Роль и место олигополии в отечественной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 16:25, курсовая работа

Краткое описание

В конце XX века произошло существенное изменение условий функционирования большинства рынков, связанное с усилением власти ведущих олигополистических компаний, ключевым образом влияющих на устойчивость функционирования контрагентов, доходность бюджетов соответствующих уровней, занятость населения, экономическую политику. С данными компаниями связываются надежды на инновационное развитие страны, продвижение продукции на мировые рынки, усиление роли конкретной страны в глобальной экономике. От их устойчивости зависит экономическая безопасность национальной экономики, а в отдельных случаях – региональных экономических блоков и мировой экономики.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая - Олигополия.docx

— 265.22 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Сибирский государственный аэрокосмический университет  
имени академика М.Ф. Решетнева»

 

Инженерно-экономический факультет


 

Кафедра экономики


                                                           

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

по дисциплине:   МИКРОЭКОНОМИКА.      ТЕОРИЯ И РОССИЙСКАЯ ПРАКТИКА


 

на тему: Роль и место олигополии в современной отечественной экономике


 

 

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата сдачи: «_____»__________20___г.

Дата защиты: «_____»__________20___г.

Оценка:_________________             __________________________________

                                                                                                                                                 (подпись руководителя)

 

 

 

 

Красноярск 2012 г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В конце XX века произошло существенное изменение условий функционирования большинства рынков, связанное с усилением власти ведущих олигополистических компаний, ключевым образом влияющих на устойчивость функционирования контрагентов, доходность бюджетов соответствующих уровней, занятость населения, экономическую политику. С данными компаниями связываются надежды на инновационное развитие страны, продвижение продукции на мировые рынки, усиление роли конкретной страны в глобальной экономике. От их устойчивости зависит экономическая безопасность национальной экономики, а в отдельных случаях – региональных экономических блоков и мировой экономики.

Олигополия (от греч. oligos − мало, немного, poleo − продаю) как модель рынка представляет собой небольшое число фирм-производителей данного товара, которые действуют совместно, и вход в олигополию новых фирм ограничен высокими барьерами.

Олигополия является одной из самых распространенных структур рынка в современной экономике. В большинстве стран, включая Россию, почти все отрасли тяжелой промышленности: металлургия, химия, автомобилестроение, электроника, судо- и самолетостроение и др. – имеют именно такую структуру. Часто встречается олигополия также на региональных рынках. Так, в общенациональных масштабах нередко действует много компаний, но в конкретном городе или регионе представлены лишь два-три крупных игрока. Такое положение типично, например, для оптовой торговли многими товарами в России.

Появление и стремительное развитие олигополий качественно изменило конкурентные отношения на национальных и международных рынках. Конкуренция относительно мелких товаропроизводителей сменилась ожесточенной борьбой между крупными товаропроизводителями, наиболее влиятельными из которых являются олигополистические компании.

К олигополистическим рынкам в России могут быть отнесены рынки газа горючего природного (естественного), серы, удобрений азотных, фосфатных и калийных, дизелей и дизельгенераторов (без автотракторных), витаминных препаратов, электродвигателей переменного тока с высотой оси вращения 63-355 мм, грузовых, легковых автомобилей и автобусов, шин для грузовых автомобилей, автобусов и троллейбусов, линолеума, вагонов грузовых магистральных, кислоты соляной, чугуна и доменных ферросплавов, солода, детских фруктовых консервов, бумаги газетной и ряд других рынков.

От устойчивости олигополистов зависит стабильность функционирования их контрагентов, уровень развития территорий, на которых они осуществляют свою деятельность, доходность бюджетов соответствующих уровней и т. п. Это такие компании, как «Газпром», «ЛУКойл», «Роснефть», «Норильский никель», «АвтоВАЗ», «Русал», «Сбербанк» и др.

В настоящее время на олигополистических рынках России заметны противоречивые тенденции: на одних рынках происходит увеличение числа игроков либо перераспределение их рыночных долей в сторону более равномерного, на других - сокращение числа игроков и рост концентрации. При этом показатели концентрации в России сближаются со сравнимыми показателями развитых стран: в высококонцентрированных отраслях концентрация снижается, в то время как в низкоконцентрированных – растет.

