Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 14:15, шпаргалка
Работа содержит ответы на 120 вопросов по дисциплине "Экономика".
БИЛЕТ 1.
Основные этапы истории экономических учений
Первым этапом считается исследование классической школы, представленной У. Петти, А. Смитом, Д. Рикардо и других. Английский экономист У. Петти (1623-1687) называл ее «политическая анатомия», поскольку занимался естественными науками и подходил к изучению экономических и политических явлений как естествоиспытатель. А. Смит определял предмет политической экономии как науку о богатстве. Д. Рикардо утверждал, что главной задачей политической экономии является определение законов, управляющих распределением общественного продукта. Следующим этапом развития политической экономии стали труды классиков марксизма-ленинизма. К. Маркс в своем произведении «Капитал» предметом исследования назвал капиталистический способ производства и соответствующие ему отношения производства и обмена.
Марксистская концепция рассматривает процесс развития экономических учений на основе формационного подхода, в результате чего выделяются такие этапы развития экономических учений, как экономические учения эпохи рабовладения, феодализма, капитализма и коммунизма. Формационная теория развития общества обладает известными достоинствами, однако она упрощенно, а зачастую и предвзято, трактует процесс развития экономической мысли.
На современном этапе недостаточно исследовать только законы, управляющие производством, обменом и распределением материальных, жизненных благ. В развитых странах мира большая часть общей численности работников занята производством услуг. Поэтому современная экономическая теория рассматривает законы, которые управляют производством, обменом, распределением материальных и нематериальных благ (услуг). Более того, основной формой национального богатства стал человек - совокупность его потребностей, способностей, творческих дарований.
Экономические учения эпохи дорыночной экономики. Эта эпоха включает в себя периоды Древнего мира и средневековья, в течение которых преобладали натурально-хозяйственные общественные отношения и воспроизводство было преимущественно экстенсивным. Экономическую мысль в эту эпоху выражали, как правило, философы и религиозные деятели. Достигнутый ими уровень систематизации экономических идей и концепций не обеспечил достаточных предпосылок для обособления теоретических построений того времени в самостоятельную отрасль науки, специализирующуюся сугубо на проблемах экономики.
Данную эпоху завершает особый этап в эволюции и экономики, и экономической мысли. С точки зрения истории экономики, этот этап в марксистской экономической литературе называют периодом первоначального накопления капитала и зарождения капитализма; по неклассоформационной позиции — это период перехода к рыночному механизму хозяйствования. С точки зрения истории экономической мысли, этот этап называется меркантилизмом и трактуется также двояко: в марксистском варианте — как период зарождения первой школы экономической теории капитализма (буржуазной политической экономии), а по неклассоформационному варианту — как период первой теоретической концепции рыночной экономики.
Зародившийся в недрах натурального хозяйства меркантилизм стал этапом широкомасштабной (общенациональной) апробации протекционистских мер в сфере промышленности и внешней торговли и осмысления развития экономики в условиях формирующейся предпринимательской деятельности. И поскольку отсчет своего времени меркантилистская концепция начинает фактически с XVI столетия, то и начало обособленного развития экономической теории как самостоятельной отрасли науки относят чаще всего к данному рубежу.
Три
основных этапа развития экономической
мысли.
1. Экономическая
мысль до появления экономической теории
(III тысячелетие до н.э. — вторая половина
XVII в.).
Экономическая мысль появилась вместе
с хозяйственной деятельностью людей,
экономические теории возникли значительно
позже. Экономическая теория характеризуется
двумя признаками: анализом и систематизацией
результатов анализа. Анализ появляется,
когда человек начинает сам себе задавать
вопросы: что это? почему это происходит?
с чем это связано? и т.п. Ответы на эти
вопросы, сведенные в логическую систему,
т.е. систематизированные, и являются теорией.
В экономической мысли могут присутствовать
элементы анализа и систематизации, но
постоянно эти два признака возникают
в экономической мысли лишь во второй
половине XVII в. Начало же первого этапа
мы относим примерно к III тысячелетию до н. э. В это
время появились первые цивилизации, а
с ними и письменные источники, из которых
можно получить информацию об экономической
мысли того времени. Таким образом, первый
этап начинается за 3 тыс. лет до н. э. и заканчивается во
второй половине XVII в.
