Роль социального партнерства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 16:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель написания курсовой на данную тему – изучение роли социального партнерства в реализации социальной политики Республики Беларусь, рассмотрение теоретических и практических проблем социальной политики.
Задачами исследования являются:
-изучение содержания, принципов и моделей социальной политики;
-анализ зарубежного опыта в области социального партнерства;
-рассмотрение тенденций и перспектив социального партнерства в реализации социальной политики Республики Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: СОДЕРЖАНИЕ, ПРИНЦИПЫ, МОДЕЛИ 6
2. МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ 16
3. ТЕНДЕНЦИИ, РОЛЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36

Вложенные файлы: 1 файл

Т69_Роль социального партнерства.doc

— 642.50 Кб (Скачать файл)

РЕФЕРАТ

 

Курсовая работа: 37 страниц, 5 рисунков, 19 источников, 1 приложение.

 

Ключевые слова: СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО, СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА, МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ, ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ, РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА, МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА.

 

Объект исследования: социальная политика Республики Беларусь.

 

Предмет исследования: место и роль социального партнерства в реализации социальной политики в Республике Беларусь.

 

Методы исследования: использованы общенаучные методы: диалектика, анализ, синтез, системность; а также специальные способы обработки практических данных: сравнение, выборка, обследование.

 

Цель курсовой работы: изучение роли социального партнерства в реализации социальной политики Республики Беларусь, рассмотрение теоретических и практических проблем социальной политики.

 

Задачи исследования: изучение содержания, принципов и моделей социальной политики; анализ зарубежного опыта в области социального партнерства; рассмотрение тенденций и перспектив социального партнерства в реализации социальной политики Республики Беларусь.

 

Элементы научной новизны  полученных результатов: приведенный в курсовой работе аналитический материал объективно отражает роль и принципы построения системы социального партнерства в мире и в Республике Беларусь, может быть использован для анализа тенденций развития и построения современной демократичной системы социального партнерства в нашей стране. Все заимствованные из литературных и других источников теоретические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на источники информации.

 

Экономическая и социальная значимость работы: механизмы социальной защиты работников, действовавшие долгое время при централизованной административно-плановой экономике, не отвечают требованиям ведения хозяйства в условиях рынка. Это вызывает необходимость реформирования системы социального партнерства и требует изучения накопленного в развитых странах опыта построения таких систем.

 

______________________________

(подпись студента)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Основной целью функционирования любой экономической системы является создание качественных условий для жизни и устойчивой трудовой деятельности населения, а также ликвидация бедности и социального неравенства. Однако устойчивое социально-экономическое развитие невозможно без эффективной социальной политики, которая может проводиться на разных уровнях экономической деятельности.

Рассматривая человека в качестве объекта социальной политики, нужно  учитывать, что конечной целью его экономической деятельности является создание материальной базы для улучшения условий собственной жизни. Также нужно учитывать, что поскольку люди в своей экономической деятельности тесно связаны друг с другом, то и изменение условий жизни отдельного индивида не может происходить в отрыве от изменения этих условий для других индивидов. Это требует согласованной деятельности по обеспечению благоприятных условий жизни всех индивидов. Данной деятельностью и занимается социальная политика.

Социальное партнерство в системе социальной политики, с точки зрения функционирования экономической системы, играет двоякую роль. По мере экономического роста создание благоприятных условий для трудовой деятельности становится одной из целей экономической деятельности, поскольку эти условия являются мотивом для высокопроизводительного труда работника. Во-вторых, социальное партнерство является и фактором экономического роста. Если экономический рост не сопровождается ростом благосостояния, то люди утрачивают стимулы к эффективной экономической деятельности. Чем выше достигнутая ступень экономического развития, тем выше требования к людям, обеспечивающим экономический рост, к их знаниям, культуре и т.д. В свою очередь, это требует дальнейшего развития социальной сферы в общем и социального партнерства в частности, как составной части этой сферы.

Все эти проблемы обусловили актуальность темы курсовой работы.

Цель написания курсовой на данную тему – изучение роли социального партнерства в реализации социальной политики Республики Беларусь, рассмотрение теоретических и практических проблем социальной политики.

