Характеристика транспортной сети района тяготения Северо-Кавказской железной дороги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 15:55, курсовая работа

Краткое описание

Данная курсовая работа посвящена изучению регионального транспортного рынка и территориального размещения производительных сил района тяготения Северо-Кавказской железной дороги, определению спроса на грузовые перевозки, установлению внутрирайонных и межрайонных транспортно-экономических связей, осуществляемых различными видами транспорта района тяготения.
Цель курсовой работы – на основе литературных, статистических и картографических источников составить экономико-географическую характеристику района тяготения железной дороги и определить структуру и направления основных грузопотоков.

Содержание

Введение……………………………………………………………………. 3
Глава 1. Общая характеристика района тяготения Северо-Кавказской железной дороги……………………………………………………………
6
Глава 2. Анализ экономико-географического положения района тяготения Северо-Кавказской железной дороги………………………….
8
2.1. Население района тяготения Северо-Кавказской железной дороги.. 8
2.2. Главные топливно-энергетические и минерально-сырьевые ресурсы района тяготения Северо-Кавказской железной дороги……….
11
Глава 3. Экономико-географическая характеристика важнейших отраслей промышленности и сельского хозяйства района тяготения Северо-Кавказской железной дороги……………………………………...
14
3.1. Главные отрасли промышленности, определяющие специализацию в комплексном развитии хозяйства……………………..
14
3.2. Сельское хозяйство района тяготения Северо-Кавказской железной дороги……………………………………………………………
19
Глава 4. Характеристика транспортной сети района тяготения Северо-Кавказской железной дороги………………………………………………
21
4.1. Общая характеристика транспортной системы…………………… 21
4.2. Железнодорожный транспорт……………………………………… 27
4.3. География пассажирских перевозок…………………………………. 36
4.4. Характеристика внешнеторговых перевозок………………………... 39
Заключение…………………………………………………………………. 42
Список литературы………………………………………………………… 45

Вложенные файлы: 1 файл

география.doc

— 339.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………….

3

Глава 1. Общая характеристика района тяготения Северо-Кавказской железной дороги……………………………………………………………

 

6

Глава 2. Анализ экономико-географического положения района тяготения Северо-Кавказской железной дороги………………………….

 

8

2.1. Население района тяготения  Северо-Кавказской железной дороги..

8

2.2. Главные топливно-энергетические  и минерально-сырьевые ресурсы  района тяготения Северо-Кавказской  железной дороги……….

 

11

Глава 3. Экономико-географическая характеристика важнейших отраслей промышленности и сельского хозяйства района тяготения Северо-Кавказской железной дороги……………………………………...

 

 

14

3.1. Главные отрасли промышленности, определяющие специализацию в  комплексном развитии хозяйства……………………..

 

14

3.2. Сельское хозяйство района тяготения Северо-Кавказской железной дороги……………………………………………………………

 

19

Глава 4. Характеристика транспортной сети района тяготения Северо-Кавказской железной дороги………………………………………………

 

21

4.1. Общая характеристика транспортной системы……………………

21

4.2. Железнодорожный транспорт………………………………………

27

4.3. География пассажирских перевозок………………………………….

36

4.4. Характеристика внешнеторговых  перевозок………………………...

39

Заключение………………………………………………………………….

42

Список литературы…………………………………………………………

45

Приложение 1. Картосхема Северо-Кавказской железной дороги……

46

Приложение 2. Экономическая картосхема района тяготения Северо-Кавказской железной дороги……………………………………………..

 

47


 

Введение

 

Жизнь современного общества невозможна без развитого транспорта. Быстро растет грузообмен между различными районами, местностями и городами, растут перевозки пассажиров от места жительства к местам приложения труда и отдыха. Транспорт соединяет между собой различные экономические районы, обеспечивает функционирование современного производства. Размещение транспорта как отрасли материального производства отражает закономерности размещения производительных сил той общественно-экономической формации, потребности которой он обслуживает. Транспорт в своем развитии не только отражает закономерности размещения производительных сил. Как активный фактор процессов общественного воспроизводства транспорт со своей стороны оказывает существенное влияние на размещение производства.

Хозяйственная система нашей страны состоит из экономических районов, представляющих собой территориальные сочетания производительных сил – производственно-территориальные комплексы. Каждому экономическому району присуще свое сочетание взаимосвязанных предприятий, которое возникает в соответствии с природными и экономическими условиями районов, его транспортно-географическим положением. В каждом экономическом районе исторически сложился свой комплекс производств, а проживающее в нем население выработало определенные трудовые навыки.

Транспорту принадлежит исключительная роль в формировании экономических районов страны. Благодаря транспорту осуществляется географическое разделение труда между районами, специализация их на производствах наиболее выгодных в данных условиях.

Возрождение экономики России, начавшееся в 2001 г. после кризисного двенадцатилетия конца 80-х и всех 90-х годов прошлого столетия позволило существенно нарастить объемы производства, а в отдельных случаях и скорректировать производственную специализацию некоторых регионов. Так, предпринятые усилия по обеспечению внешнеэкономических связей и высвобождению страны от зависимости, особенно при поставках на мировые рынки ведущих товаров национального экспорта – нефти и продуктов ее переработки, лесоматериалов, черных и цветных металлов, удобрений, нефтехимических и других товаров от других стран вывели транспорт в регионах Северо-Запада, Юга и Дальнего Востока в число одной из ведущих отраслей хозяйственной специализации этих регионов. Это, в свою очередь вызвало к жизни развитую логистико-провайдерскую сеть и опирающиеся на нее предприятия автомобилестроительной и других отраслей экономики, зависящих от кооперированных поставок комплектующих изделий из других стран. Эта сторона проблемы формирования хозяйства и транспорта регионов также требует внимания, особенно в условиях развивающейся тенденции глобализации.

Конечно, эти перемены в первую очередь связаны с развитием железнодорожного транспорта, обладающего универсальностью в обеспечении перевозок пассажиров и грузов, относительной дешевизной, большой провозной способностью, регулярностью работы, безопасностью и высокой скоростью перевозок. Однако эффективность его работы находится в прямой зависимости от четкости взаимодействия с другими видами транспорта и предприятиями обслуживаемых отраслей экономики.

Данная курсовая работа посвящена изучению регионального транспортного рынка и территориального размещения производительных сил района тяготения Северо-Кавказской  железной дороги, определению спроса на грузовые перевозки, установлению внутрирайонных и межрайонных транспортно-экономических связей, осуществляемых различными видами транспорта района тяготения.

Цель курсовой работы – на основе литературных, статистических и картографических источников составить экономико-географическую характеристику района тяготения железной дороги и определить структуру и направления основных грузопотоков.

 

Глава 1. Общая характеристика района тяготения Северо-Кавказской железной дороги

 

Северо-Кавказская железная дорога (далее СКЖД) – филиал компании ОАО «РЖД», пролегает по территории юга России от Азовского и Черного морей на западе до Каспийского моря на востоке. Дорога проходит по территориям Калмыкии, Дагестана, Чечни, Ингушетии, Адыгеи, Карачаево-Черкесии, Ставропольского края, Краснодарского края, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии-Алании, Ростовской области (Приложение 1). Управление дороги находится в Ростове-на-Дону.

Дорога граничит с Приволжской железной дорогой и Юго-Восточной железной дорогой, а также с Украинскими железными дорогами (Донецкая железная дорога и Приднепровская железная дорога), с Абхазской железной дорогой и Азербайджанской железной дорогой.

В состав СКЖД входят 403 станции, грузовые операции производятся на 281-й станции. В зоне обслуживания дороги располагаются 11 субъектов Российской Федерации Южного федерального округа, она непосредственно граничит с Украиной, Грузией и Азербайджаном. Все Азово-Черноморские порты России и Махачкалинский торговый порт на Каспии обслуживаются припортовыми железнодорожными узлами СКЖД. По характеру работы СКЖД является и пассажирской, и разгрузочно-погрузочной.

Основная деятельность СКЖД проходит в промышленных и сельскохозяйственных регионах Юга России, имеющих незамерзающие морские порты. На территории, обслуживаемой дорогой, расположено не только неповторимое Черноморское побережье, но и уникальное природное образование – Кавказские Минеральные Воды. А от Горячего Ключа до границы с Абхазией расположен Кавказский национальный биосферный заповедник, один кубический метр чистого воздуха которого является эталоном чистоты воздуха в мире.

На СКЖД - 5 отделений, дорога обслуживает территорию в 350 тысяч кв. километров с населением свыше 17 миллионов человек. Это крупнейший грузовой и пассажирский перевозчик на Юге России.

