Производительность труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 19:16, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является анализ показателей производительности и эффективности труда, освоение методов планирования производительности труда.
Задачи исследования:
 изучить понятия производительности и эффективности труда и их особенности в торговле;
 проанализировать показатели производительности и эффективности труда объекта исследования;

Содержание

Введение 3
1 Сущность производительности труда
1.1 Показатели эффективности использования человеческих ресурсов 5
1.2 Производительность труда работников и определяющие ее факторы 7
2 Анализ производительности труда торговых работников на примере магазина «Продукты» 17
2.1 Краткая характеристика предприятия 17
2.2 Анализ показателя производительности труда 19
2.3 Оценка эффективности труда 20
3 Планирование производительности труда 26
Заключение 35
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

производительность труда планирование.doc

— 759.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

Введение                                                                                                                      3

1 Сущность производительности  труда

    1. Показатели эффективности использования человеческих ресурсов           5
    2. Производительность труда работников и определяющие ее факторы        7

2 Анализ производительности  труда торговых работников на  примере  магазина «Продукты»                                                                                                                17

2.1 Краткая характеристика  предприятия                                                               17

2.2  Анализ показателя  производительности труда                                               19

2.3  Оценка эффективности  труда                                                                           20

3  Планирование производительности  труда                                                          26

Заключение                                                                                                                 35

Список использованных источников                                                                       37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

 

Важнейшая цель современного этапа развития торговли — создание благоприятных условий для эффективной деятельности торговых предприятий. Достижение этой цели предполагает, с одной стороны, совершенствование законодательной, финансовой, налоговой среды, в которой функционируют торговые предприятия, а с другой — требует серьезного улучшения работы самих предприятий в условиях рыночных отношений.

Максимальное  использование рыночных и финансовых механизмов, при которых самостоятельность  предприятий в осуществлении  торгово-производственного процесса в соответствии со спросом потребителей является наибольшей, характерно, прежде всего, для предприятий, удовлетворяющих потребности населения в товарах и услугах, то есть для торговых предприятий.

Суть  этого вида деятельности составляют товарно-денежные отношения и товарообменные операции.

Мелкие торговые предприятия наилучшим образом  приспособлены к удовлетворению тех потребностей, которые не могут  в полном объеме обеспечить крупные  и средние. Для них характерны простота в организации товародвижения и учета, работа на местный рынок, высокая гибкость, вплоть до полной смены вида деятельности, профиля, ассортимента товаров, более экономное использование ресурсов, низкие управленческие расходы, повышенная скорость оборота капитала, заинтересованность каждого работника в конечных результатах труда и другие факторы, обеспечивающие конкурентоспособность. Но именно небольшие предприятия в максимальной степени не защищены от внешних, не зависящих от них факторов. Им труднее получить кредит, наладить рекламу; больше средств требуется на изучение рынка, получение необходимой коммерческой и научно-технической информации; невозможно проводить независимую ценовую политику.

Особенности торгово-технического процесса, связанного с обслуживанием потребителей, а  также сложность и многообразие видов трудовой деятельности торговых работников не позволяют с помощью одного универсального показателя охарактеризовать трудовой потенциал предприятия в полной мере. Объективная оценка использования трудовых ресурсов возможна только на основе системы показателей, в совокупности отражающих специфику трудовой деятельности работников торгового предприятия. Такая система наряду с количественными параметрами трудовых показателей включает и качественные критерии, характеризующие эффективность использования трудовых ресурсов.

Производительность  труда выступает в качестве главного качественного показателя использования  трудовых ресурсов.

Объектом  исследования является торговое предприятие  магазин «Продукты».

Предмет исследования — производительность и эффективность труда работников данного торгового предприятия.

Целью исследования является анализ показателей производительности и эффективности труда, освоение  методов планирования производительности труда.

Задачи исследования:

  • изучить понятия производительности и эффективности труда и их особенности в торговле;
  • проанализировать показатели производительности и эффективности труда объекта исследования;
  • произвести планирование производительности труда разными методами.

