Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2014 в 19:11, курсовая работа
Целью данной работы является изучение теоретических аспектов бюджетно-налоговой политики и особенностей её в Республике Беларусь.
Задачи:
1)Рассмотреть сущность, виды, формы налогово-бюджетной политики.
2)Рассмотреть основные инструменты налогово-бюджетной политики и их влияние на экономику страны.
Введение 3
1.Понятие и типология налогово-бюджетной политики 5
1.1 Налогово-бюджетная политика (фискальная политика). Основные цели, инструменты и методы фискальной политики 5
1.2 Типология налогово-бюджетной политики. Достоинства и недостатки фискальной политики 7
2.Государственные расходы как инструмент стабилизации и развития экономики 11
2.1 Классификация и сущность государственных расходов 11
2.2 Влияние государственных расходов на совокупный спрос 14
3. Налоги и налоговые льготы 15
3.1 Понятие и сущность налогов. Роль налогов в фискальной политике 15
3.2 Влияние налогов на совокупный спрос и совокупное предложение 18
3.3 Налоговые льготы РБ 20
4. Основные направления фискальной политики РБ 2011-2015 23
Заключение 31
Список использованных источников 33
Оглавление
Введение 3
1.Понятие и типология налогово-бюджетной политики 5
1.1 Налогово-бюджетная политика (фискальная политика). Основные цели, инструменты и методы фискальной политики 5
1.2 Типология налогово-бюджетной политики. Достоинства и недостатки фискальной политики 7
2.Государственные расходы как инструмент стабилизации и развития экономики 11
2.1 Классификация и сущность государственных расходов 11
2.2 Влияние государственных расходов на совокупный спрос 14
3. Налоги и налоговые льготы 15
3.1 Понятие и сущность налогов. Роль налогов в фискальной политике 15
3.2 Влияние налогов на совокупный спрос и совокупное предложение 18
3.3 Налоговые льготы РБ 20
4. Основные направления фискальной политики РБ 2011-2015 23
Заключение 31
Список использованных источников 33
Стандартное определение фискальной политики обычно указывает на совокупность мер, предпринимаемых правительством по оптимизации государственных расходов и налогообложения для решения стратегических государственных задач. Более широкое определение лишь уточняет инструменты и цели, стоящие перед экономикой: меры правительства по изменению государственных расходов, налогообложения и состояния государственного бюджета, направленные на обеспечение полной занятости, равновесия платежного баланса и экономического роста при производстве неинфляционного валового продукта.
В отечественной экономической литературе часто используется несколько категорий для одного и того же понятия: фискальная политика, бюджетно-налоговая политика, налогово-бюджетная политика и др. Очевидно, что многообразие терминов происходит из-за отсутствия прямого синонима в русском языке при переводе с латыни или английского языка (fiscal - фискальный, финансовый).
Понятие бюджетно-налоговой политики
в экономической литературе тесно
связано с бюджетно-налоговой
системой, которая посредством не
создаётся, и рассматривается как
составная часть экономической
политики, проводимой государством в
области государственных
Используя ту или иную форму воздействия на экономику, государство и его институты выбирает методы, с помощью которых осуществляет регулирование.
Целями государственной
Используя ту или иную форму воздействия
на экономику, государство его институтов
выбирает методы, с помощью которых
осуществляет регулирование. В данной
главе будет рассмотрена
Национальная фискальная политика
должна базироваться на определённой
государственной концепции
Фискальная политика играет важную роль на экономику любого государства. Поэтому рассмотрение, изучение и разработка налогово-бюджетной политики является приоритетной задачей для правительства. Она оказывает значительное влияние на распределение денежной массы между различными субъектами экономики, также она может выступать в качестве инструмента регулирования экономики.
Целью данной работы является изучение теоретических аспектов бюджетно-налоговой политики и особенностей её в Республике Беларусь.
Задачи:
1)Рассмотреть сущность, виды, формы налогово-бюджетной политики.
2)Рассмотреть основные
инструменты налогово-
3) Рассмотреть налоговые льготы в Республике Беларусь и дать общую характеристику фискальной политике РБ
Налогово-бюджетная политика
(фискальная политика) представляет собой
меры, которые предпринимает правительство
с целью стабилизации экономики с помощью
изменения величины доходов и (или) расходов
государственного бюджета.
Целями фискальной политики как любой
стабилизационной политики, направленной
на сглаживание циклических колебаний
экономики, являются обеспечение:
Фискальная
политика – это политика регулирования
правительством прежде всего совокупного
спроса. Регулирование экономики в этом
случае происходит с помощью воздействия
на величину совокупных расходов.
Однако некоторые инструменты фискальной политики могут использоваться для воздействия и на совокупное предложение через влияние на уровень деловой активности. Фискальную политику проводит правительство.
Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно:
Анализ фискальной политики
предполагает получение ответов
на следующие вопросы.
Во-первых, насколько широка степень государственного
влияния в современной экономике, а именно:
какая доля национального дохода перераспределяется
через госбюджет, какова степень централизации
финансовых потоков и какова оптимальная
бюджетная нагрузка для экономических
субъектов?
Во-вторых, каким образом изменение величины
госрасходов и объема налогов влияет на
экономическую конъюнктуру?
В третьих, каковы принципы собственно
бюджетной политики: должен ли бюджет
быть сбалансированным либо может исполняться
с дефицитом или избытком?
Фискальная политика объединяет в себе такие крупные виды, формы финансовой политики, как бюджетная, налоговая, политика доходов и расходов.
Современная фискальная политика
определяет основные направления
использования финансовых ресурсов государства,
методы финансирования иглавные источники
пополнения казны. В зависимости от конкретно-историческихусловий
в отдельных странах такая политика имеет
свои особенности. Вместе стем используется
общий набор мер. Он включает прямые и
косвенные финансовыеметоды регулирования
экономики.
К прямым методам относятся
способы бюджетного регулирования.Средствами
государственного бюджета финансируются:
1.
Затраты на расширенное воспроизводство;
2. Непроизводительные расходы государства;
3. Развитие инфраструктуры, научных исследований и т.п.;
4. Проведение структурной политики;
5. Содержание военно-промышленного комплекса и т.п.;
С помощью косвенных методов
государство воздействует на
финансовые возможности производителей
товаров и услуг и на размеры
потребительского спроса.Важную роль
здесь играет система налогообложения.
Изменяя ставки налогов наразличные виды
доходов, предоставляя налоговые льготы,
снижая необлагаемый минимум доходов
и т.п., государство стремится добиться
возможно более устойчивых темпов экономического
роста и избежать резких взлетов и падений
производства.
К числу важных косвенных методов, содействующих накоплению капитала,относится политика ускоренной амортизации. По существу, государство освобождает предпринимателей от уплаты налогов с части прибыли, искусственно перераспределяемой в амортизационный фонд.
В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, инструменты фискальной политики используются по-разному. Выделяют два вида фискальной политики:
Рисунок 1(а,б) – Виды фискальной
политики
Стимулирующая фискальная политика применяется
при спаде (рис. 1 (а)), имеет целью сокращение
рецессионного разрыва выпуска и снижение
уровня безработицы и направлена на увеличение
совокупного спроса (совокупных расходов).
Ее инструментами выступают: а) увеличение
государственных закупок; б) снижение
налогов; в) увеличение трансфертов. Сдерживающаая
фискальная политика используется при
буме (при перегреве экономики) (рис.1 (б)),
имеет целью сокращение инфляционного
разрыва выпуска и снижение инфляции и
направлена на сокращение совокупного
спроса (совокупных расходов). Ее инструментами
являются: а) сокращение государственных
закупок; б) увеличение налогов; в) сокращение
трансфертов.
Также налогово-бюджетная политика делится на:
Дискреционная фискальная политика представляет собой законодательное (официальное) изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики.
Автоматическая фискальная политика связана с действием встроенных (автоматических) стабилизаторов. Встроенные (или автоматические) стабилизаторы представляют собой инструменты, величина которых не меняется, но само наличие которых (встроенность их в экономическую систему) автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве. К автоматическим стабилизаторам относятся:
Налогово-бюджетная политика, ровно, как и любая существующая политика, обладает своими сильными сторонами и недостатками.
К достоинствам фискальной политики следует отнести:
Недостатки фискальной
политики:
1. Эффект вытеснения. Экономический смысл
этого эффекта состоит в следующем: рост
расходов бюджета в период спада (увеличение
государственных закупок и/или трансфертов)
и/или сокращение доходов бюджета (налогов)
ведет к мультипликативному росту совокупного
дохода, что увеличивает спрос на деньги
и повышает ставку процента на денежном
рынке (цену кредита). А поскольку кредиты,
в первую очередь, берут фирмы, то удорожание
кредитов ведет к сокращению частных инвестиций,
т.е. к «вытеснению» части инвестиционных
расходов фирм, что ведет к сокращению
величины выпуска. Таким образом, часть
совокупного объема производства оказывается
«вытесненной» (недопроизведенной) из-за
сокращения величины частных инвестиционных
расходов в результате роста ставки процента
благодаря проведению правительством
стимулирующей фискальной политики.
2. Наличие внутреннего лага. Внутренний
лаг – это период времени между возникновением
необходимости изменения политики и принятием
решения о ее изменении. Решения об изменении
инструментов фискальной политики принимает
правительство, однако введение их в действие
невозможно без обсуждения и утверждения
этих решений законодательным органом
власти (Парламентом, Конгрессом, Государственной
думой и т.п.), т.е. придания им силы закона.
Эти обсуждения и согласования могут потребовать
длительного периода времени. Кроме того,
они вступают в действие, начиная только
со следующего финансового года, что еще
больше увеличивает лаг. За этот период
времени ситуация в экономике может измениться.
Так, если первоначально в экономике была
рецессия, и были разработаны меры стимулирующей
фискальной политики, то в момент начала
их действия в экономике уже может начаться
подъем. В результате дополнительное стимулирование
может привести экономику к перегреву
и спровоцировать инфляцию, т.е. оказать
дестабилизирующее действие на экономику.
И наоборот, меры сдерживающей фискальной
политики, разработанные в период бума,
из-за наличия продолжительного внутреннего
лага могут усугубить спад.
3. Неопределенность. Этот недостаток характерен
не только для фискальной, но и для монетарной
политики. Неопределенность касается: