Совершенная конкуренция и чистая монополия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 07:12, курсовая работа

Краткое описание

TCконк – общие затраты(издержки) фирмы (тыс. руб.) на производство соответствующего объема продукции q;
Охарактеризуйте поведение вышеуказанной фирмы в условиях равновесия данного рынка в длительном периоде.
Охарактеризуйте состояние данного рынка в условиях равновесия длительного периода
Сравните характер поведения фирмы в коротком и длительном периодах.
Сравните параметры равновесия рынка в коротком и длительном периодах.

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya.docx

— 156.84 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Тема: Типы рыночных структур:

совершенная конкуренция и чистая монополия

Вариант 41

 

 

 

 

 

 

 

2012

 

Задание для курсовой работы

по дисциплине «Микроэкономика»


 

Функция, характеризующая зависимость объема спроса от цены некоторого товара, имеет вид:


 

где

QD - объем спроса, тыс.шт./год;

PD – цена товара, руб.;

 

 

Задание 1. Совершенная конкуренция

 

  1. Предположим, что рынок является совершенно  конкурентным с вышеуказанной функцией спроса, а функция рыночного предложения имеет вид:

 

 

где

QS - объем предложения, тыс.шт./год;

PS – цена товара, руб.;

Охарактеризуйте равновесное состояние рынка.

 

  1. Охарактеризуйте поведение совершенно конкурентной фирмы в условиях указанного рынка в коротком периоде, предполагая, что издержки фирмы характеризуются следующей функцией:

 

              

 

где

q-возможный объем производства продукции, тыс.шт./год;

TCконк – общие затраты(издержки) фирмы (тыс. руб.) на производство соответствующего объема продукции q;

 

  1. Охарактеризуйте поведение вышеуказанной фирмы в условиях равновесия данного рынка в длительном периоде.
  2. Охарактеризуйте состояние данного рынка в условиях равновесия длительного периода
  3. Сравните характер поведения фирмы в коротком и длительном периодах.
  4. Сравните параметры равновесия рынка  в коротком и длительном периодах.

 

 

Задание 2. Монополия

 

  1. Предполагая, что данный рынок имеет монопольную структуру с функцией затрат монополиста


 

где

q-возможный объем производства продукции, тыс.шт./год;

TCмон – общие затраты фирмы-монополиста (тыс. руб.) на производство соответствующего объема продукции q;

 

и на основании анализа затрат фирмы, охарактеризуйте поведение монополиста.

  1. Опишите (и подкрепите соответствующими расчетами и иллюстрациями) последствия  потоварного налогообложения фирмы-монополиста,  предполагая, что величина налога равна T.
  2. Опишите (и подкрепите соответствующими расчетами и иллюстрациями) последствия  налогообложения фирмы-монополиста,  если вместо потоварного налога государство  использует паушальный налог в размере R.

 

Задание 3. Последствия монополизации рынка

 

Исходя из теоретических положений и результатов предыдущих разделов работы (примеров, характеризующих конкурентную и монопольную структуры рынка), опишите последствия монополизации / демонополизации рынка как с точки зрения последствий для производителей (продавцов) и  потребителей (покупателей), так и с точки зрения экономики в целом.

 

Дата выдачи задания: 12 марта 2012г.   __________________________

Фамилия И.О. и подпись студента

 

__________________________

          Фамилия И.О. и подпись преподавателя

 

 

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5

  1. СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . 7
    1. Предприятие и рынок в коротком периоде . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
    2. Предприятие и рынок в длительном периоде . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
    3. Сравнительная характеристика поведения фирмы и состояния рынка в коротком и длительном периодах. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
  2. ЧИСТАЯ МОНОПОЛИЯ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
    1. Монополия в коротком и длительном периодах. . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
    2. Регулирование монополии путем налогообложения . . . . . . . . . . . . . . 27
  3. ПОСЛЕДСТВИЯ МОНОПОЛИЗАЦИИ РЫНКА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . 35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Конкуренция представляет собой форму взаимного соперничества экономических субъектов за достижение лучших условий производства, за получение наибольшей прибыли.

Конкуренция, с одной стороны, - это экономическая состязательность за достижение лучших результатов в области какой-либо деятельности, борьба товаропроизводителей за более выгодные условия хозяйствования, получение наивысшей прибыли. С другой стороны – элемент рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие рыночных субъектов на производстве и сбыте продукции, а также в сфере приложения капитала[1,с.127]. По форме конкуренция представляет систему норм и правил организации.

Конкуренция как экономический процесс может быть представлена в виде совокупности определенных действий субъектов хозяйствования. Эти действия аккумулируются в виде экономического цикла, который включает следующие последовательные воспроизводственные процессы:

1.Формирование материально – вещественных элементов производства и трудового коллектива;

2.Организация производства, снабжение его сырьем, материалами, полуфабрикатами, а также взаимодействие с производственными, кредитно-финансовыми и проектными организациями на возмездной основе;

3.Создание конкурентоспособной продукции;

4.Сбыт продукции, включающий меры по определению объемов, времени и места ее реализации;

5.Создание за счет прибыли инвестиционного фонда и его использование для расширения производства.

Совершенная конкуренция предполагает выполнение следующих условий:

  1. На рынке имеется в наличии большое число независимых производителей; размеры производства каждого малы относительно размеров рынка - поэтому ни один из них не может оказать влияние на рыночную цену;
  2. Соперничающие на рынке фирмы производят однородную продукцию;
  3. Покупатели и продавцы имеют полную информацию о ценах;
  4. Продавцы действуют независимо друг от друга, не сговариваясь о ценах;
  5. Фирмы могут свободно входить  в отрасль и выходить из нее.

