Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 07:12, курсовая работа
TCконк – общие затраты(издержки) фирмы (тыс. руб.) на производство соответствующего объема продукции q;
Охарактеризуйте поведение вышеуказанной фирмы в условиях равновесия данного рынка в длительном периоде.
Охарактеризуйте состояние данного рынка в условиях равновесия длительного периода
Сравните характер поведения фирмы в коротком и длительном периодах.
Сравните параметры равновесия рынка в коротком и длительном периодах.
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: Типы рыночных структур:
совершенная конкуренция и чистая монополия
Вариант 41
2012
Задание для курсовой работы
по дисциплине «Микроэкономика»
Функция, характеризующая зависимость объема спроса от цены некоторого товара, имеет вид:
где
QD - объем спроса, тыс.шт./год;
PD – цена товара, руб.;
Задание 1. Совершенная конкуренция
где
QS - объем предложения, тыс.шт./год;
PS – цена товара, руб.;
Охарактеризуйте равновесное состояние рынка.
где
q-возможный объем производства продукции, тыс.шт./год;
TCконк – общие затраты(издержки) фирмы (тыс. руб.) на производство соответствующего объема продукции q;
Задание 2. Монополия
где
q-возможный объем производства продукции, тыс.шт./год;
TCмон – общие затраты фирмы-монополиста (тыс. руб.) на производство соответствующего объема продукции q;
и на основании анализа затрат фирмы, охарактеризуйте поведение монополиста.
Задание 3. Последствия монополизации рынка
Исходя из теоретических положений и результатов предыдущих разделов работы (примеров, характеризующих конкурентную и монопольную структуры рынка), опишите последствия монополизации / демонополизации рынка как с точки зрения последствий для производителей (продавцов) и потребителей (покупателей), так и с точки зрения экономики в целом.
Дата выдачи задания: 12 марта 2012г. __________________________
Фамилия И.О. и подпись студента
__________________________
Фамилия И.О. и подпись преподавателя
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . 35
Введение
Конкуренция представляет собой форму взаимного соперничества экономических субъектов за достижение лучших условий производства, за получение наибольшей прибыли.
Конкуренция, с одной стороны, - это экономическая состязательность за достижение лучших результатов в области какой-либо деятельности, борьба товаропроизводителей за более выгодные условия хозяйствования, получение наивысшей прибыли. С другой стороны – элемент рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие рыночных субъектов на производстве и сбыте продукции, а также в сфере приложения капитала[1,с.127]. По форме конкуренция представляет систему норм и правил организации.
Конкуренция как экономический процесс может быть представлена в виде совокупности определенных действий субъектов хозяйствования. Эти действия аккумулируются в виде экономического цикла, который включает следующие последовательные воспроизводственные процессы:
1.Формирование материально – вещественных элементов производства и трудового коллектива;
2.Организация производства, снабжение его сырьем, материалами, полуфабрикатами, а также взаимодействие с производственными, кредитно-финансовыми и проектными организациями на возмездной основе;
3.Создание конкурентоспособной продукции;
4.Сбыт продукции, включающий меры по определению объемов, времени и места ее реализации;
5.Создание за счет прибыли инвестиционного фонда и его использование для расширения производства.
Совершенная конкуренция предполагает выполнение следующих условий:
В условиях совершенной конкуренции фирма не может влиять на рыночную цену товара, цена как бы задается рынком. Понижать цену ниже рыночной производителю невыгодно, так как он может свободно продать товар дороже . Повышать цену выше рыночной также не имеет смысла, ибо покупатели станут приобретать продукцию у конкурентов по меньшей цене.1
Кривая спроса в условиях совершенной конкуренции является совершенно эластичной и расположена горизонтально.
В условиях несовершенной конкуренции продавец в состоянии манипулировать ценой и объемом производства с целью получения максимальной прибыли.
Существуют следующие основные модели несовершенной конкуренции: монополия, монопсония, монополистическая конкуренция, олигополия.
В своей курсовой работе я рассмотрю только совершенную конкуренцию и чистую монополию.
1 СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ
1.1 Предприятие и рынок в коротком периоде
Рыночные отношения всегда представлены парным отношением продавца и покупателя. Эти отношения выступают в виде связей между производством и потреблением в качестве предложения и спроса.
