Фискальная политика и ее сущность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2014 в 19:11, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение теоретических аспектов бюджетно-налоговой политики и особенностей её в Республике Беларусь.
Задачи:
1)Рассмотреть сущность, виды, формы налогово-бюджетной политики.
2)Рассмотреть основные инструменты налогово-бюджетной политики и их влияние на экономику страны.

Содержание

Введение 3
1.Понятие и типология налогово-бюджетной политики 5
1.1 Налогово-бюджетная политика (фискальная политика). Основные цели, инструменты и методы фискальной политики 5
1.2 Типология налогово-бюджетной политики. Достоинства и недостатки фискальной политики 7
2.Государственные расходы как инструмент стабилизации и развития экономики 11
2.1 Классификация и сущность государственных расходов 11
2.2 Влияние государственных расходов на совокупный спрос 14
3. Налоги и налоговые льготы 15
3.1 Понятие и сущность налогов. Роль налогов в фискальной политике 15
3.2 Влияние налогов на совокупный спрос и совокупное предложение 18
3.3 Налоговые льготы РБ 20
4. Основные направления фискальной политики РБ 2011-2015 23
Заключение 31
Список использованных источников 33

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Кузьмич.docx

— 104.88 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение 3

1.Понятие и типология  налогово-бюджетной политики 5

1.1 Налогово-бюджетная политика (фискальная политика). Основные цели, инструменты и методы фискальной политики 5

1.2 Типология налогово-бюджетной политики.  Достоинства и недостатки фискальной политики 7

2.Государственные расходы как инструмент стабилизации и развития экономики 11

2.1 Классификация и сущность государственных расходов 11

2.2 Влияние государственных расходов на совокупный спрос 14

3. Налоги и налоговые льготы 15

3.1 Понятие и сущность налогов. Роль налогов в фискальной политике 15

3.2 Влияние налогов на совокупный спрос и совокупное предложение 18

3.3 Налоговые льготы РБ 20

4. Основные направления  фискальной политики РБ 2011-2015 23

Заключение 31

Список использованных источников 33

 


 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Стандартное определение фискальной политики обычно указывает на совокупность мер, предпринимаемых правительством по оптимизации государственных расходов и налогообложения для решения стратегических государственных задач. Более широкое определение лишь уточняет инструменты и цели, стоящие перед экономикой: меры правительства по изменению государственных расходов, налогообложения и состояния государственного бюджета, направленные на обеспечение полной занятости, равновесия платежного баланса и экономического роста при производстве неинфляционного валового продукта.

В отечественной экономической  литературе часто используется несколько  категорий для одного и того же понятия: фискальная политика, бюджетно-налоговая  политика, налогово-бюджетная политика и др. Очевидно, что многообразие терминов происходит из-за отсутствия прямого синонима в русском языке  при переводе с латыни или английского  языка (fiscal - фискальный, финансовый).

Понятие бюджетно-налоговой политики в экономической литературе тесно  связано с бюджетно-налоговой  системой, которая посредством не создаётся, и рассматривается как  составная часть экономической  политики, проводимой государством в  области государственных расходов и налогов.

Используя ту или иную форму воздействия  на экономику, государство и его  институты выбирает методы, с помощью  которых осуществляет регулирование.

Целями государственной фискальной политики могут быть: обеспечение  выравнивания уровня доходов граждан, поддержание социально значимых отраслей дотациями и инвестициями, стимулирование малого бизнеса, чистого  экспорта, стабилизация экономики, ограничение  доступа импорта на внутренний рынок  и др.

Используя ту или иную форму воздействия  на экономику, государство его институтов выбирает методы, с помощью которых  осуществляет регулирование. В данной главе будет рассмотрена бюджетно-налоговая  политика как составная часть  экономической политики и система  мер, проводимых государством в области  государственных расходов и налогов.

Национальная фискальная политика должна базироваться на определённой государственной концепции налогообложения, учитывающей объективные факторы  экономического развития и макроэкономические тенденции, и характеризоваться  системными, взаимосвязанными изменениями  налогового законодательства и масштабностью  осуществляемых правительством мероприятий  экономической политики.

Фискальная политика играет важную роль на экономику любого государства. Поэтому рассмотрение, изучение и  разработка налогово-бюджетной политики является приоритетной задачей для  правительства. Она оказывает значительное влияние на распределение денежной массы между различными субъектами экономики, также она может выступать в качестве инструмента регулирования экономики.

Целью данной работы является изучение теоретических аспектов бюджетно-налоговой политики и особенностей её в Республике Беларусь.

