Международные и российские стандарты и системы качества и их влияние на деятельность предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2012 в 14:51, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящего исследования является анализ международных и российских стандартов и систем качества и их влияния на деятельность предприятия.
Для достижения поставленной цели были рассмотрены следующие задачи:
-изучены международные стандарты и системы качества;
-проанализированы российские стандарты и системы качества;
-исследовано влияние указанные факторов на деятельность предприятия.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие и показатели качества и конкурентоспособности……………………..4
Глава 2. Государственные и международные стандарты и системы качества…………..6
2.1. Понятие, сущность, значение стандартизации………………………………6
2.1.1 Система стандартов в Российской Федерации………………………...7
2.2.Система международных стандартов…………………………………………9
2.2.1.Концепция всеобщего качества (TQM) и её применение в России...13
Глава 3. Влияние стандартов и систем качества на деятельность предприятия (на
примере компаний ЗАО «Аптека-Холдинг» и ЗАО «Диасофт»)……………………….15
Заключение……………………………………………………………………………….....24
Список использованной литературы……………………………………………………...27

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовой проект (отправлен).doc

— 247.50 Кб (Скачать файл)

               ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ      

        ПРИ  ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 
 

                Кафедра « Экономика и антикризисное управление» 
 
 
 

                                

                           КУРСОВАЯ  РАБОТА 

«Международные  и российские  стандарты и системы  качества

                    и их влияние на деятельность  предприятия» 
 

                                      По дисциплине

               «Экономика организаций, предприятий» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                           2011 
 

                                                                 
 
 

                                                          План 
 

      Введение ……………………………………………………………………………………..3 

    Глава 1. Понятие  и показатели качества и конкурентоспособности……………………..4 

      Глава 2. Государственные и международные  стандарты и системы качества…………..6 

            2.1. Понятие, сущность, значение стандартизации………………………………6       

                   2.1.1 Система стандартов в Российской Федерации………………………...7 

            2.2.Система международных стандартов…………………………………………9 

                   2.2.1.Концепция всеобщего качества (TQM) и её применение в России...13 

      Глава 3. Влияние стандартов и систем качества на деятельность предприятия (на   

      примере  компаний ЗАО «Аптека-Холдинг»  и ЗАО «Диасофт»)……………………….15 

      Заключение……………………………………………………………………………….....24 

       Список использованной литературы……………………………………………………...27

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 
 

     Рыночная  модель развития экономики предусматривает  свободу выбора трудовой деятельности, включая предпринимательство и  коммерческую деятельность, для всех граждан, их равноправие в доступе  к возможностям развития и получения информации. Наличие конкурентной среды в условиях рыночной экономики обязывает уделять огромное внимание проблемам качества. Проблема качества является важнейшим фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной и экологической безопасности. Важнейшей составляющей всей системы качества является качество продукции. Серьезная конкурентная борьба обусловила в странах с развитой рыночной экономикой разработку программ повышения качества. Возникла необходимость выработки объективных показателей для оценки способностей фирм производить продукцию с необходимыми качественными характеристиками. Эти характеристики подтверждаются сертификатом соответствия на продукцию. Многие фирмы-производители имеют системы качества, соответствующие международным стандартам.

     Углубление  и расширение международного сотрудничества во всех областях человеческой деятельности обеспечило перевод работ по международной  стандартизации на более высокий  уровень. При этом качественно новый  этап в области стандартизации на многосторонней основе характеризуется заметным количественным, структурным и функциональным ростом.  
Сегодня рассмотрением вопросов, связанных со стандартизацией, из 4,5 тысяч всех международных организаций занимаются более 400 . Начало международного сотрудничества в области стандартизации относится к 1921 году. Работа активизировалась уже после окончания Второй мировой войны. В 1946 году под эгидой ООН была создана Международная организация по стандартизации (ИСО). Главная цель ИСО - содействие развитию стандартизации в мировом масштабе с целью упрощения международного товарообмена и взаимопомощи, а также для расширения сотрудничества в сфере интеллектуальной, научно-технической и экономической деятельности. При этом в круг компетенции ИСО входит:  
• принятие мер, направленных на упрощения, совершенствование методов согласования стандартов во всех областях их применения в мировом масштабе;  
• разработка, принятие международных стандартов, их информационное обеспечение;  
• организация внутренних информационных потоков;  
• налаживание сотрудничества с другими международными организациями для совместного решения смежных вопросов.