Курсовая  работа состоит из трех глав. В первой главе даны теоретические понятия производительности и эффективности труда. Во второй главе проведен анализ и оценка этих показателей. В третьей главе отражен процесс планирования производительности труда.

1 Сущность  производительности и эффективности труда

 

 

    1. Показатели эффективности использования человеческих ресурсов

 

 

 

Важнейшим требованием  устойчивости функционирования любой  хозяйственной системы в рыночных условиях является экономическая эффективность, при этом следует различать понятия «эффект» и «эффективность».[1]

Эффект —  это определенный результат, полученный в течение какого-либо периода, выраженный абсолютной величиной (например, размер товарооборота, прибыли и т. д.).

Эффективность — относительный показатель, получаемый при сопоставлении эффекта (результата) и затрат, вызвавших этот эффект (рентабельность, фондоотдача, производительность труда и т. д.).

Эффективность = Эффект (результат) / Затраты.

Сопоставление показателей  эффекта (величины товарооборота, прибыли) и затрат (численности работников, издержек обращения, стоимости основных и оборотных средств и т. д.) позволяет рассчитать целый ряд общих и частных показателей эффективности, использования ресурсного потенциала торгового предприятия.

К показателям, характеризующим  трудовые ресурсы, относятся:

  • численность работников (общая численность, структура, показатели движения рабочей силы, производительность труда и т.п.);

расходы на оплату труда (сумма, уровень, структура, средняя  заработная плата, эффективность использования расходов на оплату труда и т.п.).

Рисунок 1 - Взаимосвязь состояния внешней среды и экономической устойчивости торгового предприятия

Показатель  эффективности трудовой деятельности:[1]

,

где — показатель эффективности трудовой деятельности;

        Ч — среднесписочная численность;

       — средняя заработная плата 1 работника.

Этот показатель характеризует прирост производительности труда на каждый рубль увеличения средней заработной платы.

Показатель эффективности  трудовой деятельности также может  быть рассчитан как отношение  объема розничного товарооборота к  сумме расходов на оплату труда:

.

  Кроме производительности труда эффективность использования человеческих ресурсов характеризуют следующие показатели:[чернов]

             - темпы роста производительности труда;

             - прирост товарооборота за счет повышения производительности труда;

           - относительная экономия живого труда работников в отчетном периоде по сравнению с условиями базисного периода;

             - относительная экономия фонда заработной платы;

       - соотношение темпов прироста производительности труда и средней заработной платы.

 

 

    1. Производительность труда работников и определяющие ее факторы

 

 

Повышение эффективности использования трудовых ресурсов торгового предприятия  связано, прежде всего, с ростом производительности труда. Производительность труда —  это показатель, отражающий результативность труда и характеризующий отдачу каждой единицы используемого трудового ресурса. Ее экономическая сущность неоднозначна: во-первых, она представляет собой определенную степень или меру продуктивности (результативности) целесообразной и целенаправленной деятельности совокупного трудового ресурса предприятия в форме объема продажи товаров и услуг; во-вторых, является важнейшим показателем эффективности использования трудовых затрат, связанных с получением определенного результата.

Производительность  труда всегда выступает как производительность полезного конкретного труда  и измеряется количеством материальных благ, произведенных в единицу  рабочего времени, или затратами  труда на единицу продукции. В  наиболее общем виде производительность труда исчисляется по формуле:

ПТ= Q/T,

где ПТ — производительность труда;

     Q — количество произведенной продукции;

     Т — общие затраты на производство продукции.

В торговле, в отличие  от других отраслей, основным результатом  труда работников является не количество продукции, а объем реализованных товаров в стоимостном выражении, достигнутый за определенный период времени и характеризующий итог трудовой деятельности персонала предприятия. В связи с этим производительность труда в торговом предприятии определяется стоимостным показателем выработки, отражающей объем реализации товаров и услуг в расчете на одного работника. Это самый распространенный показатель, в соответствии с которым производительность труда определяется как отношение величины товарооборота предприятия за определенный период времени к среднесписочной численности работников. Помимо численности могут быть использованы суммарные затраты рабочего времени, связанные с достижением данного объема товарооборота. В этом случае выработка определяется в расчете на один отработанный человекочас, на один человекодень, на общее число отработанных часов за конкретный период (например, за год).

Гораздо меньшее  распространение в торговых предприятиях получил показатель трудоемкости, являющийся обратным по отношению к производительности труда. Трудоемкость выступает как показатель затрат труда, выраженный рабочим временем в расчете на единицу объема работы, и, следовательно, предполагает наличие норм выработки (в чел./днях или чел./часах) по разновидностям производимой продукции (товаров, услуг).

Отсутствие  в торговле потоварных норм выработки  не позволяет производить расчеты  трудоемкости в ее общепринятом понимании. Однако в связи с необходимостью учета фактора трудоемкости продажи  товаров в торговых предприятиях может использоваться показатель трудоемкости товарооборота, отражающий численность работников, требующихся для реализации товаров на определенную сумму (например, 100 тысяч рублей):

TP = (Ч / Т) х 100 тысяч рублей,

где TP — трудоемкость товарооборота, чел.;

      Ч — численность работников, чел.;

      Т — товарооборот торгового предприятия, тысяч рублей

Этот показатель дает общую  оценку трудоемкости товарооборота, соотнося его с численностью персонала  как главного трудового ресурса: если для достижения определенного объема товарооборота необходимо меньшее число работников, то трудоемкость реализации товаров в целом снижается, что означает позитивную тенденцию, и наоборот, чем больше работников требуется в расчете на единицу товарооборота, тем выше трудоемкость торгового процесса.

Современный торговый процесс  характеризуется значительным динамизмом, быстрой сменой товарного ассортимента и форм торговых технологий, усложнением  управленческих функций. Все эти  процессы идут в предприятиях, отличающихся форматом торговли, месторасположением, интенсивностью покупательских потоков и т. п. Такое разнообразие условий деятельности вызывает необходимость использования различных методов расчета производительности труда, так как та или иная специфика работы предполагает свои особенности исчисления этого показателя.

В зависимости от конкретного  выражения результата трудового  процесса (объема работы) применяют  три метода измерения производительности труда: натуральный, трудовой и стоимостной, каждый из которых имеет определенную сферу применения, свои особенности, достоинства и недостатки. Достоверность и обоснованность экономических выводов зависит от выбора того или иного метода, предопределенного торговой спецификой.

При использовании натурального метода объем работы (реализации) определяется с помощью натуральных измерителей (тонны,литры, штуки и др.). с экономической точки зрения величина произведенных работ (реализованных товаров) в натурально-вещественном измерении является наиболее объективным и достоверным критерием производительности труда. Она позволяет измерять и сравнивать производительность труда отдельных бригад и работников, планировать численность персонала, сопоставлять производительность труда работников предприятий, выпускающих (реализующих) однородную продукцию или товары. В соответствии с натуральным методом производительность труда определяется как отношение количества или же физической массы реализованных (произведенных, упакованных) товаров к среднесписочной численности работников. В качестве показателя производительности труда, исчисленного на основе натурального метода, в торговом предприятии можно также использовать количество покупателей, обслуживаемых за определенный период времени, в расчете на один час (или день) совокупного отработанного времени. Главные достоинства натурального метода измерения производительности труда — простота, наглядность и объективность расчетов. Однако возможности его использования имеют свои границы в связи с большим разнообразием ассортимента товаров и цен на них, а также разной трудоемкостью реализуемых товаров. Поэтому сфера применения данного метода ограничена учетом производительности труда при выполнении работниками однотипных вспомогательных функций (фасовка, упаковка и т. п.) или торговых функций на предприятиях (отделах), осуществляющих продажу товаров простого однородного ассортимента.

Информация о работе Производительность труда