Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 20:56, курсовая работа
Целью работы является теоретическое обоснование специфики механизма функционирования рынка ценных бумаг в Республике Беларусь. Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
- исследовать теоретические и методологические основы функционирования рынка ценных бумаг;
- рассмотреть виды ценных бумаг
- изучить национальную модель рынка ценных бумаг Беларуси;
- провести анализ современного состояния рынка ценных бумаг Республики Беларусь и дать оценку его перспективного развития;
ВВЕДЕНИЕ
1. ОРГАНИЗАЦИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ.
1.1. Становление и развитие рынка ценных бумаг
1.2. Виды ценных бумаг и их назначение
2. АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Состояние и структура рынка ценных бумаг в РБ.
2.2 Перспективы развития и функционирование ценных бумаг в РБ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ |
3 |
1. Организация и |
6 |
1.1. Становление и развитие рынка ценных бумаг 1.2. Виды ценных бумаг и их назначение |
6 18 |
2. Анализ структуры и перспектив развития рынка ценных бумаг в Республике Беларусь 2.1 Состояние
и структура рынка ценных 2.2 Перспективы развития и функционирование ценных бумаг в РБ. |
31 31 42 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ |
54 57 |
Введение
В рыночной экономике рынок ценных бумаг является системой перераспределения денежных накоплений, которая создает рыночный механизм свободного, хотя и регулируемого перелива капиталов в наиболее эффективные отрасли производства.
Важнейшими задачами
рынка ценных бумаг Беларуси являются
обеспечение гибкого межотрасле
В экономике рыночного типа одним из необходимых атрибутов является наличие развитого рынка ценных бумаг как механизма перераспределения свободных финансовых ресурсов и накоплений внутри страны посредством выпуска и обращения ценных бумаг. Рынок ценных бумаг, как и любой другой рынок, представляет собой систему экономических отношений по поводу купли-продажи, где сталкиваются спрос и предложение, определяется цена, а в качестве товара на таком рынке выступают ценные бумаги. Это институт, сводящий вместе покупателей и продавцов.
Мировой опыт стран с переходной экономикой показывает, что организация деятельности рынка ценных бумаг в различных странах исторически наряду с общими закономерностями и принципами приобретала специфические черты.
Формирование рынков ценных бумаг развитых стран происходило в течение длительного периода, испытывая на себе влияние различных факторов развития экономической и правовой системы государства. В экономически развитых странах выделяется два типа рынка ценных бумаг – банковский и биржевой, которые представляют собой две разные модели рынка ценных бумаг
Рынок ценных бумаг входит в структуру финансового рынка как составная часть, объединяя сегменты денежного рынка и рынка капиталов. Он, являясь одной из составляющих рыночной экономики, имеет возможности через свои механизмы мобилизовать инвестиционные ресурсы в целях экономического роста, инновационной деятельности, освоения новых производств. На рынке ценных бумаг происходит перераспределение капиталов между отраслями и сферами экономики, между территориями и странами, между различными слоями населения.
Актуальность темы данной работы определяется, тем, что благодаря внедрению различных видов ценных бумаг в экономико-финансовый оборот, увеличиваются возможности распределения и перераспределения финансовых ресурсов, появляются новые пути и направления движения инвестиций без существенного увеличения общей денежной массы. Выпуск и размещения ценных бумаг - один из эффективных способов аккумуляции капитала, необходимого для возрождения и развития промышленного сектора и создания новых предприятий.
Целью работы является теоретическое обоснование специфики механизма функционирования рынка ценных бумаг в Республике Беларусь.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
- исследовать теоретические
и методологические основы
- рассмотреть виды ценных бумаг
- изучить национальную модель рынка ценных бумаг Беларуси;
- провести анализ современного
состояния рынка ценных бумаг
Республики Беларусь и дать
оценку его перспективного
Объектом исследования является рынок ценных бумаг Республики Беларусь
Предметом исследования процесс развития рынка ценных бумаг Республики Беларусь
Методы исследования. В исследовании реализованы общенаучные принципы: диалектический, конкретно-исторический, системный.
Методология исследования включает научные методы абстрагирования, моделирования, сравнения и группировок, выявления закономерностей и сопоставлений.
Данная работа состоит из введения, заключения, двух глав и списка использованной литературы.