Задачи:

1)Рассмотреть сущность, виды, формы налогово-бюджетной политики.

2)Рассмотреть основные  инструменты налогово-бюджетной  политики и их влияние на  экономику страны.

3) Рассмотреть налоговые  льготы в Республике Беларусь  и дать общую характеристику  фискальной политике РБ

 

 

1.Понятие и типология налогово-бюджетной  политики

1.1 Налогово-бюджетная политика (фискальная политика). Основные цели, инструменты и методы фискальной политики

Налогово-бюджетная политика (фискальная политика) представляет собой меры, которые предпринимает правительство с целью стабилизации экономики с помощью изменения величины доходов и (или) расходов государственного бюджета.  
Целями фискальной политики как любой стабилизационной политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, являются обеспечение:

      1. стабильного экономического роста;
      2. полной занятости ресурсов (прежде всего решение проблемы циклической безработицы);
      3. стабильного уровня цен (решение проблемы инфляции).

 
            Фискальная политика – это политика регулирования правительством прежде всего совокупного спроса. Регулирование экономики в этом случае происходит с помощью воздействия на величину совокупных расходов.

Однако некоторые инструменты  фискальной политики могут использоваться для воздействия и на совокупное предложение через влияние на уровень деловой активности. Фискальную политику проводит правительство.

 




Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно:

  1. государственные закупки;
  2. налоги;
  3. трансферты.

Анализ фискальной политики предполагает получение ответов  на следующие вопросы. 
Во-первых, насколько широка степень государственного влияния в современной экономике, а именно: какая доля национального дохода перераспределяется через госбюджет, какова степень централизации финансовых потоков и какова оптимальная бюджетная нагрузка для экономических субъектов? 
Во-вторых, каким образом изменение величины госрасходов и объема налогов влияет на экономическую конъюнктуру? 
В третьих, каковы принципы собственно бюджетной политики: должен ли бюджет быть сбалансированным либо может исполняться с дефицитом или избытком?

Фискальная политика объединяет в себе такие крупные виды, формы  финансовой политики, как бюджетная, налоговая, политика доходов и расходов.

Современная фискальная политика определяет основные направления 
использования финансовых ресурсов государства, методы финансирования иглавные источники пополнения казны. В зависимости от конкретно-историческихусловий в отдельных странах такая политика имеет свои особенности. Вместе стем используется общий набор мер. Он включает прямые и косвенные финансовыеметоды регулирования экономики.

К прямым методам относятся способы бюджетного регулирования.Средствами государственного бюджета финансируются: 
          1.       Затраты на расширенное воспроизводство;

2. Непроизводительные расходы государства;

3. Развитие инфраструктуры, научных исследований и т.п.;

4. Проведение структурной политики;

5. Содержание военно-промышленного комплекса и т.п.;

С помощью косвенных методов государство воздействует на 
финансовые возможности производителей товаров и услуг и на размеры 
потребительского спроса.Важную роль здесь играет система налогообложения. Изменяя ставки налогов наразличные виды доходов, предоставляя налоговые льготы, снижая необлагаемый минимум доходов и т.п., государство стремится добиться возможно более устойчивых темпов экономического роста и избежать резких взлетов и падений производства.

К числу важных косвенных  методов, содействующих накоплению капитала,относится политика ускоренной амортизации. По существу, государство освобождает предпринимателей от уплаты налогов с части прибыли, искусственно перераспределяемой в амортизационный фонд.

1.2 Типология налогово-бюджетной политики.  Достоинства и недостатки фискальной политики

В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, инструменты фискальной политики используются по-разному. Выделяют два вида фискальной политики:

  1. стимулирующую
  2. сдерживающую.

Рисунок 1(а,б) – Виды фискальной политики 
Стимулирующая фискальная политика применяется при спаде (рис. 1 (а)), имеет целью сокращение рецессионного разрыва выпуска и снижение уровня безработицы и направлена на увеличение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами выступают: а) увеличение государственных закупок; б) снижение налогов; в) увеличение трансфертов. Сдерживающаая фискальная политика используется при буме (при перегреве экономики) (рис.1 (б)), имеет целью сокращение инфляционного разрыва выпуска и снижение инфляции и направлена на сокращение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами являются: а) сокращение государственных закупок; б) увеличение налогов; в) сокращение трансфертов.

Также налогово-бюджетная  политика делится на:

  1. Дискреционная
  2. Автоматическая

Дискреционная фискальная политика представляет собой законодательное (официальное) изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью  стабилизации экономики.