Задачами исследования являются:

-изучение содержания, принципов  и моделей социальной политики;

-анализ зарубежного опыта в  области социального партнерства;

-рассмотрение тенденций и перспектив  социального партнерства в реализации социальной политики Республики Беларусь.

Объектом курсовой работы является социальная политика Республики Беларусь. Предметом курсовой работы является роль и место социального партнерства в системе социальной политики Республики Беларуси.

Данная курсовая работа состоит из трех глав. В первой главе раскрывается понятие социальной политики, её сущность, функции, затрагиваются и характеризуются проблемы социальной политики. Во второй главе описываются механизмы социальной политики, используемой в зарубежных странах. В третьей главе рассматриваются особенности проведения социальной политики в Республике Беларусь и перспективы ее дальнейшего развития.

Теоретическую и информационную базу курсовой работы составляют: законодательные  нормативные документы Республики Беларусь в области социальной политики, публикации в периодической печати, учебные пособия и методические разработки, материалы сети Интернет по данной тематике.

В качестве основных методов исследования и обработки практического материала  использованы общенаучные методы: диалектика, анализ, синтез, системность; а также специальные способы обработки практических данных: сравнение, выборка, обследование.

Курсовая работа структурно состоит  из реферата, содержания, введения, трех глав, заключения и списка использованных источников. Курсовая работа включает 37 страниц, 5 рисунков, 19 источников, 1 приложение.

 

1. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: СОДЕРЖАНИЕ, ПРИНЦИПЫ, МОДЕЛИ

Государству как институту экономической  системы наряду с общественными  организациями и международными движениями и блоками принадлежит важная роль в области преодоления различных социальных проблем.

Для повышения общего уровня и качества жизни населения государство  постоянно проводит определенную экономическую  политику. Однако ни фискальная, ни монетарная и другие виды политики государства не способны решить такие проблемы, как высокая степень дифференциации доходов, недоступность основных жизненно важных благ для населения, обеспечение детей равными правами и возможностями в доступности образования, культуры и т.п.

Наряду с экономической политикой  государство проводит и социальную политику - совокупность мероприятий, направленных на улучшение экономических и социальных условий жизни общества и отдельных слоев, достижение социальной справедливости. Социальную справедливость можно рассматривать как меру общественной пользы норм и законов, устанавливающих и поддерживающих такой порядок жизнедеятельности, который способствует выживанию и прогрессивному развитию общества [2, с.93].

Социальная политика призвана выполнять  следующие функции:

1) стимулирование экономической активности населения;

2) гарантия обеспечения минимального уровня жизни;

3) стабилизация и поддержание социального мира и спокойствия;

4) оказание адресной помощи нуждающимся гражданам.

Социальная политика осуществляется по следующим направлениям:

а) стимулирование полной занятости населения (политика занятости);

б) снижение степени дифференциации доходов (политика доходов);

в) обеспечение социальных гарантий и социальной защиты населения;

г) социальное партнерство;

д) защита здоровья нации;

е) обеспечение защиты окружающей среды.

Основными стратегическими направлениями  современной социальной политики являются: политика доходов, политика занятости, политика здравоохранения, политика социальной защиты, жилищная стратегия, образовательная политика и др. (рис. 1.1).

Рисунок 1.1 – Направления социальной политики

Источник – собственная  разработка. Рисунок составлен на основе изучения учебной литературы.

 

Политика занятости - это направление социальной политики, посредством которого решается или снижается степень остроты проблем трудоустройства, безработицы, переквалификации. Политика занятости рассматривается в комплексе мер по стимулированию экономического роста и преследует цели:

- создание для трудоспособных  членов общества возможностей  наиболее полно реализовать свой  потенциал;

- забота о безработных и их  семьях, трудоустройство и переквалификация  безработных;

- более полное использование  частично занятой рабочей силы;

- создание возможностей продуктивной  и хорошо оплачиваемой занятости;

- инвестирование в человеческий  капитал в целях увеличения  производительности труда, его  сохранения и накопления;

- развитие механизмов адаптации  к требованиям рынка и содействие развитию производственной и социальной инфраструктур.

Осуществляя политику занятости, государство  большую часть средств расходует  на меры пассивного характера - выплату пособий по безработице, при этом в ряде стран законодательно закрепляется увязка получения пособия с профессиональной подготовкой, переподготовкой или получением дополнительного образования, а также использование вынужденных отпусков в целях переподготовки и получения дополнительного образования [3, с.91].

В последнее время наблюдается тенденция роста роли активных мер, направленных на регулирование спроса на труд: выплаты предприятиям, предоставляющим работу определенным контингентам рабочей силы, временных субсидий, покрывающих часть заработной платы этих работников. Подобная мера применяется для стимулирования найма длительно безработных, молодежи и обычно не ведет к созданию дополнительных рабочих мест, однако содействует занятости тех контингентов, перспективы которых наименее благоприятны.

Дорогостоящей, но перспективной мерой  являются прямые государственные вложения в создание новых рабочих мест. Такие программы наиболее рационально  используются при финансировании инфраструктурных проектов, в том числе в сельской местности, что предоставляет людям работу и дает импульс развитию хозяйственной деятельности региона.

Среди активных мер можно выделить рациональное использование гибких форм занятости и частичной занятости  на основе гибких графиков. Это позволяет  сохранить квалифицированную рабочую силу, а работники получают возможность маневрировать своим временем, выбирая удобный для себя режим труда.

Важным направлением политики занятости является поддержка и формирование структуры мелкого бизнеса. Сегодня основная часть новых рабочих мест создается сегодня не на крупных, а на мелких и средних предприятиях.

Политика занятости (рис. 1.2) стимулирует рост спроса на рынке труда и приводит к временному уменьшению безработицы в краткосрочном периоде до уровня, соответствующего отрезку ВС (или L1L2). В долгосрочном периоде безработица вернется к естественному уровню, но «цена» действий правительства такова: повышение средней зарплаты с w0 до w1 в составе издержек фирм приведет к росту уровня цен и к инфляции [5, с.245].

Рисунок 1.2 – Последствия политики занятости

Источник – собственная  разработка. Рисунок составлен на основе изучения учебной литературы.

 

Жилье является одной из первостепенных потребностей населения. Степень удовлетворения потребности в жилье во многом предопределяет социальное и экономическое поведение людей, психологическое состояние и здоровье человека, его производственную деятельность, духовное и материальное благосостояние и развитие всей нации. Одним из приоритетов социально-экономического развития страны и снижения остроты жилищной проблемы является жилищное строительство. В условиях рыночной экономики объем строительства жилья определяется спросом на него, который зависит от финансовых возможностей семей, от стоимости приобретения, содержания и обслуживания жилья. При значительной дифференциации доходов часть населения не способна самостоятельно решить жилищную проблему, поэтому проводится жилищная политика, направленная на улучшение жилищных условий граждан. При реализации этой политики в качестве инструментов используются:

- льготы на строительство, покупку и оплату аренды жилья;

- система налоговых скидок;

- система регулирования оплаты социального жилья;

- государственные займы на строительство жилых домов;

- субсидии и выдача кредитов на строительство и приобретение жилья;

- жилищные пособия для пенсионеров и семей с низкими доходами;

- субсидии на ремонт, реконструкцию и улучшение жилья и т.д.

- специальные программы по строительству жилья.

Государство, проводя социальную политику, отслеживает состояние здоровья населения. Охрану и укрепление здоровья человека государство рассматривает как один из приоритетов государственной социальной политики.

Государственная политика в области  здравоохранения направлена на обеспечение всех социальных групп качественной доступной медицинской помощью, повышение уровня санитарной культуры, внедрение и пропаганду здорового образа жизни. Для достижения таких целей, как снижение заболеваемости, смертности и увеличение продолжительности жизни, государство принимает меры, которые дают наибольший медицинский, социальный и экономический эффект. К ним относятся: первичная медико-санитарная помощь, иммунопрофилактика, выделение групп риска и регулирование системы профилактических осмотров и диспансерного наблюдения с целью профилактики и раннего выявления заболеваний, совершенствование системы укрепления здоровья. Кроме того, для улучшения медико-демографической ситуации государство:

- стимулирует развитие реабилитационной службы на стационарном, амбулаторном, санаторном этапах по основным заболеваниям;

Информация о работе Роль социального партнерства