Малый бизнес. Его сущность и энономические преимущества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 20:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучить проблемы и перспективы малого бизнеса в различных отраслях экономики.
Для достижения поставленных целей необходимо решить ряд задач:
Изучить теоретические основы малого бизнеса.
Изучить роль государственной поддержки малого бизнеса.
Рассмотреть проблемы и перспективы малого бизнеса.

Вложенные файлы: 1 файл

Ledyaeva_kursovaya_maly_biznes_111111.doc

— 159.50 Кб (Скачать файл)

Введение

Как известно, малый бизнес является экономическим явлением. Он отражает всю совокупность экономических, социальных, организационных и личностных отношений, и связан с организацией предпринимателями своего дела, с  производством товаров и получения желаемого результата в виде прибыли.

Так же малое предпринимательство  как явление экономическое, отражает всю систему отношений, которая  возникает у предпринимателей друг с другом, с потребителями, поставщиками, с банками и другими субъектами рынка, с наемными рабочими ( сотрудниками), и с государством, в лице соответствующих органов исполнительной власти.

Малое предпринимательство – это  предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики  при определенных, установленных  законами, критериях, конституирующих сущность этого понятия. Это подвижный, чутко реагирующий на вызовы рынка сегмент экономики любого государства, от самочувствия которого во многом зависит и экономическое здоровье страны в целом.

Как показывает мировая и отечественная практика, основным показателем, на основе которого предприятия (организации) различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии (организации).

Если рассматривать расширенное  понятие малого бизнеса, он представляет собой мобильную совокупность юридических  и физических лиц-малых предпринимателей, не являющихся составной частью монополистических  структур и играющих по сравнению  с ними второстепенную роль в экономике государства. В более узком смысле малый бизнес представляет собой коммерческое частное предприятие, отвечающее индивидуальным для каждого государства и отрасли критериям, прописанным в соответствующих регламентирующих документах государственной важности.

Актуальность данной темы заключается  в том, что малый бизнес значим в любой национальной экономике. Так как малый бизнес характеризуется  достаточно быстрой оборачиваемостью незначительного по объему капитала. Так же он составляет основу существования среднего класса в различных отраслях экономики.

Цель курсовой работы – изучить  проблемы и перспективы малого бизнеса  в различных отраслях экономики.

Для достижения поставленных целей  необходимо решить ряд задач:

  1. Изучить теоретические основы малого бизнеса.
  2. Изучить роль государственной поддержки малого бизнеса.
  3. Рассмотреть проблемы и перспективы малого бизнеса.

Объектом исследования является – малый бизнес, а субъектом  – проблемы и перспективы развития в различных отраслях экономики.

По своей структуре  курсовая работа состоит из: введения, трех глав,  заключения, списка используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Малый бизнес. Его сущность и экономические  преимущества

1.1 Сущность и критерии  определения субъекта малого  предпринимательства

Малое предпринимательство  – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики  при определенных, установленных  законами, критериях, конституирующих  сущность этого понятия. Как показывает мировая и отечественная практика, основным показателем, на основе которого предприятия (организации) различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии (организации).1

Серия работ в сфере  малого бизнеса относится к деятельности относительно небольшой группы лиц  или компаний, контролируемых одним  владельцем. Как правило, несколько  показателей, основанных на рыночной экономике, являются небольшими:  численность  работников, стоимость капитала, стоимость активов, величина оборота (прибыли, дохода) и др.

По данным Всемирного банка, общее число показателей, предприятий являются малыми (бизнес) больше 50 человек. Тем не менее, наиболее часто используемых критериев: количество сотрудников, годовой оборот реализовано сейчас, как правило, влияет на стоимость активов. При определении мер поддержки на предприятиях ЕС бизнес может быть использован и другими факторами в распределении для малого бизнеса. Предложенные Европейской комиссией (ЕК) критерии классификации малых предприятий являются такие как: численность работников не превышает 100. CES подчеркивает микро-до Количество сотрудников до 10 человек (подавляющее большинство из них были отдельные предприятия и личные подсобные хозяйства) и мелкие фирмы, численность занятых работников в пределах 10-99 человек.

Международная Организация  по экономическому сотрудничеству и  развитию (ОЭСР), которая включает в  себя экономически развитые страны, определяет предприятия с числом до 19 человек  "очень маленький" до 99 человек - как «малые», 100 - 499 человек - "как крупные".

В российской практике малое  предпринимательство было разрешено  еще в 1998 г. По началу к числу малых  относили государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 человек. Однако величина хозяйственного оборота практически так и не была установлена. Принцип отнесения предприятий к малым по численности работников сохранился и в современном российском законодательстве. В экономике развитых стран одновременно функционируют крупные, средние и малые предприятия, а также осуществляется деятельность, базирующаяся на личном и семейном труде. Размеры предприятий зависят от специфики отраслей, их технологических особенностей, от действия эффекта масштабности.

