Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 01:35, курсовая работа
В настоящее время ни одна сфера жизни общества не может обойтись без прогнозов как средства познания будущего. Особенно важное значение имеют прогнозы социально-экономического развития общества, обоснование основных направлений экономической политики, предвидение последствий принимаемых решений. Социально-экономическое прогнозирование является одним из решающих научных факторов формирования стратегии и тактики общественного развития
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Генезис экономического прогнозирования и планирования…………………...5
1.1. Формирование парадигмы экономического прогнозирования в России……5
1.2. Эволюция, сущность и виды планирования в России…………………………
1.3. Взаимосвязь прогнозирования и планирования
2. Методология прогнозирования и планирования экономических объектов
2.1. Основные понятия прогнозирования. Мировой опыт индикативного планирования
2.2. Классификация моделей и методов экономического прогнозирования и планирования
3. Прогнозирование и планирование национальной экономики
3.1. Прогнозирование экономического развития. Модели экономического роста
3.2. Макроэкономическое планирование
3.3. Межотраслевые балансовые модели
Заключение
Список использованной литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Кафедра: «Экономика предприятий»
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: Сущность планирования и прогнозирования экономических объектов
по курсу: Макроэкономическое планирование и прогнозирование
Выполнил студент
Группы
Факультета экономики и управления
«Допустить к защите»:
Руководитель курсовой работы:
«___» ________________________ 2013 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Генезис
экономического
1.1. Формирование парадигмы экономического прогнозирования в России……5
1.2. Эволюция, сущность и виды планирования в России…………………………
1.3. Взаимосвязь прогнозирования и планирования
2. Методология прогнозирования и планирования экономических объектов
2.1. Основные понятия прогнозирования. Мировой опыт индикативного планирования
2.2. Классификация
моделей и методов
3. Прогнозирование и
3.1. Прогнозирование экономического развития. Модели экономического роста
3.2. Макроэкономическое планирование
3.3. Межотраслевые балансовые модели
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В настоящее время ни одна сфера жизни общества не может обойтись без прогнозов как средства познания будущего. Особенно важное значение имеют прогнозы социально-экономического развития общества, обоснование основных направлений экономической политики, предвидение последствий принимаемых решений. Социально-экономическое прогнозирование является одним из решающих научных факторов формирования стратегии и тактики общественного развития.
Важнейшей базой для плановых расчетов является прогнозирование. Оно постоянно используется не только для предплановых обоснований, но и на стадии реализации программ и планов. В принятом в 1995 г. Федеральном законе «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ» отражены концептуальные подходы к государственному прогнозированию. Он регламентирует процесс разработки системы государственных прогнозов и программ социально-экономического развития РФ, устанавливает их содержание.
Социально-экономическое прогнозирование – это интегрирующая область знания, ее невозможно развести по отдельным «департаментам науки», потому что не может быть обоснованных социальных прогнозов без учета перспектив экономическое, экологическое, демографического развития, научно-технического прогресса, возможной эволюции культуры, динамики международных отношений.
Социально-экономическое предвидение основных направлений общественного развития предполагает использование специальных вычислительных и логических приемов, позволяющих определить параметры функционирования отдельных элементов производительных сил в их взаимосвязи и взаимозависимости.
Особую роль в современном менеджменте играет прогнозирование как предвидение результатов развития хозяйственной структуры и перспективное планирование в качестве системы мер, необходимых для преодоления отклонения прогнозируемых итогов от установленных параметров.
Наиболее ответственной задачей планирования является прогнозирование или, как часто называют его американские специалисты, стратегическое планирование.
Планирование – это процесс научного обоснования целей, приоритетов, определения путей и средств их достижения. На практике оно реализуется путем разработки планов. План представляет собой документ, который содержит систему показателей и комплекс различных мероприятий по решению социально-экономических задач. В нем отражаются цели, приоритеты, ресурсы, источники обеспечения, порядок и сроки их реализации.
Объектом макроэкономического планирования становится расширенное воспроизводство в единстве всех его фаз, или интегральный кругооборот совокупного продукта воспроизводства, как неразрывное единство движения товарной и денежной массы.
Субъектом макроэкономического планирования является ассоциированный макроэкономический собственник. В качестве основной сферы макроэкономического планирования следует рассматривать государственно-корпоративный сектор национальной экономики.
Стратегической целью макроэкономического планирования становится обеспечение динамического экономического роста, согласованного с требованиями макроэкономической конкурентоспособности, сбалансированности и устойчивости развития национальной экономики, включая социальный и экономический аспекты.
Мировой опыт свидетельствует о том, что макроэкономическое планирование может иметь различный уровень развития - от законченных и целостных систем и моделей до наличия лишь отдельных элементов планирования. Конкретные модели и алгоритмы макроэкономического планирования выбираются в зависимости от характера и уровня развития экономики страны.
На современном этапе общественного развития основное содержание государственного планирования должно быть направлено на стратегический выбор основных направлений социально-экономического развития страны. В этой связи особую актуальность приобретает проблема обоснования целей и приоритетов развития национальной экономики.
Органической частью планирования является составление прогнозов, показывающих возможные направления будущего развития хозяйственной структуры, рассматриваемой в тесном взаимодействии с окружающей средой. Вся как плановая, так и практическая работа в организации связана с необходимостью прогнозирования.
В РФ система прогнозирования и планирования включает: Министерство экономики, которое отвечает за разработку и утверждение прогнозов социально-экономического развития; Министерство финансов, которое отвечает за разработку, утверждение и исполнение бюджетов. Центральный банк отвечает за формирование параметров денежно-кредитной и валютной политики; Государственный комитет по статистике, который ведет мониторинг итогов социально-экономического развития.
