Региональные особенности развития и стимулирования малого предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 15:30, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является выявление особенностей развития малого бизнеса на региональном уровне и изучение методов и инфраструктуры поддержки малого бизнеса в регионах.
Для этого необходимо решить ряд задач. Во-первых, дать характеристику малому предпринимательству, выявить его специфические особенности, определить его роль в экономике страны и региона. Во-вторых, рассмотреть приоритетные области развития малого бизнеса в разных экономических районах России. В-третьих, следует проанализировать проблемы, которые характерны для данного этапа развития малого бизнеса в России на региональном уровне. Затем необходимо рассмотреть существующие меры по поддержке малого предпринимательства в регионах России, в частности, в Саратовской области, оценить их эффективность и влияние на развитие малых предприятий.

Содержание

Введение…………………………………………………………………… 3
Глава 1. Региональные особенности развития малого предпринимательства
Малое предпринимательство и этапы его развития в России……… 5
Уровень развития малого бизнеса в регионах Российской Федерации…………………………………………………..................11
Приоритетные области развития малого предпринимательства в регионах ……………………………………………………………….18
Глава 2. Региональные особенности стимулирования малого предпринимательства
Методы поддержки малого бизнеса в регионах…………………….23
Поддержка малого предпринимательства в Саратовской области...32
Заключение ……………………………………………………………….35
Приложение 1……………………………………………………………..37
Список используемой литературы……………………………………….38

Вложенные файлы: 1 файл

КуРсОвАя по регион. эк. (ред).docx

— 74.38 Кб (Скачать файл)

     Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

     Саратовский государственный университет имени Н. Г.Чернышевского 
 
 

     Кафедра экономической теории и национальной экономики 
 
 

     Региональные  особенности развития и стимулирования малого предпринимательства 
 
 
 
 
 

     Саратов 2010

 

     

     Содержание

     Введение…………………………………………………………………… 3

     Глава 1. Региональные особенности развития малого предпринимательства

    1. Малое предпринимательство и этапы его развития в России……… 5
    2. Уровень развития малого бизнеса в регионах Российской Федерации…………………………………………………..................11
    3. Приоритетные области развития малого предпринимательства в регионах ……………………………………………………………….18

     Глава 2. Региональные особенности стимулирования малого предпринимательства

    1. Методы поддержки малого бизнеса в регионах…………………….23
    2. Поддержка малого предпринимательства в Саратовской области...32

    Заключение  ……………………………………………………………….35

    Приложение 1……………………………………………………………..37

    Список используемой литературы……………………………………….38 
     
     

    1 страница не нумеруется, остальные нумеруются внизу. Содержание необходимо выровнять по левому краю все и везде чтобы был однотипные параметры текста (14 шрифт, 1,5 интервал и т.д.). Приложения после списка литературы. Названия глав, параграфов и введения и заключения (в тексте) по центру. Между абзацами, в принципе, не нужно строки пробела. 

     Введение

     Актуальность  данной темы обусловлена тем, что  малый бизнес в современной рыночной экономике – один из ведущих секторов, существенно влияющий на процессы  стабилизации производства, повышение  занятости населения, наполнение доходной части бюджета, формирование конкурентной среды и структуру рынка.

     Он  способен быстрее удовлетворить  спрос и сравнительно быстро окупиться. Малые предприятия в условиях жесткой конкуренции вынуждены  постоянно адаптироваться к изменяющимся внешним условиям, тем самым повышая  эффективность своей деятельности.

     Современное состояние малого бизнеса в регионах России характеризуется наличием ряда проблем, таких, как административные барьеры, высокая арендная плата, трудности  с привлечением капитала, недостаточно развитая инфраструктура. Поэтому очевидна необходимость государственной  поддержки субъектов малого бизнеса, в первую очередь со стороны региональных властей. Это обеспечит увеличение доли участия малого бизнеса в  формировании валового регионального  продукта, повысит  социальную эффективность  деятельности малых предприятий.

     Целью данной работы является выявление особенностей развития малого бизнеса на региональном уровне и изучение методов и инфраструктуры поддержки малого  бизнеса в  регионах.