           Российская Федерация представлена в ИСО Госстандартом России.  
Высшим органом ИСО является Генеральная Ассамблея. В период между сессиями Генеральной Ассамблеи деятельностью организации руководит Совет во главе с президентом ИСО. Рассмотрением и подготовкой решений по конкретным вопросам занимаются постоянные и временные комитеты Совета.  
В последнее время во всех развитых странах концентрируются усилия по разработке и внедрению на предприятиях современных систем качества. В ряде стран Западной Европы и в США введены национальные стандарты, определяющие параметры этих систем. С целью упорядочения подхода к решению вопроса качества, на основе обобщенного опыта ряда стран в 1987 году были обнародованы стандарты ИСО серии 9000, направленные на обеспечение сочетаемости базовых принципов национальных систем обеспечения качества.  
                 В условиях жесткой конкуренции на мировом рынке производители просто вынуждены осваивать стандарты ИСО и других международных организаций, чтобы                                                                                                                                                                                                                                                                                

выжить, поддерживать конкурентоспособность  своих товаров на высоком уровне.   Как следствие в процессе разработки международных стандартов сталкиваются интересы, идет упорная борьба за принятие тех или иных формулировок требований стандартов в пользу отдельных стран или отдельных крупнейших мировых производителей.  
                  В тоже время международные стандарты ИСО не являются обязательными. По усмотрению конкретной страны они применяются отдельными разделами или приняты в целом.  
                 Госстандарт России, являясь национальным органом по стандартизации, стремится расширить свое участие в развитии международного сотрудничества в области стандартизации. Важным моментом для решения экономических и социальных задач страны, успешного продолжения реформ может стать участие Российской Федерации во Всемирной торговой организации (бывшей ГАТТ - Генеральное соглашение по тарифам и торговле). Интеграция экономики России в эту международную организацию, включающую более 100 стран мира, несмотря на имеющиеся сложности в приведении национальных законодательных актов и нормативных документов в соответствие с требованиями ВТО, отвечает долгосрочным интересам нашей страны.

                 Таким образом, развитие системы стандартизации в России идет по пути устранения технических барьеров в торговле (для отечественной и импортной продукции), посредством согласования государственных стандартов РФ с национальными стандартами других стран. Следует отметить, что процесс прямого применения международных стандартов в качестве государственных стандартов России в дальнейшем будет расширяться, а его роль - возрастать.  
                   В развитых странах национальные стандарты по управлению качеством функционируют с середины 70-х годов. Они разрабатывались и внедрялись в важнейших отраслях промышленности в целях обеспечения качества на этапах разработки (проектирования) и производства в таких отраслях промышленности, как авиация, космонавтика, ядерная энергетика, производство техники военного назначения и т.д. Однако в новых условиях сложилась ситуация, потребовавшая разработки единообразного подхода к решению вопросов управления качеством. Необходимо было устранить различия, привести в соответствие с международными требования национальных систем. В этой связи в составе ИСО был образован ТК 176 «Управление качеством и обеспечение качества « для стандартизации и согласования основополагающих принципов на системы качества.  
                  В 1987 году ИСО /ТК 176 официально обнародовал первые пять стандартов МС ИСО серии 9000., в которых были установлены основные требования к формированию общих программ управления качеством как в промышленности, так и в сфере обслуживания.

