сумму (например, 100 тысяч рублей):
TP = (Ч / Т) х 100 тысяч рублей,
где TP — трудоемкость товарооборота, чел.;
Ч — численность работников, чел.;
Т — товарооборот торгового предприятия, тысяч рублей
Этот показатель дает общую оценку трудоемкости товарооборота, соотнося его с численностью персонала как главного трудового ресурса: если для достижения определенного объема товарооборота необходимо меньшее число работников, то трудоемкость реализации товаров в целом снижается, что означает позитивную тенденцию, и наоборот, чем больше работников требуется в расчете на единицу товарооборота, тем выше трудоемкость торгового процесса.
Современный торговый процесс характеризуется значительным динамизмом, быстрой сменой товарного ассортимента и форм торговых технологий, усложнением управленческих функций. Все эти процессы идут в предприятиях, отличающихся форматом торговли, месторасположением, интенсивностью покупательских потоков и т. п. Такое разнообразие условий деятельности вызывает необходимость использования различных методов расчета производительности труда, так как та или иная специфика работы предполагает свои особенности исчисления этого показателя.
В зависимости от конкретного выражения результата трудового процесса (объема работы) применяют три метода измерения производительности труда: натуральный, трудовой и стоимостной, каждый из которых имеет определенную сферу применения, свои особенности, достоинства и недостатки. Достоверность и обоснованность экономических выводов зависит от выбора того или иного метода, предопределенного торговой спецификой.
При использовании натурального метода объем работы (реализации) определяется с помощью натуральных измерителей (тонны,литры, штуки и др.). с экономической точки зрения величина произведенных работ (реализованных товаров) в натурально-вещественном измерении является наиболее объективным и достоверным критерием производительности труда. Она позволяет измерять и сравнивать производительность труда отдельных бригад и работников, планировать численность персонала, сопоставлять производительность труда работников предприятий, выпускающих (реализующих) однородную продукцию или товары. В соответствии с натуральным методом производительность труда определяется как отношение количества или же физической массы реализованных (произведенных, упакованных) товаров к среднесписочной численности работников. В качестве показателя производительности труда, исчисленного на основе натурального метода, в торговом предприятии можно также использовать количество покупателей, обслуживаемых за определенный период времени, в расчете на один час (или день) совокупного отработанного времени. Главные достоинства натурального метода измерения производительности труда — простота, наглядность и объективность расчетов. Однако возможности его использования имеют свои границы в связи с большим разнообразием ассортимента товаров и цен на них, а также разной трудоемкостью реализуемых товаров. Поэтому сфера применения данного метода ограничена учетом производительности труда при выполнении работниками однотипных вспомогательных функций (фасовка, упаковка и т. п.) или торговых функций на предприятиях (отделах), осуществляющих продажу товаров простого однородного ассортимента.