Почти до самого конца этого периода экономическая
мысль встречается лишь как составная часть
других наук, таких, как юриспруденция,
богословие, история, философия и наука
об управлении. Правда, название одного
из сочинений об управлении домашним хозяйством,
включавшего не только экономические
проблемы, но и проблемы производства,
переработки и хранения сельскохозяйственной
продукции, а также проблемы отношений
с членами семьи, слугами и работниками,
дало термин «экономика». Это было сочинение
древнегреческого писателя Ксенофонта «Ойкономикос»,
название которого состоит из двух слов:
«ойкос» (дом) и «номос» (закон), т.е. «закон
дома». По-русски это лучше звучит как
«домоводство», а в средневековой Руси
именовалось «домострой».
Наиболее типичной методологией экономической
мысли на первом этапе был нормативный подход.
Нормативный и позитивный подходы различаются
тем, что исследователь, применяющий позитивный
подход, рассматривает экономические
отношения «как они есть», а применяющий нормативный
подход изучает их, сравнивая с уже существующей
в его голове нормой, т.е. «какими они должны
быть» с его точки зрения. Поэтому в таких
исследованиях большое место занимают
рекомендации, как довести реальную экономику
до идеальной нормы. Частным случаем нормативного
подхода является, например, концепция
«естественного порядка», согласно которой
определенный «общественный порядок»
(общественные отношения) считается «естественным»,
т.е. изначально заложенным в природе (естестве)
человека. Правда, как мы увидим в последующих
темах, «естественными» считались разные
формы социально-экономических отношений.
Другим примером нормативного
подхода является оценка экономических
явлений с морально-этических позиций,
в частности с позиций «справедливости».
И снова мы увидим, что трактовка самой
«справедливости» была разной.
Следует сказать, что нормативный
подход, хотя и реже, применялся также
на втором и третьем этапах развития экономической
науки.
2. Классическая политическая
экономия (вторая половина XVII в. - конец
XIX в.).
Первая экономическая
теория получила название «политическая
экономия». Этот термин составлен
из двух греческих слов — «полис» (государство,
общество) и уже известного слова «экономика
(экономия)» и означает «общественная
экономика» (народное хозяйство). Впервые
такое словосочетание употребил французский
экономист Монкретьен в
названии своего сочинения, изданного
в 1615 г. Позже это стало термином и к нему
добавилось слово «классическая».
Хотя первые работы, содержание которых
можно уже было отнести к «классической
политической экономии», стали появляться
во второй половине XVII в., ее окончательное
утверждение произошло на рубеже XVIII и
XIX вв., после всемирного успеха книги английского
экономиста Адама Смита, вышедшей в 1776
г. С начала XIX в.
экономическая наука получила официальное
признание как самостоятельная наука,
а курс «Политической экономии» стал преподаваться
в университетах. В первой половине
XIX в. классическая политэкономия не только
господствовала, но и продолжала развиваться,
выдвигая новые теории, но уже в середине
XIX в. она в основном выполнила поставленные
задачи, о чем прямо писал один из ее завершителей,
английский экономист Дж.С. Милль.
Главной задачей
классической политэкономии было определение
основных экономических понятий (цена,
деньги, доходы, капитал и т.д.) и их систематизация.
Последняя означала установление причинно-следственных
связей между ними. В качестве «первопричины»
или исходной категории, из которой вырастало
«родословное древо» всех остальных экономических
категорий, была названа «стоимость».
Во второй половине XIX в. классическая
политэкономия существовала как бы по
инерции — внешне она сохраняла господствующее
положение, курс политической экономии
читался в университетах, публиковались
работы, но принципиально новых положений
в них уже не было. В то же время постепенно
начали свое развитие новые направления
экономической науки, которые окончательно
вытеснили классическую политическую
экономию на рубеже XIX и XX вв.
Современная экономическая
наука.
Третий этап развития
экономической науки, начавшись на рубеже
XIX и XX вв., продолжается до
настоящего времени. На этом этапе
в экономической науке можно выделить два основных, параллельно
существующих направления — маржинализм
и институционализм. Оформление маржиналистского
направления происходило в последнее
тридцатилетие XIX в. и получило название
«маржиналистская революция». Последнюю
точку в «маржиналистской революции»
поставила замена курса «политической
экономии» на новый курс «экономики (экономике)»
в 1902 г. в Кембриджском университете (Англия),
за которым последовали другие университеты.