За последние двадцать лет в России произошли существенные изменения в концепции прогнозирования и планирования социально-экономических процессов. Наблюдается переход от телеологической концепции, в основе которой лежали директивные принципы, к индикативной системе планирования.
Опыт развитых стран показывает, что в условиях рыночной экономики прогнозирование и планирование занимают важное место в системе государственного регулирования социально-экономических процессов в обществе.
Целью работы является определение направлений совершенствования прогнозирования на основе изучение теоретических основ и методики прогнозирования и планирования.
В процессе обоснования экономической политики необходимо учитывать, что рыночный механизм вне его сочетания с планомерным государственным регулированием, основанном на научном прогнозировании, не является эффективным. Использование государственного регулирования, основанного на прогнозно-программном (индикативном) механизме, первоначально получило развитие во Франции, Голландии, Швеции, Бельгии, Норвегии.
Дальнейшее развитие прогнозирования и планирования в экономически развитых странах связано с потребностями перестройки структуры экономики, необходимостью перспективной оценки ее ресурсов и приоритетов развития, ускорения научно-технического прогресса, предотвращения влияния кризисных явлений, подъема отсталых отраслей, достижения экономической безопасности и т.д.1
Изучение исторического аспекта формирования концепции прогнозирования процессов в сфере экономики России показывает, что один из наиболее важных этапов приходится на 1920-е годы. В этот период наблюдался активный поиск решения основополагающих теоретико-методологических проблем прогнозирования и планирования и, в частности, проблем сочетания прогнозно-планового и рыночного механизмов, перспективного развития различных отраслей народного хозяйства, форм и методов его регулирования.
Неоднозначность трактовки и обоснования путей решения, данных проблем привела к формированию двух основных подходов к прогнозированию, планированию и регулированию экономики: телеологического и генетического подходов.
Особенность индикативного планирования заключается в том, что оно не предполагает прямых управляющих воздействий на товаропроизводителей. Государство через систему экономических рычагов пытается направить их на выполнение государственных программ и планов.
Изучение вопросов сценарного прогнозирования позволяет нам выделить такие достоинства сценариев, как более полное описание ситуации и ее эволюции, выявление потенциальных угроз и благоприятных возможностей, обеспечение дополнительной гибкости в управлении и оперативного реагирования на изменения внешней среды, возможность использования на любом уровне управления и др.
В настоящее время разрабатывается множество различных видов социально-экономических прогнозов. Их классифицируют по различным признакам, в частности, по временному горизонту, целям, масштабности объекта прогнозирования, способу представления информации, характеру прогнозирования и другие. 2
Эволюция социумов и экономик основывается на развитии орудий труда и технологий. Меньше внимания обращается на то, что выделение человека из животного мира произошло после того, как люди научились планировать свою деятельность. Подобно тому, как люди сотни тысяч лет разговаривали, не зная правил грамматики, они долгое время планировали и до сих пор в большинстве случаев планируют свою деятельность, часто не задумываясь о правилах разработки планов. Ведь речь людей, не знающих грамматики, отнюдь не стихийный, а сознательно организуемый и планируемый процесс. Точно так же экономическая деятельность никогда не бывает абсолютно стихийной. В частности, рыночные процессы всегда организуются и планируются, хотя большинство субъектов рынка нередко сознательно вводится в заблуждение по этому поводу организаторами и руководителями рынков.
С образованием национальных государств управление социумом становится многофункциональной и иерархически организованной системой. Создание национальных рынков и государств - тесно взаимосвязанные процессы. Без государственной денежной системы, без ликвидации удельных таможен, без унификации налоговой системы, проведения меркантилистской и протекционистской политики, строительства коммуникаций, поддержки промышленников и купцов о едином рынке для какой-либо страны не могло быть и речи. Поэтому в национальных государствах произошла дифференциация управления экономикой: возникли монетные дворы, фискальные органы, казначейства, отраслевые и сословные ведомства. Первыми объектами государственного экономического планирования были эмиссия денег и бюджет страны.
В соответствии со спецификой различных стран сложилось множество моделей планирования. Среди них можно выделить советскую, американскую, французскую, японскую и другие.
В составе советского правительства после окончания гражданской войны был создан Государственный плановый комитет (Госплан). Советский Госплан вначале разрабатывал долгосрочный план развития экономики страны. Формально он был посвящен электрификации России и назывался ГОЭЛРО, но по мере его разработки авторы, помимо электрификации, исследовали проблемы долгосрочного развития важнейших отраслей народного хозяйства. План ГОЭЛРО не был директивным.
Восстановление экономики СССР в годы НЭПа осуществлялось высокими темпами. Все экономические органы на местах и в центре были мобилизованы тогда на разработку первого пятилетнего плана развития народного хозяйства.
В теории и практике социалистического планирования была разработана процедура согласования индивидуальных планов «снизу» с общественными потребностями и ресурсами, определяемыми «сверху». Теоретически в процессе централизованного планирования при итеративном прохождении плановых показателей «снизу вверх» и «сверху вниз» устанавливается рыночное равновесие между спросом и предложением. На практике не все получалось так, как это предусматривалось в теории. Но Центр не в состоянии был игнорировать планирование «снизу».
Во время Великой отечественной войны плановые органы накопили опыт решения крупных задач в экстремальных условиях. Благодаря этому опыту пятилетка послевоенного восстановления народного хозяйства может считаться образцом успешного применения директивного централизованного планирования. Планирование торговли не было жестко централизованным, оно производилось путем согласованных действий центральных, региональных и местных органов управления.
Информация о работе Сущность планирования и прогнозирования экономических объектов