Шпаргалка по "Мировой экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 15:55, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Мировой экономике".

Вложенные файлы: 1 файл

РАСПЕЧАТАТЬ.doc

— 1.60 Мб (Скачать файл)

1. Содержание  понятия «международная экономика»: объекты, субъекты, структура.

М/унар.эк-ка(МЭ) – часть  теории рын.эк-ки, к-ая изуч законом-сти взаимод-я хоз субъектов разной гос-ной принадл-сти в обл м/унар. обмена товарами, движ-я ф-ров пр-ва и финанс-я и формир-я м/унар политики. Сущ-т 4 гр рын субъектов мир. рынка. 1. Нац-ные предприн. фирмы, к-ые исп-ют м/унар стратегии. 2. Гос-ва, к-ые проводят внешнеэк политику. 3. М/унар орг-ции,к-ые регулируют единый порядок м/унар эк-кой деят-сти и способствуют стабилизации мир рынка. 4. Частные лица, чьи эк интересы реализ-ся на хоз поле мир рынка. Субъектами  мир рынка они становятся только если их хоз стратегии реализ-ся ч/з м/унар эк-кие сделки.

Каждое правит-во, допуская на свой рынок иностр капиталы, должно следить, чтобы интересы собственных хоз субъектов не были ущемлены в угоду их иностр партнерам. Для вып-я миссии след четко опр-ся в вопросах разграничения хоз субъектов - были выделены такие категории, как резиденты страны (–её хоз-щие  субъекты, к-ые реализ свои эк интересы и хоз-ную деят-сть в данной стране, домох-ва и индивиды, ведущие хоз-во; предпр-я; некоммерч орг-ции; правительств орг-ции.) и нерезиденты, зафикс МВФ - эк субъекты, эк интересы к-ых нах-ся за пределами страны. М/у субъектами мир х-ва эк отн-я складываются по поводу эксп. (импорта) тов и услуг, технологий, раб силы и капитала, осущ-я хоз деят-сти за рубежом, привлеч-я вал и фин операций.

2. Группы стран  в мировой экономике.

Классиф-я стран соврем мир хоз-ва произв-ся на осн разл критериев. Не существует какой-либо единственной и исчерпывающей классификации стран мира. Чаще всего их классифицируют по уровню ВВП или ВНП на душу населения. С позиций степ развитости рын хоз-ва страны: - с развитой рыночной экономикой; - с развивающейся рыночной экономикой;- с переходной экономикой. Индустр (около 30). Они созд более половины вал мир пр-та и более 2/3 эксп. Вкл G7(США, Герм,Яп,Великобр,Фр,Кан,Ит)+относ-но небольш, но высокоразв в эк и научно-техн отнош-ии стр Зап Евр, Австрал и Нов Зеланд+с 1997 г. Южн Корея,Гонконг,Сингапур,Тайвань (тн «драконы» Юго-ВостАзии)+Израиль(за бурный прогресс в эк развитии после войны). ООН вкл сюда ЮАР, а Орг-я эк сотруднич-ва и развития (ОЭСР) Турцию и Мексику(по территор признаку). Развивающиеся стр – гос-ва с рын эк-кой и низким ур-нем эк развития (121 из 182 МВФ) дают около 40% мир ВВП, доля в мир экспорте 26%-Африки, Азиатско- Тихоок региона (кроме Яп, Австрал, Нов Зел, стран-«драконов» и аз гос-в СНГ), Лат Ам и Карибск бассейна. Эта гр неоднородна, нек г-ва выше разв стр (ОАЭ), есть средние и с крайне отсталым нац х-вом, не все они – эк-ки аграрного типа. Невелика роль рын механизмов и частн предприн-ва, преимуществ знач-е:нат или полунат х-во, преобладание аграрн сектора,  гос вмешат-во в эк-ку, низк ур-нь соц защиты. Для эк анализа их подразд:чистые кредиторы: Ливия, ОАЭ, Оман, СаудАрав. чистые должники: все проч РС; экспортеры энергорес: Алжир, Венесуэла, Вьетнам, Египет, Индонезия, Ирак, Иран, Ливия, Мексика, ОАЭ, СаудАрав, Эквадор импортеры энергоресурсов: все проч РС; наименее разв: Афганистан, Бангладеш, Бутан, Гвинея, Конго, Йемен, Камбоджа, Лаос, Мадагаскар, Соломоновы о-ва, Сомали, Судан, Чад, Эфиопия. Страны с переходной эк (12 Центр и Вост Евр, 15 — бывших сов респ, + по нек Монгол, Китай и Вьетнам По МВФ их всех отн к разв-ся. Они произв ок 6% мир ВВП, Доля в мирэксп - 3%. В их составе выделяют две региональные подгруппы. Первая – Центр и Вост Евр, втор – страны СНГ, Монгол и Китай.По ур-ню развития произв-ных сил:- доиндустр (аграрные);- индустр;- постиндустр (осн на достиж науки и техники). Из многомерных классиф: индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП, иначе – индекс человеческого развития) ООН. 1) ср ожидаемая прод-сть жизни; 2) ур-нь образов-сти и 3) реальн величина ср доходов. Мир банк на осн дифф-ии по ур-ню доходов нас-я: с низким ур-нем (менее 755 долл.) урнем ниже ср (от 756 до 2995 долл.) ур-нем выше ср (от 2996 до 9265 долл.) высоким доходом (более 9266 долл.) Соврем стр-ра мир х-ва м.б передана ч/з понятия «центр» - развитые страны Запада, «полупериферия»- больш-во стр с переходной экономикой и «периферия» развивающиеся страны (кроме НИС).

