Пути совершенствования деятельности Петриковского райпо по оказанию бытовых слуг населению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 19:45, курсовая работа

Краткое описание

Услуги как вид экономической деятельности существуют давно.
В Англии домашние слуги были самым многочисленным классом населения до 1870 г. Однако дать определение услуге оказалось нелегкой задачей. Особо оживленные дискуссии по этому поводу развернулись в конце 60-х – начале 70-х гг. ХХ в. Именно тогда сфера услуг развитых стран стала приносить в ВВП примерно столько же, сколько промышленный и аграрный секторы экономики вместе взятые.

Вложенные файлы: 1 файл

1 Сущность .....docx

— 291.35 Кб (Скачать файл)

  1 Сущность, значение  и классификация  бытовых услуг 
 

  Услуги  как вид экономической деятельности существуют давно.  
В Англии домашние слуги были самым многочисленным классом населения до 1870 г. Однако дать определение услуге оказалось нелегкой задачей. Особо оживленные дискуссии по этому поводу развернулись в конце 60-х – начале 70-х гг. ХХ в. Именно тогда сфера услуг развитых стран стала приносить в ВВП примерно столько же, сколько промышленный и аграрный секторы экономики вместе взятые. До сих пор в экономической литературе можно найти различные определения услуги, ниже приведены некоторые, самые типичные.

  Сфера услуг является одной из наиболее перспективных и быстроразвивающихся  отраслей экономики. Сегодня уже  практически не осталось предприятий, которые в той или иной степени  не оказывали бы услуги, или, по крайней  мере, не соприкасались бы с ними.

  Услугами  иногда называют деятельность, не создающую  самостоятельного продукта, материального  объекта или материальных ценностей. Довольно часто можно встретить  определение услуги как полезного  действия, дел, поступков или же действий вообще.

  Интересно определение Р. Малери: «Услуги – нематериальные активы, производимые для целей сбыта». По его определению, нематериальные активы (или неосязаемые ценности) – это ценности, не являющиеся физическими, вещественными объектами, но имеющие стоимостную, денежную оценку. Услуга – это процесс, ряд действий. Эти действия могут быть инструментом для производства ценности, они могут создать ценность, но сами не являются самостоятельной ценностью. Если некие действия полезны только для того, кто их производит (например, зарядка по утрам), то вряд ли они могут считаться услугой.

  По  мнению К. Гренрооса, услуга – процесс, включающий серию (или несколько) неосязаемых действий, которые по необходимости происходят при взаимодействии между покупателями и обслуживающим персоналом, физическими ресурсами, системами предприятия – поставщика услуг. Этот процесс направлен на решение проблем покупателя услуги. Данное определение достаточно точно описывает услугу, однако некоторые услуги (косметические, парикмахерские и т. п.) могут быть осязаемыми.

  Таким образом, под услугой понимается результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребности потребителя.

  По  функциональному назначению услуги, оказываемые населению, подразделяются на материальные и социально-культурные. Материальная услуга – это услуга по удовлетворению материально-бытовых потребностей потребителя услуг. Материальная услуга обеспечивает восстановление (изменение, сохранение) потребительских свойств изделий или изготовление новых изделий по заказам граждан, а также перемещение грузов и людей; создание условий для их потребления. В частности, к материальным услугам могут быть отнесены бытовые услуги, связанные с ремонтом и изготовлением изделий, жилищно-коммунальные услуги, услуги общественного питания, услуги транспорта и пр.

  Социально-культурная услуга – это услуга по удовлетворению духовных, интеллектуальных потребностей и поддержанию нормальной жизнедеятельности потребителя. Социально-культурная услуга обеспечивает поддержание и восстановление здоровья, духовное и физическое развитие личности, повышение профессионального мастерства. К социально-культурным услугам могут быть отнесены медицинские услуги, услуги культуры, туризма, образования и др.

  Виды  услуг чрезвычайно разнообразны: они могут иметь промышленный характер, либо удовлетворять личные потребности, могут быть неквалифицированными, либо требовать очень высокого уровня квалификации исполнителей. Одни виды услуг требуют огромных капиталовложений, например, авиаперевозки, другие могут  обойтись небольшим первоначальным капиталом, но зато отличаться высоким  уровнем профессионализма работников - это, например, юридические консультации, медицинское обслуживание.

     При всем разнообразии услуг их можно объединить в несколько групп( таблица 1.1)

     Таблица 1.1 - Типы услуг  

Типы  услуг Сферы услуг
Производственные Инжиниринг, лизинг, обслуживание и ремонт оборудования
Распределительные Торговля, транспорт, связь
Профессиональные Банки, страховые, финансовые, консультационные, рекламные  и др.
Потребительские (массовые) Услуги, связанные  с домашним хозяйством и времяпровождением
Общественные ТВ, радио, образование, культура
Деловые и профессиональные услуги Торговля недвижимостью, размещение временно свободных средств, маркетинговые, рекламные услуги, электронный секретарь
Услуги  по воспитанию и обучению детей Гувернантки, няни, частные детские сады и школы
Услуги  по уходу за животными Лечение, кормление, прогулки, гостиницы для животных

  Характеристики услуг как товара следующие: 

- неосязаемость;  

- неразрывность  производства и потребления услуги;  

- непостоянство  качества; 

- неспособность  услуг к хранению.

