Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 16:25, курсовая работа
В конце XX века произошло существенное изменение условий функционирования большинства рынков, связанное с усилением власти ведущих олигополистических компаний, ключевым образом влияющих на устойчивость функционирования контрагентов, доходность бюджетов соответствующих уровней, занятость населения, экономическую политику. С данными компаниями связываются надежды на инновационное развитие страны, продвижение продукции на мировые рынки, усиление роли конкретной страны в глобальной экономике. От их устойчивости зависит экономическая безопасность национальной экономики, а в отдельных случаях – региональных экономических блоков и мировой экономики.
Инженерно-экономический факультет
Кафедра экономики
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: МИКРОЭКОНОМИКА. ТЕОРИЯ И РОССИЙСКАЯ ПРАКТИКА
на тему: Роль и место олигополии в современной отечественной экономике
Дата сдачи: «_____»__________20___г.
Дата защиты: «_____»__________20___г.
Оценка:_________________
Красноярск 2012 г.
СОДЕРЖАНИЕ
К олигополистическим рынкам в России могут быть отнесены рынки газа горючего природного (естественного), серы, удобрений азотных, фосфатных и калийных, дизелей и дизельгенераторов (без автотракторных), витаминных препаратов, электродвигателей переменного тока с высотой оси вращения 63-355 мм, грузовых, легковых автомобилей и автобусов, шин для грузовых автомобилей, автобусов и троллейбусов, линолеума, вагонов грузовых магистральных, кислоты соляной, чугуна и доменных ферросплавов, солода, детских фруктовых консервов, бумаги газетной и ряд других рынков.
От устойчивости олигополистов зависит стабильность функционирования их контрагентов, уровень развития территорий, на которых они осуществляют свою деятельность, доходность бюджетов соответствующих уровней и т. п. Это такие компании, как «Газпром», «ЛУКойл», «Роснефть», «Норильский никель», «АвтоВАЗ», «Русал», «Сбербанк» и др.
В настоящее время на олигополистических рынках России заметны противоречивые тенденции: на одних рынках происходит увеличение числа игроков либо перераспределение их рыночных долей в сторону более равномерного, на других - сокращение числа игроков и рост концентрации. При этом показатели концентрации в России сближаются со сравнимыми показателями развитых стран: в высококонцентрированных отраслях концентрация снижается, в то время как в низкоконцентрированных – растет.
Познание экономического явления предполагает его включение в категориальную систему экономической теории и определение сущностных характеристик. Между тем немало новых моментов, свойственных современным процессам функционирования олигополистических рынков, находит пока либо недостаточные и несколько односторонние, либо даже противоречивые оценки.
Категории «олигополия», «олигополист» первоначально использовались зарубежными исследователями и затем были перенесены в отечественную экономическую литературу. При этом либо по причине погрешностей перевода, либо в силу нечеткости дефиниций, в исходных исследованиях они в отдельных случаях использовались как синонимы (как тип рыночной структуры и как субъект олигополистического рынка).
Термин «олигополия» в наши дни используется довольно широко. Ж.-Ж. Роза, обращается к нему, характеризуя современную капиталистическую систему, в которой принятие решения является прерогативой нескольких крупных институций, использующих концентрированные ресурсы (фирмы, профсоюзы, государство). Термин применяют и для обозначения ситуации распределения экономической власти между определенными территориями (пространствами), например, когда не один, а несколько наиболее экономически развитых регионов являются «полюсами роста», концентрируя на своем пространстве практически все национальное хозяйство. Такой рынок по аналогии с микроуровнем будет представлять собой «пространственную олигополию». Также используется термин «политическая олигополия» в отношении нескольких великих держав, которые играют определяющую роль в мировой политической системе [1, 73-76].
Дословно термин «олигополия» означает «немного продавцов» [10, 315]. Олигополия (от греч. oligos – немногий, poleo – продаю) представляет собой господство небольшого числа крупнейших фирм в производстве и на рынке. В отличие от фирм, участвующих в монополистической конкуренции и имеющих небольшой удельный вес в торговле, олигополии обладают очень большой рыночной властью. Так, в США отрасль национального хозяйства считается олигополистической, если крупнейшие компании контролируют 40% и более всего рынка. Для определения степени господства олигополий в отрасли применяется показатель степень концентрации (сосредоточения продаж) четырех крупнейших фирм [8, 218].
