Стратегические приоритеты внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 19:08, научная работа

Краткое описание

Целью научной работы является изучение формирования стратегических приоритетов Республики Беларусь в области внешнеэкономической политики.
Задачами научной работы является следующее:
- анализ тенденций развития мировой экономики, целей внешнеэкономической политики Республики Беларусь;
- анализ основных факторов внешнеэкономических связей Республики Беларусь;
- анализ направлений совершенствования государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Содержание

Введение
1 Тенденции развития мировой экономики. Сущность и цели внешнеэкономической политики Республики Беларусь
Понятие внешнеэкономической политики и ее задачи
Развитие мировой экономики и влияние на внешнеэкономическую деятельность Республики Беларусь
Роль Республики Беларусь в системе мировых хозяйственных связей
Анализ участия Республики Беларусь в международных экономических и финансовых организациях
Тенденции развития внешнеэкономической политики Республики Беларусь на современном этапе
Направления совершенствования в области регулирования внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников
3

6


10

14

14

18

Вложенные файлы: 1 файл

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ ВЭД РБ1.docx

— 77.23 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

1 Тенденции  развития мировой экономики. Сущность  и цели внешнеэкономической политики  Республики Беларусь

    1. Понятие внешнеэкономической политики и ее задачи
    2. Развитие мировой экономики и влияние на внешнеэкономическую  деятельность Республики Беларусь
  1. Роль Республики Беларусь в системе мировых хозяйственных связей
    1. Анализ участия Республики Беларусь в международных экономических и финансовых организациях
    2. Тенденции развития внешнеэкономической политики Республики Беларусь на современном этапе
  2. Направления совершенствования в области регулирования внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь

Заключение

Список использованных источников

3

 

6

 

 

10

 

14

 

14

 

18

 

27

33

34


 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

На  современном этапе социально-экономического развития наша республика переживает особый период своей новейшей истории. Его специфика обусловлена совмещением  трех чрезвычайно важных и сложных  задач: рыночной трансформацией экономики, созданием Союзного государства  России и Беларуси, интегрированием  в мировое хозяйство. В ходе этого процесса в стране реализуется линия на открытость своей внутренней экономики, чтобы включиться в систему мирохозяйственных связей в качестве равноправного участника.

Как известно, развитие цивилизации вызывает постоянное вовлечение отдельных государств в международный хозяйственный  обмен, который ведет к созданию единой мировой экономики. Все страны мира развиваются по общим экономическим  законам, что обусловливает приоритет  экономического характера международных  отношений.

Постоянно усложняющаяся структура потребностей, редкость и удаленность ресурсов требуют все более эффективных  средств обмена не только между регионами  внутри отдельного государства, но и  между самими государствами и  мировыми регионами. Экономическое развитие и прирост населения в разных странах мира происходят неравномерно, что также вызывает необходимость расширять международные обмены, которые содействуют развитию новых рынков (товаров, услуг, труда, информационных, финансовых и др.), импорту сырья, технологическому и информационному обмену, научным, научно-техническим, производственным, культурным и прочим внешнеэкономическим связям.

Особенно  динамичный характер тенденция к  расширению международных экономических  отношений приобрела в XX веке. Можно  без преувеличения сказать, что  оно вошло в историю как столетие беспрецендентного, взрывного роста внешнеэкономических связей во всех формах: торговли, вывоза капитала, производственного кооперирования, научно-технического взаимодействия, миграции рабочей силы.

Возрастание экономической открытости меняет соотношение  внутренних и внешних факторов развития. Если на ранних стадиях интернационализация  хозяйственной жизни решающая роль принадлежала внутренним факторам, то по мере вовлечения национально-хозяйственного комплекса в мировую экономику  внешнее воздействие становится все более решающим в выборе экономической стратегии. В этом случае государственная экономическая политика концентрируется на приспособлении национального хозяйства к новой системе мирохозяйственных связей, которые сегодня функционируют иначе, чем в прошлом.

Нынешний  этап интернационализации хозяйственной  жизни именуется в совокупности глобализацией мировой экономики. Уже сегодня глобализация определяет и в ближайшем будущем будет определять современный облик мира.

Доминирующими в этом тысячелетии будут процессы региональной интеграции (регионализации) во всех сферах жизнедеятельности общества. Создаются региональные, экономические, военно-политические и иные союзы.

В условиях интернационализации хозяйственной  жизни, когда экономика отдельных  стран все глубже втягивается  в международную хозяйственную  систему, изменяются роль и цели национального  внешнеэкономического регулирования. Задача защиты внутреннего рынка  и проведение политики протекционизма не выдвигается на передний план. Наоборот, обнаруживается тенденция к либерализации  внешней торговли и движения капитала, снимаются ограничения, и вводится свободная обратимость национальной валюты. Важнейшей задачей национального  механизма регулирования становится повышение международной конкурентоспособности отечественных предпринимателей. Конкурентоспособность товаров даже самых крупных компаний на мировом рынке зависит не только от технического уровня и организации производства на их предприятиях, но и от национального уровня заработной платы, системы налогообложения, состояния инфраструктуры, уровня образования трудящихся, наличия научно-технического потенциала и т.д.

Целью научной работы является изучение формирования стратегических приоритетов  Республики Беларусь в области внешнеэкономической политики.

Задачами  научной работы является следующее:

- анализ  тенденций развития мировой экономики,  целей внешнеэкономической политики  Республики Беларусь;

- анализ  основных факторов внешнеэкономических  связей Республики Беларусь;

- анализ  направлений совершенствования  государственного регулирования  внешнеэкономической деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1   ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ. 

СУЩНОСТЬ    И   ЦЕЛИ   ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ     

             ПОЛИТИКИ   РЕСПУБЛИКИ  БЕЛАРУСЬ       

 

    1. Понятие внешнеэкономической политики и ее задачи
Внешнеэкономическая политика - государственная политика в области экспорта и импорта, таможенных пошлин, тарифов, ограничений, привлечения иностранного капитала и вывоза капитала за рубеж, внешних займов, предоставления экономической помощи другим странам, осуществления совместных экономических проектов.
Внешнеэкономическая политика - один из основных макроэкономических инструментов, применяемый для ускорения  либо замедления экономического роста внутри страны [14,  с.69].
Внешнеэкономическая политика регулирует внешнеэкономическую  деятельность, а именно – куплю-продажу  товаров и услуг, а также международное  перемещение материальных, денежных, трудовых и интеллектуальных ресурсов.

Сущность внешнеэкономической  политики государства заключается  в направленной деятельности на развитие и регулирование экономических  отношений с другими странами.

В ХХ в. вмешательство государств во внешнюю торговлю еще более усилилось. К этому их подталкивали суровые обстоятельства. В годы Первой мировой войны правительства воюющих стран стали регулировать потребление сырья промышленностью и продовольствия населением и в связи с этим стали жестко регулировать экспортно-импортные операции своих субъектов хозяйственной деятельности. В годы Великой депрессии 1929-1933 г.г. правительства многих стран, в том числе и промышленно развитых, в целях обеспечения развития своих национальных экономик применяли целый ряд мер, чтобы поощрить экспорт отечественных предприятий и ограничить импорт иностранных товаров.

После окончания Второй мировой войны страны прибегли к системе коллективного регулирования мировой  торговли. В 1947 г. ими была создана всемирная организация – Генеральное соглашение по тарифам и торговле, которая начала функционировать с 1 января 1948 г. Она должна была регулировать таможенно-тарифные вопросы внешнеэкономических связей во всемирном масштабе. Однако, несмотря на функционирование коллективной организации, индивидуальное регулирование внешней торговли отдельными странами не прекратилось, а лишь обрело иные формы.

Государственное регулирование  международной торговли имеет разные масштабы. Во-первых, оно может быть односторонним, когда правительство одной страны без согласования или консультаций с торговыми партнерами прибегает к государственному регулированию внешней торговли. Мера эта связана с крайне тяжелым экономическим положением, с большим дефицитом государственного бюджета, а также с отрицательным сальдо платежного баланса. Обычно в ответ на этот шаг правительства стран – партнеров применяют аналогичные акции, что может привести к осложнению их политических отношений со страной – инициатором индивидуального государственного регулирования внешней               торговли  [14,  с.69].

