Роль крупных предприятий в экономике России и проблема их эффективности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 22:41, реферат

Краткое описание

Актуальность темы исследования связана с тем, что сегодня для России особенно остро стоят вопросы определения экономического поведения крупных предприятий в быстроизменяющихся условиях переходного периода и выработки ими эффективной стратегии адаптации в этих условиях.
Главной причиной возникновения крупных предприятий в России явилось наличие обширного рынка, массовые потребности которого в ряде товаров способны полностью обеспечить только крупные предприятия.
Крупные предприятия являются основой экономического потенциала страны. Занимая всего лишь небольшую долю в общей численности предприятий, они создают большую часть национального богатства страны.

Содержание

Введение
1 Понятие крупных предприятий, их классификация и признаки
2 Преимущества и недостатки крупных предприятий
3 Значение и роль крупных предприятий в экономике России
4 Проблема эффективности крупных предприятий
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Роль крупных предприятий в экономике России и проблема их эффективности.docx

— 37.18 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

Роль крупных предприятий в экономике России и проблема их эффективности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение

1 Понятие крупных предприятий, их классификация и признаки

2 Преимущества и недостатки крупных предприятий

3 Значение и роль крупных предприятий в экономике России

4 Проблема  эффективности  крупных  предприятий

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность темы исследования связана с тем, что сегодня для России особенно остро стоят вопросы определения экономического поведения крупных предприятий в быстроизменяющихся условиях переходного периода и выработки ими эффективной стратегии адаптации в этих условиях.

Главной причиной возникновения крупных предприятий в России явилось наличие обширного рынка, массовые потребности которого в ряде товаров способны полностью обеспечить только крупные предприятия.

Крупные предприятия являются основой экономического потенциала страны. Занимая всего лишь небольшую долю в общей численности предприятий, они создают большую часть национального богатства страны.

Крупные предприятия обладают мощным производственным потенциалом и сильны в сфере стандартного бизнеса. Функционируя в отраслях массового производства, крупные предприятия поставляют на рынок качественную продукцию по доступной покупателю цене.

Целью данной работы является изучение роли крупных предприятий в экономике России и выявлении проблем их эффективности.

В соответствии с поставленной целью в данной работе решаются следующие задачи:

- изучить понятие и  сущность крупных предприятий, их классификацию и признаки;

- рассмотреть преимущества и недостатки крупных предприятий;

- определить значение и роль крупных предприятий для экономики страны;

- выявить проблемы эффективности этих предприятий.

Объектом исследования выступает экономика России. Предметом исследования – роль в экономике страны и проблемы эффективности крупных предприятий. Поставленные задачи были выполнены путем анализа экономической литературы и журналов.

1 Понятие крупных предприятий, их классификация и признаки

Предприятие - это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Предприятие, производящее значительную, существенную долю общего объема продукции отрасли либо характеризуемое как крупное по объемным показателям: количеству занятых, объему продаж, размеру активов. При отнесении предприятия к разряду крупных действует отраслевая, территориальная и государственная специфика.

Например, в машиностроении определяющими факторами считаются объемы выпуска продукции, стоимость основных средств, численность занятых.

В агропромышленном комплексе достаточно принять в расчет площадь угодий или поголовье скота в животноводстве.

Под  крупным  предприятием понимается  юридическое  лицо,  являющееся  резидентом  Российской  Федерации,  деятельность  которого  оказывает  значительное  влияние  на  социально-экономическое  развитие  национальной  экономики  и  подпадает  под  такие  критерии  отбора,  как:

- численность  работающих  не  менее 250 чел.; 

- годовой  оборот  не  менее 10  млрд. руб.;

- суммарные доходы предприятия не менее 1 млрд. руб.;

- величина  активов свыше 10 млрд. руб. 

Любое крупное предприятие может воздействовать  на  социальное  развитие  и  экономику  в  страны  в  целом,  а  также  на  наполняемость государственного бюджета. Поэтому крупные предприятия могут быть классифицированы на:

а) градообразующие;

б) бюджетообразующие;

в) отраслеобразующие. 

Отраслеобразующее  предприятие - это  крупное  предприятие,  доля  производства которого наибольшая в конкретной отрасли.

