Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 15:55, курсовая работа
Цель настоящей работы заключается в выявлении перспектив развития регионального рынка Кемеровской области.
Объектом исследования является региональный рынок непродовольственных товаров Кемеровской области.
Предмет исследования - состояние рынка непродовольственных товаров Кемеровской области.
Введение
1. Региональный потребительский рынок непродовольственных товаров
1.1Общая характеристика рынка
1.2Показатели регионального потребительского рынка непродовольственных товаров
1.3 Субъекты рынка их характеристики и взаимодействие
1.4 Анализ тенденций развития и основные факторы, влияющие на развитие
2. Региональный потребительский рынок непродовольственных товаров
2.1Характеристика свойств определяющих удобство пользования и управления товаром, их роль в определении качества товаров
2.2Характеристика факторов непосредственно формирующих качество непродовольственных товаров
2.3Выборочный контроль качества непродовольственных товаров
3. Региональный рынок непродовольственный рынок Кемеровской области:
3.1. Состояние рынка
3.2. Перспективы развития
Заключение
Список использованных источников
Содержание
Введение |
5 |
1. Региональный потребительский рынок непродовольственных товаров |
|
1.1Общая характеристика рынка |
6 |
1.2Показатели регионального потребительского рынка непродовольственных товаров |
10 |
1.3 Субъекты рынка их характеристики и взаимодействие
1.4 Анализ тенденций развития
и основные факторы, влияющие
на развитие |
19 |
21 | |
2. Региональный потребительский рынок непродовольственных товаров |
|
2.1Характеристика свойств
определяющих удобство |
23 |
2.2Характеристика факторов
непосредственно формирующих |
30 |
2.3Выборочный контроль
качества непродовольственных |
|
3. Региональный рынок
непродовольственный рынок |
|
3.1. Состояние рынка |
33 |
3.2. Перспективы развития |
45 |
Заключение |
47 |
Список использованных источников |
48 |
Введение
Изучение рынка непродовольственных товаров актуальная тема на данный момент, так как в современном обществе экономика постоянно развивается, а не стоит на одном месте. У общества возникает всё больше потребностей, которые необходимо удовлетворять.
Произошедшие изменения в экономике России в последние годы, которые связаны с переходом к рыночной экономике, привели к значительному увеличению на рынке объёма потребительских товаров, расширению ассортимента.
В настоящее время слово "товар" приобретает новое содержание, что также обусловлено происходящими изменениями в экономике и других областях. Так, в число объектов, попадающих под определение "товар", входит большое количество различных видов продукции, например средства транспорта, оборудование и средства производства, основные виды сырьевых продуктов и т.д.
Все большое значение приобретают услуги, обладающие рядом признаков, которые дают возможность рассматривать и анализировать их при помощи тех же методических приемов, что и товары - материальные объекты.
В период господства административной экономики к товарам, изучаемым товароведением, относились только так называемые "товары народного потребления", что существенно ограничивало возможности этой науки. Сейчас границы товароведения значительно расширились.
Цель настоящей работы заключается в выявлении перспектив развития регионального рынка Кемеровской области.
Объектом исследования является региональный рынок непродовольственных товаров Кемеровской области.
Предмет исследования - состояние рынка непродовольственных товаров Кемеровской области.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Курсовая работы выполнена с использованием материалов учебников, научных журналов, а также при помощи интернет сайтов.
Работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы.
1.Региональный потребительский рынок непродовольственных товаров
1.1 Общая характеристика рынка
Определение |
Автор |
Особенность |
Потребительский рынок - рынок покупателей, образованный отдельными лицами и домохозяйствами, покупающими или приобретающими иным способом товары и услуги для личного потребления. |
Энциклопедический словарь экономики и права |
Приоритет принадлежит личному потреблению отдельных лиц и домохозяйств. |
Потребительский рынок - это совокупность отношений, возникающих между продавцами и покупателями работ, услуг, товаров, с одной стороны, и их потребителями - с другой. |
Межрегиональная общественная организация. Общество защиты прав потребителей. |
Рассматриваются отношения между продавцом и покупателем. |
Потребительский рынок - это отношения по поводу спроса, предложения и реализации предметов и услуг индивидуального потребления, складывающиеся в торговле, общественном питании, в сфере платных услуг. |
Межрегиональная общественная организация. Общество защиты прав потребителей. |
Рассматриваются отношения с экономической точки зрения, т.е. спроса и предложения. |
Потребительский рынок — это общественные отношения, основанные на соблюдении правовых норм, возникающие между государством, изготовителем, продавцом, исполнителем и потребителем в процессе изготовления, реализации, выполнения и эксплуатации товаров, работ и услуг. |
Википедия |
Отношения рассматриваются с точки зрения права. |
Таблица 1. Определение «потребительского рынка».
Вывод: существует множество
определений потребительского рынка и
в каждом присутствуют свои особенности.
Мы на примере рассмотрели лишь несколько
понятий, но уже можно сделать вывод, что
потребительский рынок это, прежде всего,
общественные отношения, основанные на
взаимодействие продавца и потребителя,
подкреплённые нормами права и экономическими
принципами.
Рисунок 1. Особенности формирования
регионального потребительского рынка
Региональный потребительский рынок является частью общего регионального рынка (или рынка благ). Под товарным рынком в современной экономике понимается «система субъектов экономики, формирующих свои отношения с целью рационального обращения товаров конечного потребления и продукции производственно-технического назначения».