3. Международное  разделение труда (МРТ): понятие  и предпосылки развития.

Решающий ф-р формир-я  мир рынка и мир хоз-ва – МРТ- специализ-я отд стран в рамках мир х-ва на тех или иных видах пр-ции и услуг, что обусл обмен этих тов и усл на мир рынке. Т обр, МРТ - форма обществ раздел-я труда, характ разрывом м/у местом пр-ва и местом потр-я.  Сущ-ет сов-сть ф-ров природн и обществ хар-ра, к-ая возд-ет на МРТ, на участие в нем тех или иных стран. К осн ф-рам отн природно-геогр различия, вкл природно-климатич усл-я, запасы прир рес, величину терр-ии, числ-сть нас-я, экономико-геогр полож-е терр-ии; ; обществ усл-я: полит и соц-эк особенности, истор развитие произв-ных традиций, внешних связей, идеология общества. В МРТ можно различить два случая 1. абсолютный страна ввозит прод из др стр тк по прир усл-ям не может его производить, 2.относительный ввозится продукт, который можно было бы произвести и у себя, но это обошлось бы дороже. Выд-ют 3 вида МРТ: Общее – по сферам пр-ва и отраслям нар х-ва (отраслевая специализация). Отсюда деление экспортеров на индустр-ные, сырьевые, аграрн; Частное – базир на пр-ве отд видов конечной пр-ции и услуг (предметная специализ-я); Единичное – осн на специал-ции пр-лей на изгот отд деталей, компонентов конечной пр-ции (подетальная специализация) и на отд стадиях технол процесса (технологическая специализация). Развитие МРТ: 1 эт. В мануфакт период (с ХVI до середины ХVIII вв.) МРТ ограничивалось двустор отнош-ями м/у стр. Пр-сть была св с нац рынками, товары на экспорт производились из нац сырья. 2 этап. Форми-е МРТ особенно интенсивно стало развиваться после завершения перехода к машинному пр-ву (середина XIX в.). К концу XIX началу XX в. процесс формирования МРТ в основном завершился. 3 этап. Качеств изм-я в МРТ происходят под возд-ем НТР. Господствующие направления - внутриотраслевое РТ на осн предметной и в особенности подетальной и технол спец-ции пр-ва. Переход от модели МРТ "сырье - готовке изделия" к "полуфабрикаты, готовые изделия - технология, готовые изделия".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Международная  специализация и международное  кооперирование производства.

