Управление доходной частью государственного бюджета России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2015 в 13:54, дипломная работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является анализ управления доходной частью государственного бюджета Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
- определить сущность и основные принципы бюджетной системы Российской Федерации в условиях социально-экономического развития общества;
- рассмотреть понятие государственного бюджета и проанализировать формирование доходной части государственного бюджета;
- выделить источники формирования доходной части бюджетов разных уровней, рассмотрев особенности и структуру федеральных, региональных и местных налогов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

4
1. БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

7
1.1. Сущность и функции бюджетной системы в РФ.

8
1.2. Принципы построения бюджетной системы РФ.
19
1.3. Доходы и расходы бюджетной системы РФ.

21
1.4.Нормативно-правовые основы бюджетной системы России.
Вывод
23

23
2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА


28
2.1. Правовые и экономические основы формирования доходов бюджета.

28
2.2. Источники формирования дохода государственного бюджета РФ.

30
2.2.1. Доходы федерального бюджета.

30
2.2.2. Особенности структуры доходов бюджетов субъектов Российской Федерации.

38
2.2.3. Доходы бюджетов муниципальных образований.

42
2.2.4. Федеральные налоги.
46
2.2.4.1. Налог на добавленную стоимость.
47
2.2.4.2. Акцизы.
50
2.2.4.3. Налог на прибыль организаций.
52
2.2.4.4. Налог на доходы физических лиц.
55
2.2.4.5. Единый социальный налог.
58
2.2.4.6. Государственная пошлина.
59
2.2.4.7. Таможенная пошлина и таможенные сборы.
60
2.2.4.8. Платежи за природные ресурсы.

62
2.2.5. Региональные налоги.
66
2.2.5.1. Налог на имущество предприятий.
66
2.2.5.2. Транспортный налог.

70
2.2.6. Местные налоги и сборы.
Вывод
71
71
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТЬЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА


77
3.1. Причины и основные направления реформирования бюджета России последнего десятилетия.
77
3.2. Этапы и методы прогнозирования и планирования доходной части государственного бюджета.
82
3.3. Планирование доходов государственного бюджета.
Вывод
89
89
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

94
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 520.50 Кб (Скачать файл)

 


 


                                                                                                                                                                   

 



                                                                                                                                                            

 

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

 



Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

 

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ

 

Институт экономики, управления и права

 

Экономический факультет

                                                                               Кафедра финансов и кредита

 

 

 

БАРЫШЕВ АЛЕКСЕЙ ЮРЬЕВИЧ

 

 

Управление доходной частью государственного бюджета России

 

 

Дипломная работа

студента 4 курса

 

 

 

 

 

 

 

 

Допущено к защите на ГАК

 

Зав. кафедрой финансов и кредита

доктор экономических наук,  профессор

Научный руководитель

кандидат экономических наук,

доцент

____________________В.С Аксенов 

_________________М.М. Марков 

«______»____________2005 г.

«______»____________2005 г.


 

 

Москва  2005

 

 

                                    СОДЕРЖАНИЕ                                             стр.

ВВЕДЕНИЕ          

                                                                                   

4

1. БЮДЖЕТНОЕ  УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ      

       

7

1.1. Сущность и  функции бюджетной системы в  РФ.

              

8

1.2. Принципы построения  бюджетной системы РФ.

19

1.3. Доходы и  расходы бюджетной системы РФ.

                     

21

1.4.Нормативно-правовые  основы бюджетной системы                        России.  

Вывод                                                                                                                                                                                

23

 

23

2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

                                                                                                         

 

28

2.1. Правовые и экономические  основы формирования доходов  бюджета.  

                                                                                            

28

2.2.  Источники формирования  дохода государственного бюджета  РФ.

                                                                                                     

30

2.2.1. Доходы федерального бюджета. 

                                  

30

2.2.2. Особенности структуры  доходов бюджетов субъектов Российской  Федерации.

                                                                      

38

2.2.3. Доходы бюджетов муниципальных  образований.

           

42

2.2.4. Федеральные налоги.                                                        

          46

2.2.4.1. Налог на добавленную стоимость. 

47

2.2.4.2. Акцизы.                                                                       

50

2.2.4.3. Налог на прибыль  организаций.                               

52

2.2.4.4. Налог на доходы  физических лиц.                           