Региональный потребительский рынок воздействует на ряд фаз, тесно связанных между собой в едином процессе: потребности населения региона – производство (предложение) – денежные доходы населения – реализация (торговля) – потребление (удовлетворение потребностей). Блок потребностей в начале процесса выступает в роли заявок производству, ориентирует его на определенный объем и структуру производственных ресурсов. Он является важнейшим фактором формирования политики приоритетов в производственной программе региона.
Основным объектом коммерческо-хозяйственных взаимоотношений между субъектами рынка является товар в виде конкретного изделия, материала, услуги, идеи и др. Товар - продукт труда, предназначенный для определённых потребителей, т.е. изготовленный с целью продажи. Товар обладает стоимостью: потребительной (свойство быть полезным и удовлетворять соответствующие потребности владельца) и меновой (цена, удовлетворяющая потенциальных покупателей).
В итоге производственного цикла продукт труда поступает в сферу обращения, представляющую собой:
Сфера обращения практически является товарным рынком, где обнаруживаются все признаки рыночных отношений: действие законов, стоимости, спроса и предложения, самостоятельность предпринимательской деятельности, демонополизация экономики, конкуренция, наличие рыночной инфраструктуры.
Товарный рынок позволяет:
По объектам приложения различают: рынок товаров, рынок услуг, строительный рынок, рынок технологий, информационный рынок, кредитный рынок, фондовый рынок, рынок рабочей силы.
В пространственном отношении различают: локальный, региональный, национальный, региональный по группе интегрированных стран, мировой рынки.
По механизму функционирования различают: свободный, монополизированный, государственно-регулируемый и планово-регулируемый рынки.
По уровню насыщенности различают: равновесный (по объёму и структуре), дефицитный и избыточный.
Рисунок 2. Классификация признаков рынка потребительских
Товарная продукция, подразделяется на товары потребительские и производственно-технического назначения.
Рынок товаров потребительского назначения включает в себя обращение:
Рынок товаров производственно-технического назначения включает в себя обращение:
1.2 Показатели регионального
потребительского рынка
Для выявления показателей регионального потребительского рынка непродовольственных товаров, рассмотрим мнения некоторых экономистов.
Смирнов А. В. с целью анализа и оценки развития регионального потребительского рынка предлагает определять характер воздействия совокупности факторов, отражающих доходы населения, спрос на товары и услуги, уровень платежеспособности, динамику производства товаров массового потребления, объемы, ассортимент и качество товаров и услуг, цены на товары и услуги. Целью данного подхода является прогнозирование динамики валового регионального продукта в зависимости от темпов развития регионального потребительского рынка, учитывая его роль в формировании валового дохода региона. Это предусматривает построение математической модели, отражающей зависимость динамики валового регионального продукта в целом и в расчете па душу населения от оборота оптовой и розничной торговли, общественного питания, платных услуг и темпов роста оборота розничной торговли. С целью выявления проблем и преимуществ регионального потребительского рынка Смирнов А. В. предлагает использовать матрицу SWOT – анализа.
Согласно подходу Мингазиновой Е. Р. комплексная оценка развития регионального потребительского рынка должна предусматривать определение количественных (выручка от реализации товаров (услуг), количество предприятий потребительского рынка на 10 тысяч жителей, соответствие торговых площадей установленным нормативам, количество посадочных мест на 10 тысяч жителей, объем инвестиций в потребительский рынок, заработная плата работников предприятий потребительского рынка, налоговые поступления в региональный консолидированный бюджет) и качественных (оборот от реализации товаров (услуг) на душу населения, соотношение продовольственных и непродовольственных товаров, качество реализуемых товаров и услуг) экономических показателей. При этом Мингазинова Е. Р. отмечает важность оценки эффективности государственного регулирования регионального потребительского рынка посредством анализа региональной среды относительно условий функционирования и развития потребительского рынка, основываясь на расчете коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Оценка эффективности государственного регулирования отражает характер влияния институциональной среды на развитие регионального потребительского рынка.
Кузичкина Н. И. обосновывает необходимость расчета интегрального вектора потребительского рынка посредством оценки индикаторов, сформированных в четыре подсистемы, включая индикаторы доходов, индикаторы наполнения рынка, индикаторы потребления, индикаторы товарооборота.
Артемьева Л. В.предложила подход к оценке уровня развития регионального потребительского рынка, предусматривающий определение уровня конкуренции, скорости роста производства, продовольственной безопасности региона, чувствительности к инфляции, изменения производства товаров в расчете на душу населения, (табл.2.).
Таблица 2
Рекомендуемая характеристика показателей регионального потребительского рынка
Данный подход также предусматривает оценку уровня привлекательности регионального потребительского рынка и конкурентной среды, учитывая устойчивость рынка, характер покупательского спроса, уровень конкуренции со стороны импорта, развитость торговой сети, региональную замкнутость. С этой целью используется экспертно-параметрический метод, который позволяет оценить конкурентную среду регионального потребительского рынка, учитывая взаимодействие производителей, потребителей и конкурентов, а также влияние группы факторов (устойчивость рынка, характер потребительского спроса, уровень торговли, конкуренция со стороны импорта, региональная замкнутость).
Информация о работе Региональный рынок непродовольственных товаров