Социально-экономическое развитие муниципального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 05:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучить и разобраться в социально экономическом развитие муниципальных образованиях, выявить недостатки и положительные стороны развития.
Объектом исследования в представленной курсовой работе является – социально экономическое развитие муниципального образования Тоншаевского района.

Содержание

Введение - 2.
1. Муниципальные образования и их полномочия - 3.
1.1. Понятие муниципального образования - 3.
1.2. Понятие и структура муниципального хозяйства - 5.
1.3. Ресурсы муниципального хозяйства - 7.
2. Социально – экономическое развитие муниципальных образований -9.
2.1 Комплексное социально – экономическое развитие муниципального
образования -9.
2.2. Социально – экономическое развитие муниципального образования
Тоншаевского района - 18.
3. Анализ и прогноз социально экономического развития - 31.
3.1. Анализ и прогноз социально экономического развития муниципального
образования Тоншаевского района. - 31.
3.2 Прогноз социально экономического развития
Тоншаевского района в 2007 году - 34.
Используемая литература

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ С-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ М.ОБРАЗОВАНИЯ.doc

— 1.54 Мб (Скачать файл)
 

Федеральное агентство по образованию РФ 

НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Н.И. ЛОБАЧЕВСКОГО 

11 Факультет  дистанционного обучения ( г. Шахунья) 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ    РАБОТА 

Дисциплина:  ЭКОНОМИКА МУНИЦИПАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

Тема:    Социально-экономическое развитие муниципального образования.

(на  примере Тоншаевского  района) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                    Выполнила:

                                                                    Студент  3 курса

                                                                    Группы 1131  ГМУ-2\1

                                                                    Комаров Алексей Николаевич 

                                                                     Проверил: Васильев А.А.

                                                                    

                                                            

                                                     2007 г. 
 
 
 
 
 

 Содержание: 

       Введение                - 2.

1.    Муниципальные образования и их полномочия          - 3.

1.1. Понятие  муниципального образования                      - 3.

1.2. Понятие и структура муниципального хозяйства             - 5.

1.3. Ресурсы  муниципального хозяйства              - 7.

2.    Социально – экономическое развитие муниципальных образований       -9.

2.1  Комплексное  социально – экономическое развитие муниципального

       образования                                                                      -9.

2.2. Социально – экономическое развитие муниципального образования

       Тоншаевского района            - 18.

3.    Анализ и прогноз социально экономического развития       - 31.

3.1. Анализ  и прогноз социально экономического развития муниципального

       образования Тоншаевского района.         - 31.

3.2 Прогноз социально  экономического развития     

      Тоншаевского района в  2007 году                - 34.

      Используемая литература           - 37. 

      Приложения            
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение  

      Для современного этапа развития рыночной экономики характерен незначительный рост масштабов производства в сочетании с глубокими качественными изменениями в экономике и социальной структуре общества. В этих условиях необходимо реализовать потенциальные возможности каждого региона в обеспечении качественных и количественных сдвигов в народном хозяйстве страны.

      Повышению роли российских муниципальных образований  в вопросах собственного социально-экономического развития согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации» 1995 года, муниципальные образования были ответственны за «комплексное социально-экономическое развитие», которое определено как один из главных вопросов местного значения. Согласно редакции закона 2003 года развитие муниципальных образований осуществляется путем принятия и реализации планов и программ комплексного социально-экономического развития территории.

  Для эффективного решения этой задачи в муниципальных образованиях необходимо объективно оценивать ситуацию в местной экономике и социальной сфере, учитывать наличные ресурсы, выявлять сильные и слабые стороны своей территории и в итоге принимать обоснованные управленческие решения. Реализация этой схемы невозможна без достоверной и систематизированной информации, которую должен обеспечивать стратегический мониторинг социально-экономического развития территории, являясь не только инструментом контроля реализации принятых планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований, но и выступает инструментом формирования информационной базы для их разработки.

      Методологические  подходы к исследованию развития муниципальных образований были заложены в трудах Л.А.Велехова, М.Д.Загряцкова, П.Гензеля, И.Х.Озерова, В.Н.Твердохлебова, которые достаточно подробно изучили предмет и содержание муниципальной деятельности, его специфику, экономические и финансовые аспекты организации и деятельности местного самоуправления.

      Значительный  научный вклад в разработку проблем развития муниципальных образований внесли такие авторы, как Т.Т.Авдеева, Р.В.Бабун, А.Г.Воронин, А.Г.Гранберг, С.Ф.Жилкин, В.Б.Зотов, В.Н.Лексин, Н.Н.Михеева, О.М.Рой, Ю.В.Филлипов, А.Н.Швецов, А.Н.Широков, С.Н.Юркова и др. 
 

     Цель  исследования – изучить и разобраться в социально экономическом развитие муниципальных  образованиях,  выявить недостатки и положительные стороны развития.