Методологической базой работы являлись труды отечественных и зарубежных экономистов, посвященные вопросам функционирования рынка ценных бумаг, таких как : Тарасов В.И., Капельян С.Н., Левкович О.А., Долан Эдвин Дж. и др.
1. Организация и функционирование рынка ценных бумаг
1.1. Становление и развитие рынка ценных бумаг
Развитие рынка ценных бумаг имеет многовековую историю, «ценные бумаги известны человечеству по крайне мере с позднего средневековья. Великие географические открытия тех времен заметно расширили международную торговлю…Потребовалось много денег. Это привело к возникновению акционерных обществ – английских и голландских компаний по торговле с Ост-Индией, компании Гудзонова залива. Они и стали в то время первыми крупными эмитентами ценных бумаг» [26, c.215].
Появление облигаций в Российской Империи явилось определённым этапом в развитии финансовой, денежной и кредитной системе страны и всей её экономической жизни. В отличие от многих других стран, в Российской Империи долговые обязательства проделали путь от государственных денежных знаков до процентных ценных бумаг.
До отмены крепостного права в 1861 году в Российской Империи были слабо развиты рыночные отношения. Медленное развитие рынков товаров и труда сдерживало становление рынка капиталов.
Государство было заинтересовано
в сохранении крепостничества. Поэтому,
оно сознательно ограничивало частную
капиталистическую
До второй половины XVIII столетия финансовыми ресурсами для Российского правительства служили в основном реквизиции или принудительные займы (так как не было свободных капиталов) у монастырей и частных лиц. Российское правительство Петра I, затем Елизаветы Петровны и отчасти Екатерины II предпринимало попытки получить внешние займы. Но они были безуспешны из-за неустойчивости международной политической жизни XVIII века. Кроме того, в правящих кругах и разных сословиях росло понимание недостатков денежной системы, основанной исключительно на монетном обращении.
Вследствие этого «пришло бумажно-денежное обращение, а бумажные деньги выступают в роли своеобразного заместителя реального всеобщего эквивалента»[26, c.9]. Переход к бумажным деньгам стал возможным благодаря постепенному развитию товарно-денежных отношений, кредитных учреждений и созданию соответствующей технической базы для их изготовления.
В соответствии с манифестом от 29 декабря 1768 года были выпущены первые в Росси бумажные денежные знаки – ассигнации. Их выпуску способствовала нехватка средств обращения, обусловленная оживившимся торговым оборотом.
В 1769 году благодаря успешным внешнеполитическим шагам Екатерине II удалось получить первый в истории России внешний заем. За ним последовали новые займы, в основном пятипроцентные. По ряду причин правительство Екатерины II не имело возможности самостоятельно выпустить облигации и успешно их разместить среди иностранных покупателей ценных бумаг. Поэтому все соглашения о займах заключались через посредников – главным образом через голландских банкиров, прежде всего благодаря помощи голландской банкирской фирмы Гопе и Ко.
Правительство Павла I вместо возвращения старых долгов занялось поиском путей получения новых кредитов, прибегая к услугам печатного станка. В первые годы царствования Александра I эмиссия ассигнаций усилилась особенно заметно, а с ней усилился и инфляционный процесс, который обесценивал денежные накопления имущих слоёв.
В этих условиях правительство решило принять определённые шаги с целью стабилизации денежного обращения. Поэтому, в 1809 году известным государственным деятелем М.М.Сперанским при содействии профессора Н.С.Мордвинова был подготовлен специальный “План финансов”. По этому плану предполагалось целесообразным выпустить долговые процентные обязательства – облигации долгосрочного государственного займа и продать их всем желающим за ассигнации.
Облигация – это «вид ценной бумаги, по которой ее владельцу выплачивается ежегодный доход, размер которого заранее установлен в форме определенного процента к номиналу облигации или же выплачивается в виде выигрышей, разыгрываемых в тиражах» [13, c.71]. Однако этот первый выпуск в истории внутреннего государственного кредита Российского государства облигационный займ был реализован всего лишь на 3,2 млн.рублей. Причиной этому опять же был дефицит свободных денежных капиталов долгосрочного характера и недоверие имущих слоёв населения к облигациям.
В 1812-1815 г.г. возросли расходы
Российского государства, связанные
с Отечественной войной. В 1812 году,
наряду с эмиссией бумажных денег, Российское
правительство разрешило
Начиная с 1818 года, владельцам свободных капиталов было предоставлено право отдать в долг государству деньги, т.е. ассигнации, из расчёта 6% годовых (позднее – 5%). Определённый срок погашения данного кредита не устанавливался.