Поведение потребителя (покупателя) и производителя (продавца) определяется двумя законами:
Законом спроса – при прочих равных условиях покупатель приобретает больше товаров при понижении цен и меньше – при их повышении[1,с.69];
Законом предложения – если прочие условия остаются неизменными, то продавец создает и предлагает для реализации больше товаров при повышении цен и меньше – при их понижении[1,с.77].
Спрос-спрос на какой-либо товар характеризует наше желание купить то или иное количество этого товара.
Предложение - характеризует готовность продавца продать определенное количество того или иного товара в определенный период времени.
Изобразив на одном графике кривые спроса и предложения, я смогу рассмотреть процесс образования равновесной цены.
Рыночное равновесие - состояние рынка, когда спрос и предложение сбалансированы: ни у продавцов, ни у покупателей нет внутренних побуждений к нарушению такого состояния[1,с.84].
Для этого построю табл.1 и табл.2, чтобы с их помощью построить график кривой спроса и предложения (Рисунок 1).
Функция спроса имеет вид:
Таблица 1
Построение кривой спроса
Qd |
P |
0 |
250 |
8256 |
0 |
Функция предложения имеет вид: (2)
Таблица 2
Построение кривой предложения
Qs |
P |
0 |
83 |
4553 |
300 |
Рисунок 1- График кривой спроса и предложения
Таким образом, на рисунке 1 из графика видно, что при цене, равной 185(Pe),величина спроса и предложения уравновешиваются в точке (Е), равновесный объем составляет величину равную 2143 (Qe).
Далее я посчитаю эластичность рыночного спроса по цене в точке равновесия рынка (Е).
Эластичность - степень реакции некоторой величины на изменение другой величины.
Эластичность спроса по цене - число, показывающее, на сколько процентов изменится объем спроса на товар, при изменении цены данного товара на один процент.2
Коэффициент эластичности - число, показывающее, на сколько процентов изменится одна величина при изменении другой величины на один процент.
Точечная эластичность рассчитывается по формуле:
где
- эластичность спроса по цене;
-процентное изменение объема спроса;
- процентное изменение цены.
Так как
коэффициент эластичности больше одного,
это означает, что спрос очень чувствителен
к изменению цены. Такой спрос называют
эластичным[1,с.80].
Теперь я рассчитаю общую выручку всех продавцов и общие затраты всех покупателей на рынке в условиях его равновесия (4). Так как при рыночном равновесии спрос равен предложению, то и общая выручка всех продавцов и общие затраты всех покупателей будут одинаковыми.
Выручка продавцов и затраты покупателей рассчитываются по формуле:
TR- совокупный доход, который равняется произведению цены на объем продукции.
Установившееся рыночное равновесие позволяет как продавцам, так и покупателям получать дополнительную и взаимную выгоду от обмена. В этом и проявляется общественная польза от установления равновесной цены[2,с.103].Чтобы пояснить это положение, необходимо ввести новые категории — дополнительная выгода потребителя (потребительский излишек), дополнительная выгода производителя (излишек производителя), общая выгода от обмена.
Выгода покупателей рассчитывается по формуле:
где
а – равновесный объем;
в – разница между самой высокой ценой и равновесной.
Выгода продавцов рассчитывается по формуле:
где
а – равновесный объем;
в – разница между равновесной ценой и самой низкой.
Коротким называют период времени, за который фирма может изменить объем использования только одного ресурса (труда). 3
В условиях совершенной конкуренции преобладающая рыночная цена устанавливается путем взаимодействия рыночного спроса и рыночного предложения, и определяет горизонтальную кривую спроса и среднего дохода (АR) для каждой отдельной фирмы. В силу однородности продукции и наличия большого количества совершенных заменителей, ни одна фирма не может продавать свой товар по цене, хоть немного превышающей цену равновесия (Ре). С другой стороны, отдельная фирма очень мала по сравнению с совокупным рынком, и она может продать всю свою продукцию по цене Ре, т.е. у нее нет необходимости продавать товар по цене ниже Ре. Таким образом, все фирмы продают свою продукцию по рыночной цене (Ре), определяемой рыночным спросом и предложением[3,с.108].
Равновесный выпуск – объем производства, при котором прибыль фирмы максимальна. В состоянии равновесия фирмы предельная выручка равна предельным издержкам и рыночной цене продукта.
Издержки - выраженные в денежной форме затраты, обусловленные расходами различных видов экономических ресурсов (сырья, материалов, труда, оборудования и т. д ) в процессе производства благ.
Информация о работе Совершенная конкуренция и чистая монополия