Отметим, что в теории вопрос характера пространства олигополии – рыночного или отраслевого – является недостаточно урегулированным. Одни ученые считают олигополию разновидностью рыночной структуры, другие во главу угла ставят отраслевой подход и рассматривают олигополию в рамках отрасли.
Безусловно, необходимо проводить грань между понятиями «отрасль» и «рынок». Отрасль является совокупностью фирм, производящих либо поставляющих на рынок (рынки) близкие по потребительским свойствам продукты, произведенные по сходным технологиям, т.е. фирмы внутри отрасли объединяются определенной близостью используемых технологий и товаров. Рынок же объединяется общностью удовлетворяемых потребностей.
Каждый из подходов имеет свои преимущества и недостатки. В частности, преимущества отраслевого подхода – относительная простота определения границ олигополии и расчета коэффициентов концентрации, рыночного – получение реальной картины состояния конкуренции на рынке с учетом как отечественных, так и зарубежных производителей. Недостатки отраслевого подхода – завышение показателей концентрации, отсутствие учета объемов реализации товаров зарубежных производителей на отечественном рынке, рыночного – сложность определения объемов реализации зарубежных производителей на отечественном рынке [1, 77, 81-82].
Выделяют 4 типа экономической концентрации: общая концентрация (на основе удельного веса крупных компаний в ВВП или соответствующей отрасли экономики); комплексная концентрация (на основе степени диверсификации компаний); рыночная концентрация (на основе удельного веса монополии или олигополии входящих в группу компаний на соответствующем рынке); концентрация собственности (на основе характера распределения голосующих акций среди собственников компании). Для олигополистических рынков характерен высокий уровень всех видов концентрации.
Продукция, которую поставляют олигополисты на рынок может быть как стандартизированной, так и дифференцированной.
Олигополия характеризуется взаимозависимостью равноправных и относительно самостоятельных акторов. Поведение олигополистов определяется двумя силами, действующими в противоположных направлениях: коллективная заинтересованность в максимизации совокупной прибыли посредством совместных действий (установление фиксированных цен, квотирование производства и продаж) и стремление каждого участника рынка максимизировать собственную прибыль.
Рисунок 1 – Признаки олигополии
Источник: 1, 105
Упорядоченность олигополии определяется не столько управленческими регулирующими процедурами, как в вертикальных организациях, сколько общими действиями. Поэтому взаимозависимость и взаимодействие выступают центральной составляющей в структуре и сущности олигополии. В условиях олигополии велика роль горизонтальных взаимосвязей, обеспечивающих взаимозависимость, коллективный характер деятельности олигополистов.
Фирмы в олигополистической отрасли обладают способностью влиять на цену товара, изменяя объемы его поставок. Олигополисты имеют возможность учитывать потребности рынка и в значительной степени формировать спрос на свою продукцию до начала её производства и превращают формирование спроса в своеобразную специальную сферу деятельности.
Олигополия представляет собой систему, с одной стороны, относительно закрытую для проникновения других субъектов, а с другой – открытую для расширения за счет поглощения новых элементов существующими субъектами системы – олигополистами.
На современных олигополистических рынках главным орудием конкуренции является не цена, а качество и уникальные потребительские свойства товара. Конкурентная борьба за покупателя осуществляется за счет различий в качестве, гарантийном и послепродажном обслуживании, рекламе, условиях доставки и пр. [1, 104-108]
Неценовая конкуренция существенно меняет рыночный механизм регулирования взаимосвязи цен и стоимости. Поскольку на рынке господствует установленная олигополией высокая цена, то она уже не может совершать прежнее движение вокруг стоимости товара. Наоборот, величина стоимости – общественно необходимых затрат труда и материальных средств – изменяется в соответствии с уровнем зафиксированной цены продуктов. Так, в зависимости от остроты противоборства на рынке увеличиваются или снижаются расходы фирм на повышение качества изделий, на содержание сети обслуживания потребителя, на рекламу и т.п. В результате более быстро меняются затраты труда и материальных средств на изготовление и сбыт продукции, т.е. производство и сбыт олигополий оказываются более гибкими, чем рыночная цена [8, 219].
Олигополистические отрасли обладают технико-технологическим превосходством, которое позволяет предприятиям получать более высокую норму прибыли.
Исходя из того, что экономические отношения складываются с одними и теми же партнерами, важнейшей чертой олигополии является модель взаимодействия, ориентированная на длительную перспективу.
Информация о работе Роль и место олигополии в отечественной экономике