Институционалистское направление, зародившееся
в середине XIX в., окончательно оформилось
в первой трети XX в.
От классической политической экономии
оба новых теоретических направления
отличает то, что политэкономию прежде
всего интересовала сущность отдельных
экономических явлений, а уже затем —
связи между ними, в то время как последующие
направления экономической науки основным
предметом своих исследований сделали
взаимосвязи экономических явлений, только
маржинализм рассматривает при этом «чистую»
экономику, абстрагируясь от ее социальных
форм, а институционализм рассматривает
«социальную» экономику. Таким образом,
представителей маржинализма и институционализма
интересует прежде всего сам процесс функционирования
экономики.
БИЛЕТ 2.
Экономическая мысль до появления экономической теории – Древний Восток
Экономическая мысль Древнего Востока имеет в основном религиозную форму и подчинена решению социальных и политических проблем. В экономических произведениях того времени проблемы экономики в целом не стали предметом научного анализа. В то же время экономические труды содержали рекомендации по управлению государством и контролю за экономической деятельностью граждан.
Экономическая мысль Древнего Китая
Одним из первых экономических трудов является древнекитайский «Гуан-Цзи», объединивший 564 трактата, созданных в VII—IV вв. до н. э. В «Гуан-Цзи» появилась идея уравновешивания рыночной стихии. Правитель должен удерживать товар, который находится в избытке у населения и выпускать в обращение товар, который находится в недостатке. Авторы трактатов высказывались за нормированную эмиссию денежных знаков, а также государственное регулирование цен в целях стабилизации экономики.
Экономическая мысль Древней Индии
Основным экономическим трудом Древней Индии является трактат «Артхашастра», состоящий из 15 книг. Трактат посвящён «артхе» — материальной выгоде, которую можно получить путём завоевания новых населённых земель. За счёт доходов от новых земель царь может собрать больше войск и в итоге стать «владыкой мира». В трактате имеются конкретные рекомендации для пополнения казны: максимально возможные и разнообразные налоги, в том числе за алкогольные напитки, взимание средств с паломников, казнь и конфискация имущества преступников. Одной из главных задач ставится борьба с коррупцией и в качестве меры борьбы предлагается частая смена чиновников, чтобы они не успели привыкнуть к должности и использовать своё положение в корыстных целях.
Экономическая мысль Вавилонии
Социально-экономическим трудом в Вавилонии являются законы царя Хаммурапи, в которых давались конкретные шаги по улучшению экономической ситуации. В значительной мере уделялось внимание защите имущества граждан, в первую очередь чиновников и воинов. Законы Хаммурапи строились на основе разделения населения на полноправных свободных граждан, неполноправных свободных и рабов. Соответственно, наказание для полноправных свободных было наименьшим, для рабов — наибольшим. Регулировалась деятельность ростовщиков: чёткое определение процентной ставки, ограничение долгового рабства тремя годами, в случае неурожая срок погашения долга продлевался, устанавливалась ответственность за плохое обращение с должниками. Большое внимание уделялось вопросам найма, но не было различия между наймом людей и наймом имущества.
Экономическая мысль Древнего Египта
В центре древнеегипетской литературы стояли вопросы управления. В «Поучениях» отражались вопросы управления на разных уровнях, в «Поучениях гераклиопольского царя своему сыну Мерикара» уделялось внимание укреплению чиновничьего аппарата, в «Поучениях Ахтоя, сына Дуауфа, своему сыну Пиопи» прославлялась карьера писца . Из литературных источников можно сделать вывод о высоком уровне централизации управления в Древнем Египте.
БИЛЕТ 3.
Экономическая мысль до появления экономической теории - Древняя Греция и Рим
ГРЕЦИЯ
Экономическая мысль Античности нашла своё отражение в основном в трудах древнегреческих мыслителей: Ксенофонта, Платона, Аристотеля в V—IV вв. до н. э., впервые подвергших экономические явления научному анализу и пытавшихся выявить закономерности развития общества.