Изучение особенностей функционирования олигополистических рынков становится всё более актуальным по причине нарастания глобального характера деятельности олигополистов и усиления их влияния на мировую экономику.

Целью курсовой работы является изучение роли и места олигополии в современной отечественной экономике.

Главными задачами послужили:

- исследование понятия олигополия;

- характеристика видов  олигополии;

- анализ моделей олигополии;

- выявление причин и  последствий олигополизации рынка;

- определение роли и  места олигополии в современной экономике на примере рынка услуг мобильной связи.

Объектом исследования является современная отечественная экономика. Предметом – виды, модели, причины и последствия олигополии.

Теоретической основой исследования выступают труды различных экспертов по вопросам, раскрытым в курсовой работе: Е. Казанцевой, О. Гриценко, А. Груничева, А. Филатова и др. Данные взяты из общедоступных источников: из журналов и интернет-ресурсов.

Курсовая работа состоит из двух глав.

В первой главе раскрывается сущность олигополии, приводятся её признаки, классификация видов и моделей олигополии. Подробно описываются следующие модели: модель Курно, модель Штакельберга, борьба за лидерство, модели Бертрана и Эджворта, картель, модели Бэйна и Модильяни, грабительское ценообразование. При описании используются графические иллюстрации.

Во второй главе выявляются основные исторические и экономические причины и последствия олигополизации рынка. Как современный олигополистический рынок в работе рассматривается рынок услуг мобильной связи, его основные игроки («большая тройка») и занимаемые ими доли рынка.

В курсовой работе содержится 1 табл., 7 рис. и список используемой литературы из 10 наименований.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ ОЛИГОПОЛИЯ

 

1.1 Сущность олигополии и её виды

 

Познание экономического явления предполагает его включение в категориальную систему экономической теории и определение сущностных характеристик. Между тем немало новых моментов, свойственных современным процессам функционирования олигополистических рынков, находит пока либо недостаточные и несколько односторонние, либо даже противоречивые оценки.

Категории «олигополия», «олигополист» первоначально использовались зарубежными исследователями и затем были перенесены в отечественную экономическую литературу. При этом либо по причине погрешностей перевода, либо в силу нечеткости дефиниций, в исходных исследованиях они в отдельных случаях использовались как синонимы (как тип рыночной структуры и как субъект олигополистического рынка).

Термин «олигополия» в наши дни используется довольно широко. Ж.-Ж. Роза, обращается к нему, характеризуя современную капиталистическую систему, в которой принятие решения является прерогативой нескольких крупных институций, использующих концентрированные ресурсы (фирмы, профсоюзы, государство). Термин применяют и для обозначения ситуации распределения экономической власти между определенными территориями (пространствами), например, когда не один, а несколько наиболее экономически развитых регионов являются «полюсами роста», концентрируя на своем пространстве практически все национальное хозяйство. Такой рынок по аналогии с микроуровнем будет представлять собой «пространственную олигополию». Также используется термин «политическая олигополия» в отношении нескольких великих держав, которые играют определяющую роль в мировой политической системе [1, 73-76].

Дословно термин «олигополия» означает «немного продавцов» [10, 315]. Олигополия (от греч. oligos – немногий, poleo – продаю) представляет собой господство небольшого числа крупнейших фирм в производстве и на рынке. В отличие от фирм, участвующих в монополистической конкуренции  и имеющих небольшой удельный вес в торговле, олигополии обладают очень большой рыночной властью. Так, в США отрасль национального хозяйства считается олигополистической, если крупнейшие компании контролируют 40% и более всего рынка. Для определения степени господства олигополий в отрасли применяется показатель степень концентрации (сосредоточения продаж) четырех крупнейших фирм [8, 218].

Отметим, что в теории вопрос характера пространства олигополии – рыночного или отраслевого – является недостаточно урегулированным. Одни ученые считают олигополию разновидностью рыночной структуры, другие во главу угла ставят отраслевой подход и рассматривают олигополию в рамках отрасли.

Безусловно, необходимо проводить грань между понятиями «отрасль» и «рынок». Отрасль является совокупностью фирм, производящих либо поставляющих на рынок (рынки) близкие по потребительским свойствам продукты, произведенные по сходным технологиям, т.е. фирмы внутри отрасли объединяются определенной близостью используемых технологий и товаров. Рынок же объединяется общностью удовлетворяемых потребностей.