                   Целью настоящего исследования является анализ международных и российских стандартов и систем качества и их влияния на деятельность предприятия.  
Для достижения поставленной цели были рассмотрены следующие задачи:  
                 -изучены международные стандарты и системы качества;  
                 -проанализированы российские стандарты и системы качества;  
                 -исследовано влияние указанные факторов на деятельность предприятия.
 
 

      Глава 1 .Понятие и показатели качества и конкурентоспособности.

                     Качество продукции относится к числу важнейших показателей деятельности предприятия. Повышение качества продукции в значительной мере определяет выживаемость предприятия в условиях рынка, темпы технического прогресса, внедрения инноваций, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии. В современных условиях конкуренция между предприятиями развертывается главным образом на поле качества выпускаемой продукции. Понятие качества продукции регламентировано в Российской Федерации государственным стандартом, ГОСТ 15467-79 «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения»: «Качество – совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением»1.Покупатель считает качественной ту продукцию, которая отвечает условиям потребления независимо от того, какие специфические потребности ей предназначалось удовлетворять. Совокупность свойств не может быть плохой или хорошей вообще. Качество может быть только относительным. Если необходимо дать оценку качества продукции, то надо сравнить данный набор свойств (совокупность свойств) с каким-то эталоном. Эталоном могут быть лучшие отечественные или международные образцы, требования, закрепленные в стандартах или технических условиях. При этом применяется термин «уровень качества» (в зарубежной литературе – «относительное качество», «мера качества»).

                     Но любой документ или эталон узаконивает определенный набор свойств и характеристик лишь на какой-то период времени, а потребности непрерывно меняются, поэтому предприятие, изготовляя продукцию даже в точном соответствии с нормативно-технической документацией, рискует выпускать ее некачественной, не устраивающей потребителя. Таким образом, основное место в оценке качества продукции или услуг отводится потребителю, а стандарты, законы и правила (в том числе и международные) лишь закрепляют и регламентируют прогрессивный опыт, накопленный в области качества. Следовательно, качество как экономическая категория – это общественная оценка, характеризующая степень удовлетворения потребностей в конкретных условиях потребления той совокупности свойств, которые явно выражены или потенциально заложены в товаре.

                   Конкурентоспособность товара определяется (в отличие от качества) только той совокупностью свойств, которые представляют несомненный интерес для определенной группы покупателей, и обеспечивает удовлетворение данной потребности. Прочие характеристики и свойства продукции во внимание не принимаются. Товар с более высоким уровнем качества может быть менее конкурентоспособен, если его стоимость значительно повысилась за счет придания товару новых свойств, не затребованных группой потребителей, для которых он предназначен. Кроме того, один и тот же продукт может быть конкурентоспособен на внутреннем рынке и неконкурентоспособен на внешнем, и наоборот. Многие компании индустриально развитых стран (Япония, США, Франция, ФРГ) позволяют добиваться конкурентоспособности товаров лишь на внутреннем рынке, будучи уверенными в возможности сбыта своих товаров и на внешнем рынке.

                   Происходящий в России переход к рынку заставляет по-новому взглянуть на проблему качества и конкурентоспособности продукции. Если не сегодня, то завтра развитой конкурентный рынок будет диктовать уровень и динамику развития качества продукции. В связи с этим перед производителями продукции возникают задачи планирования и управления качеством, учета затрат, выбора более экономичного варианта достижения определенного его уровня и наилучшего способа организации процесса обеспечения качества. Все эти проблемы могут успешно решаться лишь при едином подходе к понятию качества, способов и методов его измерения. Такой подход может быть обеспечен лишь через внедрение системы стандартов качества на предприятии. В новых условиях решение проблемы качества в России во многом будет зависеть от формирования системы стандартов качества как основы нормативно-правовой базы организации и функционирования систем управления качеством. Повышение их роли и значения в мировой практике вызвано стремлением выработки единого подхода к понятию «качественная продукция». 

Информация о работе Международные и российские стандарты и системы качества и их влияние на деятельность предприятия