На официальном сайте ОАО «РЖД» размещены следующие итоги деятельности на Северо-Кавказской железной дороге в 2012 году:

В дальнем сообщении перевезено 17,980 млн пассажиров.

Услугами пригородного пассажирского сообщения воспользовалось 33,559 млн человек.

За 2012 год на СКЖД перевезено 174,187 млн тонн грузов.

Погружено 75,193 млн тонн грузов.

Прирост грузооборота по сравнению с планом на 2012 год составил 4,8 %.

Эксплуатационная длина СКЖД составляет 6 тыс. 355 км.

Численность сотрудников СКЖД составляет 22 тыс. 814 человек,

вместе с функциональными филиалами - 72 тыс. 361 человек.

Средняя заработная плата составляет на СКЖД 23 тыс. 424 рубля,

учитывая функциональные филиалы – 26 тыс. 713 рублей.[3]

 

 

Глава 2. Анализ экономико-географического положения района тяготения Северо-Кавказской железной дороги

 

2.1. Население района тяготения  Северо-Кавказской железной дороги

СКЖД проходит по следующим субъектам  Южного федерального округа: Республики Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Калмыкия, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия, Чечня, Края: Краснодарский, Ставропольский; Ростовская область. Центром является г.Ростов-на-Дону. Граничит на юге с Азербайджаном, Грузией, Южной Осетией и Абхазией, на северо-западе – с Украиной. На севере граница проходит с Воронежской, Волгоградской и Астраханской обалстями Российской Федерации. На западе побережье округа омывают Черное и Азовское моря, на востоке – Каспийское море.

Площадь территории составляет 431,2 тыс.кв.км (2,5% от общей территории РФ). По данным Всероссийской переписи населения 2010г. здесь проживает 19 662,9 тыс.чел. (13,8% от общей численности населения РФ), из них городское население – 10 632,5 тыс.чел. (54,1%), сельское население – 9030,4 тыс.чел. (45,9%). Причем средний показатель по РФ составляет для городского населения – 74%, для сельского населения – 26%, из чего можно сделать вывод о сравнительно невысокой урбанизации населения в рассматриваемом районе тяготения в сравнении со средними показателями по РФ в целом.

Плотность населения составляет 46 чел. на 1 кв.км, что является вторым после Центрального федерального округа показателем плотности населения в стране и в среднем в 4,5 раза превышает средний показатель по России. Характеристика района тяготения Северо-Кавказской железной дороги по плотности населения по данным Всероссийской переписи населения 2010г. приведена в Таблице 1.

 

Таблица 1

 

Характеристика района тяготения Северо-Кавказской железной дороги по плотности населения по данным Всероссийской переписи населения 2010г. [4]

Регион (субъект РФ)

Территория,

тыс.км2

Численность населения тыс.чел.

В том числе

население,

тыс. чел

Удельный

вес

населения, %

Плотность населения чел./км2

город-

ское

сель-ское

город-

ское

сель-ское

Республика Адыгея

7,8

440,0

223,9

216,1

50,9

49,1

56

Республика Калмыкия

74,7

289,5

127,6

161,8

44,1

55,9

4

Краснодар-ский край

75,5

5 226,6

2 765,4

2 461,2

52,9

47,1

69

Ростовская область

101,0

4 278,0

2 875,1

1 402,9

67,2

32,8

42

Республика Дагестан

50,3

2 910,2

1 315,9

1 594,4

45,2

54,8

58

Республика Ингушетия

3,6

412,5

157,8

254,7

38,3

61,7

115

Кабардино-Балкарская Республика

12,5

859,9

468,5

391,5

54,5

45,5

69

Карачаево-Черкесская Республика

14,3

477,9

207,5

270,4

43,4

56,6

33

Республика Северная Осетия – Алания

8,0

713,0

454,6

258,4

63,8

36,2

89

Чеченская Республика

15,6

1 269,0

443,5

825,5

34,9

65,1

81

Ставрополь-ский край

66,2

2 786,3

1 592,7

1 193,5

57,2

42,8

42

Итого

429,5

19 662,9

10 632,5

9 030,4

54,1

45,9

46

Информация о работе Характеристика транспортной сети района тяготения Северо-Кавказской железной дороги