Есть отрасли, связанные  с высокой капиталоемкостью и  значительными  объемами производства, и отрасли, для которых не требуются  приятия больших размеров, а, напротив, именно малые оказываются более  предпочтительными. Для современной  экономики характерна сложная комбинация  разных по масштабам производств: крупных, с тенденцией к монопольным структурам, и небольших складывающихся под влиянием многих факторов. С одной стороны, устойчивой тенденцией научно-технического прогресса стала концентрация производства.

Именно крупные фирмы  имеют большие материальные, финансовые, человеческие ресурсы и квалифицированные  кадры. Они способны осуществлять крупномасштабные научно-исследовательские проекты, которые определяют технологический  прогресс. С другой стороны, в последнее время выявился небывалый рост предприятий малого и среднего бизнеса, особенно в сферах, где пока не требуется значительных капиталов, больших объемов оборудования и кооперации множества работников.

Малых и средних предприятий  особенно много в виде высокотехнологичного производства и в отраслях, производящих потребительские товары и услуги. Мы знаем, что малому бизнесу присущи многие положительные качества, которые не имеют больших компаний. Стоит отметить, что крупные компании не в состоянии контролировать все товары и рынки, они воспринимают любые изменения, каждое нововведение как риск.

Такой фирме трудно принять  решение о финансировании проекта, который, возможно, начнет приносить  прибыль лишь через 5—10 лет. Необходимо также добавить, что на крупных предприятиях не принято вознаграждать за рисковые предложения, рисковые мероприятия. В отличие от крупных компаний, малые предприятия  работают по принципу прогрессивной ориентации на потребности общества. Они жизненно важны для производства и сбыта на что-то новое, и это действительно необходимо.

На малых предприятиях инициатором всего нового выступает, как правило, человек, обладающий знаниями, практикой и энергией. Большинство  новых продуктов и услуг рождается  малых предприятиях. Владельцы малого бизнеса могут думать и действовать активно. Они имеют относительно низкие производственные затраты на начальной стадии инновационного процесса, как правило, продолжительность этого этапа может повлиять на разработку и производство новых продуктов.

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Законодательные основы  регулирования малого предпринимательства

Малый бизнес — сектор экономики, включающий в себя индивидуальное и малое предпринимательство, условное название совокупности малых и средних  предприятий, ограниченных определенными правовыми нормами. К субъектам малого бизнеса относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий) , а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее — индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие перечисленным ниже условиям:

Для юридических лиц  — суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных  юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений) , благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов). 2

Доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого бизнеса, не должна превышать 25% (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау) , исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ — бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования) ;

2.  Ограничение по  численности работников

Средняя численность  работников за предшествующий календарный  год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего бизнеса:

а) до ста человек включительно для малых предприятий;

б) среди малых предприятий  выделяются микропредприятия — до пятнадцати человек;

3.  Ограничение по  выручке

С 1 января 2008 г. согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. N 556 установлены  предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего бизнеса:

а) микропредприятия - 60 млн. рублей;

б) малые предприятия - 400 млн. рублей;

Предпринимательской называется самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.3

 В содержание понятия  «предпринимательство» обыкновенно включают и «бизнес». Бизнес– дело, деловая активность по осуществлению операций обмена товарами и услугами между экономическими участниками рыночных отношений. В определенном отношении бизнес – более широкое явление, чем предпринимательство, поскольку охватывает собой, в том числе и совершение разовых коммерческих сделок. Законодательство всех государств регулирует деятельность бизнесменов (коммерсантов), устанавливая для них ряд исходных позиций и параметров, без которых невозможна коммерческая деятельность.

Отличительные признаки предпринимательской деятельности:

•  осуществление определенной деятельности — продажа товаров, выполнение работ, оказание услуг, —  а также извлечение дохода от использования  имущества;

•  целевая направленность, т.е. получение прибыли;

•  систематичность  осуществления определенной деятельности;

•  самостоятельность  и инициативность в ее осуществлении;

•  осуществление определенной деятельности на свой риск и под  ответственность всем своим имуществом.

Малым бизнесом в праве  заниматься лишь  лица, зарегистрированные в качестве предпринимателя без образования юридического лица, а также те, юридические лица, которые создаются, функционируют и прекращаются в особом порядке, установленном законодательством. Организации - участники рынка различаются по типу собственности, метода создания, характера работы и т.д. Тем не менее, они характеризуются наличием общих черт, которые позволяют отнести их к числу юридических лиц:

•  организационное  единство;

•  имущественная обособленность;

•  самостоятельная имущественная ответственность;

•  выступление в  гражданском обороте от собственного имени.

Все юридические лица разделяются на коммерческие и некоммерческие организации. Юридические лица, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, являются коммерческими организациями; юридические лица, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками, — некоммерческими организациями. В дальнейшем мы будем рассматривать только коммерческие организации, так как именно они призваны заниматься предпринимательской деятельностью, в отличие от некоммерческих, которые ставят перед собой иные, нежели извлечение прибыли, цели.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Малый бизнес. Его сущность и энономические преимущества