     Объектом  исследования в представленной курсовой работе является – социально экономическое развитие муниципального образования Тоншаевского района. 

     Задачи, которые необходимо решить:

      -   раскрыть сущность понятия комплексного социально-экономического развития     муниципальных образований как неотъемлемой задачи местного самоуправления.         

       - исследовать инструментарий социально экономического развития муниципальных образований.

     - охарактеризовать процесс социально – экономического развития .

     - на примере муниципального образования  Тоншаевского района провести  анализ социально экономического  развития.

      - составить прогноз социально экономического развития  Тоншаевского района. 
 
 
 

1. МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ИХ ПОЛНОМОЧИЯ

1.1. Понятие муниципального  образования. 
 

 Муниципальное образование - это   сложная        социально-экономическая

система, состоящая из нескольких тесно взаимодействующих и взаимосвязанных элементов: населения, природно-географической среды, градообразующей базы и жизнеобеспечивающей подсистемы, обслуживающей функционирование, сохранение и развитие муниципального образования

В каждом конкретном случае МО могут представлять: различные лица (органы и должностные лица местного самоуправления; население муниципальных образований в целом; муниципальные предприятия, учреждения и организации и другие уполномоченные на то физические и юридические лица).

Для осуществления  деятельности МО необходимо правовое регулирование как субъекта власти, так и субъекта хозяйствования. Следовательно, муниципальное образование выступает как субъект права. Основным нормативно-правовым актом является устав муниципального образования, в котором отражается его территориальная организация, состав и границы.

Уставом МО закрепляется статус и социальные гарантии депутатов, членов других выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления. При этом срок полномочий депутатов, членов других выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления не может быть меньше двух лет. Кроме того, устав определяет основание и порядок прекращения их полномочий; организационную структуру местного самоуправления, условия и порядок организации муниципальной службы; выборные и иные органы местного самоуправления, являющиеся юридическими лицами. Закрепляются формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения через такие формы, как местные референдумы, муниципальные выборы, собрания (сходы) граждан и обращения граждан в органы местного самоуправления; устанавливаются основания и виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления и предусматриваются возможности отзыва депутатов. Устав муниципального образования может содержать и другие положения об организации деятельности местной власти.

При правовом регулировании всех сфер деятельности в МО необходимо уделять внимание правам и обязанностям, свободам и их ограничению, организационным формам установления и регулирования муниципальных образований как субъектов права.

В соответствии с федеральным законодательством  определяется порядок образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, установления или изменения их границ и наименований.

На  основании Федерального закона «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные образования могут создавать ассоциации или союзы для эффективного функционирования местного самоуправления и решения проблем местного характера.

В состав ассоциаций или союзов входят органы местного самоуправления, а не граждане и не входят коммерческие организации, а сами ассоциации или союзы не входят в структуру органов государственной власти и им не адресуются правительственные распоряжения.

В настоящее время действуют объединения  муниципальных образований разного  территориального уровня: общероссийские — Союз малых городов, Союз крупных городов и др.; межрегиональные — ассоциация Крайнего Севера и Заполярья, ассоциации городов юга России, Сибири и Дальнего Востока и др.; региональные объединения муниципальных образований в пределах Российской Федерации — союз городов Тюмени, Ассоциация городов, поселков и деревень Калужской области и др. Эти объединения формируют финансовые и материальные ресурсы за счет вкладов учредителей и прибыли от предпринимательской деятельности, получаемой структурами, созданными учредителями. Эти ресурсы используются для разработки и реализации программ социально-экономического развития муниципальных образований.

Эффективность функционирования системы муниципального управления муниципальным образованием и исполнение функций и обязанностей, возложенных на органы управления, зависит от правового регулирования.

В настоящее  время правовое регулирование деятельности МО осуществляется на основе принципа сочетания централизации и децентрализации, т.е. на предоставлении самостоятельности органам власти муниципального образования с одновременным возложением на них определенных обязанностей.

Эти полномочия, с одной стороны, определяются кругом задач, которые необходимо решать органам местной власти для обеспечения жизнедеятельности муниципального образования.

Недостатком такого подхода является то, что  определенный круг обязанностей может  не выполняться во избежание ответственности. С другой стороны, органы местной власти муниципального образования наделяются государственной властью строго очерченной компетенцией и в результате не имеют достаточной свободы в своей деятельности.

В настоящее  время общая тенденция распределения  полномочий органов власти муниципального образования определяется действующим законодательством, а также правом сложившейся традиции и инициативой органов местного самоуправления.

Компетенция органов государственной власти и местных органов управления МО распределяется следующим образом: органы государственной власти ведают теми проблемами, которые представляют интересы государства (оборона, безопасность, внешняя политика и т.д.); местные органы власти выражают интересы в территориальном аспекте муниципального образования.

Основные  полномочия органов местной власти муниципального образования:

Информация о работе Социально-экономическое развитие муниципального образования