55

2.2.4.5. Единый социальный  налог.                                      

          58

2.2.4.6. Государственная пошлина.                                      

59

2.2.4.7. Таможенная пошлина  и таможенные сборы.         

60

2.2.4.8. Платежи за природные  ресурсы.

                           

62

2.2.5. Региональные налоги.                                                     

66

2.2.5.1. Налог на имущество  предприятий.  

66

2.2.5.2. Транспортный налог. 

                                                  

70

2.2.6. Местные налоги и  сборы.                  

Вывод       

71

71

3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТЬЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА        

                                                     

 

77

3.1. Причины и основные  направления реформирования бюджета  России последнего десятилетия.

77

3.2. Этапы  и методы прогнозирования и планирования доходной части государственного бюджета.                                                    

82

3.3. Планирование доходов  государственного бюджета.  

 Вывод                                                                                                                

89

89

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

           

94

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ                                   

                     

 

100


   

ВВЕДЕНИЕ.

 

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет.

Российская Федерация имеет право на самостоятельный федеральный бюджет. Это право закреплено в Конституции Российской Федерации. В статье 71 Конституции Российской Федерации записано: «В ведении Российской Федерации находятся: федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития».

 Бюджетный кодекс Российской Федерации детально регламентирует порядок его формирования и исполнения.

         Государственный бюджет играет важную экономическую роль в перераспределении совокупного общественного продукта и национального дохода, концентрации денежных средств для финансирования отраслей экономики, укрепления обороноспособности государства. На долю  бюджета приходится значительная часть распределительного процесса, которая заключается в распределении денежных средств между отраслями народного хозяйства, производственной и непроизводственной сферами, регионами страны.

Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов затронули сферу государственных финансов, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения1.

Успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени.

Приоритетными задачами финансовой политики являются:

- формирование законодательных основ, обеспечивающих благо 
приятный инвестиционный климат и способствующих развитию предпринимательства;

-   оптимизация расходов бюджета;

- существенное  снижение налогового бремени и повышение эффективности налоговой и таможенной систем;

- создание условий  для развития финансовой инфраструктуры  и 
достижения среднесрочной финансовой стабильности;

- достижение  сбалансированности бюджетной системы  и повышения эффективности ее функционирования;

- реформирование  естественных монополий;

- повышение эффективности  и подконтрольности государству (собственнику) государственного сектора экономики, в частности деятельности государственных унитарных предприятий 
(ГУП);

- решение накопившихся социальных проблем, прежде всего в области политики заработной платы и доходов.

Поиск выхода из экономического кризиса, в котором на сегодняшний день оказалась Россия, требует радикального обновления финансовой системы общества. Составной частью пути выхода из кризиса явилось принятие 17 июля 1998 года нового Бюджетного кодекса Российской Федерации, установившего общие принципы бюджетного законодательства и правовые основы функционирования бюджетной системы и бюджетного процесса Российской Федерации.

Изучение бюджетной системы, бюджетного процесса, теоретических и законодательных основ и реальной практики функционирования бюджетного механизма обрело в настоящее время особую актуальность.

Целью настоящей работы является анализ управления доходной частью государственного бюджета Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:

- определить  сущность  и основные   принципы бюджетной  системы Российской Федерации в условиях социально-экономического развития общества;

- рассмотреть понятие  государственного бюджета и проанализировать  формирование доходной части  государственного бюджета;

- выделить источники формирования  доходной части бюджетов разных  уровней, рассмотрев   особенности   и структуру федеральных, региональных и местных налогов.

- определить этапы и  методы прогнозирования и планирования  доходной части государственного  бюджета;

- определить  порядок  совершенствования  управления доходной  частью государственного бюджета;

Объектом рассмотрения в данной работе является доходная часть государственного бюджета РФ и методы управления доходной частью государственного бюджета.

Исследования проводились с помощью Бюджетного Кодекса РФ, а также   показателей бюджетов, отраженных в Законе о Федеральном бюджете Российской Федерации, опубликованные в официальных изданиях законодательных органов власти России. 

