Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 19:02, курсовая работа
Калининградская область, будучи субъектом Российской Федерации, оказалось после распада СССР в положении эксклава. Достичь из области другие российские регионы без пересечения территории иностранных государств можно только по Балтийскому морю. Это создает определенные трудности транспортного сообщения – до тех пор пока единое экономическое пространство не оформилось на всей территории Европы, включая ее восток (Европейский союз). Но речь о выходе области из общероссийского экономического пространства не идет – здесь действуют общие для страны законы, в том числе и в хозяйственной сфере. Усложнение транспортных связей является лишь удорожающим фактором при поставках продукции.
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты экономического развития региона
Состояние и характеристика экономических отношений на современном этапе развития РФ
Основные направления экономической деятельности Калининградской области
Позитивные и негативные факторы, влияющие на развитие Калининградской области
Глава 2. Перспективы социально-экономического развития области
2.1 Выявление проблем развития Калининградской области и пути их решения
2.2 Федеральная программа развития Калининградской области на
период до 2020 года
Заключение
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты экономического развития региона
Глава 2. Перспективы социально-экономического развития области
2.1 Выявление проблем развития Калининградской области и пути их решения
2.2 Федеральная программа развития Калининградской области на
период до 2020 года
Заключение
Введение
Калининградская область – одна из самых своеобразных в Российской Федерации и по ее географическому положению и по особенностям природы и благодаря ее историческому прошлому.
Калининградская область, будучи субъектом Российской Федерации, оказалось после распада СССР в положении эксклава. Достичь из области другие российские регионы без пересечения территории иностранных государств можно только по Балтийскому морю. Это создает определенные трудности транспортного сообщения – до тех пор пока единое экономическое пространство не оформилось на всей территории Европы, включая ее восток (Европейский союз). Но речь о выходе области из общероссийского экономического пространства не идет – здесь действуют общие для страны законы, в том числе и в хозяйственной сфере. Усложнение транспортных связей является лишь удорожающим фактором при поставках продукции.
Механизм свободной
(особой) экономической зоны в Калининградской
области, обслуживая интересы внешнеэкономических
связей страны в целом, ведет вовсе
не к ее обособлению, а к упрочению
роли в общероссийском народнохозяйственном
комплексе. Закон об ОЭЗ лишь небольшая
составная часть всего
Для того, чтобы сделать выводы о перспективах развития экономики Калининградской области в данной работе рассматриваются следующие вопросы:
Целью настоящей работы является выявление особенности развития Калининградской области как автономного субъекта РФ и определение направлений ее дальнейшего развития.
Глава 1.
Теоретические аспекты
1.1 Состояние
и характеристика социально-
Развитие экономики
Калининградской области в
Калининградская область характеризуется следующими особенностями социально-экономического развития.
Собственный экономический потенциал региона недостаточен для обеспечения устойчивого социально-экономического развития в условиях усиливающейся конкуренции на межрегиональном и европейском рынках.
Характерна многоотраслевая структура экономики. Отраслями специализации являются обрабатывающие производства, торговля и транспорт. Созданы значительные мощности в добывающей промышленности, машиностроении, пищевой промышленности. Определенными перспективами развития обладают предприятия рыбной отрасли, сельского хозяйства.
Высокие темпы роста экономики, инвестиций и показателей уровня жизни населения во многом обусловлены созданием специального режима хозяйственной деятельности предприятий.
Малые размеры внутреннего рынка определяют неизбежную зависимость динамики развития области, уровня жизни населения от внешних торговых потоков. В связи с этим, актуальной задачей является усиление межрегиональных экономических связей, прежде всего, с регионами Центрального и Северо-Западного федеральных округов.
Транспортно-логистический
комплекс Калининградской области
играет важную роль в социально-экономическом
развитии региона. Устойчивое и эффективное
функционирование, развитие и сбалансированность
транспортного комплекса
Таблица 1. Динамика основных объемных показателей работы транспортного
комплекса за 2005-2011 годы.