    Услуги классифицируются по различным признакам. наиболее распространенные сегодня классификации услуг приведены в табл. 1.2 на основании данных таблицы можно сделать выводы о том, что, во-первых, услуги многочисленны, во-вторых, они очень разнообразны.

  Например, в Республике Беларусь в Общегосударственном  классификаторе «Услуги населению» (ОКУН) предусмотрено распределение  более 2000 видов услуг населению. Данный классификатор входит в состав Единой системы классификации и  кодирования технико-экономической  и социальной информации (ЕСКК ТЭСИ) Республики Беларусь.

  Таблица 1.2 - Наиболее распространенные зарубежные и отечественные

         классификации услуг

Услуги 
Классификация Всемирной  
торговой  
ассоциации
Международная стандартная промышленная классификация (ISIC) Классификация Организации экономического сотрудничества  
и развития
Общегосударственный классификатор услуг населению  Республики Беларусь
      Бытовые
      Жилищно-коммунального  хозяйства
Деловые   Посреднические правового характера
Связи Связи   Связи
Строительства  
и инжиниринга
     
Распределения Складские, торговли, ресторанов, гостиниц Поставок, планирования поставок Торговли, общественного  питания, рынков
Образования     Образования
Финансовые   Банковские, риэлторские, страхования Банковские
Здравоохранения и социальные Общественные, индивидуальные, социальные   Медицинские, санаторно-оздоровительные, ветеринарные
Туризма и путешествий     Туристские, гостиничные, средств размещения
Отдыха, культуры, спорта     Культуры, физкультуры  и спорта
Транспортные Транспорта Перевозки Транспортные
Экологические      
Другие     Другие

  Объектами классификации в классификаторе услуг населению являются услуги населению, оказываемые юридическими лицами всех форм собственности, а также  физическими лицами, занимающимися  предпринимательской деятельностью  без образования юридического лица, как зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, так и незарегистрированными в этом качестве.

  Для классификации услуг населению  принят иерархический метод классификации  с делением всего классификационного множества объектов на группы (рис. 1). Затем каждая группа делится на подгруппы, которые, в свою очередь, делятся на виды деятельности по целевому функциональному назначению. 

    
 
 
 
 

                          Рис. 1.1 Схема кодирования услуг 

  Перечень  групп услуг населению приведен в табл. 1.3 

  Таблица 1.3 - Перечень групп услуг населению 

Код Наименование
01 Бытовые услуги
02 Транспортные  услуги
03 Услуги связи
04 Жилищно-коммунальные услуги
05 Услуги организаций  культуры
06 Туристские  услуги, услуги гостиниц и аналогичных  средств размещения
07 Услуги физической культуры и спорта
08 Медицинские услуги, санаторно-оздоровительные, ветеринарные услуги
09 Услуги правового  характера
10 Услуги банков
11 Услуги образования
12 Услуги торговли и общественного питания, услуги рынков
80 Прочие услуги населению
 

  Настоящий классификатор был утвержден  и введен в действие постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 9 декабря 2003 г. № 49. Оказание платных услуг населению регламентируется Законом Республики Беларусь «О защите прав потребителей» № 90-3 от 9 января 2002 г.

  К платным услугам населению относятся  услуги потребительского характера, реализованные  за плату, полученную непосредственно  от населения либо от юридических  лиц за оказанные их работникам услуги. Платные услуги населению представляют собой полезные результаты деятельности, удовлетворяющие определенные потребности  граждан, но не воплощающиеся в материально-вещественной форме. Они являются объектом купли-продажи  и реализуются по ценам, в целом  или в значительной мере покрывающим  расходы производителя и обеспечивающим ему прибыль. Платные услуги населению  могут предоставлять (оказывать) предприятия (организации) всех организационно-правовых форм собственности по индивидуальным заказам, а также физические лица (граждане, занимающиеся предпринимательской  деятельностью без образования  юридического лица).

  Показатель  «объем платных услуг населению» отражает объем потребления населением различных видов услуг, статистически  измеряется суммой денежных средств, полученных юридическими лицами от населения за оказанные им услуги или от других юридических лиц в оплату за оказанные  населению услуги, и используется в целях характеристики уровня материального  благосостояния населения в части  потребления различных видов  услуг, предоставляемых на возмездной (платной) основе, и информационной базы составления баланса денежных доходов и расходов населения.

  Распределение объема услуг населению по видам  осуществляется в соответствии с  общегосударственным классификатором  «Услуги населению», согласно которому объем услуг формируется из следующих  видов услуг:

  · бытовых;

  · транспортных;

  · связи;

  · жилищного хозяйства;

  · коммунальных;

  · культуры;

  · туристско-экскурсионных;

  · гостиниц и аналогичных средств размещения;

Информация о работе Пути совершенствования деятельности Петриковского райпо по оказанию бытовых слуг населению