 

1. БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

 

Прежде, чем говорить о бюджетном устройстве Российской Федерации, выявлять его достоинства и недостатки, необходимо определить, что представляет собой бюджет государства. В самом общем виде им является план доходов и расходов государства на текущий год, составленный в форме баланса и имеющий силу закона. В любой стране государственный бюджет - ведущее звено финансовой системы, единство основных финансовых категорий: налогов, государственных расходов, государственного кредита - в их действии. Являясь частью финансов, бюджет можно выделить в отдельную экономическую категорию, отражающую денежные отношения государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления1. 

Именно с помощью бюджета государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Ни одно из звеньев финансов не осуществляет такого многовидового и многоуровневого перераспределения средств, как бюджет.  Отображая экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики, бюджет дает четкую картину того, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, показывает, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей. При правильном подходе бюджет  может быть не просто средством государственного экономического регулирования, он может реально влиять на рост экономики и социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, обновление и совершенствование материально-технической базы общественного производства. Проявление присущих бюджету свойств, его использование в качестве инструмента распределения и контроля возможно только в процессе человеческой деятельности, что находит свое выражение в создаваемом государством бюджетном механизме, который является конкретным выражением бюджетной политики, отражающим нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач. Для России в силу ее федеративного устройства важную роль приобретает не просто выработка грамотного бюджетного механизма, а правильное соотношение бюджетов различных уровней, действующих на территории страны, что и составляет понятие бюджетной системы. Даже грамотно построенный и сбалансированный федеральный бюджет не в состоянии в полной мере выполнять свои перераспределительные и контрольные функции при отсутствии надлежащего бюджетного механизма непосредственно на местах. Таким же образом не может проявляться эффект проводимой на местах бюджетной политики в условиях ее постоянного противостояния несбалансированному федеральному бюджету. Важное значение имеет единство бюджетной системы, которое основывается на принципах самостоятельности, гласности, полноты и реальности всех входящих в нее бюджетов. 

 

 

    1. Сущность и функции бюджетной системы в РФ.

 

Бюджет порожден самим фактором существования государства, современное государство не может существовать без бюджета. Именно в бюджете консолидируются все основные социально-экономические противоречия, накопившиеся в каждом обществе. Для их успешного разрешения необходимо иметь определенную совокупность знаний о самом понятии «бюджет», принципах построения бюджетной системы государства, системе межбюджетных отношений, структуре доходов и расходов бюджетов разных уровней, методике их формирования и организации исполнения, приоритетных направлениях бюджетной реформы.

БК РФ дает следующее определение бюджетной системы: «основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов». Под бюджетным устройством принято понимать организацию бюджетной системы и принципы ее построения.

Бюджет образует центральное звено системы финансов и выражает все ее основные качественные признаки. Поскольку финансы — это система императивных денежных отношений, в процессе которых образуются и используются государственные централизованные денежные фонды, то и бюджет представляет собой систему денежных отношений, но более узкую. Следовательно, бюджет — это система императивных денежных отношений, в процессе которых образуется и используется бюджетный фонд2. (см. схему 1)

 Схема 1.

 Финансы --------------Финансовый план --------Финансовые ресурсы


 

 

 Бюджет-------------   Бюджетный план -------------Бюджетный  фонд    

 

В материальном понимании государственный бюджет представляет собой централизованный в масштабах государственного или административно-территориального образования денежный фонд, который находится в распоряжении соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления. Хотя материальное содержание бюджета не является постоянным, объем концентрируемых в нем денежных средств постоянно меняется, меняются виды поступлений в него, направления расходов. Однако сущность государственного бюджета постоянна. Она проявляется в общественных отношениях, связанных с концентрацией денежных средств в бюджете и их использованием, то есть в характеристике сущности бюджета как экономической категории.

Как экономическая категория бюджет представляет собой совокупность экономических (денежных) отношений, возникающих в процессе образования, планового распределения и использования государственного централизованного фонда денежных средств. Бюджетные отношения возникают между государством и его субъектами (юридическими и физическими лицами) при образовании централизованного фонда с помощью налогов, сборов, пошлин, а также при использовании централизованного бюджетного фонда; через экономические отношения ежегодно мобилизуют в государственный бюджет значительную часть накоплений предприятий, организаций и часть доходов населения. Средства бюджета направляются на финансовое обеспечение задач и функций государства, социально-культурных мероприятий.

Информация о работе Управление доходной частью государственного бюджета России