В условиях совершенной конкуренции фирма не может влиять на рыночную цену товара, цена как бы задается рынком. Понижать цену ниже рыночной  производителю невыгодно, так как он может свободно продать товар дороже . Повышать цену выше рыночной также не имеет смысла, ибо покупатели станут приобретать продукцию у конкурентов по меньшей цене.1

Кривая спроса в условиях совершенной конкуренции является совершенно эластичной и расположена горизонтально.

В условиях несовершенной конкуренции продавец в состоянии манипулировать ценой и объемом производства с целью получения максимальной прибыли.

Существуют следующие основные модели несовершенной конкуренции: монополия, монопсония, монополистическая конкуренция, олигополия.

В своей курсовой работе я рассмотрю только совершенную конкуренцию и чистую монополию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 СОВЕРШЕННАЯ  КОНКУРЕНЦИЯ

1.1 Предприятие  и рынок в коротком периоде

Рыночные отношения всегда представлены парным отношением продавца и покупателя. Эти отношения выступают в виде связей между производством и потреблением в качестве предложения и спроса.

Поведение потребителя (покупателя) и производителя (продавца) определяется двумя законами:

Законом спроса – при прочих равных условиях покупатель приобретает больше товаров при понижении цен и меньше – при их повышении[1,с.69];

         Законом предложения – если прочие условия остаются неизменными, то продавец создает и предлагает для реализации больше товаров при повышении цен и меньше – при их понижении[1,с.77].

Спрос-спрос на какой-либо товар характеризует наше желание купить то или иное количество этого товара.

Предложение - характеризует готовность продавца продать определенное количество того или иного товара в определенный период времени.

Изобразив на одном графике кривые спроса и предложения, я смогу рассмотреть процесс образования равновесной цены.

Рыночное равновесие - состояние рынка, когда спрос и предложение сбалансированы: ни у продавцов, ни у покупателей нет внутренних побуждений к нарушению такого состояния[1,с.84].

 Для этого построю табл.1 и табл.2, чтобы с их помощью построить график кривой спроса и предложения (Рисунок 1).

Функция спроса имеет вид:                                                (1)

Таблица 1

Построение кривой спроса

Qd

P

0

250

8256

0


 

Функция предложения имеет вид:                           (2)

Таблица 2

Построение кривой предложения

Qs

P

0

83

4553

300


Рисунок 1- График кривой спроса и предложения

Таким образом, на рисунке 1 из графика видно, что при цене, равной 185(Pe),величина спроса и предложения уравновешиваются в точке (Е), равновесный объем составляет величину равную 2143 (Qe).

Далее я посчитаю эластичность рыночного спроса по цене в точке равновесия рынка (Е).

Эластичность - степень реакции некоторой величины на изменение другой величины.

Эластичность спроса по цене - число, показывающее, на сколько процентов изменится объем спроса на товар, при изменении цены данного товара на один процент.2

Коэффициент эластичности - число, показывающее, на сколько процентов изменится одна величина при изменении другой величины на один процент.

Точечная эластичность рассчитывается по формуле:

             (3)

          где

          - эластичность спроса по цене;

-процентное изменение объема спроса;

         - процентное изменение цены.

 
          Так как коэффициент эластичности больше одного, это означает, что спрос очень чувствителен к изменению цены. Такой спрос называют эластичным[1,с.80].

Теперь я рассчитаю общую выручку всех продавцов и общие затраты всех покупателей на рынке в условиях его равновесия (4). Так как при рыночном равновесии спрос равен предложению, то и общая выручка всех продавцов и общие затраты всех покупателей будут одинаковыми.

Выручка продавцов и затраты покупателей рассчитываются по формуле:

                      (4)

TR- совокупный  доход, который равняется произведению цены на объем продукции.

        

Установившееся рыночное равновесие позволяет как продавцам, так и покупателям получать дополнительную и взаимную выгоду от обмена. В этом и проявляется общественная польза от установления равновесной цены[2,с.103].Чтобы пояснить это положение, необходимо ввести новые категории — дополнительная выгода потребителя (потребительский излишек), дополнительная выгода производителя (излишек производителя), общая выгода от обмена.

Выгода покупателей рассчитывается по формуле:

      

                       (5)

где

а – равновесный объем;

в – разница между самой высокой ценой и равновесной.

Выгода продавцов рассчитывается по формуле:

      

                         (6)

где

а – равновесный объем;

в – разница между равновесной ценой и самой низкой.

Коротким называют период времени, за который фирма может изменить объем использования только одного ресурса (труда). 3

В условиях совершенной конкуренции преобладающая рыночная цена устанавливается путем взаимодействия рыночного спроса и рыночного предложения, и определяет горизонтальную кривую спроса и среднего дохода (АR) для каждой отдельной фирмы. В силу однородности продукции и наличия большого количества совершенных заменителей, ни одна фирма не может продавать свой товар по цене, хоть немного превышающей цену равновесия (Ре). С другой стороны, отдельная фирма очень мала по сравнению с совокупным рынком, и она может продать всю свою продукцию по цене Ре, т.е. у нее нет необходимости продавать товар по цене ниже Ре. Таким образом, все фирмы продают свою продукцию по рыночной цене (Ре), определяемой рыночным спросом и предложением[3,с.108].

Равновесный выпуск – объем производства, при котором прибыль фирмы максимальна. В состоянии равновесия фирмы предельная выручка равна предельным издержкам и рыночной цене продукта.

Издержки - выраженные в денежной форме затраты, обусловленные расходами различных видов экономических ресурсов (сырья, материалов, труда, оборудования и т. д ) в процессе производства благ.

Информация о работе Совершенная конкуренция и чистая монополия