Автоматическая фискальная политика связана с действием  встроенных (автоматических) стабилизаторов. Встроенные (или автоматические) стабилизаторы  представляют собой инструменты, величина которых не меняется, но само наличие  которых (встроенность их в экономическую  систему) автоматически стабилизирует  экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при  перегреве. К автоматическим стабилизаторам относятся:

  1. подоходный налог (включающий в себя и налог на доходы домохозяйств, и налог на прибыль корпораций);
  2. косвенные налоги (в первую очередь, налог на добавленную стоимость);
  3. пособия по безработице;
  4. пособия по бедности.

Налогово-бюджетная политика, ровно, как и любая существующая политика, обладает своими сильными сторонами и недостатками.

К достоинствам фискальной политики следует отнести:

  1. Эффект мультипликатора. Все инструменты фискальной политики, как мы видели, имеют мультипликативный эффект воздействия на величину равновесного совокупного выпуска.
  2. Отсутствие внешнего лага (задержки). Внешний лаг – это период времени между принятием решения об изменении политики и появлением первых результатов ее изменения. Когда правительством принято решение об изменении инструментов фискальной политики, и эти меры вступают в действие, результат их воздействия на экономику проявляется достаточно быстро. (Как мы увидим в главе 13, внешний лаг характерен для монетарной политики, имеющей сложный передаточный механизм (механизм денежной трансмиссии)).
  3. Наличие автоматических стабилизаторов. Поскольку эти стабилизаторы являются встроенными, то правительству не нужно предпринимать специальных мер по стабилизации экономики. Стабилизация (сглаживание циклических колебаний экономики) происходит автоматически.

     Недостатки фискальной политики: 
1. Эффект вытеснения. Экономический смысл этого эффекта состоит в следующем: рост расходов бюджета в период спада (увеличение государственных закупок и/или трансфертов) и/или сокращение доходов бюджета (налогов) ведет к мультипликативному росту совокупного дохода, что увеличивает спрос на деньги и повышает ставку процента на денежном рынке (цену кредита). А поскольку кредиты, в первую очередь, берут фирмы, то удорожание кредитов ведет к сокращению частных инвестиций, т.е. к «вытеснению» части инвестиционных расходов фирм, что ведет к сокращению величины выпуска. Таким образом, часть совокупного объема производства оказывается «вытесненной» (недопроизведенной) из-за сокращения величины частных инвестиционных расходов в результате роста ставки процента благодаря проведению правительством стимулирующей фискальной политики. 
2. Наличие внутреннего лага. Внутренний лаг – это период времени между возникновением необходимости изменения политики и принятием решения о ее изменении. Решения об изменении инструментов фискальной политики принимает правительство, однако введение их в действие невозможно без обсуждения и утверждения этих решений законодательным органом власти (Парламентом, Конгрессом, Государственной думой и т.п.), т.е. придания им силы закона. Эти обсуждения и согласования могут потребовать длительного периода времени. Кроме того, они вступают в действие, начиная только со следующего финансового года, что еще больше увеличивает лаг. За этот период времени ситуация в экономике может измениться. Так, если первоначально в экономике была рецессия, и были разработаны меры стимулирующей фискальной политики, то в момент начала их действия в экономике уже может начаться подъем. В результате дополнительное стимулирование может привести экономику к перегреву и спровоцировать инфляцию, т.е. оказать дестабилизирующее действие на экономику. И наоборот, меры сдерживающей фискальной политики, разработанные в период бума, из-за наличия продолжительного внутреннего лага могут усугубить спад. 
3. Неопределенность. Этот недостаток характерен не только для фискальной, но и для монетарной политики. Неопределенность касается:

  • проблемы идентификации экономической ситуации . Часто бывает трудно точно определить, например, момент, когда заканчивается период рецессии и начинается оживление или момент, когда подъем превращается в перегрев и т.п. Между тем, поскольку на разных фазах цикла необходимо применять разные виды политики (стимулирующую или сдерживающую), ошибка в определении экономической ситуации и выбор типа экономической политики исходя из такой оценки может привести к дестабилизации экономики;
  • проблемы, на какую именно величину следует изменить инструменты государственной политики в каждой данной экономической ситуации. Даже если экономическая ситуация определена правильно, то сложно точно определить, насколько, например, нужно увеличить государственные закупки или сократить налоги, чтобы обеспечить подъем в экономике и достижение потенциального объема выпуска, но не его превышение, т.е. как при этом не допустить перегрев и ускорение инфляции. И наоборот, при проведении сдерживающей фискальной политики как не привести экономику в состояние депрессии.

Информация о работе Фискальная политика и ее сущность