Для понимания соврем сост-я МРТ необх-мо выд-ть пон-я: МСТ и МК). М/унар спец-ция труда-форма разд-я труда м/у странами, при к-ой рост концентрации однородн пр-ва и обобществления труда в мире происходит на осн прогрессирующей дифф-ии нац пр-в, выд-я в самост-ные технол процессы, в отд отрасли и подотрасли изгот-я все более однородных пр-тов труда сверх внутр потр-стей, что вызывает все большее взаимное дополнение дифференц-ных нац комплексов. Указанные процессы отр-ся в интенсификации м/унар обмена товарами, услугами, научно-техническими знаниями, в углублении м/унар кооперир-я и интернацион-ции пр-ва. МПК - это непоср-ное соед-е в повседневном взаимод-ии труда субъектов - юр лиц разных стран в одном и том же, либо в разных, но св м/у собой процессах пр-ва. Хар-ка осн форм, методов и объектов МПК проводится по разным признакам: по видам - на пром-ное сотр-во, производственное кооп-е, НТ кооп-е, кооп-е в обл сбыта, строит-ва, проектир-я и т.д.; по стадиям - на предпроизв-ную, произв-ную, коммерч; по методам - договорная спец-ция, созд-е СП, вып-е совместных прогр; по стр-ре связей - внутрифирм, межфирм; внутриотр, межотр; гориз-ная, верт-ная, смеш; по терр. охвату - двух- и многосторонняя внутри региона, межрег и мировая; по кол-ву субъектов - двух - и многосторонняя; по числу объектов сотр-ва - одно- и многопредметная. Интернационализация нац-ных эк-к предст-ет в конечн счете процесс развития устойчивых эк-ких взаимосвязей м/у странами (прежде всего на основе МРТ) и выхода воспр-ва за рамки нац-ных хоз-в.

5. Тенденции  развития международной экономики.

Распад мировой  социалист с-мы, появл-е новых гос-в в Вост Евр и СНГ, не определивших свои полит и эк ориентиры, перспективные нац интересы- в рез-те нередко возн-ют воен конфликты (Югославия, Ирак). Усиление взаимозав-сти нац х-в, интернацион-я хоз процессов (фирмы осущ-ют пр-во за рубежом получают из др стран сырье, материалы, и проч., выпускают товары для продажи в разных гос-вах); углубл-е и расшир-е процессов эк интеграции. Интернац-я пр-ва заставляет эк субъекты (предприятия, банки, физ лиц) активно выходить на мир рынок. Глоб-я (формир-е единого мир эк пространства, лишенного нац специфики, где свободно перемещаются ресурсы, конечная продукция и услуги); это - осн тенденция соврем мир эк-ки. Сближение ур-ней эк развития гос-в и их групп при увеличении разрыва м/у «бедным югом» и «богатым севером». Отн-я Запад - Восток все больше напоминают прежние Север -- Юг. Либер-ция, усиление открытости нац эк-к. Виртуализация (совершение деловых операций, не выходя из офиса, в режиме реального времени с помощью телекоммуникаций, Интернета и проч.). Финансиализация (введен Серван-Шрайбером), когда на первое место выдвигается фин сторона м/унар отношений. Успех достигается с пом инструментов м/унар фин рынка; кризис мир фин с-мы, резкое обострение которого произошло в конце 1990-х гг. (в частности, дефолт в России), в настоящее время продолжающийся в «тлеющем» варианте.

6. Открытая экономика(ОЭ): сущность, показатели, факторы, влияющие на степень открытости экономики.

Если стране внешнеэк деят-сть приносит выигрыш, она ориент-ся на ОЭ с либеральными рынками товаров и капиталов. Если участие в МРТ проигрышное, она м склоняться к автаркии, предпол полную самообеспеченность страны жизнен ср-ми. Важн критерием открытости явл-ся благопр инвестицион климат страны, к-ый стимулирует приток капиталовлож-ий, новых технол, инф-ии. ОЭ предпол доступность внутр рынка для притока иностр капитала, тов-ов , усл, инф-ии, раб силы. Ф-рами, влияющими на степ открытости эк-ки и ур-нь развития м/унар эк отн-ий, явл-ся V внутр рынка страны и ур-нь ее эк развития, участие ее в м/унар пр-ве, в операциях м/унар фин рынка и др. Нек экономисты выд-ют след закономерность: чем больше в стр-ре эк-ки вес базовых отраслей (энергетики, металлургии, горно-рудной и др.), тем меньше участие страны в МРТ, тем меньше О(сть) эк-ки. ОЭ способствует: -углубл-ю м/унар спец-ии и кооперир-ю пр-ва; -распростр-ю и воспр-ю мир опыта развития м/унар эк отн-ий

-росту конкуренции  и сотр-ва м/у нац и зарубеж  субъектами предприн-ва на мир рынке. Пок-ли ОЭ: 1.Хная квота= %ная доля вел-ны ст-сти годового экспорта в ВВП: . 2.Мная кв=%ная доля величины ст-сти М за год в ВВП: . 3.Объём Х на душу населения, отр степ ОЭ и =отнош-е ст-сти год Х к числ-сти нас-я страны. 4.Хный потенциал страны=объем пр-ции, к-ую страна м продать на внешн рынке без ущерба для внутр потр-я. 5.Внешнеторг оборот= сумма тов Х и М за год. 6.Соотнош-е %ной доли страны в мир пр-ве и %ной доли страны в мир торговле.