Каждый из подходов имеет свои преимущества и недостатки. В частности, преимущества отраслевого подхода – относительная простота определения границ олигополии и расчета коэффициентов концентрации, рыночного – получение реальной картины состояния конкуренции на рынке с учетом как отечественных, так и зарубежных производителей. Недостатки отраслевого подхода – завышение показателей концентрации, отсутствие учета объемов реализации товаров зарубежных производителей на отечественном рынке, рыночного – сложность определения объемов реализации зарубежных производителей на отечественном рынке [1, 77, 81-82].

Каждая рыночная структура обладает определенными признаками, позволяющими, с одной стороны идентифицировать данную структуру, а с другой прогнозировать поведение фирм, функционирующих в условиях соответствующей рыночной структуры. На рисунке 1 представлены наиболее значимые признаки данной рыночной структуры.

Выделяют 4 типа экономической концентрации: общая концентрация (на основе удельного веса крупных компаний в ВВП или соответствующей отрасли экономики); комплексная концентрация (на основе степени диверсификации компаний); рыночная концентрация (на основе удельного веса монополии или олигополии входящих в группу компаний на соответствующем рынке); концентрация собственности (на основе характера распределения голосующих акций среди собственников компании). Для олигополистических рынков характерен высокий уровень всех видов концентрации.

Продукция, которую поставляют олигополисты на рынок может быть как стандартизированной, так и дифференцированной.

Олигополия характеризуется взаимозависимостью равноправных и относительно самостоятельных акторов. Поведение олигополистов определяется двумя силами, действующими в противоположных направлениях: коллективная заинтересованность в максимизации совокупной прибыли посредством совместных действий (установление фиксированных цен, квотирование производства и продаж) и стремление каждого участника рынка максимизировать собственную прибыль.

 

 

Рисунок 1 – Признаки олигополии

 

Источник: 1, 105

 

Упорядоченность олигополии определяется не столько управленческими регулирующими процедурами, как в вертикальных организациях, сколько общими действиями. Поэтому взаимозависимость и взаимодействие выступают центральной составляющей в структуре и сущности олигополии. В условиях олигополии велика роль горизонтальных взаимосвязей, обеспечивающих взаимозависимость, коллективный характер деятельности олигополистов.

Фирмы в олигополистической отрасли обладают способностью влиять на цену товара, изменяя объемы его поставок. Олигополисты имеют возможность учитывать потребности рынка и в значительной степени формировать спрос на свою продукцию до начала её производства и превращают формирование спроса в своеобразную специальную сферу деятельности.

Олигополия представляет собой систему, с одной стороны, относительно закрытую для проникновения других субъектов, а с другой – открытую для расширения за счет поглощения новых элементов существующими субъектами системы – олигополистами.

На современных олигополистических рынках главным орудием конкуренции является не цена, а качество и уникальные потребительские свойства товара. Конкурентная борьба за покупателя осуществляется за счет различий в качестве, гарантийном и послепродажном обслуживании, рекламе, условиях доставки и пр. [1, 104-108]

Неценовая конкуренция существенно меняет рыночный механизм регулирования взаимосвязи цен и стоимости. Поскольку на рынке господствует установленная олигополией высокая цена, то она уже не может совершать прежнее движение вокруг стоимости товара. Наоборот, величина стоимости – общественно необходимых затрат труда и материальных средств – изменяется в соответствии с уровнем зафиксированной цены продуктов. Так, в зависимости от остроты противоборства на рынке увеличиваются или снижаются расходы фирм на повышение качества изделий, на содержание сети обслуживания потребителя, на рекламу и т.п. В результате более быстро меняются затраты труда и материальных средств на изготовление и сбыт продукции, т.е. производство и сбыт олигополий оказываются более гибкими, чем рыночная цена [8, 219].

Олигополистические отрасли обладают технико-технологическим превосходством, которое позволяет предприятиям получать более высокую норму прибыли.

Исходя из того, что экономические отношения складываются с одними и теми же партнерами, важнейшей чертой олигополии является модель взаимодействия, ориентированная на длительную перспективу.

Информация о работе Роль и место олигополии в отечественной экономике