Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 14:04, курсовая работа
Экономический интерес, энергия и изобретательность предприимчивых людей активно содействовали прогрессу во всех областях человеческой жизнедеятельности. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет их деятельность и особенно, в создании новых, разнообразных по специализации и направлениям малых предприятий
Задачами данной работы является:
Рассмотрение сущности малого предпринимательства
Рассмотрение критериев по которым предприятие относится к малым
Рассмотреть роль малого бизнеса в современной экономике
Введение
1. Малое предпринимательство в современной рыночной экономике ….5 1.1 Сущность и критерии малого предпринимательства………………..5
1.2 Факторы и мотивы развития предпринимательства ………………..8
1.3 Роль малого бизнеса в экономике страны …………………………..10
1.4 Взаимодействие малого и крупного бизнеса ……………………….13
2. Роль малого бизнеса в экономике РБ …………………………………….18
2.1 Состояние малого предпринимательства в экономике страны……18
2.2Основные направления развития малого предпринимательства в Республике Беларусь…………………………………………………………….21
Заключение ……………………………………………………………………..25
Список использованных источников ………………
Частное
учреждение образования
Факультет
Кафедра
экономики и туризма
КУРСОВАЯ
РАБОТА
на тему: «Роль малого бизнеса в современной экономике»
по дисциплине «Макроэкономика»
Минск 2011
Введение
1. Малое предпринимательство в современной рыночной экономике ….5 1.1 Сущность и критерии малого предпринимательства………………..5
1.2 Факторы и мотивы развития предпринимательства ………………..8
1.3 Роль малого бизнеса в экономике страны …………………………..10
1.4 Взаимодействие малого и крупного бизнеса ……………………….13
2. Роль малого бизнеса в экономике РБ …………………………………….18
2.1 Состояние малого предпринимательства в экономике страны……18
2.2Основные
направления развития малого предпринимательства
в Республике Беларусь…………………………………………………………
Заключение ……………………………………………………………………..25
Список
использованных источников ……………………………………….26
Введение
Малый бизнес в рыночной экономике — ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта (ВНП). Во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70% ВНП.
В большинстве стран, таких как США. Япония, Германия, Франция, Великобритания, подавляющую долю — 99,3-99,7% от количества предприятий составляют так называемые малые и средние предприятия. Они выделяются среди прочих по численности занятых (например, не более 500 человек) или размеру основного капитала. На них производится почти половина объема выпускаемой продукции. Как правило, такие предприятия дают 75—80% новых рабочих мест в отличие от крупных производств, где наблюдается сокращение занятости.
Но дело не только в количественных показателях. Этот сектор по своей сути является типично рыночным и составляет основу современной рыночной инфраструктуры.
Предпринимательство процветает во многих странах мира. Более 20 лет назад произошел взрыв активности малого бизнеса, особенно в западной экономике. 90-е гг. ознаменовались переходом к рыночной экономике и стран Восточной Европы.
Развитие
малого и среднего предпринимательства
имеет ряд преимуществ в
Экономический интерес, энергия и изобретательность предприимчивых людей активно содействовали прогрессу во всех областях человеческой жизнедеятельности. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет их деятельность и особенно, в создании новых, разнообразных по специализации и направлениям малых предприятий
Задачами данной работы является:
Курсовая
работа состоит из введения, двух разделов,
заключения и списка использованной литературы.
1.Малое
предпринимательство в современной рыночной
экономике
Западные экономисты определяют предпринимательство как процесс поиска новых возможностей, внедрения новых способов производства, открытость к новым перспективам, преодоление старых ограничений. Предпринимательство, считают они, есть четвертый фактор производства, который, однако, неосязаем.
Отечественные психологи усматривают в предпринимательстве особый, связанный с риском вид деятельности по организации нового потенциала, прибыльного дела, а также творческую активность в экономике, требующих специфических личностных качеств.
Как показывает мировая и отечественная практика, основным показателем, на основе которого предприятия (организации) различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии (организации). В ряде научных работ под малым предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая относительно небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником.
Как правило, наиболее общими показателями, на основе которых субъекты хозяйственной деятельности относятся к субъектам малого предпринимательства, является численность персонала (занятых работников), размер уставного капитала, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода). По данным Мирового банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются следующие:
В соответствии с Законом Республики Беларусь от 16 октября 1996 г. №685-XIII "О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь" Под субъектами малого предпринимательства понимаются предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, и юридические лица со следующей среднесписочной численностью работников:
в промышленности и на транспорте - до 100 человек;
в сельском хозяйстве, включая фермерские (крестьянские)
хозяйства, и в научно-технической сфере - до 60 человек;
в
строительстве и оптовой
в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - до 30
человек;
в других отраслях непроизводственной сферы - до 25 человек
Таким образом, определен критерий выделения малых предприятий – по численности работающих. Несовершенство данного критерия, да и других критериев также, очевидно. Например, на электростанции, где многомиллионные основные фонды приводятся в действие несколькими работниками.
Те, кто впервые сталкивается с малыми предприятиями, обычно допускают типичную ошибку: считают малые предприятия одним из видов предприятий, подобно государственным, арендным, совместным, семейным и т.д. Это неверно, малые предприятия в этот перечень не могут быть включены. Малые – это не вид, не организационно-правовая форма, а размер предприятия. Малое предприятие – всегда какое-то применительно к выделяемым в законодательстве видам предприятий. Из всех имеющихся видов предприятий: государственных, коллективных, совместных, кооперативов и т.д., выделяется их часть по критериям численности работающих. Таким образом, существуют малые государственные, малые совместные, малые частные и прочие виды малых предприятий.
В этой связи становится очевидным, для малых предприятий не существует какой-то универсальной, общей для всех их видов системы ценообразования, материально-технического снабжения, оплаты труда, управления и т.д. Все эти системы функционирования предприятия определяются по их видам.
Бытует и еще одно широко распространенное заблуждение, будто бы вид малого предприятия предопределяется тем, какая организация является его учредителем. Безусловной связи здесь нет. Малые предприятия могут создаваться гражданами, членами семьи и совместно с другими лицами, государственными, арендными, совместными предприятиями, общественными организациями и т.д. Кроме того, малые предприятия могут создаваться совместно указанными органами, предприятиями, организациями и гражданами.
Если учредителем малого предприятия является государственная организация, то это отнюдь не означает, что новое образование будет именно малым государственным предприятием. Имущество, выделяемое из состава государственного предприятия, может быть сдано в аренду кооперативом. Вид созданного предприятия – кооператив. Могут быть и другие варианты.
В то же время индивидуальные и семейные частные предприятия, названные так именно применительно к учредителям, не могут быть иного вида. То есть по таким видам малых предприятий учредительство и вид малых предриятий совпадают.
Предпринимательство в масштабе малого предприятия обладает рядом качественных особенностей. В первую очередь стоит отметить единство права собственности и непосредственного управления предприятием.
Вторая характеристика – так называемая обозримость предприятия: ограниченность его масштабов вызывает особый, личностный характер отношений между хозяином и работником, что позволяет добиваться действительной мотивации работы персонала и более высокой степени его удовлетворенности трудом.
Третья – относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта, не позволяющие фирме оказывать сколько-нибудь серьезное влияние на цены и общий отраслевой объем реализации товара.
Четвертая – персонифицированный характер отношений между предпринимателем и клиентами, поскольку, как еже отмечалось, малое предприятие рассчитано на обслуживание сравнительно узкого круга потребителей.
Пятое – ключевая роль руководителя в жизни предприятия: он полностью ответственен за результаты хозяйствования не только из-за имущественного рынка, но и вследствие своей непосредственной включенности в производственный процесс и все связанное с его организацией.
Шестая специфическая черта – семейное ведение дела: оно наследуется родственниками хозяина, чем диктуется прямая вовлеченность последних во всю деятельность предприятия.
Наконец, седьмая особенность связана с характером финансирования. Если “гиганты” черпают необходимые ресурсы главным образом через фондовые биржи, то малые предприятия полагаются на сравнительно небольшие кредиты банков, собственные средства и “неформальный” рынок капиталов (деньги друзей, родственников и т.д.).
Также
как одну из особенностей можно выделить
высокую долю оборотного капитала по
сравнению с основным фондом. Если у крупных
предприятий это соотношение 80:20, то у
малых оно составляет 20:80.
1.2 Факторы и мотивы развития предпринимательства
В повседневной жизни и хозяйственной деятельности большинство людей в той или иной мере соприкасаются с практикой предпринимательства. Но не каждый субъект рынка, в т.ч. и бизнесмен, может быть назван в полной мере предпринимателем. Предпринимателями являются только деловые люди, поведение которых на рынке отличается поисковым характером. Сущность предпринимательской деятельности заключается в поиске нового, организации работы малого предприятия для развития хозяйственной активности, освоения новых рынков, перехода к производству новых товаров и услуг. Предприниматель должен быть источником и руководителем творческой активности и предприимчивости работников фирмы.
Чаще всего создание малого предприятия связано с желанием человека «круто» изменить свой образ жизни. Попытаться самоутвердится в обществе. Тем не менее для для более активного вовлечения людей в предпринимательство необходимо создать благоприятные факторы .
Информация о работе Роль малого бизнеса в современной экономике