     Для этого необходимо решить ряд задач. Во-первых, дать характеристику малому предпринимательству, выявить его специфические особенности, определить его роль в экономике страны и региона. Во-вторых, рассмотреть приоритетные области развития малого бизнеса в разных экономических районах России. В-третьих, следует проанализировать проблемы, которые характерны для данного этапа развития малого бизнеса в России на региональном уровне. Затем необходимо рассмотреть существующие  меры по поддержке малого предпринимательства в регионах России, в частности, в Саратовской области, оценить их эффективность и влияние на развитие малых предприятий.

     Для этого были использованы работы таких  экономистов, как А.Л. Лазаренко, И.Т. Сиземов, Н.В. Климова и других(возможно добавить кого).  

 

     

     Глава 1. Региональные особенности  развития малого предпринимательства 

    1.   Малое предпринимательство и этапы его развития в России

     В современной России на протяжении последних  лет становление малого предпринимательства  проходит на фоне серьезных социально-политических преобразований, внося существенный вклад в экономическую жизнь  общества.

     Сегодня каждый гражданин России в той  или иной степени столкнулся с  феноменом малого предпринимательства. Этому экономическому явлению даются различные, порой полярные оценки. Однако отрицать реальную многогранную значимость малого предпринимательства для  решения социально-экономических  проблем никто не станет.

     Существует  немало подходов к определению сущности понятия «малый бизнес». Если рассматривать расширенное понятие малого бизнеса, он представляет собой мобильную совокупность юридических и физических лиц - малых предпринимателей, не являющихся составной частью монополистических структур и играющих по сравнению с ними второстепенную роль в экономике государства. В более узком смысле малый бизнес представляет собой коммерческое частное предприятие, отвечающее индивидуальным для каждого государства и отрасли критериям, прописанным в соответствующих регламентирующих документах государственной важности.

     Также существует более широкое понятие  - «предпринимательство», которое подразумевает  целенаправленную рисковую деятельность физического или юридического лица, основной целью которой является максимизация прибыли за счёт производства и продажи товаров, выполнения разного рода работ и оказания услуг. Эффективность предпринимательской оценивается не столько на основе удорожания его бизнеса, столько на основе процентного роста прибыли за определённый период.

     В соответствии с Федеральным законом 209-ФЗ "О поддержке малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 24 июля 2007 года, в России основными критериями отнесения к малому бизнесу служат численность персонала предприятия и выручка. Так, фирма, на которой занято менее 15 человек, считается микропредприятием, от 16 до 100 человек – малым предприятием, а фирмы с персоналом более 100 человек переходят в разряд среднего бизнеса. Согласно определённым законом финансовым критериям, фирма с годовым оборотом менее 60 млн. рублей относится к микропредприятиям, от 60 до 400 млн. рублей – к малым, и более 400 млн. рублей – к средним предприятиям.

     Стоит дать точное определение понятия  малого предпринимательства, которое  будет использовано в работе (и, возможно, рассмотреть несколько точек  зрения на этот термин)

     В своем развитии малое предпринимательство прошло следующие этапы.

Первый  этап: 1992—1994 гг.

     Этот  этап характеризуется продвижением вперед в понимании сути экономических  проблем малого предпринимательства. Констатируется значение роли и места  малого предпринимательства в создании конкурентоспособной экономической  среды новой хозяйственной системы. Вызревают контуры концепции  поддержки малого предпринимательства, определяются приоритеты в его развитии. 

     В этот период закладываются интересные перспективные начинания в разных регионах страны. С 1992 года успешно  функционирует в Приволжье России Международный торговый караван «Великий Российский путь» как специфическая форма поддержки малых предприятий, направленная на развитие инфраструктуры малого предпринимательства, позволяющая восстанавливать и расширять хозяйственные связи поволжских регионов с другими субъектами федерации, странами СНГ и зарубежными странами. В результате доля малых предприятий этого региона (всего Поволжского) в общем числе малых предприятий страны составляет более 12%.