Градообразующее  предприятие объединяет  в  рамках  своего  производства  наибольшую  долю  проживающих  на  территории  муниципального  образования  и  выполняет  социальнообразующие  функции.

Бюджетообразующее предприятие - это предприятие,  доля  поступления  налогов  которого  в  бюджет  является  значительной. 

В России осуществляют деятельность предприятия, которые  одновременно  могут  относиться  ко  всем  перечисленным  группам.

Такие  предприятия рассматриваются как системообразующие, т.е. это хозяйствующие  субъекты,  роль  которых  в  развитии  отрасли,  конкретного  муниципального образования и в формировании государственного бюджета  значительна. 

Однако, как правило, провести четкое разделения внутри данных групп  предприятий  не  представляется  возможным,  поскольку  градообразующее  предприятие является и бюджетообразующим, в этой связи и налоговый учет  данного предприятия узаконен определенным образом. Яркий пример таких  предприятий - ОАО « АвтоВАЗ» в г. Тольятти и  Братский  лесопромышленный комплекс. 

Рассматривая роль системообразующих предприятий в рамках системы  национальной экономики, можно выделить следующие возможности их влияния на  ее развитие: 

-  содействие  реализации  протекционистской  политики,  проводимой  государством, путем сокращения (вплоть  до полного отказа) импорта  определенных  категорий товаров; 

- разработка эффективной  инновационной политики путем  наращивания  инновационного и  интеллектуального потенциала с  целью получения  нового  или  преобразования  производимого  продукта,  совершенствование  способов  его  производства,  повышение  его  конкурентоспособности  и  удовлетворение  потребности  общества  в  конкурентоспособных товарах  и услугах; 

-  формирование рабочих  мест на рынке труда, сокращение  безработицы,  повышение уровня  благосостояния граждан и качества  их жизни; 

-  поддержка  социальной  инфраструктуры  региона  из  собственных  источников финансирования и  из государственного бюджета;  

- изменение социальных  характеристик общества в регионе присутствия. Так,  получаемые  в  результате  производственно-хозяйственной  деятельности  крупных предприятий доходы направляются в целевые  фонды  денежных  средств,  обеспечивающие  наряду  с  накоплением  капитала  их  текущее  потребление.  В  зависимости  от  результата  предприятие участвует в социальных программах. Их можно условно  разделить  на  две  группы:

а) внутренние (оплата  путевок  в  санатории,  дома  отдыха,  средства  на  оказание  помощи  незащищенным  слоям  населения),

б) внешние (использование прибыли на благотворительные  цели, оказание спонсорской помощи и др.) мероприятия социального  характера; 

-  стимулирование  социально-экономического  развития  региона за  счет  того,  что  наибольшая  часть  налоговых  поступлений (до 60%)  перечисляется  именно  градообразующими  инфраструктурными  предприятиями; 

-  подготовка  и  переподготовка  кадров  по  новым  профессиям,  специальностям,  повышение  образовательного  уровня  и  интеллектуального  потенциала региона (человеческого  капитала); 

-  обеспечение  необходимого  качества  продукции,  соответствующего  росту конкурентоспособности; 

-  создание  товаров  и  услуг,  позволяющих увеличить  жизненный  цикл  предприятия  и стимулировать эффективность  его производства. 

Как видно, влияние данной группы предприятий весьма значимо, что  актуализирует  разработку  для  них  стратегии  развития  с  привлечением  государства. 

Крупные предприятия обладают мощным производственным потенциалом и сильны в сфере стандартного бизнеса.

Функционируя в отраслях массового производства, крупные предприятия поставляют на рынок качественную продукцию по доступной покупателю цене.

Основу для успеха крупной компании составляет создание внутренних условий, в частности:

- организация эффективного  производства;

- формирование системы  сбытовой и маркетинговой сети;

- обеспечение действенного  управления предприятием.

2 Преимущества и недостатки  крупных предприятий

Деятельность крупных предприятий имеет как преимущества, так и недостатки. Основным преимуществом крупных предприятий можно с точностью назвать получение экономии на масштабах производства. Смысл данного явления тесно связан с категорией издержек (снижение себестоимости единицы продукции).

