Развитие экономической основы муниципального хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 00:04, курсовая работа

Краткое описание

В связи с этим поставленной целью данной курсовой работы является рассмотрение экономической основы муниципального хозяйства.
В соответствие с поставленной целью можно выделить следующие задачи:
разобрать правовую основу местного самоуправления и муниципального хозяйства;
рассмотреть сущность местных бюджетов;
рассмотреть структуру конкретного муниципального образования и дать ему характеристику;
рассмотреть пути повышения эффективности местных бюджетов

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3
1. Нормативно-правовое обеспечение экономической основы
муниципального хозяйства…………………………………………………………...…..5
1.1. Пределы компетенции органов муниципального самоуправления. Взаимосвязь местного хозяйства и местного самоуправления…………………………………….5
1.2. Происхождение и нормативно-правовое регулирования в сфере управления муниципальной собственностью……………………………………………………....8
1.3. Местный бюджет и муниципальное имущество местного самоуправления…..11
2. Муниципальная собственность и полномочия органов местного самоуправления по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом………..17
2.1. Общие основы управления муниципальным имуществом.……………………..17
2.2. Особенность управления муниципальной собственностью на землю………....24
2.3. Характеристика и структура муниципального образования «Город Брянск»...26
3. Направления развития экономической основы муниципального хозяйства……...31
3.1. Проблемы и рационализация местных бюджетов…………………………..…...31
3.2. Программа повышения эффективности бюджетных расходов…………...…….36
3.3. Региональные и муниципальные программы.…………………………………....40
3.4. Проблемы и перспективы управления муниципальной собственностью…..….41
Заключение……………………………………………………………………………….45
Список использованной литературы…………………………………………………...48
Приложения.……………………………………………………………………………...50

Вложенные файлы: 1 файл

ЭМС готовая курсовая.docx

— 83.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального  образования

«Финансовый университет при Правительстве  Российской Федерации»

(Финуниверситет)

Брянский  филиал Финуниверситета

 

 

кУРСОВАЯ РАБОТА

 

Дисциплина «Экономика муниципального сектора»

 

Тема №4:

«Развитие экономической  основы муниципального хозяйства»

 

 

Выполнила      .

Студент       5 курса, день

Специальность     ГМУ

№ зач. книжки     

Преподаватель     .

 

 

Брянск 2013

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………………...3

1. Нормативно-правовое обеспечение  экономической основы 

муниципального хозяйства…………………………………………………………...…..5

1.1. Пределы компетенции органов муниципального самоуправления. Взаимосвязь местного хозяйства и местного самоуправления…………………………………….5

1.2. Происхождение и нормативно-правовое регулирования в сфере управления муниципальной собственностью……………………………………………………....8

1.3. Местный бюджет и муниципальное имущество местного самоуправления…..11

2. Муниципальная собственность  и полномочия органов местного самоуправления по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом………..17

2.1. Общие основы управления  муниципальным имуществом.……………………..17

2.2. Особенность управления  муниципальной собственностью на землю………....24

2.3. Характеристика и структура  муниципального образования «Город Брянск»...26

3. Направления развития  экономической основы муниципального  хозяйства……...31

3.1. Проблемы и рационализация местных бюджетов…………………………..…...31

3.2. Программа повышения  эффективности бюджетных расходов…………...…….36

3.3. Региональные и муниципальные программы.…………………………………....40

3.4. Проблемы и перспективы  управления муниципальной собственностью…..….41

Заключение……………………………………………………………………………….45

Список использованной литературы…………………………………………………...48

Приложения.……………………………………………………………………………...50

 

Введение

 

Тема управления муниципальной  собственностью в современной России одна из самых актуальных. Во-первых, ещё пятнадцать лет назад такой  формы собственности на территории Российской Федерации не было. Процесс  её становления продолжается и сегодня. Во-вторых, эффективность деятельности властных структур обусловлена жизнеспособной структурой местного самоуправления: «ведь почти все государственные  решения, касающиеся интересов граждан, так или иначе проходят через  местные органы, реализуются в  жизнедеятельности местных сообществ» [8, с. 311]. Люди ощущают результаты государственной политики и оценивают её сквозь призму удовлетворения своих жизненных нужд и интересов. Именно этим нуждам и интересам местного сообщества и призвана служить муниципальная собственность. И этому, в первую очередь, способствует грамотное и эффективное управление муниципальной собственностью.

В связи  с этим поставленной целью данной курсовой работы является рассмотрение экономической основы муниципального хозяйства.

В соответствие с поставленной целью можно выделить следующие задачи:

  1. разобрать правовую основу местного самоуправления и муниципального хозяйства;
  2. рассмотреть сущность местных бюджетов;
  3. рассмотреть структуру конкретного муниципального образования и дать ему характеристику;
  4. рассмотреть пути повышения эффективности местных бюджетов

и управлением  муниципальным имуществом.

Объектом  является муниципальное хозяйство  и его составные элементы, предметом  – основные направления деятельности органов местного самоуправления г. Брянску по управлению муниципальным  имуществом.

В соответствии с поставленными  задачами, объектом и предметом работы ведущим методом при анализе  деятельности органов местного самоуправления является теоретическая и информационная основа исследования. Данный метод позволяет на основе имеющихся показателей оценить результативность деятельности соответствующих органов по управлению муниципальной собственностью. Также использовался анализ документов (законов, других нормативных правовых актов). Также применён метод экономического анализа, предметом которого являются «хозяйственные процессы предприятий, их социально-экономическая эффективность и конечные финансовые результаты деятельности, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов, находящие отражение через систему экономической информации»[13].

Местное самоуправление один из самых мощных факторов реализации потенциала человека и включения  его в общественные процессы, которые  необходимы в любом демократическом  государстве.

Улучшение финансового положения  и платежеспособности невозможно без  продуманного распределения бюджетных  доходов и расходов во времени. Для  достижения этой цели необходимо совершенствовать методы бюджетного планирования и мобилизованность источники финансирования дефицита местных бюджетов, который напрямую связан местным хозяйствованием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Нормативно-правовое обеспечение экономической основы муниципального хозяйства

1.1.Пределы компетенции органов муниципального самоуправления. Взаимосвязь местного хозяйства и местного самоуправления.

Деятельность муниципального хозяйства и реализацию тех или  иных его моделей обеспечивают органы муниципального самоуправления. В настоящее  время в России проблеме законодательного регулирования организации и  деятельности системы муниципального самоуправления уделяется большое  внимание: более 200 федеральных законов  по этому вопросу приняты и  действуют на сегодняшний день, к  ним необходимо добавить другие федеральные  нормативные правовые акты (Указы  Президента, постановления Правительства, решения Конституционного суда и  пр.).

Основными нормативно-правовыми  актами по данному вопросу на федеральном уровне являются следующие:

Конституция Российской Федерации; Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»; Гражданский Кодекс Российской Федерации; Бюджетный Кодекс Российской Федерации; Налоговый Кодекс Российской Федерации; Закон «О финансовых основах местного самоуправления»; Закон «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации»; Федеральная программа государственной поддержки местного самоуправления.

На уровне субъектов Российской Федерации к нормативно-правовым актам данного вида относятся:

Закон о муниципальном  самоуправлении в данном субъекте Российской Федерации; Закон о территориальном общественном самоуправлении в данном субъекте Российской Федерации; Закон о выборах депутатов представительных органов муниципального самоуправления; Закон о выборах главы представительных органов муниципального самоуправления; Закон о местном референдуме; Закон о статусе депутата представительных органов представительных органов муниципального самоуправления; Закон о статусе главы представительных органов муниципального самоуправления; Закон о муниципальной службе в данном субъекте Российской Федерации.

На уровне органов муниципального самоуправления, важнейшим нормативно-правовым актом, является устав муниципального образования.

Из числа предметов  совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, урегулированных  федеральным законодательством, к  местному самоуправлению имеют отношение  следующие предметы ведения: общественная безопасность и правопорядок, владение и пользование землей, недра, водные и природные ресурсы, разграничение  государственной собственности, природопользование, охрана окружающей природной среды  и обеспечение экологической  безопасности, особо охраняемые природные  территории, охрана памятников истории  и культуры, общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физкультуры  и спорта, координация вопросов здравоохранения, защиты семьи, социальной защиты и социального  обеспечения, реализации мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями и ликвидации их последствий, установление общих принципов налогообложения  и сборов, установление общих принципов  организации местного самоуправления.

По данным вопросам, если они не регулируются федеральным  законодательством, субъекты Федерации  имеют право принимать нормативные  акты при условии, что принятые ими  акты не могут изменять нормы действующего федерального законодательства или  в иной форме противоречить федеральным  нормативным актам, регулирующим тот  же предмет. В том случае, если нормами  федерального законодательства и законодательства субъектов Федерации урегулированы  одни и те же отношения, находящиеся  в сфере совместного ведения, то, если иное не содержится в федеральном  законе, должно применяться исключительно  федеральное законодательство.

Местное самоуправление в  государстве используется преимущественно  для выполнения трех основных функций. Во-первых, для выполнения функции непосредственного обеспечения нормальных условий жизнедеятельности населения: обеспечение жильем, благоустройство территории, предоставление коммунальных услуг, услуг местного транспорта и связи, создание условий для получения основного общего образования, необходимой медицинской помощи, торгового, бытового, культурного обслуживания населения и т.п. Данные задачи местная власть способна решать более оперативно и эффективно, так как имеет наиболее полное представление о потребностях населения и местных условиях. Во-вторых, местное самоуправление необходимо для более полного и эффективного привлечения и использования местных человеческих, природных и иных ресурсов. Выявление и оптимальное использование этих ресурсов способствует развитию малого и среднего бизнеса, увеличению налоговой базы, уменьшению безработицы, повышению благосостояния населения. Хотя масштаб местных ресурсов невелик, в целом по стране они составляют значительную величину. Местное самоуправление также необходимо для обеспечения функционирования обратной связи в государственном управлении, т.е. для организации непосредственного взаимодействия с населением [10, с.75].

В Конституции Российской Федерации установлено, что органы местного самоуправления самостоятельны в решении вопросов местного значения, что порождает проблему определения  пределов законодательного регулирования  порядка решения органами местного самоуправления вопросов местного значения, а также пределов самостоятельности  в их решении.

В настоящее время в  РФ приняты и действуют более 100000 нормативно-правовых актов, регулирующих организацию и деятельность муниципального самоуправления. Нормативно-правовые акты субъектов федерации и органов  муниципального самоуправления часто  противоречат федеральному законодательству. Законодательная база, определяющая экономическую и хозяйственную  деятельность органов муниципального самоуправления, далека от полноты  и совершенства и не обеспечивает самостоятельности муниципального самоуправления в решении вопросов местного значения.

 

 

1.2. Происхождение и нормативно-правовое регулирования в сфере управления муниципальной собственностью.

В соответствии со статьёй 7 Конституции Российской Федерации, в нашей стране «признаются и  защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и  иные формы собственности» [1,с.11]. Фактически в современной России существует большое разнообразие типов собственности, что допускается законодательством и, соответственно, получило своё развитие в последнее десятилетие прошлого века.

Наиболее крупными типами собственности, можно считать частную; государственную; муниципальную; коллективную; общественную; смешанную.

Муниципальная собственность  – это собственность муниципального образования (ст. 215 ГК РФ), то есть имущество  городских и сельских поселений, а также их финансы, которые –  в то же время – выделены в  отдельную составляющую (совокупность денежных средств, формируемых и  используемых для решения вопросов, связанных с финансированием  тех или иных мероприятий). В настоящее  время муниципальная собственность  закреплена в качестве одной из форм собственности – наряду с частной, государственной и иными.

Отметим, что если круг субъектов  государственной собственности  очерчен в российском законодательстве достаточно четко, то этого нельзя сказать  о субъектах муниципальной собственности, в отношении которых «употреблена расплывчатая формулировка» [18] – городские и сельские поселения, а также другие муниципальные образования.

Конституция Российской Федерации  от 12 декабря 1993г. закрепила право  на муниципальную собственность.

В Законе №154-ФЗ "Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 1995г было определенно, что муниципальные  образования могут иметь в  собственности любые виды имущества  как коммерческого, так и социального  назначения.

В настоящее время в  Российской федерации перечень объектов муниципальной собственности устанавливает  статья 50 Федерального закона от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон №131-ФЗ), которая закрепила радикальное исходное правило - принцип целевого назначения имущества. Теперь в муниципальной собственности может находиться имущество, предназначенное для решения публичных задач, стоящих перед местным самоуправлением. Можно сказать, имущество следует за полномочиями.

Формирование муниципальной  собственности муниципальных образований, сформированных на основе Федерального закона 131-ФЗ, связано с перераспределением и разграничением государственного и муниципального имущества. Этот процесс включает в себя два самостоятельных аспекта:

1) перераспределение имущества  между РФ, субъектами РФ и муниципальными  образованиями;

2) разграничение имущества  прежних муниципальных образований  между новыми муниципальными  образованиями разных типов - муниципальными районами, городскими  и сельскими поселениями, городскими  округами.

Информация о работе Развитие экономической основы муниципального хозяйства