     Необратимого  и эффективного перелома в развитии малого бизнеса в этот противоречивый период не произошло. К концу 1994 года начался спад в деятельности малых  предприятий — многие научно-консультационные, торгово-посреднические предприятия  распались, либо диверсифицировались.

     Еще одной отличительной чертой этого  этапа является рождение массы различных  структурных подразделений: фондов, ассоциаций и пр. Планировалось, что  главная функция этих фондов должна заключаться не в том, чтобы раздавать  деньги, а в том, чтобы привлекать средства — и не только российских, но и иностранных партнеров. Фондам дается самостоятельность в выработке  механизма привлечения этих средств.

     В 1993 году свою программу поддержки  частного предпринимательства предлагает Европейский банк реконструкции  и развития (ЕБРР). Для этой программы  создается специальный Фонд поддержки, сумма которого определяется в размере 300 млн. долларов США. Фонд активно начинает финансировать как в столице, так и в регионах.

     В начале 1994 года создается Фонд содействия развитию малых форм предприятий  в научно-технической сфере (утвержденный Правительством РФ).

     Однако, характеризуя положительно в целом  этот этап, можно сказать, что решительного поворота в сторону развития малого предпринимательства не было сделано. Картина будет не полной, если не отметить, что наблюдалось нарастание криминально-уголовного характера многих процессов в малом бизнесе, что связывается с отсутствием устойчивых, сложившихся норм и правил предпринимательской этики, наличием «государственного рэкета» и уголовного рэкета.  

Второй  этап: 1995—1998 гг.

     На  этом этапе отчетливо прослеживается нацеленность экономической политики на создание концепции развития малого предпринимательства в нашей стране. Вырабатываются конкретные меры реальной помощи малому бизнесу по всей стране с предоставлением самостоятельности регионам в решении этих проблем.

     В 1995 году образовывается Государственный  комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства (ГКРП РФ). Этот комитет получил достаточно широкие полномочия. На него возлагается  разработка и реализация всей международной  помощи в этой области.

     Направленность  деятельности государства в области  малого предпринимательства на этот период определяет «Федеральная программа  государственной поддержки малого предпринимательства в РФ на 1996—1997 гг.» Цель этой Программы заключается в том, чтобы обеспечить устойчивое развитие малого предпринимательства в производственной, инновационной и других сферах экономики.

     В этот период определенные усилия предпринимались  и по формированию инфрастуктуры поддержки малого предпринимательства. В первом полугодии 1997 года на развитие инфраструктуры малого предпринимательства было выделено 9,3 млрд. руб., в т.ч. более 5 млрд. руб. было внесено в уставные фонды объектов инфраструктуры Калининградской, Нижегородской, Саратовской, Томской областей, республик Ингушетия, Калмыкия, Карелия, Татарстан, Алтайского и Краснодарского краев, Еврейской автономной области, Ханты-Мансийского автономного округа.

     Регионом-первопроходцем в деле развития малого бизнеса является Москва. Доля московских предприятий в общем числе малых предприятий равна 20%.

     В этот период продолжает активную деятельность Европейский банк реконструкции  и развития. Так, в орбиту его деятельности по поддержке малого предпринимательства  включается осенью 1996 года банк «Российский  кредит». Этот банк подписал кредитное  соглашение по программе «Малый бизнес в России». Соглашение дает возможность  всем, кто работает в сфере малого бизнеса, получить кредит по ставкам  ниже рыночных.

     Результативна была деятельность Фонда содействия развитию малых форм предприятий  в научно-технической сфере. К  середине 1997 года этот Фонд профинансировал 625 инновационных проектов, отобранных на конкурсной основе из 1873 обратившихся малых предприятий.

     На  финансирование инновационных проектов, выполняемых малыми предприятиями, расходуется около 80% бюджета Фонда  содействия.

     Однако  второй этап функционирования малого бизнеса все еще не смог стать  действенным инструментом экономического роста, политики занятости, научно-технического прогресса. Существенным фактором, мешающим цивилизованному развитию отечественного малого предпринимательства, остается криминальность и криминализация самого малого бизнеса.

Информация о работе Региональные особенности развития и стимулирования малого предпринимательства