8. Меркантилистская  теория внешней торговли.

Первая теория м/унар торговли. Меркантилисты, предст интересы торг буржуазии в период разлож-я феодал-ма и становл-я капитализма (XV-XVIII вв.), высоко оценивали роль внешн торговли в достиж-ии богатства нации. Деньги считали единств богатством, а обмен товаров на деньги – единств способом увелич-я богатства. В то же время имп товаров, т.е. отдача денег =был равносилен уменьш-ю богатства. Рекоменд мерк-ов: стимулир-ть эксп и путем гос вмешат-ва огр-ть имп. Мерк-сты счит, что мир располагает лишь огранич кол-вом бог-ва. След-но бог-во одной страны м увел-ся лишь за счет бог-ва др. Бог-во страны = кол-ву золота, мерк школа внешн торговли предл ряд правил: 1. Поддерживать положит ПБ, что достиг-ся за счет роста эксп=приток золота и сокращ-я имп=отток золота. 2. Огранич вывоз сырья и поощрять вывоз готовой пр-ции. 3. Запрет торговли колоний с иными странами, кроме метрополий, к-ые могут торговать только с колониями. Представители мерк-а англ эк У. Стаффорд и Т. Мен, фр эк А. де Монкретьен. Сторонник - русск эк И.Т. Посошков, отстаивал идеи развития отечеств пр-ва, путем развития торговли и увелич-я товарооб с др стр, выступал за орг-цию цехов. В XVII - XVIII в.в. возм-но мерк мог обосн-ть необх-сть подобной с-мы м/унар торг, но сейчас она недееспособна (благосост страны опр-ся ур-нем уд-я потр-стей нас-я, МРТ приводит к более откр эк отнош-ям. Огранич-я имп осложняли м/унар торговлю, противоречили. Уже в XVIII веке на смену теории мерк-стов приходит теория абсолютного преимущества, предложенная А. Смитом.

 

 

 

 

 

 

 

9. Теории абсолютных  и сравнительных преимуществ (А.Смит, Д. Рикардо).

Политика фритредерства (своб торг) была опр А. Смитом при  обосн-ии теории м/унар торговли, док-щей необх-сть либер-ии условий ввоза заграничн товаров путем ослабл-я тамож огр-ий. Смит считал, что страны в м/унар обмене д рук-ся принципом наименьш затрат. В своей модели он исп 2 товара в 2 странах, к-ые произв-ся с разл трудозатратами

 

 

Англия 

Португалия 

Сукно (1 метр)

2 часа 

4 часа 

Вино (1 литр)

3 часа 

2 часа 


Затраты раб вр отлич-ся из-за различий в ур-не технол, квалиф-ей раб силы, прир-климатич ф-рам и т.д. Англия обладает абсол преимущ-вом при пр-ве сукна, а Порт-я - вина. В этих усл Англии не выгодно производить вино, т/к она произв его с большими затратами. Она м произвести больше сукна, а на деньги от его продажи она сможет закупить вино. Причём за 1 метр англ сукна дадут 1 л вина, т/к издержки пр-ва будут одинаковы. Порт-я будет экспортировать вино, а импортировать сукно. Т обр, будет поощряться м/унар торг-ля, осн на объективных ф-рах МРТ. В теории абс преим ряд упрощений: учитывается только 1 ф-р пр-ва - труд; транспортн издержки=0; раб сила не перемещ м/у странами.Но все же теория доказала выгодность межстрановой спец-ции для всех стран. Принципы свободного рынка эфф-ны не только для внутр рынка, но и для внешн. При этом гос-во не должно препятствовать развитию внешнеэк связей в виде пошлин и квот. Но теория не объясняет, почему в м/унар торговле участвуют страны, не обладающие абсол преимуществами, т е не обладающие прир ресурсами, располож в сев широтах. Д. Рикардо развил теорию абсол преим, предложив теорию сравнит преимуществ. В основе этой теории сравнение альтернативн ст-сти товаров. Модель, в к-ой помимо трудозатрат на ед-цу пр-ции (абсол преим), вычисл альтернат издержки (относ-ные издержки).  

 

 

Англия 

Норвегия 

трудозатраты единицы 

продукции

альтернативные издержки

трудозатраты единицы 

продукции

альтернативные издержки

Сукно

2

3/2

5

6/5

Вино 

3

2/3

6

5/6


В Англии решение о  производстве 1 литра вина сопровождается вынужденным отказом от 2/3 метров сукна, а в Норвегии - 5/6 метров. Получается, что альтернативная стоимость вина в Норвегии больше, следовательно, экспортировать вино будет Англия. Производство сукна в Англии приводит к отказу 3/2 литров вина, а в Норвегии - 6/5. Альтернативная стоимость сукна меньше в Норвегии, значит, эта страна и будет экспортером сукно.

Согласно теории абсолютных преимуществ Норвегия не смогла бы экспортировать ни один из товаров, так  как себестоимость производства в любом случае больше чем у англичан. Но принцип сравнительных преимуществ объясняет, почему Норвегия участвует на мировом рынке. Ситуация сравнительного преимущества означает, что при различиях в соотношениях цен в странах в отсутствии торговли, каждая страна имеет товар, производство которого будет выгодно при существующем соотношении издержек, чем производство остальных.  Именно этот товар она должна экспортировать в обмен на другие.

Теория абсол и относит  преим обосн свободный тип торг политики, к-ая означ устранение тамож пошлин, квот и иных барьеров на пути м/унар потоков товаров и услуг. Джон Стюард Милль  раскрыл принцип ценового осуществления объема, определил закон международной стоимости  или теорию международной стоимости. Теория международной стоимости показывает, что существует цена, оптимизирующая обмен товаров между странами. Это рыночная цена зависит от спроса и предложения.

11. Новые и  новейшие теории международной  торговли.

Новые теории объясняют  движ-е товарн миропотоков исходя из сост-я рынков несоверш конкур и  стратегий их участников. В этих стратегиях часто исп-ся конкурентн преимущ-ва, не св напрямую с пр-ными рес. Одним из преимущ-в явл-ся более низк издержки, позволяющ расширить объемы продаж на большом рынке. П. Кругман и К. Ланкастер в соот-вии с микроэк теорией эф-та масштаба полагают, что при схожей обесп-сти ф-рами пр-ва странам выгодно торговать м/у собой пр-цией отраслей, в к-ых проявл-ся эф-т масштаба, обусл массовым пр-вом.  А чтоб он м/б реализ, необх-мы емкие внешн рамки, к-ые и обесп участие в м/унар торг. Объектом научн анализа становятся хоз субъекты, осущ-щие внешнеэк деят-сть. Сл-но, проблематика нов теорий вкл гармонизацию интересов нац эк-ки и фирм, участвущ в м/унар торг. М. Портер предл. свою версию как отд фирмы конкр стран получают конкур преимущ-ва в мир торг конкр товарами в конкр отраслях. Его концепция «м/унар конкурентосп-сти наций» осн на изуч-ии практики компаний 10 ведущих стран, обеспечивающих ок 50% мир эксп. Фирмы конкр стран приобр-ют конкур преимущ-ва в отд отраслях, благодаря возд-ю и взаимосв 4 осн компонентов: -факторных условий; -условий спроса; -сост-ю  обслуживающих и близких отраслей; -стратегии фирмы в конкр ситуации. М. Портер, в отл от классич теорий, считал, что ф-ры пр-ва страной не наследуются, а формир-ся в процессе расширенного воспр-ва. В рез-те эмпирич иссл-ий он сделал выводы, что причина успехов стран с богатой экспортн составляющей в соврем сост-ии конкур преимущ-в фирм, взращенных пост инновациями, обновлением технологий, а конкур преимущ-ва страны формируют сост-е её внутр рынка, его конкур среду. С тзр Киндельбергера, Вернона и Уэлса, направленность и стр-ра м/унар торг потоков опр-ся «циклом жизни пр-кта». Нов товары на мир рынок пост из США, где значителен уд вес обеспеченных потр-лей более высок спрос на дорогие новинки. За рубежом также появляется спрос на нов ам товары, к-ый стим-ет местн фирмы к пр-ву аналогов. Отечеств аналоги вытесняют ам товары внач на местн рынках, а потом и в США. Тем временем ам корпорации начинают пр-во нового, более соверш и дорогостоящ товара. Цикл жизни товара может быть различным и охватывать как несколько лет, так и десятилетий.

Информация о работе Шпаргалка по "Мировой экономике"