Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2015 в 02:44, дипломная работа
Актуальность темы дипломной работы заключается в том, что увеличение или снижение дебиторской и кредиторской задолженности, ее состав, структура и качество, динамика изменений, а также соотношение дебиторской и кредиторской задолженности оказывают большое влияние на оборачиваемость капитала, вложенного в текущие активы, а значит, на финансовое состояние предприятия.
Целью выпускной квалификационной работы является учет и анализ дебиторской и кредиторской задолженности на предприятии ООО «Фирма «ЗИМ».
Введение
Глава 1. Теоретические и методологические аспекты бухгалтерского учета
дебиторской и кредиторской задолженности
1.1 Сущность и значение дебиторской и кредиторской задолженности
1.2 Нормативное регулирование дебиторской и кредиторской задолженности
1.3 Учет дебиторской и кредиторской задолженности
Глава 2. Организация учета и отражение в отчетности дебиторской и кредиторской задолженности на предприятии ООО «Фирма «ЗИМ»
2.1 Краткая характеристика ООО «Фирма «ЗИМ»
2.2 Организация учета обязательств на предприятии ООО «Фирма «ЗИМ»
2.3 Порядок отражения дебиторской и кредиторской задолженности в бухгалтерской отчетности предприятия ООО «Фирма «ЗИМ»
Глава 3. Анализ состояния дебиторской и кредиторской задолженности на предприятии ООО «Фирма «ЗИМ»
3.1 Анализ дебиторской задолженности ООО «Фирма «ЗИМ»
3.2 Анализ кредиторской задолженности ООО «Фирма «ЗИМ»
3.3 Методы управления дебиторской и кредиторской задолженностью предприятия ООО «Фирма «ЗИМ» в целях улучшения состояния расчетов
Заключение
Список литературы
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
На тему
: Бухгалтерский учет
и анализ дебиторской и кредиторской задолженности
на предприятии
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические и методологические аспекты бухгалтерского учета
дебиторской и кредиторской задолженности
1.1 Сущность и
значение дебиторской и
1.2 Нормативное регулирование
дебиторской и кредиторской
1.3 Учет дебиторской и кредиторской задолженности
Глава 2. Организация учета и отражение в отчетности дебиторской и кредиторской задолженности на предприятии ООО «Фирма «ЗИМ»
2.1 Краткая характеристика ООО «Фирма «ЗИМ»
2.2 Организация учета обязательств на предприятии ООО «Фирма «ЗИМ»
2.3 Порядок отражения
дебиторской и кредиторской
Глава 3. Анализ состояния дебиторской и кредиторской задолженности на предприятии ООО «Фирма «ЗИМ»
3.1 Анализ дебиторской задолженности ООО «Фирма «ЗИМ»
3.2 Анализ кредиторской задолженности ООО «Фирма «ЗИМ»
3.3 Методы управления
дебиторской и кредиторской
Заключение
Список литературы
Введение
В связи с переходом России к построению принципиально новых экономических отношений повышается самостоятельность организаций и предприятий в решении вопросов реализации финансовой политики, что существенно изменяет условия их функционирования на рынке и выводит на первый план необходимость обеспечения устойчивого экономического роста и финансовой стабильности как самих предприятий, так и страны в целом.
В процессе финансово-хозяйственной деятельности предприятия и организации вступают в различные виды отношений с третьими лицами, например, с поставщиками и подрядчиками – за приобретенные у них активы, работы и услуги; с покупателями – за проданные им товары, с заказчиками – за оказанные им услуги; с бюджетом и внебюджетными фондами; с банками; с собственными и наемными работниками; с различными юридическими и физическими лицами. В результате у предприятия появляются обязательства, которые подлежат исполнению, и эти обязательства оценены в денежной форме. И наоборот, обязательства по отношению к предприятию возникают у других лиц. Реализацию всех этих взаимоотношений обеспечивают наличные и безналичные расчеты.
В условиях нестабильной рыночной экономики риск неоплаты или несвоевременной оплаты счетов увеличивается, это приводит к появлению дебиторской и кредиторской задолженности. Часть этой задолженности в процессе финансово – хозяйственной деятельности неизбежна и должна находиться в рамках допустимых значений.
Сомнительная дебиторская задолженность и просроченная кредиторская задолженность свидетельствуют о нарушениях поставщиками и клиентами финансовой и платежной дисциплины, что требует незамедлительного принятия соответствующих мер для устранения негативных последствий. Своевременное принятие этих мер возможно только при осуществлении со стороны предприятия систематического контроля.
Актуальность темы дипломной работы заключается в том, что увеличение или снижение дебиторской и кредиторской задолженности, ее состав, структура и качество, динамика изменений, а также соотношение дебиторской и кредиторской задолженности оказывают большое влияние на оборачиваемость капитала, вложенного в текущие активы, а значит, на финансовое состояние предприятия.
Целью выпускной квалификационной работы является учет и анализ дебиторской и кредиторской задолженности на предприятии ООО «Фирма «ЗИМ».
В соответствии с поставленной целью определены основные задачи:
- изучить бухгалтерский
учет дебиторской и
- ознакомиться с
организацией учета
- оценить соответствие
правил ведения учета и
- проанализировать
состояние дебиторской и
- определить меры
по управлению дебиторской и
кредиторской задолженностью в
целях улучшения состояния
При исследовании темы дипломной работы и для решения поставленных задач мною были использованы данные бухгалтерского учета и отчетности ООО «Фирма «ЗИМ» за 2007-2008 гг.