Показатели |
Переведено по годам | ||||||||
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 | ||||
Пассажиров | |||||||||
Железнодорожным транспортом в дальнем следовании, млн.чел |
0,72 |
0,74 |
0,64 |
0,57 |
0,6 |
0,54 | |||
Железнодорожным транспортом в пригодородном сообщении, млн.чел |
6,953 |
5,432 |
5,641 |
4,916 |
2,546 |
2,659 | |||
Воздушным транспортом, млн. чел |
0,73 |
1,1 |
1,9 |
1,16 |
1,024 |
1,229 | |||
Грузов | |||||||||
Железнодорожным транспортом, млн.тонн |
19,1 |
19,4 |
18,5 |
12,7 |
15,5 |
14,7 | |||
Автомобильным траснпортом
через пограничные переходы, |
1,994 |
2,191 |
2,159 |
1,884 |
2,220 |
2,3 | |||
Переработка грузов портовым комплексом, млн.т. |
15,2 |
15,6 |
15,4 |
12,4 |
13,9 |
13,4 |
Транспортный комплекс
объединяет в себе железнодорожный,
морской, речной, воздушный, автомобильный
транспорт и объекты
Пропускная способность
Калининградской железной дороги составляет
более 25 млн. тонн. Однако сегодня пропускные
мощности дороги используются на 60%. Существенной
характеристикой области
Все дороги области имеют твердое покрытие, и насыщены искусственными сооружениями, мостами, путепроводами, водопропускными 8 трубами. Всего на автомобильных дорогах области числится: 686 мостов и 4777 водопропускных труб.
Вместе с тем, при наличии плотности сети, параметры дорог не соответствуют требованиям современного движения – недостаточная ширина проезжей части, малые радиусы поворотов, наличие на обочинах деревьев.
Порт имеет выгодное расположение. Расстояние до столиц близлежащих государств - Вильнюса, Риги, Минска, Варшавы, Берлина, Копенгагена и Стокгольма составляет от 400 до 650 километров, а до крупнейших иностранных портов на Балтике - от 400 до 700 километров. Суммарная проектная пропускная способность морских терминалов порта Калининград составляет 39,0 млн. тонн/год различных видов грузов. В настоящее время портовые мощности используются на 35%. Аэропорт «Храброво» относится к региональным аэропортам федерального значения, открытым для международных рейсов.
Возможности аэродрома по приему и выпуску воздушных судов - до 18 единиц в час, а возможности терминального комплекса по обеспечению авиаперевозок составляют до 1,5 млн. человек в год. Ежесуточно осуществляется прием и выпуск до 28 воздушных судов, из них до 24 выполняющих рейсы по расписанию. Калининградская область замечательна системой водных путей (заливов, судоходных рек и каналов), что позволяет совершать плавание из Балтийского моря по Вислинскому заливу, рекам Преголе и Дейме в Куршский залив или, минуя его, по каналам, из Деймы в Неман. Отсутствие объектов инфраструктуры водного туризма, необходимой для обеспечения качественного и полноценного сервиса, а именно: мест для швартовки, причалов, пристаней, подъездных путей, гостиниц, информационных табло в местах возможной остановки судов, сдерживает поток туристов во внутренние воды региона.
Энергетический комплекс
Энергоснабжение потребителей
Калининградской области
Таблица 2. Динамика потребления электроэнергии в Калининградской
области за 2007 – 2012 годы
Показатель |
Ед. изм. |
Годы | |||||
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 | ||
Потребление |
Млн. кВт. ч |
3890,4 |
3972,9 |
3864,1 |
4093,3 |
4157,1 |
4240 |
Основная часть
трансформаторных подстанций и линий
электропередачи 60 - 110 - 330 кВ находится
на балансе ОАО «Янтарьэнерго», в
том числе электросетевые объекты,
относящиеся к Единой национальной
(общероссийской) электрической сети
(ЕНЭС). Генерирующие источники на территории
Калининградской области
Установленная мощность электростанций Калининградской энергосистемы на 01.01.2012 г. составила 978,093 МВт. Прирост установленной мощности электростанций в 2011 году произошел за счет ввода второго блока 425 МВт Калининградской ТЭЦ-2.
Таблица 3. Структура установленной мощности электростанций.
Таблица 4. Динамика
объемов выработки
Природный газ поступает
в Калининградскую область по
магистральному газопроводу Минск-Вильнюс-
Таблица 5. Объемы потребления природного газа в 2009-2012 гг.
Годы |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
Объёмы потребления |
1,25 |
1,21 |
1,38 |
2,05 |
В рамках ФЦП из
бюджетных средств
АПК и пищевая промышленность
Пищевая промышленность региона в основном представлена предприятиями мясо- и молокоперерабатывающей, рыбоперерабатывающей, хлебопекарной отраслями. Динамика роста отрасли по объемам производства для всех секторов пищевой промышленности в основном положительная. Объем производства пищевой промышленности в 2011 году по сравнению с тем же периодом 2010 года (оперативные данные Росстата): свинина парная, остывшая охлажденная-117,2%; мясо и субпродукты мясные-104,6%; колбасные изделия -104%; рыба и продукты, рыбные переработанные и косервированные-117,7%, цельномолочная продукция-105,4%, хлеб и хлебобулочные изделия -112,2%.
Информация о работе Стратегия социально-экономического развития калининградской области