Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2015 в 15:32, курсовая работа
Актуальность данной темы обусловлена тем, что в настоящее время проблема формирование бюджетных статей, проблема снижения государственного долга это ключ к макроэкономической стабилизации в стране. От их решения зависят состояние федерального бюджета, золотовалютных резервов, стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инфляции, инвестиционный климат. Кроме того, принимая во внимание попытки наших международных кредиторов использовать долговую проблему для политического давления на Россию, грамотное урегулирование государственного долга становится фактором национальной безопасности и условием проведения самостоятельной внешней, да и внутренней политики.
Введение
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, которое осуществляется с помощью является финансового механизма – финансовой системы общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Когда расходы государства превышают его доходы возникает дефицит государственного бюджета. В связи с чем государство вынуждено брать заимствования для покрытия своих расходных статей.
Среди расходов государственного бюджета особое место занимают затраты по текущему обслуживанию государственного внутреннего и внешнего долга. Он возникает при использовании государственного кредита для покрытия бюджетного дефицита (его появление связано с превышением бюджетных расходов над доходами). Таким образом, возникает порочный круг, когда государство расходует огромные средства для покрытия существующего государственного долга и вынуждено брать новые заимствования для покрытия дефицита бюджета.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что в настоящее время проблема формирование бюджетных статей, проблема снижения государственного долга это ключ к макроэкономической стабилизации в стране. От их решения зависят состояние федерального бюджета, золотовалютных резервов, стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инфляции, инвестиционный климат. Кроме того, принимая во внимание попытки наших международных кредиторов использовать долговую проблему для политического давления на Россию, грамотное урегулирование государственного долга становится фактором национальной безопасности и условием проведения самостоятельной внешней, да и внутренней политики.
Предметом исследования курсовой работы являются процессы и способы привлечения и перераспределения финансовых ресурсов с целью решения проблем достижения баланса бюджетных доходов и расходов.
Цель работы – рассмотрение сущности и особенностей государственного долга, изучение причины его возникновения, анализ перспектив сокращения государственного долга Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть сущность, содержание и роль государственного долга в РФ, причины его возникновения.
2. Проанализировать состояние
внутреннего и внешнего
3. Раскрыть пути
Глава 1. Сущность, значение и причина возникновения государственного долга
Основную массу денежных ресурсов, предназначенных для финансирования общегосударственных нужд, государство получает в виде налогов и обязательных платежей. В условиях дестабилизации финансового состояния народного хозяйства, снижения государственных доходов государство вынуждено привлекать для покрытия своих расходов средства из других источников.
Государственный долг — результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета. Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков. Государственный долг складывается из задолженности центрального правительства, региональных и местных органов власти, а также долгов всех корпораций с государственным участием, пропорционально доле государства в акционерном капитале последних (включая и начисленные на все суммы проценты). 1
Часто в качестве синонима термина «государственный долг» употребляется понятие «национальный долг». Иногда значения этих терминов совпадают, однако в большинстве случаев это разные понятия: национальный долг («долг страны») может включать сумму задолженности государства (т.е. долги министерства финансов и государственных учреждений) и долги региональных правительств и местных властей, а также частных корпораций и физических лиц и других; поэтому в случаях, когда употребляется термин «национальный долг», необходимо уточнять конкретный состав включаемых в него видов задолженности.
Государственный долг в зависимости от рынка его размещения и от получаемой валюты делится на внутренний (размещаемый в границах
государства среди отечественных физических и юридических лиц) и внешний (размещаемый в других странах). Размещение долга обычно означает продажу различных ценных бумаг внутри страны или за её пределами. Сумма долга формируется из средств, получаемых государством или его ведомствами от покупателей ценных бумаг при первоначальной их продаже (на «первичном» рынке) или в дальнейшем при реструктуризации долга и других операциях.
Государственный долг является составляющей более широкого понятия «государственный кредит».
Государственный кредит представляет собой совокупность кредитных отношений, в которых заемщиком выступает государство в лице его органов, а кредиторами - физические и юридические лица. В сфере международных отношений государство выступает одновременно и кредитором, и заемщиком.2
Функционирование государственного кредита ведет к образованию государственного долга. Государственный долг - это сумма задолженностей по выпущенным и непогашенным долговым обязательствам государства, включая начисленные по ним проценты. Государственный долг делится на основной и текущий в зависимости от срока погашения. Основным государственным долгом называется вся сумма задолженности государства, по которой не наступил срок платежа и которая не может быть предъявлена к оплате в течение данного периода. Текущим государственным долгом называется задолженность государства по обязательствам, по которым наступил срок платежа.3
В 90-е годы для покрытия огромных государственных расходов не хватало налоговых поступлений, а денежная эмиссия вела к инфляции. Отказ правительства использования на эти цели кредитов Центрального банка РФ привел к тому, что их место заняли займы внутри страны и за рубежом. В результате резкого увеличения дефицита бюджета и растущих заимствований
Существенно возрос государственный долг России, как внутренний, так и внешний. В июле 1996г. его величина составляла 1001,0 трлн. руб., и к 2000г. увеличилась почти в 4 раза. Пик Российского государственного долга пришёлся на 1998г. (146,4% ВВП). На 1 января 2000г., внешний долг достиг 146 млрд. долларов (а суммарный внешний и внутренний государственный долг составлял 84% ВВП). В 2004—2008 годах государственный долг стремительно сокращался. В результате длительных переговоров, к концу августа 2006 Россия осуществила досрочные выплаты 22,5 млрд. долларов по кредитам Парижского клуба, после чего её государственный долг составил 53 млрд. долларов (9 % ВВП).4
На начало 2007 государственный внешний долг был снижен до 52 млрд. долларов (5% ВВП).
Рис. 1. Государственный долг России в % от ВВП
Если до 2010г суммы государственного долга имели тенденцию к снижению, то в 2013г возникает новая волна увеличения государственного долга.
Рис.2
Динамика государственного
Мы видим значительный рост государственного долга, который связан как с политической так и экономической напряженной ситуацией Российской Федерации с ЕС и США. На рис.2 мы видим рост только государственного долга, но в РФ огромные долги имеют коммерческие организации, которые имеют существенную поддержку государства. На 2013г. Российские организации имеют внешние заимствования на сумму 564 млрд. долл., из них 208 млрд. долл. – это банки такие как ВТБ, а 356 млрд. долл.5 Предприятия среди которых ОАО«Роснефть», «РЖД», «ЛУКойл». Формально, государство не несет ответственности по долгам своих предприятий и организаций, на фактически в критических ситуациях оно оказывает государственно-приоритетным организациям помощь в выплате долга. Таким образом, рис. 2 это только вершина айсберга долгов Российской Федерации.
Значительные размеры государственного долга отражают кризисное состояние экономики России. Увеличение заимствований на финансовом рынке и у зарубежных кредиторов приводит к росту расходов на обслуживание и погашение государственного долга и уменьшению государственных расходов по другим направлениям.
Государственный внутренний долг обеспечивается активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ.
Кредиторами по внутренним займам выступают юридические и физические лица, являющиеся резидентами данного государства. Займы обычно предоставляются в национальной валюте. Для привлечения средств выпускаются ценные бумаги, пользующиеся спросом на национальном фондовом рынке. Для дополнительного поощрения инвесторов используются различные налоговые льготы.
Выплата доходов по займам и их погашение являются одной из главных статей бюджетных расходов. В условиях, когда государственный долг достигает такого уровня, при котором страна не в состоянии своевременно выполнять свои долговые обязательства, правительство вынуждено прибегать к их пролонгации, т.е. удлинению сроков погашения, или конверсии - уменьшению размеров выплачиваемых процентов по займам.
Основная цель выпуска займов в сегодняшней России - это покрытие дефицита бюджета и рефинансирование предыдущих займов. Это означает, что на ту сумму задолженности, которая должна быть погашена в данном году, осуществляется выпуск новых займов. Рост государственных расходов влечет за собой увеличение займов и долга, поэтому государственный внутренний долг тесно связан с государственным бюджетом как фактом своего происхождения.6
Ведущими методами финансирования государственного долга являются денежно-кредитная эмиссия и выпуск государственных займов.
В России начиная с 1993г. федеральное правительство решение важных макроэкономических задач (прежде всего сокращение инфляционного финансирования бюджетного дефицита) видело, главным образом, в создании широкого рынка краткосрочных государственных ценных бумаг. Для повышения заинтересованности физических и юридических лиц государственные ценные бумаги выпускались под довольно высокие проценты, что в свою очередь привело к росту объема государственного долга. Кроме того, за счет своей сверхдоходности государственные облигации выкачивали свободные финансовые ресурсы из экономики, вздувая ставки банковских кредитов.7
Для оценки внешней задолженности существуют разные критерии. В частности, сравнивают размер долга и потребности его погашения и выплаты процентов с величиной экспорта, от которого зависят потенциальные возможности кредитов.
Наличие внешнего долга у страны является нормальной мировой практикой.
Рис. 3. Выплаты по внешнему долгу
Однако существуют границы, за пределами которых увеличение государственного внешнего долга становится опасным. Масштабное привлечение займов может привести страну к зависимости от кредиторов.
По классификации Международного банка реконструкции и развития низким уровнем внешней задолженности считается отношение меньше 18%; умеренным– 18-30%. Другими показателями также являются:
- отношение валового внешнего долга к ВВП (менее 48% - низкая; 48-80% - умеренная задолженность);
- отношение валового внешнего долга к экспорту товаров и не факторных услуг (менее 132% - низкая; 132-220% -умеренная);
- отношение платежей
вознаграждения к экспорту
Основными кредиторами внешнего долга, как правило, являются:
- другие государства;
- международные финансовые организации такие как Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и др.);
- Частные фонды – нерезиденты.
По сути, наличие внешнего долга предполагает передачу части созданного продукта за пределы страны. Рост внешнего долга снижает международный авторитет страны и подрывает доверие населения к политике ее правительства.8
В настоящее время полное обслуживание внешнего долга стране не по силам. Отказ от платежей означал бы неплатежеспособность государства, что парализовало бы импорт, нанеся большой урон внутреннему рынку. Вместе с тем значительная часть отечественной промышленности и социальная сфера нуждаются в закупках по импорту оборудования и медикаментов, не производимых в России и других странах СНГ.9
Создавшееся положение требует, во-первых, организации практической работы по возврату межгосударственных долгов, так как Россия продолжает оставаться крупнейшим в мире кредитором. По имеющимся оценкам, различные страны должны России 140 млрд. долл.
Во-вторых, необходимо в ближайшем будущем отказаться от международных финансовых кредитов, идущих на покрытие текущих потребностей бюджета, а направлять их на реализацию целевых федеральных программ, связанных с оживлением производства.
Таким образом, под управлением государственным долгом понимается совокупность финансовых мероприятий государства, связанных с установлением ежегодных предельных значений государственного Долга, выпуском и погашением займов, организацией выплат доходов по ним, проведением конверсии и консолидации займов.10
Информация о работе Расходы на здравоохранение в Алтайском крае