Во-вторых, государственное регулирование бывает двусторонним. Это происходит в том случае, когда две страны на основе взаимной договоренности согласовывают технические требования к упаковке, маркировке, договариваются о взаимном признании сертификатов качества и других показателей товарного производства.

В-третьих, государственное регулирование внешней торговли может быть и многосторонним. Именно таким оно является в том случае, когда в роли субъекта регулирования выступает упомянутое выше Генеральное соглашение о тарифах и торговле. Кроме того, оно является многосторонним в рамках многочисленных интеграционных группировок – Европейского союза, Североамериканской ассоциации свободной торговли и прочих международных экономических объединений.

Следует подчеркнуть, что роль государства при регулировании внешнеэкономических связей не сводится к воздействию на отдельные заключаемые контракты бизнесменами или фирмами. А проявляется в осуществлении определенной внешнеторговой политики. Так вот, в зависимости от масштабов вмешательства в международную торговлю торговая политика государства бывает протекционистской и фритредерской.

Протекционизм представляет такую государственную политику, которая направлена на защиту внутреннего рынка от конкуренции иностранных предпринимателей посредством применения тарифных и нетарифных методов. Протекционизм имеет своей задачей создать наиболее благоприятные условия для развития отечественного производства и национального рынка. Ее решение достигается установлением высокого уровня таможенного налога на импортируемые товары. С другой стороны, протекционизм предполагает поощрение экспорта отечественных товаров, повышение их конкурентоспособности на внешнем рынке с целью увеличения сбыта, а также завоевания новых рынков. Соотношение импортного и экспортного аспектов протекционизма изменяется в зависимости от международной, экономической и политической ситуации, а также от отношения между отдельными странами или группами стран.

В реальной международной  экономической ситуации существует несколько видов протекционистской  политики:

- селективный протекционизм,  применяемый против отдельных  стран или отдельных товаров;

- отраслевой протекционизм  – это политика, которая защищает  определенные отрасли, к примеру,  сельское хозяйство;

- коллективный протекционизм,  т.е. такая протекционистская  политика, которая осуществляется  методами внутренних экономических    мер [14,  с.71].

Что касается фритредерства (свободы торговли), то оно предполагает незначительный уровень таможенных обложений и подразумевает всемерное  поощрение ввоза иностранных  товаров на национальный рынок страны. Фритредерство – это политика весьма ограниченного государственного вмешательства во внешнюю торговлю страны, которая осуществляется на основе игры свободных рыночных сил спроса и предложения.

Некоторые авторы выделяют еще одну разновидность протекционизма – умеренный протекционизм. На мой  взгляд, такое решение является некорректным. В самом деле, селективный, отраслевой, коллективный и скрытый и есть не что иное, как разновидность  умеренного, или частичного, протекционизма. Если же говорить о совершенно полном протекционизме, то он несомненно, тождествен внешнеэкономической монополии. Видимо, поэтому полный протекционизм и не принято выделять в качестве самостоятельной экономической категории.

Следует сказать, что протекционизм  и фритредерство никогда не достигали полного господства во внешнеэкономической деятельности большинства стран мира. Можно с достаточной определенностью подчеркнуть, что между этими двумя видами или направлениями внешнеэкономической политики шло постоянное «перетягивание каната». В отдельные исторические отрезки времени внешнеторговая политика склонялась то в одну, то в другую сторону. К примеру, только за вторую половину ХХ в. Можно отметить три исторических периода, когда в мире преобладала та или иная внешнеторговая политика:

- в 50-60-е годы страны  стали отгораживаться друг от  друга разнообразными тарифными   барьерами, а также нетарифными  ограничительными мероприятиями;

- в 90-х годах вновь  возобладала тенденция развития  в сторону большей либерализации  и свободы международной торговли [14,  с.72].

Однако эта четко обозначившаяся тенденция не отменила системы государственного регулирования внешнеторговых операций – ее применяют развивающиеся  государства, страны с переходной экономикой и даже промышленно развитые страны.

Информация о работе Стратегические приоритеты внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь