Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 22:07, шпаргалка
1.Сущность экономического мышления.
2. Среда формирования экономического мышления: экономическое, политико-правовое, социально-культурное.
3. Типы экономического мышления: стандартный и творческий.
4. Развитие экономического мышления
1.Сущность экономического мышления
Экономическое мышление непосредственно связано с экономикой. Экономическая практика, экономические отношения, выступая как объект экономического мышления, определяют его специфику. Так данная форма мышления воспроизводит экономическую жизнь в собственно специфических экономических понятиях, категориях и законах, в определенной исторической и логической последовательности, соотносит их с экономической действительностью.
Экономическое мышление - это познание сущности экономических процессов, выявление их закономерностей с помощью мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение) и реализация экономических знаний, умений и качеств личности в экономической деятельности и поведения в целостном экономическом процессе. Экономическое мышление выступает как процесс осмысления субъектом реальных хозяйственных ситуаций, повышающих эффективность трудовой деятельности, которые определяют экономическое поведение человека и стиль хозяйственной деятельности.
Основными характеристиками экономического мышления являются следующие:
1.Экономическое мышление
2.Оно понятийно описывает
3.Экономическое мышление
Экономическое мышление как мышление человека вообще формируется в процессе воспитания, обучения, получения образования, подготовки, повышения квалификации и т.д.. Система образования влияет на формирование экономического мышления людей, а потом действуя в экономической сфере и на экономическую сознание.
Экономическое мышление является формой проявления экономического сознания в конкретной общественной социально-экономической ситуации.
2. Среда формирования экономического мышления: экономическое, политико-правовое, социально-культурное.
Экономическое мышление - это познание сущности экономических процессов, выявление их закономерностей с помощью мыслительных операций и реализация экономических знаний, умений и качеств личности в экономической деятельности и поведении в целостном экономическом процессе. Экономическое мышление как мышление человека вообще формируется в процессе воспитания, обучения, получения образования, подготовки, повышения квалификации и т.д..
Таким образом, экономическое мышление развивается в определенной среде. Наиболее влиятельным средой является экономическое.
Основными факторами формирования экономического мышления субъекта являются:
1. Различные формы собственности
в рамках которых субъект
2. Другие субъекты экономических отношений, с которыми данный субъект взаимодействует;
3. Разнообразие взаимодействующих субъектов;
4. Интенсивность,
5. Направленность и
Чем более значимыми являются факторы формирования и развития экономического мышления, тем больше включенность социального в экономическую практику.
3. Типы экономического мышления: стандартный и творческий.
На каждом этапе развития общества формируется особый, присущий только ему социальный тип экономического мышления.
Принято различать два типа мышления: 1) стандартное, шаблонное, 2) творческое или нестандартное. Стандартное мышление оперирует категориями и понятиями, которые не выходят за пределы устоявшихся знаний и повседневной практики. Оно очень часто осуществляется по принципу здравого смысла, то есть экономические явления и процессы воспринимает поверхностно, не рассматривая суть и явление, содержание и формы.
Творческое или нестандартное
мышление - это мышление, которое
выходит за рамки привычной логики,
которое находит новые
4. Развитие экономического мышления
Развитие экономического мышления наиболее наглядно проявляется в эволюции теории стоимости, которая прошла путь от наиболее четкой и логически изложенной теории трудовой стоимости, основы которой были заложены уже в трудах меркантилистов к концепции неоклассического синтеза. «Лидерами» в этих теориях считается теория трудовой стоимости и теория маржинализма.
В целом же отмечен процесс основывается на осмыслении и переосмыслении следующих методологических ссылок:
- Классическая
- Маржинализм на субъективном оценке стоимости конкретным потребителем;
- Классическая
- Классическая учитывает
- Маржинализм базируется на полезности конкретной единицы блага, отражающий интерес (удовольствие) потребителя;
- Классическая теория не
- Вторая же - изучает личные интересы
и мотивы действий
- Классическая определяет
- Маржинализм связывает
- Современная оценка
Современная трактовка стоимости (ценности) товара выходит за рамки этих двух теорий, хотя эта трактовка базируется на теории маржинализма.
Современная экономическая теория трактует стоимость (ценность) не как объективную категорию и не как свойство товара (товар не имеет никаких свойств, это просто физическое тело, оно обладает свойствами, которые люди как бы «приписывают» ему, предоставляющих эти свойства определенным товарам) . Сами по себе товары не имеют стоимости, хотя это противоречит здравому смыслу. Когда мы хотим знать сколько стоит та или иная вещь (которая стоимость товара) мы связываем стоимость (ценность) вещи с определенными действиями. Только действиям присуща стоимость, и только конкретным действиям отдельных людей. Кроме того, для разных людей в разное время будет разная стоимость (ценность) товара.
5. Экономическое мышление и
Важнейшей сущностной характеристикой настоящего научного познания является подтверждение научных выводов практикой, жизнью, реальной действительностью. Так «марксистская доктрина» не актуальна в современных экономических системах, так как не подтвердилась практикой.
Основу любой экономической деятельности человека составляют потребности. В экономическом мире человека они безграничны, и к сожалению на удовлетворение всех потребностей человека не хватает ресурсов. Через это несоответствие в экономике и существует проблема выбора. Экономическое мышление - это прежде всего умение принимать рациональные решения, то есть действовать в ситуации выбора, сознавая собственную ответственность за него.
Таким образом, экономическое мышление и экономическая практика взаимосвязаны. Определяющей стороной их взаимодействия является экономическая практика.
Экономическое мышление оказывает активное обратное влияние на практику, стимулирует экономическую деятельность.
Для получения объективной картины
необходимо проанализировать огромное
количество данных, которые всесторонне
характеризуют экономические
Экономическая деятельность - важнейшая форма сознательной, целенаправленной практической деятельности людей в процессе которой они в основном поступают в активные связи с природой и экономические отношения между собой для создания экономических благ с целью удовлетворения потребностей.
6. Роль экономической науки в формировании профессиональной компетенции.
Компетенция - это знания и умения в определенной сфере человеческой деятельности; компетентность - это качественное использование компетенций, специфическая способность эффективного выполнения конкретных действий в предметной сфере, включая узко предметные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, понимания ответственности за свои действия.
Профессиональная компетенция в целом характеризуется совокупностью интегрированных знаний, умений и опыта, а также личностных качеств, позволяющих человеку эффективно проектировать и осуществлять профессиональную деятельность во взаимодействии с окружающим миром.
Выделяют простые (базовые) компетенции, которые формируются на основе знаний, умений, способностей, легко фиксируются и проявляются в определенных видах деятельности; и ключевые - чрезвычайно сложные для учета и измерения, которые проявляются во всех видах деятельности, во всех отношениях личности с миром , отражающие духовный мир личности и смыслы ее деятельности.
Профессиональные компетенции специалистов бакалаврского и магистерского уровней подготовки имеют свой объект, классы профессиональных задач:
1. Теоретико-познавательные;
2. Аналогичные;
3. Учебно-методические;
4. Научно-исследовательские;
5. Воспитательные.
7. Экономика как объект научного исследования.
До сегодня еще нет единого
общепринятого определения
- Это народное хозяйство страны,
включающее соответствующие
- Это важнейшая сфера
Таким образом экономика
Общество выступает как
Экономическая наука - это система теоретических знаний о законах экономической деятельности общества. Объект экономической науки - это то, что изучается, это экономика в целом; субъект - человек, хозяйничая. Предметом экономической науки является экономическая деятельность.
Субъектов условно разделяют на четыре группы:
1. Потребители;
2. Фирмы, производители;
3. Профсоюзы;
4. Правительственные организации.
Субъектами являются также отдельные лица, домохозяйства, предприятия, государство, продавцы и покупатели, индивиды отдельно и общество в целом.
Экономическая сфера деятельности человека направлена на удовлетворение потребностей человека и общества, а также на создание искусственной среды обитания человека. Таким образом экономика охватывает следующие сферы: производство, обмен, распределение, потребление; и решает следующие задачи: что производить? Как производить? Для кого?
9. Функции экономической науки.
Экономическая наука - это система теоретических знаний о законах экономической деятельности общества.
Экономическая наука выполняет следующие функции:
1). Теоретическая - является исходной
и определяющей. Сущность ее заключается
в том, чтобы глубоко и