Используя возможность емкого рынка, крупные предприятия сосредоточивают свои усилия на выпуске массовой профилирующей продукции. Именно в этом они сильны, имеют преимущества перед другими, лидируют, предоставляя качественный недорогой товар.

В основе данного преимущества крупных предприятий находятся огромные финансовые ресурсы, позволяющие приобретать и использовать в производстве современное высокопроизводительное специализированное оборудование.

Они создают предпосылки и условия для масштабного внедрения инноваций, обеспечивают высокую производительность труда за счет мощной сферы стимулирования и условно-постоянной численности персонала, возможность снижения себестоимости, увеличения прибыли, рентабельности производства, фондоотдачи и производительности труда.

По отношению к малым предприятиям крупные предприятия:

- гораздо устойчивее и меньше подвержены банкротствам благодаря своей экономической мощи;

- имеют значительный годовой доход, что позволяет им не только обеспечивать сотрудников, менеджеров и собственников, но и направлять большие средства на дальнейшее развитие;

- успех в крупном бизнесе приносит экономическую власть (господство на рынках), а зачастую и политическое влияние.

Данные преимущества определяют роль крупных предприятий в экономике страны.

Вместе с тем организация и управление крупным предприятием - сложный процесс, требующий огромных вложений, больших издержек на содержание управленческого аппарата и его координацию.

Японцы говорят, что крупная фирма подобна дракону, голова которого узнает об отрубленном хвосте лишь через несколько лет после этого события. Каждая крупная фирма имеет свой предел роста, за которым она начинает терпеть убытки.

В качестве недостатков, характерных для крупного предприятия выделяют следующие:

- неэффективность,

- неуправляемость,

- неспособность динамично реагировать на состояние рынка,

- негибкость,

- игнорирование которых делает компанию уязвимой для конкурентов.

Но, несмотря на наличие слабых сторон в своей деятельности, крупные предприятия прочно удерживают доминирующие позиции в экономике страны.

 

 

 

 

 

3 Значение и роль крупных предприятий в экономике России

Преимущества, характерные для  крупных  предприятий  определяют  их роль в национальной  экономике. Это  позволяет отнести  крупные предприятия  к  макроэкономически значимым  явлениям. 

Так, например,  крупные  предприятия  могут  поставлять  товары  и  услуги  большему  числу  покупателей,  продавать  свои  продукты  по  более  низким  ценам,  удовлетворяя  тем самым все большее  число  потребителей. Большие  предприятия имеют  преимущества  на  рынке.

Это связано с тем, что потребителей  привлекают  известные названия  торговых  марок,  которые,  по  их  мнению,  гарантируют  определенный  уровень  качества,  а, следовательно, имеют  лучший  конкурентный потенциал.

Кроме  того,  крупные  предприятия  имеют  возможность  привлечь  значительные  финансовые  ресурсы  при  меньшей  стоимости.  Отсюда  и  инновационный потенциал у них значительно выше.

Крайне важная роль крупных предприятий проявляется в том, что они  создают дополнительные рабочие места, подчас формируя полноценную  муниципальную инфраструктуру с социальными гарантиями и льготами,  культурно-развлекательными, спортивными, медицинскими и  образовательными учреждениями.

Основной причиной возникновения крупных предприятий в России явилось наличие обширного рынка, массовые потребности которого в ряде товаров способны были обеспечить в полной мере лишь крупные предприятия.

История  развития  крупных  предприятий  в  России  показывает,  что  отечественная промышленность развивалась в первую очередь как крупная.  Такое положение сложилось еще в 19 в., в царской России. Для советской  экономики  была  свойственна  непропорционально  высокая  доля  крупных  предприятий при явно заниженной (по сравнению с развитыми рыночными  экономиками)  доле  малых  и  средних  предприятий.  Уже  в 1960 г.  доля  крупных  предприятий (с числом занятых свыше 500 чел.) в СССР достигала  почти 16% и была в 5 с лишним раз выше, чем в ФРГ. К 1987 г. удельный вес  крупных  предприятий  дошел  до 29,5%, на  которых  было  сосредоточено  85,1% всех занятых. В новой рыночной экономике России возникшие малые  предприятия частично покрыли их дефицит.

Информация о работе Роль крупных предприятий в экономике России и проблема их эффективности