Мыслители Древней Греции не только поставили сложнейшие экономические вопросы, но и дали на них свои ответы. Они ввели термин «экономия» и производный от него «экономика». Под экономией понималась наука, с помощью которой можно обогащать своё хозяйство. Также выдвинули идею о разделении труда, высказали догадку о том, что в основе равенства между товарами лежит что-то общее, делающее их сравнимыми, впервые провели различие между простым товарным обращением и обращением денег как капитала. Экономические открытия мыслителей Древней Греции способствовали в дальнейшем развитию экономической науки.
РИМ
В этом государстве рабство было более развито, чем в Греции и имело сельское хозяйство. Наиболее известными работами являются работы Катона Старшего (Марк Порций) и Варрона. В своем трактате “О земледелии” Катон обосновывает преимущества сельского хозяйства по сравнению с другими отраслями экономики. Хотя Катон допускал использование нерабского труда, но его идеалом было высокоинтенсивное хозяйство, основанное на рабском труде. При этом Катон обобщил опыт ведения такого хозяйства и предлагал ряд советов по увеличению доходности. Особое внимание он уделял проблемам организации рабского труда: он предлагал применять метод “кнута и пряника”. Проблемы организации рабского труда рассматривает в своей работе “О сельском хозяйстве”и Варрона. Он обосновывал преимущества сельского хозяйства и порицал переселение римлян в городские стены. Он также был сторонником самообеспечения вилл, а развитию рынка не придавал особого значения. Нельзя сказать, чтобы Катон был ярым противником торговли, но он и не очень-то приветствовал ее, потому как считал опасным бедствием, которое может создать неудобства и неприятности и привести к появлению недовольных (например, некачественным товаром или слишком высокой ценой на него) граждан.
БИЛЕТ 4.
Экономическая мысль до появления экономической теории - Западная Европа ХI-ХIV
Итальянский богослов Фома Аквинский (12251274) – крупный представитель экономической мысли Средневековья. В его время феодальная система отношений уже сложилась, и значительное развитие получили товарно-денежные отношения. Фома Аквинский был известным богословом, учение которого стало официальной философией Ватикана. Им был создан обширный труд «Сумма богословий», в котором изложены его экономические воззрения. В средние века католическая церковь, обладая колоссальным богатством и экономическим могуществом, оправдывала господство крепостничества и для его защиты использовала церковные правила (каноны). Фома Аквинский был завершителем теории канонистов.
Фома Аквинский исходил в своем учении из того, что люди рождаются неравными и что на этом основано общественное разделение труда, деление общества на сословия. «Как у пчел, – писал он, – одни собирают мед, другие строят из воска ячейки, а королева совершенно не участвует в материальных трудах, так и у людей: одни должны возделывать землю, другие – строить дома, а часть людей, будучи свободна от мирских забот, должна посвящать себя духовному труду во имя спасения остальных».
Собственность – естественное и необходимое условие человеческой жизни. Частная собственность – основа хозяйства, экономической деятельности. Он враждебно относился к крупной торговле, хотя некоторые виды торговли считал «чистой» и полезной для общества (например, ввоз в страну предметов первой необходимости). Фома Аквинский в целом осуждал взимание процента.
Справедливая цена – соответствующая трудовым затратам. Однако отступление от этой цены правомерно, если цена не гарантирует каждому участнику сделки приличное его социальному положению существование.
В основе всей теории Фомы Аквинского лежало оправдание сословных привилегий феодалов и купцов. Именно на это была направлена его безоговорочная защита земельной ренты.
Экономическая мысль Средневековья носит преимущественно теологический и канонический характер. Экономика наполнена религиозно-этническими нормами, которыми оправдывался сословный характер организации общества и сосредоточение политической и экономической власти у феодалов. В этот период изменилось отношение к физическому труду, сделав его уважаемым.
В это время в экономике Западной Европы сосуществовали натуральное и рыночное хозяйство, труд крепостных крестьян и труд свободных городских ремесленников. Социальные отношения имели сословный и корпоративный характер. Это означало, что люди имели определенные права лишь как члены сословия (духовенство, дворянство и «третье» сословие) и корпорации (общины, цеха, гильдии и т.п.). Понятие «права человека» появляется позже, при капитализме. В политической сфере господствовала феодальная раздробленность — власть феодалов на местах была сильной, а власть короля — слабой. Единственное, что объединяло Западную Европу, это христианская религия и католическая церковь. Средневековая культура имела религиозную окраску, науки и искусства развивались преимущественно в рамках церкви.