Кроме того, была произведена эмиссия облигаций долгосрочных займов на номинальную сумму в 100 млн. ассигнационных рублей. Но из-за стеснённого состояния рынка капиталов эти займы не дали желаемого результата. По-прежнему дефициты покрывались заимствованиями кредитных ресурсов из казённых банков и выпуском ассигнаций.
В 1831 году был выпущен манифест о выпуске билетов Государственного казначейства. Их номинал составлял 250 ассигнационных рублей. В обращение они поступали крупными партиями (сериями), поэтому стали полуофициально называться “сериями”. Билеты давали право на получение дохода из расчёта 4,32% годовых. Срок погашения наступал через 4 года.
Первоначально предполагалось, что эмиссия билетов, т.е. установленная «последовательность действий эмитента по размещению эмиссионных ценных бумаг» [9, c.349], будет являться временным (среднесрочным) ресурсом для покрытия дефицита бюджета. Но в действительности их выпуски следовали один за другим. Новые билеты обменивались на билеты с истекшим сроком обращения. И в итоге они превратились в государственный кредит долгосрочного характера.
В 1839 году Российское Правительство приняло решение о реформе денежной системы. Она началась с принятия Манифеста 1 июля 1839 года “Об устройстве денежной системы”. Цель этой реформы была – введение новых принципов организации денежной системы и устранения из обращения обесценившихся ассигнаций. Одновременно был опубликован указ 1 июля 1839 года “Об учреждении Депозитной кассы серебряной монеты при Государственном Коммерческом Банке”.
Депозитная касса принимала на хранение вклады серебряной монетой и выдавала взамен депозитные билеты на соответствующие суммы. Эти билеты являлись законным средством платежа и пользовались популярностью среди населения. Но так как они выпускались в обращение в той же сумме, в какой накапливался в кассе фонд серебра и золота, то это не увеличивало доходов Государственного казначейства.
В связи с этим, манифестом 1 июня 1843 года выпуск депозитных билетов был прекращён. Они подлежали обмену на государственные кредитные билеты по курсу 3руб.50коп. ассигнациями за один рубль новыми кредитными билетами. В итоге, в обращении остался только один вид бумажных денежных знаков – государственные кредитные билеты.
Денежная реформа явилась импульсом быстрого развития товарно-денежных отношений в стране. Казённая банковская система получила возможность увеличивать свои ресурсы с помощью эмиссии кредитных билетов, лишь частично обеспеченных металлом. Она была обязана предоставлять этими денежными знаками долгосрочные ссуды правительству и помещикам под залог недвижимости.
Если до 40-ых годов XIX века займы использовались в основном для финансирования военных расходов, то, начиная с 1842 года, началось их применение и в производительных целях.
Рынок капиталов медленно, но постепенно, развивался. И капиталы стали вкладываться в ценные бумаги, выпускаемые правительством, а к середине 50-ых годов XIX века – в первые государственные займы производительного характера, которые стали предвестниками крупных железнодорожных займов второй половины XIX века.
В 1861 году Российская Империя сделала серьёзный шаг. Манифестом Императора Александра II было отменено крепостное право. Наряду с отменой крепостного права Российское правительство сняло ограничения на частную предпринимательскую деятельность.
В стране начался процесс создания акционерных предприятий в различных отраслях экономики. В результате, «с началом промышленного переворота и созданием крупной перерабатывающей промышленности распространение и торговля акциями получили действительно широкий размах» [26, c.215].
Если раньше на рынке ценных бумаг было почти исключительное господство государственных облигаций и небольшое количество негосударственных ценных бумаг – акций страховых обществ, то с развитием рыночных отношений в экономике Российской Империи начался процесс демонополизации рынка капиталов, в том числе и рынка ценных бумаг. Акционерные общества стали выпускать свои акции и облигации. Уровень предполагаемых доходов по ним был выше, чем проценты по вкладам, которые выплачивали казённые банки.
Это вызвало необходимость изменения организации государственного кредита, то есть организации его по законам рынка, с учётом состояния и структуры спроса на денежные капиталы и их предложения. Так появились выигрышные займы, заключённые впервые в истории государственного кредита Российской Империи.
Информация о работе Функционирования рынка ценных бумаг, основные понятия и участники