Глава 1. Теоретические и методологические аспекты бухгалтерского учета дебиторской и кредиторской задолженности
1.1 Сущность
и значение дебиторской и
учет дебиторский кредиторский задолженность
Дебиторская и кредиторская задолженности являются объектом бухгалтерского учета, а именно представляют собой обязательства организации. В соответствии с п. 1 ст. 307 Гражданского кодекса Российской Федерации понятие обязательства трактуется следующим образом: «В силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности».
Традиционно выделяют три источника возникновения обязательств: договор, закон и деликт, т.е. причинение вреда. С одной стороны, обязательства поставщика перед покупателем по передаче товара надлежащего качества в надлежащем объеме и надлежащие сроки и, с другой стороны, обязательства покупателя перед поставщиком оплатить приобретаемый товар по определенной цене и в определенный срок вытекают из заключенного договора поставки. Их источником выступает договор. Обязательства по уплате налогов с совершаемой сделки возникают у сторон договора не по их соглашению, а в силу действия норм налогового законодательства. Таким образом, источником возникновения обязательств предприятия по уплате налогов выступает закон. Нанесение имущественного ущерба организации ее работником предполагает возникновение обязательства работника по возмещению ущерба. В этом случае имущественный вред – деликт служит источником возникновения обязательства работника перед предприятием.
Для бухгалтера источник возникновения обязательства – это факт хозяйственной жизни, информация о котором служит основанием для бухгалтерских записей, отражающих обязательства предприятия, ведущего учет. Из всего спектра обязательств, в которых предприятие выступает в качестве активного и (или) пассивного субъекта, в учете показываются те обязательства, которые входят в категории активов и пассивов, т.е. составляют дебиторскую (актив) и кредиторскую (пассив) задолженности. При этом поддебиторской задолженностьюпонимаются суммы денежных средств или суммы денежной оценки иных активов, причитающихся к получению предприятием от должников. Организации, работники и физические лица, которые являются должниками данной организации, называются дебиторами.
Дебиторская задолженность — это элемент оборотного капитала, являющегося частью капитала предприятия, вложенного в его текущие активы. Как актив дебиторская задолженность имеет следующие характеристики:
- во-первых, представляет
собой будущую экономическую
выгоду, при условии, что существует
уверенность в том, что счета
дебиторов будут оплачены. В противном
случае дебиторская
- во-вторых, дебиторская
задолженность – это ресурсы,
которыми управляет
- в-третьих, права
на экономическую выгоду
Дебиторскую задолженность можно классифицировать по критериям:
1) по причинам
образованиядебиторская
просроченная задолженность, а также задолженность,
связанная с ошибками в оформлении расчетных
документов, с нарушением условий хозяйственных
договоров и т.д. Существует еще безнадежнаядебиторская
задолженность — это счета, которые покупатели
не оплатили;
2) по сроку платежадебиторская
задолженность делится на
3) по видам дебиторская
задолженность подразделяется
Увеличение дебиторской задолженности означает отвлечение средств из оборота, чтоухудшает финансовое состояние предприятия, а иногда приводит и к банкротству. Дебиторская и кредиторская задолженности взаимосвязаны. Так, рост дебиторской задолженности влечет за собой рост кредиторской задолженности.
Кредиторская задолженность –
это суммы денежных средств или суммы
денежной оценки иных активов, причитающихся
к выплате (передаче) данной организацией
другим организациям, работникам и лицам,
которые называются кредиторами.
В состав имущества предприятия, как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая его долги (п. 2 ст. 132 ГК РФ). Как правовая категория кредиторская задолженность - особая часть имущества организации, являющаяся предметом обязательственных правоотношений между организацией и ее кредиторами. Организация владеет и пользуется кредиторской задолженностью, но она обязана вернуть или выплатить данную часть имущества кредиторам, которые имеют права требования на нее. Данная часть имущества — это долги организации, чужое имущество, чужие денежные средства, находящиеся во владении организации-должника.
Кредиторов, задолженность
которым возникла в связи с покупкой у
них материальных ценностей, называют
поставщиками.
Задолженность по начисленной заработной
плате работникам организации, по суммам
начисленных платежей в бюджет, внебюджетные
фонды, фонды социального назначения и
другие подобные начисления называют
обязательствами по распределению.
Кредиторов, задолженность которым возникла
по другим операциям, называют прочими
кредиторами.
В состав кредиторской задолженности входят показатели по следующим ее видам:
— поставщики и подрядчики;
— векселя к уплате;
— задолженность перед дочерними и зависимыми обществами;
— задолженность перед персоналом организации;
— задолженность перед бюджетом и социальными фондами;
— задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов;
— авансы полученные;
— прочие кредиторы.
В экономическом смысле обязательства демонстрируют будущие потоки средств, обусловленные кредитами, предоставленными и полученными хозяйствующими субъектами. Исходя из определения понятия кредита, он выдается во временное пользование на условиях возвратности и, как правило, с уплатой процента. Оценка обязательств хозяйствующих субъектов при экономическом подходе строится на принципе временной ценности денег. Чем больше срок с момента возникновения обязательства до даты его погашения, тем больше обязательство обесценивается и тем меньше его экономическая оценка. В этом действует правило, согласно которому «рубль сегодня – это всегда больше, чем рубль завтра».
1.2 Нормативное регулирование дебиторской и кредиторской
задолженности
К документам законодательного уровня четырехуровневой системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации (РФ) относятся: Гражданский кодекс РФ; Налоговый кодекс РФ; Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 № 129-ФЗ, который устанавливает единые правовые методологические основы бухгалтерского учета и отчетности на территории РФ для всех организаций, являющихся юридическими лицами, определяет сущность бухгалтерского учета и его задачи, основные понятия, используемые в учете, порядок регулирования, организации и ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а также взаимоотношения по этим вопросам организаций с внутренними и внешними потребителями информации.